Проект экспериментального самолета Breguet 1080. Франция
В 1975 году конструкторское бюро компании Breguet совместно с компанией Société des Giravions Dorand (Dorand) разработало проект самолета с подъёмными вентиляторами в крыле.
Следует сказать, что это была не первая совместная работа Луи Бреге и Рене Дорана. За несколько лет до начала Второй Мировой войны инженер Доран работал в совместной с Бреге компании Syndicat d’Etudes de Gyroplane, где помимо работ над вертолетами он исследовал процессы «гиперциркуляции» (увеличения подъемной силы) путем обдувания задней кромки (т.н. струйные или реактивные закрылки). После применения этого технического решения на вертолетных лопастях Рене Доран рассматривал возможность адаптации его к самолетам с неподвижным крылом и проектировал различные легкие самолеты (Dorand DA-08, затем сельскохозяйственный самолет DA-09).
Для DA-09, ставшего Br 1080, структурные исследования были выполнены конструкторским бюро компании Breguet, а термические и аэродинамические исследования компанией Dorand.
Экспериментальный самолет должен был быть одноместным с прямым крылом и небольшими габаритными размерами. Он должен был обладать значительными по размаху закрылками, обдуваемыми из узких мест по касательной. Для этого самолету требовался большой объем сжатого воздуха (давление около 2 кг/см²), который должен был распределяться по задней кромке через использовавшийся в качестве трубы кессон крыла. В то время во Франции не существовало достаточного количества генераторов. В качестве силовой установки самолета планировалось использовать соединение турбины турбовального двигателя Turboméca Artouste с компрессором прототипа турбореактивного двигателя Hispano-Suiza R-800. Сопло для данной «сборки» не предусматривалось, поскольку горизонтальную составляющую тяги должен был составлять поток, обдувающий заднюю кромку крыла.
Однако главным эффектом было бы значительное увеличение подъемной силы: при оптимальных условиях предполагалось достичь Cz около 10 (для сравнения у Br 941 данный показатель был равен 5 или 6).
Таким образом, Br 1060 должен был отличаться исключительным диапазоном скоростей и очень малую минимальную скорость.
После серии испытаний в аэродинамической трубе исследования этого самолета были прекращены по различным причинам, среди которых были следующие:
-
-
- для создания Br 1080 требовался специальный двигатель, требовавший, возможно, длительной и дорогостоящей доводки [1];
- у компании Breguet уже существовал конкурирующий гораздо менее революционный проект Br 940-941. Данный проект продвинулся гораздо дальше, и многие технические специалисты положительно оценивали грузоподъемность Br 940-941. Компания Breguet не имела возможности нести расходы на одновременную разработку двух СКВП и поэтому была выбрана программа Br 940-941;
- один из помощников г-на Рикара (Ricard), работавший в тесном сотрудничестве с компанией Giravions Dorand, разбился в авиакатастрофе, лишив программу Br 1080 одного из её главных защитников.
-
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Breguet 1080
Назначение: экспериментальный самолет
Статус: проект
Экипаж: 1 человек
Размеры:
размах крыла 10,70 м
длина 8,70 м
Масса:
с полной загрузкой 1200 или 1300 кг
ПРИЛОЖЕНИЕ
[1] но с использованием уже имеющихся элементов (турбина и компрессор), хотя и от двух разных моторостроительных компаний
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», pages 232-233