Проект гигантской пассажирской летающей лодки Saunders-Roe P.192. Великобритания
Программа P.192 была начата в середине 1950-х годов после визита инженера-консультанта Дж. Дандеса Хинана (J. Dundas Heenan) к руководству компании P and O Shipping Line. После этой деловой встречи Хинан отправился к руководству компании Saunders-Roe и сообщил, что P and O Shipping Line заинтересована в изучении возможности постройки очень большой 1000-местной летающей лодки с теми же стандартами размещения пассажиров и уровнем удобств, что и у межвоенных летающих лодок авиакомпании Imperial Airways. Также требовалось пространство для размещения грузов и почты. Для этого самолета был предложен маршрут Британия – Австралия; длина участка маршрута должна была составлять 2000 миль (3218 км), а сам полет в оба конца должен был длиться неделю.
Ответом Saunders-Roe был проект летающей лодки с общим полетным весом 670 тонн, силовой установкой из двадцати четырех двигателей Rolls-Royce Conway, развивавших 18 500 фунтов (8392 кг) тяги каждый. Крейсерская скорость на высотах 30 000–40 000 футов (9144–12 192 м) должна была быть 454 мили в час (731 км/ч), а дальность полета – 1880 миль (3025 км).
В конструкции самолета были предусмотрены шестиместные мини-салоны для дневного и ночного использования, а также бары, столовые, гостиные и даже раздевалки. Экипаж планировался из семи человек, со спальными помещениями для них на самой нижней из пяти палуб и со специальным помещением для старшего стюарда. Была предусмотрена гостиная для экипажа и размещение 40 человек обслуживающего персонала.
Установка ни много ни мало двадцати четырех двигателей могла породить серьезные проблемы, но конструкторы попытались свести к минимуму возможные неприятности. Титановые двигательные отсеки были настолько огромными, что с двигателями можно было работать во время полета. При шести отказавших двигателях и 86% оборотов могла быть сохранена крейсерская мощность. В целях избежания брызгообразования двигатели должны были быть расположены вне корпуса. При нахождении самолета на воде воздух к двигателям должен был подаваться через заборники, расположенные на верхней поверхности крыла. Основные воздухозаборники, расположенные обычным образом, должны были использоваться только во время полета. Для улучшения маневренности на воде в задней части корпуса должны были быть установлены подводные крылья.
Все поверхности управления должны были быть оснащены бустерами. Система управления была дальнейшим развитием системы, использованной на Saunders-Roe Princess. Для адекватного управления креном должны были быть установлены совместно действующие элероны и интерцепторы. Щелевые закрылки должны были быть расположены ниже сопел двигателей.
Основной базой должен был быть Саутгемптон, а промежуточными аэродромами – Александрия, Карачи, Калькутта, Дарвин и Сидней. Ожидалось, что путь из Саутгемптона в Сидней займет 45 часов, а обратный – 48 часов.
P.192 не вышел из стадии проектирования, поскольку на его постройку не было выделено средств.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Saunders-Roe P.192
Назначение: пассажирская летающая лодка
Статус: проект
Силовая установка: двадцать четыре двигателя Rolls-Royce Conway, развивавших 18 500 фунтов (8392 кг) статической тяги каждый
Размеры:
размах крыла 313 футов (95,4 м)
длина 318 футов (96,9 м)
высота 88 футов (26,8 м)
Масса:
с полной нагрузкой 670 тонн
Летные характеристики:
типичная крейсерская скорость на высотах 30 000–40 000 футов (9144–12 192 м) 454 миль в час (731 км/ч)
начальная скороподъемность
• 24 двигателя – 3430 футов в минуту (1045 м/мин, 17,4 м/с)
• 16 двигателей – 2058 футов в минуту (627 м/мин, 10,5 м/с)
длина разбега 4695–7890 футов (1431–2405 м)
дальность полета 1880 миль (3025 км)
источник: Peter London «Saunders and Saro Aircraft since 1917», стр.311-313