Проект истребителя-перехватчика Dassault MD-750. Франция
Первые проекты французских истребителей, способных развивать скорость M = 3,0, датируются 1958 годом. В этот год компаниями Nord Aviation и Dassault были представлены предварительные проекты истребителей Super Griffon и Mirage VIA (последний должен был иметь взлетную массу 13 тонн и силовую установку в виде ТРД Super Atar с тягой 9 тонн). Программа была закрыта и затем возобновлена только в 1964 году после появления истребителя-перехватчика МиГ-25 и разведчика SR-71.
В феврале 1964 года Пьером Месмером (Pierre Mesmer) – министром обороны при президенте де Голле – был создан центр перспективного прогнозирования и оценок (CPE – Centre de Prospective et d’Évaluation). Возглавил центр Уго де л’Эстуаль (Hughes de l'Estoile), который 25 мая 1965 года обратил внимание на исследования
«самолета, способного летать на больших числах Маха».
Представлялось, что этот самолет будет принят на вооружение в 1980 году и будет выполнять функции перехватчика, самолета-разведчика дальнего действия и выступать в качестве стратегического средства воздушного нападения. В августе 1967 года CPE стало BPE («бюро» [Bureau] заменило «центр» [Centre]). Военно-воздушные силы сработали скоро, но офицеры быстро отметили, что проект является достаточно расплывчатым и что проще создать ракету, способную развивать те же скорости. В самом деле, самолет, способный развивать скорости M = 3,0 … 4,0, представлял интерес для выполнения полицейских обязанностей в небе в случае появления трехмаховых гражданских самолетов.
22 ноября 1965 года бюро перспективных самолетов (BPA – Bureau Prospective Air) ВВС Франции дало положительное заключение, четко указав, что это должно быть исследованием без выдачи паспорта программы (fiche-programme). Результатом решения стало объявление 14 декабря 1965 года руководством CPE конкурса, в котором приняли участие компании Breguet, Dassault, Nord Aviation и Sud Aviation. В мае 1966 года компании Dassault и Sud Aviation представили свои предложения.
Компании Matra и Thomson были приглашены для разработки ракет и радиолокационной станции. Компания Thomson представила неподвижную антенну с электронным сканированием (антенны данного типа сейчас установлены на истребителях Rafale), а исследования компании Matra послужили основой для создания Super 530.
Были рассмотрены десять вариантов силовой установки, включая и совместное использование турбореактивных и прямоточных воздушно-реактивных двигателей; из этих десяти вариантов восемь были предложены компанией SNECMA. Один вариант проекта был разработан на основе установленного на SR-71 двигателя J58. Другие варианты проекта были основаны на применении двигателя TF306: этот ТРД являлся развитием TF30, устанавливался на экспериментальные самолеты Mirage F2 и Mirage G и предоставил компании SNECMA опыт работ по созданию M53 – преемника двигателя Atar. Один из вариантов проекта LZ1-43 должен был иметь два двигателя M53.
Если компания Sud-Aviation быстро выбыла из игры, то Dassault наоборот приступила к разработке большого количества предварительных проектов самолетов, способных развивать скорость M =4,0, и первые предложения были представлены 19 октября 1966 года. Это был первый раз, когда французские инженеры использовали компьютеры для расчета траекторий полета и характеристик самолета.
Компанией Dassault были проведены исследования теплостойкости конструкции, и было предложено использование стали и титана с применением сотовых наполнителей, панели которых были испытаны в термоустановке.
Тем не менее, проекты компании Dassault столкнулись с недоверием и скепсисом со стороны военно-воздушных сил, ответственные лица которых высказали свои сомнения еще в июне 1967 года. Постройка истребителя с максимальной скоростью M = 4,0 с точки зрения работ по созданию конструкционных материалов, двигателей самолета и его взлетной массы (у одного из проектов – MZ1-46Q – превышала 40 тонн) выходила за пределы возможностей промышленного потенциала Франции. Кроме того, самолет противника – перед тем как истребитель, летящий на скорости M = 3,0, его перехватит, – вторгся бы вглубь Франции на 400 км. Поэтому о проектах было мало информации – фактически они были как бы засекречены. Просто признавалось, что, по крайней мере, на бумаге существуют исследования по этой теме.
После проделанных в 1967–68 годах работ компания Dassault получила контракт на 5 миллионов франков на более конкретную и менее амбициозную программу под названием SAME (Système Avion Mach Élevé): вопрос со скоростью M = 4,0 уже не стоял, был выбран диапазон M = 2,5 – 3,0 или M = 3,0 – 3,5.
19 февраля 1969 года компанией Dassault был представлен проект двухмоторного самолета с треугольным крылом, получивший обозначение MD-750. Максимальная скорость самолета должна была составлять M = 3,5 и время набора высоты 16000 метров должно было составлять 5–6 минут; кроме того, планировалось, что на скорости M = 3,2 самолет сможет пролететь 10 минут.
схемы проекта истребителя-перехватчика MD-750
Кажется именно в этом контексте в июне 1969 года в журнале «Aviation Magazine» были представлены нарисованные Аланом Ратино (Alain Ratineau) схемы MD-750 в трех проекциях. Каких-либо комментариев к схемам представлено не было. В том же году во время состоявшегося в том же году авиасалона в Ле-Бурже модель самолета была представлена на стенде компании Dassault. На авиасалоне самолету сразу же присвоили обозначение «Super Mirage 6000» и «Mega Mirage».
Этот самолет должен был стать одноместным истребителем-перехватчиком, размеры которого были бы похожими на размеры дальнего бомбардировщика Mirage IV. Также истребитель-перехватчик MD-750 должен был быть двухмоторным (два двигателя M-53) самолетом с дельтавидным крылом и однокилевым хвостовым оперением.
MD-750 должен был иметь расположенную перед воздухозаборниками переднюю часть фюзеляжа (нос и кабина экипажа) с классическим для компании прямоугольным поперечным сечением. На этом сходства самолетов заканчивались. Стойки шасси должны были быть очень большими и, скорее всего, под крылом можно было бы пройти не нагибаясь.
гипотетический вариант окраски проекта истребителя-перехватчика MD-750
Два воздухозаборника должны были иметь прямоугольное поперечное сечение и напоминать воздухозаборники МиГ-25; верхняя часть воздухозаборников должна была начинаться сразу за кабиной и идти вниз под углом –20°.
Основные стойки шасси (по одному колесу на каждой стойке) должны были находиться под консолями крыла и, отклоняясь в сторону фюзеляжа, убираться в ниши, расположенные в крыле и фюзеляже. Часть ниш основных стоек, в которые должны были убираться колеса, должны были размещаться в нижней части фюзеляжа. При выпуске стоек шасси из ниш последние должны были закрываться створками, установленными на фюзеляже по обеим сторонами он них. Передняя стойка шасси (также должна была иметь одно колесо) должна была убираться вперед и располагаться под фюзеляжем на уровне воздухозаборников.
Лобовое стекло должно было быть неподвижным и состоять из двух отдельных прозрачных пластин, разделенных продольной аркой. Подвижная часть фонаря кабины должна была иметь шарнирное соединение в своей задней части и отклоняться назад вверх. Она также должна была состоять из двух отдельных элементов, разделенных продольной аркой. В целом фонарь кабины пилота должен был походить на фонарь канадского опытного истребителя-перехватчика CF-105.
Под фюзеляжем должны были быть размещены два довольно крупных киля; они должны были начинаться за основными стойками шасси и тянуться к задней части фюзеляжа постепенно уменьшаясь в высоте.
истребитель-перехватчик MD-750 в полете (современный рисунок)
Самолет должен был быть оснащен тремя воздушными тормозами. Два тормоза должны были быть расположены на верхней части фюзеляжа рядом с основанием киля, а третью тормоз – в нижней части фюзеляжа между двумя килями.
Тем не менее, о проект по-прежнему было мало информации и сам он, скорее всего, мог быть рекламным ходом компании. Как будет сказано далее, вопрос постройки этого самолета всерьез никогда не рассматривался; не планировалось изготавливать ни прототип, ни экспериментальный самолет.
В 1970 году программа была сочтена слишком амбициозной, и вместо нее была рекомендована разработке истребителя ACF с взлетным весом 16 тонн и максимальной скоростью M = 2,5. В рамках этой программы должен был быть построен многоцелевой самолет Mirage G8, который должен был использоваться в качестве летающей лаборатории. Постройка в течение десяти лет 170 истребителей, способных летать со скорость M = 3, оценивалась в 20 миллиардов франков в ценах 1969 года, что было в четыре раза дороже, чем имевшие схожую эффективность зенитно-ракетные комплексы ПВО. В 1971 году программа SAME была закрыта, несмотря на то, что Mirage G8 смог разогнаться до скорости M = 2,34.
В заключение следует сказать, что программа SAME была больше, чем упражнение для конструкторского бюро компании Dassault: она показала тщетность стремления получить высокоскоростной самолет и позволила определить ограничения промышленного потенциала страны. Усилия были переключены на создание ракет и палубных самолетов. Тем не менее, благодаря данной программе были созданы двигатели SNECMA M53, ракеты Super 530D и современные французские радары.
Приложение
Модель истребителя-перехватчика MD-750, созданная моделистом и любителем авиации Sharkit, была оснащена неубирающейся штангой заправки топлива и семью узлами подвески:
- • под фюзеляжем на двух боковых передних и одном заднем центральном узлах были расположены ракеты Matra 530 F;
- • под консолями крыла на ближних к фюзеляжу узлах были размещены подвесные топливные баки, а на узлах, которые ближе к законцовкам, – ракеты Matra R550 Magic.
модель проекта истребителя-перехватчика MD-750
+++
Текст – с любезного разрешения M4v и Clansman
источники: