7

Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы проекта истребителя Ежи Домбровского (Jerzy Dąbrowski), поднятой в статье «Опытный истребитель PZL-62. Польша». 

Командующий ВВС Польши генерал Людомил Райский делал ставку в оснащении польских ВВС (Lotnictwo Wojskowe) на одномоторные истребители-перехватчики с радиальными двигателями. К концу 1938 года в связи с растущей критикой, осуществлявшейся генералом Райским политики, его противники начали изучать ряд двигателей водяного охлаждения компании Hispano-Suiza. Самые новые из этих моторов – двигатели Hispano-Suiza 12Z мощностью 1400-1600 л.с. – были признаны в качестве потенциально самой подходящей силовой установки для истребителя.

В марте 1939 года генерал Райский был освобожден от своих обязанностей по собственному желанию, и новый главнокомандующий Lotnictwo Wojskowe потребовал незамедлительной разработки одноместного истребителя, оснащенного мотором компании Hispano-Suiza. Якимюк тогда уже начал переделывать проект своего P.50 Jastrząb под установку нового двигателя, и для новой машины было выделено обозначение P.56 Kania. В свою очередь авиаконструктор Ежи Домбровкий решил представить свои предложения, которые соответствовали требованиям.

В 1938 году Домбровский задумал двухместный легкий моноплан для личного использования, который он намеревался построить на собственные средства. Самолет разрабатывался вокруг 75-82-сильного шестицилиндрового инвертированного рядного двигателя воздушного охлаждения Train 6D и в значительной степени повторял линии P.Z.L.26, участвовавшего в международных соревнованиях туристических самолетов. Однако новая машина использовала совершенно новую смешанную конструкцию, включавшую в свой состав кессонное крыло с передним главным и диагональным вспомогательным задним лонжеронами и деревянный полумонококовый фюзеляж. Новый самолет должен был иметь убирающееся шасси. Испытания масштабной модели, проведенные конструкторами в конце 1938 года за свои собственные средства в аэродинамической трубе варшавского института аэродинамики, показали очень обнадеживающие результаты, и к лету 1939 года был завершен технический проект. Изящные линии этого маломестного пассажирского самолета вдохновили на создание форм нового истребителя. Принимая модель своего туристического самолета в качестве основы, Домбровский задумал проект, который помимо увеличения линейных размеров на 40% был аэродинамически очень похож на своего предшественника с некоторыми уточнениями. В результате на конкурс была представлена очень чистая машина с полностью убирающимися основными стойками и хвостовым колесом, гарантирующая получение максимальной скорости 660 км/ч.

Командование польских ВВС предпочло, проект Домбровского проекту P.56 Kania Якимюка и в связи с критическим международным положением настаивало на как можно скорейшей разработке нового перехватчика Государственным авиационным заводом (Państwowy Zakłady Lotnicze – PZL). Аэродинамические испытания масштабной модели истребителя были завершены в начале лета 1939 года. В последние мирные недели был одобрен деревянный полномасштабный макет самолета и был подписан контракт на два летных прототипа и на планер для проведения статических испытаний. Подготовительные работы стартовали в августе 1939 года. Существует причина полагать, что истребитель получил обозначение P.62, хотя достоверной информации не хватает и сам Домбровкий не может подтвердить это.

Проект истребителя P.Z.L. P.62. Польша
схемы проекта истребителя P.Z.L. P.62

P.62(?) был цельнометаллическим свободнонесущим низкопланом с работающей обшивкой, отражавшим новейшие достижения в области аэродинамические и методы расчётов на прочность. По своей концепции этот истребитель не был чем-то сверхвыдающимся, однако некоторые передовые особенности делали его самым современным польским истребителем тех лет. В проекте использовались:

  • • крыло с ламинарным профилем, относительная толщина которого составляла 15%;
  • • революционные интегральные топливные баки;
  • • полуубирающаяся ванна радиатора, включавшая автоматическую систему управления с дополнительным ускоряющим ручным управлением;
  • • встроенная система увеличения тяги;
  • • существенная бронезащита пилота;
  • • очень тяжелое вооружение, включавшее стрелявшую сквозь втулку винта 20-мм пушку Hispano-Suiza (позднее должна была быть заменена местной 20-мм пушкой) и восемь 7,7-мм пулеметов KM Wz 36.

Проект истребителя P.Z.L. P.62. Польша 
художественное представление спроектированного Домбровским истребителя. Рисунок основан на эскизах конструктора

Чтобы снять все ограничения, связанные с применением синхронизаторов Домбровский предложил установить все пулеметы в крыле вне зоны ометания винта. Однако при таком расположении внешние пулеметы с их стандартными размерами не могли быть установлены внутри крыла. Поэтому конструктор предложил изменения в магазинах и системе подачи внешних пулеметов, которые устранили бы необходимость в создающих сопротивление обтекателях. Командование ВВС высказалось против этого решения по причинам работоспособности и технического обслуживания и указало за установку в каждой консоли крыла по два пулемета. Когда началась война, данный вопрос все еще находился в стадии обсуждения.

Проект истребителя P.Z.L. P.62. Польша
Проект истребителя P.Z.L. P.62. Польша
Проект истребителя P.Z.L. P.62. Польша
Проект истребителя P.Z.L. P.62. Польша
модель спроектированного Домбровским истребителя P.Z.L. P.62

В то же время переговоры о покупке лицензии на Hispano-Suiza 12Z достигли определенного прогресса и к концу 1939 года была обещана поставка из Франции пяти ранних моделей двигателей. В соответствии с достоверными сообщениями, по крайней мере, один из них до 1 сентября был уже в Польше. Два двигателя из этой партии должны были быть установлены на прототипы P.62(?) и ожидалось, что летные испытания будут начаты летом 1940 года.

Проект истребителя P.Z.L. P.62. Польша
гипотетический вариант окраски истребителя P.Z.L. P.62

С началом войны работы над P.62(?) были внезапно прекращены, но легкий туристический самолет, породивший этот истребитель, позднее был возрожден в Великобритании. В 1944 году Домбровский воссоздал по памяти свой проект, пересчитав конструкцию под 180-сильный двигатель, и секция НИОКР технического отдела командования польских ВВС в Великобритании подготовила рабочий проект этой машины. В то же время другая группа под руководством Тупальского вела исследования и разработку туристического самолета под 180-сильный шестицилиндровый рядный инвертированный двигатель воздушного охлаждения. Разрабатываемый самолет должен был иметь размах крыла 8 метров, длину 6,6 метров, высоту 2,45 метра. Предполагаемый вес с полной нагрузкой должен был составлять 1000 кг, а максимальная скорость 250 км/ч. Конструкторы надеялись, что проектные работы будут завершены в Великобритании, и что после освобождения Польши в ней начнется производство самолетов и двигателей. К сожалению, политические события помешали этому, и большинство польских авиаконструкторов навсегда остались за рубежом.

В конце сороковых годов Домбровский, работая в то время на Percival Aircraft и участвуя в проектировании и разработке Prince и Provost, еще раз возродил свой туристический самолет. Когда была выпущена официальная спецификация, требовавшая для британской армии легкий самолет связи и наблюдения, Домбровский в соответствии с требованиями спецификации изменил свой проект 1944 года. Предложенная разработка, названная Gazelle, представляла собой оснащенный 160-сильным двигателем de Havilland Gipsy Major 30 двухместный самолет, кабина которого была покрыта сплошным прозрачным фонарем, под которым размещались два установленных тандемом сидения. Представленный компанией Percival Aircraft проект Gazelle в течение некоторого времени обсуждался официальными лицами, но в итоге государственный контракт получил проект компании Auster. Впоследствии Домбровский перешел в компанию Folland, в которой занимался разработкой крыла для сверхзвукового варианта истребителя Gnat, а затем отправился в Соединенные Штаты и был приглашен в Cessna, Stanley Aviation Corporation, а затем с мая 1959 года до самой своей смерти в сентябре 1967 года работал в компании Boeing.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Конструкция

Одноместный истребитель Домбровского был свободнонесущим цельнометалическим низкопланом. Следующие детали, относящиеся к самолету, были получены из общения с конструктором.

Крыло

Суживающееся по ходе и толщине ламинарное крыло, профиль которого имел относительную толщину 15%, было двухлонжеронным кессонной конструкции с работающей обшивкой из легкого сплава. Крыло было снабжено автоматическими предкрылками Handley Page, расположенными на передней кромке напротив элеронов. На задней кромке крыла были размещены элероны и щелевые закрылки, которые продолжались и под фюзеляжем. Предкрылки были снабжены стопорными устройствами. Площадь крыла с подфюзеляжной частью составляла 19 м².

Фюзеляж

Фюзеляж самолета имел монококовую конструкцию из легкого сплава; поперечное сечение фюзеляжа было овальным. Фонарь кабины состоял из трех частей с открывающейся вверх отделяемой средней частью. Козырек кабины был выполнен из бронированного стекла. Кресло пилота сзади было защищено тяжелой бронеплитой, а по бокам легкими бронеплитами. Кабина была оборудована для выполнения полетов в любых погодных условиях и была оснащена системами кондиционирования и обогрева воздуха. Аппаратура включала полный комплект кислородного оборудования и приемо-передающую радиостанцию.

Оперение

Оперение имело конструкцию аналогичную конструкции крыла.

Шасси

Основные стойки имели широкую колею и убирались в направлении от фюзеляжа. Основные стойки были оснащены масляными амортизаторами, колесами низкого давления и пневматическими тормозами. Хвостовое колесо убирающееся.

Силовая установка

Силовая установка состояла из одного двенадцатицилиндрового редукторного наддувного V-образного двигателя водяного охлаждения Hispano-Suiza 12Z мощностью 1400-1600 л.с.. Несущие топливные баки размещены в крыле.

Вооружение

Вооружение истребителя состояло из стреляющей сквозь втулку винта 20-мм пушки, восьми 7,7-мм пулеметов и до 500 кг бомб.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: P.Z.L. P.62(?)

Назначение: истребитель

Экипаж: 1 человек

Размеры (приблизительные данные):

размах крыла 11 м
длина 8,5 м
площадь крыла 19 м²

Вес (расчетный):

пустого 2000 кг
с максимальной нагрузкой 3250 кг

Летные характеристики:

гарантированная максимальная скорость (расчетная) 660 км/ч

источник: JERZY B. CYNK «POLISH AIRCRAFT 1893-1939»

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
NF
NF
21.07.2015 12:39

++++++++++
 
 «Самые новые из

++++++++++

 

 "Самые новые из этих моторов – двигатели Hispano-Suiza 12Z мощностью 1400-1600 л.с. – были признаны в качестве потенциально самой подходящей силовой установки для истребителя."

 

Скорее всего серийные двигателя такой мощности реально могли бы появиться не ранее 1942-1943-х годов.

Varyag
21.07.2015 13:10
Ответить на  NF

В любом случае — поздно было,

В любом случае — поздно было, а Райский своего рода фигура трагическая, хотя свои грехи тоже у него есть, вроде бредовых идей тпиа ПЗЛ-38. Надо было начинать с П-8, но после  гибели  Пулавского некому было идею защищать, а чиновники как всегда "знали лучше".

Слащёв
21.07.2015 19:54

Однако

Однако вынашивающая захватнические планы  панская военщина предпочла  лёгкие  бомбардировщики, вроде пресловутого "самолёта-шакала"  PZL-23/43  "Карась"

Польский империализм  — угроза миру!

Varyag
21.07.2015 20:42
Ответить на  Слащёв

Против чехов, румын и

Против чехов, румын и прибалтов покатит вполне. А если герой настоящей статьи  расчистит ему воздух, то и против Германии/СССР тоже. Каждый самолет этой категории хорош настолько, насколько  эффективно действует собственная истребительная авияция. Это ведь не "стратег" и не "Шнелльбомбер". 

NF
NF
21.07.2015 20:00
Ответить на  Слащёв

«Однако

"Однако вынашивающая захватнические планы  панская военщина предпочла  лёгкие  бомбардировщики, вроде пресловутого "самолёта-шакала"  PZL-23/43  "Карась"

 

Это от того что не смотря на свои порой Наполеоновские планы даже поляки понимали на сколько они трудно выполнимы, если вообще выполнимы. А такие лёгкие бомбардировщики всё же были по проще. 

Анонимно
Анонимно
22.07.2015 04:47
Ответить на  NF

Вообще-то легкие

Вообще-то легкие бомбардировщики в то время строили все. Этот тип самолетов считался в 1930-ых самым универсальным и необходимым.

Слащёв
23.07.2015 15:33
Ответить на  Анонимно

Вообще-то легкие

Вообще-то легкие бомбардировщики в то время строили все. Этот тип самолетов считался в 1930-ых самым универсальным и необходимым.

Коллеги, это был над Резуном стёб

Анонимно
Анонимно
23.07.2015 15:35
Ответить на  Слащёв

Сорри. Не узнал.

Сорри. Не узнал.

Varyag
25.07.2015 20:53

С охотой нарисовал бы как бы

С охотой нарисовал бы как бы  это выглядело с  американскими или английскими двигателями, но  талантом бог обидел и позора боюсь 🙂

redstar72
Редактор
08.08.2015 13:19

Существует причина полагать,

Существует причина полагать, что истребитель получил обозначение P.62, хотя достоверной информации не хватает и сам Домбровкий не может подтвердить это.

По более новым и, вероятно, более достоверным сведениям, данный аппарат носил обозначение PZL-55, а фигурировавший в ранних публикациях индекс "62" — ошибка. Цифра 62 возникла из воспоминаний Якимюка, что он, дескать, в августе 1939 года работал над проектом PZL-63, а истребитель Домбровского имел номер на единичку меньше… Сам же Якимюк не помнил номер своего проекта; в документах какое-либо обозначение также не сохранилось. В настоящее время считается, что никакого PZL-63 не существовало, а был PZL-56 Kania. Вот и получается, что самолёт Домбровского имел номер 55.

https://pl.wikipedia.org/wiki/PZL.55

http://www.samolotypolskie.pl/samoloty/2320/126/PZL-55-PZL-622

redstar72
Редактор
08.08.2015 15:01
Ответить на  redstar72

redstar72 пишет:
Сам же

[quote=redstar72]

Сам же Якимюк не помнил номер своего проекта

[/quote]

Тьфу ты — описАлся sad.  Домбровский, конечно. (Хотя Якимюк не помнил тоже, раз написал про 63).

Barb
13.08.2015 05:36

Красивый самолет.

Красивый самолет.

Альтернативная История
Logo
Register New Account