1

Этот проект отличался от большинства его британских собратьев, поскольку был разработан исключительно для зарубежных клиентов — для того, что Министерство авиации описывало как "оффшорную" покупку (т.е. для экспорта).

Китайское националистическое правительство стремилось модернизировать свои ВВС и в середине 1946 года направило миссии в Соединенные Штаты и Великобританию. Миссия в Британию была разделена на три секции: первая изучала проектирование и строительство турбореактивных истребителей, вторая — бомбардировщиков, а третья — турбореактивных двигателей. Переговоры привели к предложению сотрудничества с компанией Gloster Aircraft относительно истребителя.

Проект истребителя-бомбардировщика Gloster CXP-1001. Великобритания

В соглашении от 18 июля 1946 года заявлялось, что в части часть плана по оказанию помощи в наращивании китайской авиационной промышленности 30 китайским сотрудникам в течение 12 месяцев будут предоставлены возможности обучения в конструкторском бюро в Хакелкоте (Hucclecote) (на это выделялся кредит в фунтах стерлингов). Через шесть месяцев китайское правительство запросило Gloster проектирование и постройку трех прототипов истребителя в соответствии с преставленной Китаем и согласованной с фирмой спецификацией. Самолеты должны были оснащаться двигателями Rolls-Royce; передача китайской стороне должна была произойти в течение 30 месяцев.

Проект истребителя-бомбардировщика Gloster CXP-1001. Великобритания

схемы Gloster CXP-1001

30 стажеров прибыли в сентябре и для них была отведена часть завода в Брокворте (Brockworth) с цехами и административными помещениями. Считалось, что каждый китайский конструктор получил автомобиль Austin 8. Однако в течение этих первых дней аспекты безопасности представляли огромные трудности. Например, истребители Gloster Meteor и E.1/44 и двигатели Rolls AJ.65 and Nene II были совершенно секретными, и вероятность раскрытия информации по ним китайцам была небольшой. На самом деле не было не было никаких проблем с документами имевшими гриф "Секретно". Утверждение лицензии на производство для Nene I было дано, но в результате опасений выраженных Министерством авиации, Rolls-Royce было предложено отложить завершение контракта настолько долго, насколько это возможно. В ноябре китайское правительство запросило Gloster подготовить контракт на проектирование истребителя, оснащенного одним двигателем Nene. При разработке проекта должны были принять участие китайские конструкторы.

Проект истребителя-бомбардировщика Gloster CXP-1001. Великобритания

схемы Gloster CXP-1001

Компания Gloster запросила у Министерства разрешения адаптировать уже строящийся, но не идущий в серийное производство, самолет E.1/44 к китайским требованиям и это было согласовано (предложение, получившее обозначение CXP-102 было датировано 14 мая 1947 года). Однако ведший переговоры с Gloster полковник Ку (Colonel Ku), учитывая продолжительность времени, необходимого для ввода китайского завода в эксплуатацию, желал получить более современный проект.

Проект истребителя-бомбардировщика Gloster CXP-1001. Великобритания

схемы Gloster CXP-1001

Министерство отказалось, поскольку оно возражало против оснащения иностранных ВВС британскими самолетами сравнимыми или превосходящими машины, состоящие на вооружении Королевских ВВС. Имевшиеся в Британии проектные мощности были ограниченными и поскольку E.1/44 был отклонены, то компании Gloster было предложено подготовить проект по одной из недавно выпущенных спецификаций (F.43 и 44/46). Министерство иностранных дел было против экспорта оружия в Китай из-за конфликта между Гоминьданом (националисты) и коммунистами, но не возражало против лицензии на производство, так как изготовление продолжалось бы по крайней мере два или три года.

Проект истребителя-бомбардировщика Gloster CXP-1001. Великобритания

гипотетические варианты окраски Gloster CXP-1001

В конце концов, E.1/44 был основательно переработан под CXP-1001, хотя на одном этапе в конце 1946 года Министерством снабжения (MoS — Ministry of Supply) истребители Meteor и Vampire с двигателем Nene считались альтернативными. Самым большим изменением по сравнению с E.1/44 был носовой воздухозаборник. У спроектированного самолета длина составила 41,9 фт (12,8 м), размах крыла — 38,0 фт (11,6 м), площадь крыла — 360 фт² (33,5 м²); нормальный вес брутто составил 13900 фнт (6305 кг), а перегрузочный вес — 18700 фнт (5700 кг). Общему полетному весу на ранних стадиях проектирования было уделено значительное внимание; целевой вес был установлен в 14000 фнт (6350 кг), хотя когда проект был завершен он достиг 14250 фнт (6464 кг). CXP-1001 считался довольно эффективным проектом с силовой установкой из одного двигателя Nene с тягой 5000 фнт (22,2 кН). В носу были размещены четыре 20-мм пушки Hispano: по две выше и ниже воздухозаборника. Ожидалось, что максимальная скорость на высоте 10000 фт (3048 м) составит 600 миль (965 км/ч) со скороподъемностью на уровне моря 6000 фт/мин (1829 м/мин).

Проект истребителя-бомбардировщика Gloster CXP-1001. Великобритания

гипотетический вариант окраски Gloster CXP-1001

Разработка проекта шла медленно и к началу 1949 года были заказаны только два прототипа и изготовлены только макет и некоторые компоненты. К тому времени националисты терпели поражения в боях с комунистами, и 3 февраля полковник Лин (Colonel Lin) связался с маршалом авиации (генерал-лейтенантом) Коритоном (Air Marshal Coryton), информируя его, что контракт должен был быть отменен, и к концу месяца все работы должны быть прояснены. Это, наконец, позволило компании Gloster перебросить силы конструкторского бюро на проект по спецификации F.4/48. 28 февраля Gloster получила подтверждение о прекращении работ за исключением завершения и отправки незавершенных чертежей, моделей и части макета.

Проект истребителя-бомбардировщика Gloster CXP-1001. Великобритания

гипотетический вариант окраски Gloster CXP-1001

Фактически после победы китайских коммунистов в 1949 году проект продолжился для бежавших на Формозу (Тайвань) националистов, но выпуск чертежей и компонентов была заморожена в октябре 1950 года после того, как гоминьдановцы напали на британское торговое судно "Акайзес" ("Achises"). 25 ноября 1952 года компания Gloster приняла решение продать все оставшиеся материалы без консультаций с правительством КНР. В министерстве снабжения сочли это приемлимым, так как самолет был теперь устаревшей конструкции; в то же время заявили, что Министерство не несет ответственность за действия фирмы.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: истребитель

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один центробежный турбореактивный двигатель Nene с 5000 фнт (22,2 кН) статической тяги

Размеры:

размах крыла 38 фт (11,582 м)
длина 41 фт 10 дйм (12,751 м)
высота 14 фт 10 дйм (4,521 м)
площадь крыла 360 фт² (33,445 м²)
угол атаки 1
стреловидность 20
относительная толщина профиля 11%

Вес:

пустого 8960 фнт (4064,256 кг)
с полной нагрузкой 13900 фнт (6305,04 кг)

Емкость топливных баков:

внутренних 470 галл (2136,663 л)
подвесных 200 галл (909,218 л)

Расчетные летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 10000 фт (3048 м) 600 миль/ч (965 км/ч)
скороподъемность на уровне моря 6000 фт/мин (1829 м/мин)

Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano

источники:

  • DEREK N. JAMES "Gloster Aircraft Since 1917"
  • Tony Buttler "British Secret Projects-Jet Fighters Since 1950"

 

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account