1

К самым последним немецким реактивным технологиям японцы смогли получить доступ только после января 1945 года. До этого они могли знакомиться лишь с принятыми на вооружение образцами реактивной техники. Таким образом, в начале 1944 года японцы получили представление о реактивном истребителе Messerschmitt Me 262 и о ракетном перехватчике Me 163, т.е. сразу же вскоре после первых полетов этих машин. Следовательно, это было незадолго до официального запроса данных, пришедшего из японского представительства в Берлине. В последующих переговорах немцы были уведомлены, что только Императорская армия (IJA) будет строить японскую версию Me 262, Nakajima Ki-201 Karyu, разработка которого началось в январе 1945 года. Однако еще до этих переговоров IJA приступила к созданию собственных реактивных проектов, толчком к созданию которых послужило получение технической информации от немцев.

В конце 1944 года IJA инициировала разработку одномоторного реактивного истребителя и эта задача была поручена 1-му армейскому авиационному арсеналу в Тачикаве (Tachikawa Dai-Ichi Rikugun Kokusho — 第一陸軍航空技術研究所). Армейские капитаны Хаяси и Ясуда собрали и возглавили две команды для исследования концепции и начала проектирования. Единственным ограничением в требованиях было обеспечение как минимум получасовой продолжительности полета. В то время были доступны только двигатели серии Ne 12. Базовый реактивный двигатель Ne 12, являвшийся развитием более раннего Ne 10, оказался слишком тяжелым. Модель для истребителя — Ne 12B — изготавливалась в ограниченных количествах вплоть до состоявшихся в марте 1945 года первых испытаний Ne 20, доказавшего свое превосходство над Ne 12B.

Проблема, стоявшая перед Хаяси и Ясуда, заключалась в том, что характеристики и продолжительность полета разрабатывавшихся ими однодвигательных машин должны были находиться на одном уровне с соответствующими параметрами самолетов с двухдвигательными силовыми установками. В связи с неприемлемостью Ne 12B оба обратили внимание на разработки на основе ТРД Ne 20. К ним относятся турбореактивные двигатели Ishikawajima Ne 130, Nakajima Ne 230 и Mitsubishi Ne 330, которые должны были создавать большую тягу чем Ne 20.

Имея в наличии, по крайней мере, основные измерения этих турбореактивных двигателей, каждая команда приступила к разработке своих проектов реактивного истребителя. К середине 1945 года обе команды представили две концепции.

Команда Хаяси разместила турбореактивный двигатель внутри фюзеляжа ближе к его хвосту. Фюзеляж должен был иметь довольно стройные очертания с расположенной впереди кабиной и низкоустановленным крылом, которое должно было быть размещено примерно в средней части фюзеляжа. Самолет должен был иметь носовой воздухозаборник с соплом, выходящим через выпускную трубу или заднюю часть фюзеляжа.

Группа Ясуда выбрала турбореактивный двигатель и расположила его на верхней части фюзеляжа. В отличие от более стройного самолета Хаяши, проект Ясуда имел более короткий и широкий фюзеляж. В результате двигатель, находясь на вершине фюзеляжа, исключал возможность применения обычного стабилизатора и, следовательно, хвостовое оперение было двухкилевым: каждая плоскость стабилизатора заканчивалась вертикальным килем. Ясуда считал, что с расположенным вне фюзеляжа двигателем нос мог использоваться для размещения в нем вооружения для его концентрирования и увеличения точности. Проект Ясуда очень напоминал немецкий истребитель Heinkel He 162 Volksjager.

На данном этапе необходимо кратко рассмотреть Volksjager. Heinkel He 162 был задуман как истребитель, который мог быть быстро построен с использованием недостаточно квалифицированной или неквалифицированно рабочей силы, небольшого количества дефицитных материалов военного времени и одного турбореактивного двигателя. Это должно было позволить He 162 гораздо быстрее поступить на вооружение, чем более сложному Me 262. Начало He 162 было положено конкурсом на народный истребитель (Volksjager), но поскольку Хейнкель имел связи с заместителем Имперского Министра вооружений и военного производства Карлом-Отто Зауром (Karl-Otto Saur), который также являлся директором-распорядителем у Хейнкеля, то исследования по He 162 были начаты гораздо раньше и шли полным ходом. К тому моменту, когда другие фирмы представили на конкурс свои проекты, макет He 162 был уже в стадии постройки. Неудивительно, что в сентябре 1944 года Хейнкель получил контракт на Volksjager. 6 декабря 1944 года He 162 V1 совершил первый полет.

В конструкции He 162 использовался легкий металлический монококовый фюзеляж и прессованный фанерный нос. Высокорасположенное крыло было неразъемным и изготавливалось из дерева. Обшивка крыла была фанерной; также в конструкции крыла применялись металлические законцовки. Хвостовое оперение He 162 было двухкилевым. Крыло крепилось к фюзеляжу с помощью всего четырех болтов. Силовая установка состояла из одного турбореактивного двигателя BMW 003A-1 Sturm, расположенного на верхней части фюзеляжа позади кабины. Для помощи при покидании самолета во время аварии пилот был снабжен катапультируемым креслом. Вооружение состояло из двух 20-мм пушек MG 151 с боезапасом 120 снарядов на ствол. Максимальная скорость He 162 на высоте 6000 метров была 905 км/ч с боевым радиусом 438 км на полной мощности.

В январе 1945 года для полевых испытаний была создана Erprobungskommando 162 и 6 февраля I/JG 1 было приказано перейти на реактивные истребители. Heinkel He 162 был очень строгим в пилотировании летательным аппаратом, однако в руках опытного летчика он был исключительным самолетом маневренного воздушного боя. Пилоты говорили, что избегали воздушных боев с союзниками, однако в конце апреля и начале мая I/JG1 было заявлено о нескольких воздушных победах. Однако победы были омрачено потерей, в основном из-за аварий, 13 самолетов и 10 пилотов. Помимо I/JG единственной частью, которая должна была получить истребители He 162 являлась l.(Volkssturm)/JG 1 в Саган-Куппер (Sagan-Kupper), которая, к счастью, своей матчасти не получила. Пилоты этой части только прошли обучение на He 162S — безмоторной планерной версии He 162 с неубирающимся шасси и рудиментарной второй кабиной инструктора. После нескольких планирующих полетов неподготовленного летчика ожидал полет на оснащенном реактивным двигателем He 162. Понятно, что результаты этого обучения были бы катастрофическими. Двухместный вариант He 162, известный как Doppelsitzer, оснащенный второй кабиной для инструктора за счет пушек, боеприпасов, кислородной системы и запаса топлива, к концу войны в Европе так и не был завершен и облетан.

15 апреля 1945 года Верховное командование люфтваффе (Oberkommando der Luftwaffe) одобрило выпуск инструкций по эксплуатации и технологических данных He-162 для японцев. Делегация официальных лиц Императорского флота (IJN) изучила Heinkel He 162 и посетила в Ростоке линию по производству He 162. Впечатленные самолетом, японцы быстро запросили технические данные по истребителю. Конечно же, на данном этапе войны для Германии не было никакой возможности отправить в Японию светокопии чертежей, технологическую оснастку и отдельные He 162. Вместо этого единственным доступным средством быстрой передачи информации о турбореактивных двигателях была беспроводная передача, то есть радио. Чтобы облегчить передачу данных коммандер (капитан 3-го ранга) Йосино Нагамори (Commander Yoshio Nagamori) использовал базовую линию (фиксированная измерительная линия, используемая в качестве эталонной, от которой производятся угловые или линейные измерения) для замеров He 162 и передачи данных в Японию. Однако в Японии была получена только часть данных, отправленных Нагамори.

Даже части дошедших до японской метрополии измерений He 162 было достаточно, чтобы начать использовать информацию, восполнять пробелы, пересматривать проект в соответствии с японскими производственными мощностями и составлением чертежей для изготовления самолета. Несмотря на то, IJN получил данные по He 162, производить его должна была IJA. В дополнение к разработке самолета по полученным данным, были сделаны планы по развертыванию производства.

В любом случае, использовали ли Ясуда и его команда данные по He 162 и их влиянием или по стечению обстоятельств пришли к аналогичной конструкции никогда не будет известно. Но в IJA отвергли истребитель Ясуда и вместо него для продолжения работ выбрали проект капитана Хаяси. Возможно, было отмечено, что с приобретением He 162 проект Ясуда был излишним. C утверждением самолета Хаяси, он и его команда начали доработку проекта и создание прототипа. Тем не менее, в августе 1945 года, когда военные действия прекратились, ни одна из программ IJA по созданию реактивных самолетов не была готова к полетам. Ни реактивный истребитель Хаяси, ни японская версия He 162 не пошли дальше стадии эскизного проектирования. Только Nakajima Ki-201 дошел до стадии постройки и к окончанию войны имел лишь один незавершенный фюзеляж.

Проект истребителя Tachikawa Ki-162. Япония


изображенный «Tachikawa Ki-162» показан в цветах 23-го отдельного чутая, действовавшего над Окинавой в 1945 году

В качестве примечания; «Ki-162» использовалось некоторыми в качестве обозначения для японской версии He 162. Однако нет никаких исторических свидетельств в поддержку этого, хотя и не без прецедента, например, в случае с предложенным Mitsubishi Ki-90, который должен был стать японской версией Junkers Ju 90. Также можно увидеть полное наименование японской версии как «Tachikawa Ki-162». Не лишено оснований полагать, что компания Тачикава, возможно, сыграла определенную роль в оценке полученных данных He 162, поскольку в распоряжении IJA были 1-ый армейский авиационный арсенал и Армейский научно-исследовательский авиационный институт (陸軍航空技術研究所 — Rikugun Kokugijutsu Kenkyujo), также расположенный в Тачикаве. Строили ли в Тачикаве японскую версию He 162 — неизвестно.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Современники: Blohm und Voss P.221/01 (Германия), Republic F-84 Thunderjet (США), Heinkel He 162 (Германия), Arado E.580 (Германия), BMW Strahljager I (Германия), Heinkel P.1073 (Германия), Henschel Hs 132 (Германия), Антонов Ш (СССР)

Технические характеристики: Очень мало известно о проектах реактивных самолетов, созданных Ясуда и Хаяси и, следовательно, нет информации по их характеристикам. Кроме того, так как было мало времени, чтобы использовать данные He 162, то нет никакой информации о технических характеристиках японской версии. Однако но было бы неразумным отвергать тот факт, что размеры и характеристики были бы схожи с немецким самолетом

Развертывание: нет. Ни один из проектов не вышел из стадии проекта

источник: Edwin M Dyer «JAPANESE SECRET PROJECTS EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945»

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account