Нереализованная воздушная мощь Претории. Проект многоцелевого истребителя Atlas FCA-1 Carver. ЮАР
В эпоху деколонизации Африки (с 1950-х по 1970-е годы) поддержка Советским Союзом освободительных движений и помощь новым независимым правительствам рассматривались Преторией исключительно как советский неоимпериализм. После 1974 года, когда в получивших независимость Мозамбике и Анголе к власти пришли правительства с марксистской идеологией, и когда освободительная война в Родезии вступила в свою заключительную фазу, руководство Южной Африка сильно обеспокоилось. Одним из результатов этого беспокойства стало наращивание военно-воздушных сил. В 1975-76 годах на вооружение ВВС ЮАР поступили истребители-перехватчики Mirage F.1CZ и ударные самолеты Mirage F.1AZ. Однако дальнейшие закупки прекратились после того как 4 ноября 1977 года в соответствии с резолюцией 418 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, когда против режима апартеида в Южной Африке было введено оружейное эмбарго.
Оказавшись в международной изоляции, южноафриканцы приняли решение делать истребитель самостоятельно. Авиастроительной компании Atlas Aircraft Corporation (Atlas Aircraft), которая получила задание на разработку самолета и которая являлась дочерней компанией корпорации Armscor, начала работы над программой, которой было присвоено обозначение Carver. Здесь следует сделать небольшое отступление и сказать, что в ряде источников, включая справочники издательства «Janes» и журнал «Flight International», самолет ошибочно назывался как CAVA. По всей видимости наименование CAVA во время беседы двух человек, которые разговаривали на английском языке с разными акцентами. Что касается присвоенного проекту названия Carver, то оно было случайно сгенерированным кодовым обозначением, как это делается во многих случаях по всему миру.
Во время работ над проектом компания Atlas Aircraft объединила свои усилия с южноафриканскими ВВС (South African Air Force), корпорацией Armscor, дочерней компанией которой Atlas Aircraft являлась, и национальной научно-исследовательской лабораторией. Согласно планам южноафриканских военных новый истребитель должен был поступить на вооружение ВВС ЮАР в середине 1990-х годов и заменить парк устаревающих истребителей Mirage III. После запуска в серийное производство истребители Atlas Carver должны были заменить истребители Cheetah, представлявшие собой глубокую модернизацию истребителей Mirage III, ударные самолеты Mirage F.1AZ и истребители-перехватчики Mirage F.1CZ.
Исходя из этого истребитель Atlas Carver виделся одномоторной машиной, которая по своей конструкции должна была базироваться на конструкции Mirage III/Cheetah, иметь аэродинамическую схему «утка» с треугольным крылом и оснащаться двигателем SNECMA Atar 9K-50, изготавливавшимся в ЮАР по лицензии и являвшимся самым мощным южноафриканским реактивным авиамотором. Однако с одномоторной силовой установкой машина имела недостаточную тяговооруженность (идея оснастить самолет более мощным и современным двигателем была нереализуемой из-за эмбарго на поставки оружия режиму апартеида) и не отвечала планам военных заменить самолетами типа Atlas Carver еще более устаревшие ударные машины Canberra и Buccaneer.
Таким образом после большого объема работ по одномоторному варианту конструкторы компании Atlas Aircraft переключились на разработку более крупного двухмоторного самолета, который имел бы большую дальность полета и обладал бы способностью нести бóльшую бомбовую нагрузку и, возможно, ядерный боеприпас. Во время этапа предварительного проектирования самолета с двухмоторной силовой установкой были рассмотрены варианты многоцелевого истребителя Carver с одно- и двукилевым хвостовым оперением и выбор был сделан в пользу однокилевого варианта. Также во время данного этапа работ изменилась и аэродинамическая схема самолета – теперь это была «бесхвостка».
Хотя многоцелевой истребитель Atlas Carver должен был стать заново изготовленным самолетом без использования узлов с планеров находящихся на вооружении машин, крыло машины должно было представлять собой дальнейшее развитие крыла истребителя Cheetah, а его отклоняющиеся поверхности должны были приводиться в действие электродистанционной системой управления полетом. Истребитель Atlas Carver планировалось оснастить самой современной в Южной Африке авионикой: модернизированной версией навигационно-прицельной системы истребителя Cheetah, которая на машинах ВВС ЮАР уже продемонстрировала улучшение точности при нанесении бомбовых ударов в горизонтальном полете на большой дальности от цели.
Многоцелевой истребитель Atlas Carver должен был быть статически неустойчивым и, как было сказано выше, оснащаться электродистанционной системой управления полетом. В конструкции машины должен был быть большой процент композиционных материалов. Согласно ряду сообщений созданный в конце 1980-х – начале 1990-х годов самолет Atlas ACE (Advanced Composite Evaluator), который был турбовинтовым учебно-тренировочным самолетом в классе Pilatus PC-9 и Tucano, являлся частью НИОКР в области авиационных композиционных материалов. На момент своего создания Atlas ACE имел самый высокий процент использования композиционных материалов в самолетах военного типа.
Для ускорения работ компания Atlas Aircraft наняла несколько сотен израильских конструкторов и технических специалистов, уволенных из концерна Israel Aircraft Industries в связи с прекращением программы многоцелевого истребителя Lavi. Вооружение истребителя Atlas Carver должно было включать в себя ракеты воздух-воздух малой дальности V3B и более совершенные V3C, свободнопадающие бомбы и управляемые бомбы с лазерным или телевизионным наведением южноафриканского производства. Истребитель должен был получить эффективные средства радиоэлектронного противодействия, разработанные в ЮАР для самолетов типа Mirage F.1, и ракеты воздух-воздух средней дальности, необходимость в которых южноафриканским военным была очевидна.
Однако то, что дало старт программе истребителя Atlas Carver, стало его концом. К концу 1980-х – началу 1990-х годов режим апартеида уже дышал на ладан, и у ЮАР уже больше не было финансовых ресурсов, ни технологических возможностей на продолжение столь доростоящей программы (помимо создания планера становилось очевидной необходимость создания нового более мощного реактивного двигателя). В феврале 1991 года командование южноафриканских ВВС отменило программу создания истребителя Atlas Carver. В ВВС ЮАР считали, что затраты на создание собственного истребителя не будут оправданы в свете уменьшения угроз, связанных с установлением мира с Анголой и отказа страны от апартеида.
На момент закрытия программы на нее и на макет для размещения тестовых систем было потрачено около 10 миллиардов рэндов (примерно 2 миллиарда долларов). Также к моменту закрытия были завершены комплексные испытания в аэродинамической трубе и целый ряд сопутствующих работ. Режим секретности с программы Atlas Carver был частично снят в начале 1990-х годов, когда президент Фредерик де Клерк упомянул о его отмене в парламенте вместе с информацией о шести ядерных зарядах, которыми владела Южно-Африканская Республика, и когда общественности были представлены модели проекта истребителя.
Отказ от политики апартеида, мирное соглашение с Анголой и предоставление независимости Намибии дали военно-воздушным силам ЮАР время для подготовки будущей технической политики и принятия решения о новой материальной части. В начале 1990-х годов командование южноафриканских ВВС приняло решение начать с середины 1990-х годов, когда эмбарго ООН на поставки оружия Южной Африке будет отменено, закупать серийно производящиеся самолеты для замены истребителей Mirage F.1 и Atlas Cheetah.
В заключение следует сказать, что в числе претендентов на получение на свои крылья синих звезд с золотой антилопой рассматривались и истребители семейств МиГ-29 и Су-27, но из этого, к сожалению, ничего не вышло. Еще одним неудавшимся элементом российско-южноафриканского военно-технического сотрудничества были планы по модернизации истребителей Mirage F-1 и Cheetah в виде замены силовых установок этих машин на двигатели РД-33. Данный проект был аннулирован в начале 1990-х годов из-за сокращения правительством ЮАР расходов на оборону.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Atlas FCA-1 Carver
Назначение: многоцелевой истребитель
Статус: проект
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: два ТРДФ SNECMA Atar 09C с тягой на максимальном режиме по 41,97 кН (4280 кгс) и на форсажном режиме по 60,80 кН (6200 кгс)
Размеры:
размах крыла н/д
длина 15,06 м
высота н/д
площадь крыла н/д
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 12000 метров 2350 км/ч (М = 2,0)
источник: https://www.globalsecurity.org/military/world/rsa/carver.htm