Проект истребителя И-14а, Поликарпов. 1932г.
История маневренного биплана И-15 (ЦКБ-3) началась в период работы Н.Н. Поликапова на должности начальника бригады № 3 объединенной проектной организации — конструкторского бюро Всесоюзного авиационного объединения (ОКБ ВАО). В мае 1932 г. бригада № 3 укрупняется, ее руководителем назначают П.О. Сухого, а Поликарпова определяют к нему одним из заместителей. В этот период возобновляется проектирование биплана И-13 и активизируется работа по истребителю монопланной схемы И-14. По плану эти самолеты предполагалось выпустить к середине 1933 г. И-13 планировался под двигатель жидкостного охлаждения М-32 ( мощность 600/750 л.с.) конструкции В.М. Яковлева, И-14 — под звездообразный мотор воздушного охлаждения М-38, разрабатываемый Ф.В. Концевичем.
Основные усилия бригады № 3 были направлены на создание истребителя-моноплана Сухого И-14, в котором реализовались основные идеи и технологии, используемые в ЦАГИ: цельнометаллическая конструкция с использованием трубчатых ферменных конструкций и гофрированной обшивкой. Что касается предложений Поликарпова, настаивающего на использовании смешанной конструкции, то они не находят понимания у руководства. Мотор М-32 долго доводился и в итоге так и не пошел в серию.
Несмотря на это, конструктор продолжает реализацию своих замыслов и перерабатывает И-13 под двигатель воздушного охлаждения.
При выборе силовой установки ориентировались на английские двигатели «Бристоль» «Меркур» или американские «Райт» «Циклон». Поликарпов наиболее приемлемыми считал американские двигатели.
Взяв за основу схему истребителя И-13, Николай Николаевич существенно ее переработал. Двигатель жидкостного охлаждения М-32 заменил двигателем воздушного охлаждения «Циклон» фирмы «Райт» с кольцом Тауненда, в связи с чем серьезному изменению подверглась носовая часть фюзеляжа. Первоначально спроектированный нормальный центроплан крыла был затем выполнен по типу «чайка». Это уменьшало лобовое сопротивление и улучшало обзор. Вводя схему «чайки», Поликарпов хотел, наряду с улучшением аэродинамики, обеспечить истребителю наилучшую маневренность, особенно на глубоком вираже.
Самолет имел смешанную конструкцию, выклеенный из шпона фюзеляж и одностоечное шасси. Новшеством является закрытый фонарь кабины (так и не реализованный на практике) и убираемое шасси в одном из возможных вариантов. Кабина закрытая, со сдвигаемой назад крышкой фонаря.
Разрабатывались и другие модификации машины И-14а, с мотором «Меркур» (И- 146), с убирающимся рычажным механизмом в борт фюзеляжа шасси (И- 14в). Ожидаемые летные характеристики последнего были вполне созвучны с характеристиками моноплана Сухого И-14:
двигатель.. М-38
высота применения.. 5000
скорость горизонтальная, км/ч
Н=5000 м.. 330
Н=4000 м.. 335
Н=2000 м.. 300
скороподъемность, мин.
Н=2000 м.. 3
Н=4000 м.. 5,8
Н=5000 м.. 7,8
Н=7000м.. 11,0
потолок, м.. 9500-10000
скорость посадочная, км/ч.. 95
дальность практическая при V=260 км/ч, км.. 500
полезная нагрузка, кг.. 410
боевая нагрузка, кг.. 210
вес горючего и масла, кг.. 200
вооружение.. 2хПВ-1 (стрельба через винт)
В этих проектах Николай Николаевич придерживался идеи «модульной конструкции», которая при минимуме затрат позволяла создать машины разного назначения.
При рассмотрении вариантов перспективных самолетов новый проект истребителя Н. Поликарпова, обещавший высокую маневренность и скороподъемность, заинтересовал руководство армии и промышленности, поэтому его разработку решили продолжить 8 декабря 1932 г. на специальном совещании деревянный макет поликарповского биплана И-14а рассматривался одновременно с макетом моноплана И-14 конструкции П. О. Сухого.
Руководил совещанием заместитель начальника ВВС Яков Алкснис, который предложил строить обе машины.
Одновременно на И-14а отказались от убираемого шасси и закрытого фонаря по причине вероятных технических затруднений. Самолет предлагалось именовать в дальнейшем И-15 и строить как тип высокоманевренного истребителя, у которого все подчинялось основному летно-тактическому требованию — высокой маневренности и скороподъемности.
С уважением, Сергей Сыч
Рисунки: Сергей Сыч
Проекты самолетов СССР.