Проект больших крейсеров для Тихого океана. Издание 2-е, дополненное))

15

После обсуждения с коллегами поста https://alternathistory.ru/sibirskaya-flotiliya-dopolnenie-k-chasti-ii-proekt-bolshikh-kreiserov-dlya-tikhogo-okeana было решено несколько изменить изложение истории, да и сам крейсер. Вообщем выкладываю новую несколько усеченную версию. Спасибо всем коллегам за помощь в написании.

После объявления конкурса на новый крейсер для Сибирской флотилии наряду с проектом, который создавался под требования МГШ на крейсер-заградитель (водоизмещение около 4000 т и вооружение из 6-8 130 мм орудий), Путиловский завод в инициативном порядке предложил свое видения крейсера для этого театра военных действий.

Надо сказать, что данный документ был составлен после консультации с некоторыми членами штаба и не был полной неожиданностью; кроме того, к его появлению приложили руки именитые флотоводцы вице-адмиралы К. П. Иессен и В.А. Лилье, которые в годы русско-японской войны хорошо изучили крейсерские операции на Тихом океане, совершая боевые походы на крейсерах Владивостокского отряда крейсеров (первый в качестве начальника отряда, второй командовал крейсером «Россия»).

При рассмотрении проекта (а для этого было созвано дополнительное заседание) общие положения выглядели следующим образом:

  1. При начале вооружённого конфликта на Востоке империи существуют только два пути для атакующей стороны — это форсирование со стороны Кореи или Китая Амура и десантные операции на побережье Японского и Охотского морей. При действиях вдоль реки противодействие окажет сильная Амурская флотилия, но в случае десантной операции действия Сибирской флотилии будут явно ограниченными из-за слабости последней и могут быть ограничены только прибрежными районами в районе Владивостока (противодействие каботажному плаванью). При этом надо учитывать, что основной район возможной высадки также ограничится районами не далее 100-300 км от полотна Транссиба, поскольку дорожная сеть в регионе развита недостаточно.
  2. Минные постановки в связи с большой протяжённостью побережья могут быть эффективными только в районе морских крепостей (по сути только Владивостока); для этого могут быть более полезными крупные минные заградители с большим запасом мин со сравнительно небольшой скоростью хода, перестроенные из гражданских судов.
  3. Активные заграждения по той же причине будут иметь важное, но все же второстепенное значение, главным образом в качестве пополнения вытраленных ранее минных полей и постановки минных банок на устоявшихся путях следования вражеского флота. Но в связи с большим районом для маневрирования такие заграждения могут быть не эффективными.
  4. Опыт прошедшей войны показал, что Владивостокский отряд крейсеров, уничтожив и захватив 27 судов противника, не только мешал транспортным перевозкам на море, в том числе и снабжению японской армии, но и серьезно подрывал торговлю Японии с другими странами, мешая поддержанию экономики в военный период. Кроме того, действия крейсеров отвлекали силы японского флота от поддержки приморской армии, что благотворно действовало на нашу армию.

Таким образом, правление завода предлагало постройку двух высокоавтономных турбинных крейсеров с высокой скоростью хода для действия на коммуникациях противника, со вторичной возможностью заградителей на базе проработанного проекта крейсера типа «Светлана». При этом отдельно указывалось, что в связи с использованием уже готового проекта стоимость корабля не будет превышать 8,9 млн руб.

К данной записке был приложен проект крейсера, который во многом повторял проект крейсера для Черного моря, но был длиннее на 5 метров и вместо 13 котлов нес 12 более производительных. Запас угля в 1700 тонн позволял иметь дальность до 5200 миль при скорости хода в 15 уз. При этом водоизмещение составляло 8800 т, а скорость упала до 28,5 уз.

В целом данное предложение встретило поддержку, но появились несколько вопросов, связанных с вооружением.

Во первых, представители Морского генерального штаба резонно указали на возможность конвоирования наиболее важных транспортных судов боевыми кораблями, которые окажут действенное сопротивление за счет равной огневой мощи.

Во вторых, возникли вопросы о возможности ведения огня из казематных носовых 130-мм орудий в свежую погоду в условиях Тихого океана, также указали на малые углы обстрела этих орудий.

В результате проект был направлен на доработку, которая и была выполнена в течение месяца. По новому ТТХ крейсер лишился носовых казематных установок (кормовые сохранились), а место кормовых и носовой палубных заняли 20350 мм орудия Виккерса, установленные за щитами; таким образом вооружение составляло 2х8-дюймовых орудия и 8х130-мм орудий. Основные характеристики при этом остались такие же. Но и на заседании от 16 сентября 1913 года проект не получил единогласного одобрения. Два 203-мм орудия хотя и позволяли поражать противника раньше, чем он сможет ответить из своих 152-мм орудий (речь шла в первую очередь о японских крейсерах), но их явно было недостаточно. Проект снова вернули на доработку, при том намекнув, что как бы не хороша была концепция крейсера-рейдера, вероятность, что МГШ вернется к постройке малых крейсеров, возрастала, не в последнюю очередь по причине меньшей цены и того, что приступить к постройке крейсеров, даже если проект будет утверждён, завод сможет не раньше 1915 г. из-за загрузки работами по крейсерам «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридонов».

Путиловский завод оказался в сложном положении: если переработать проект было в принципе не сложно, то отказаться от выгодного заказа оказалось крайне не желательно. Помощь пришла со стороны страны, с которой меньше чем через год Россия стала врагами.

В начале октября 1913 немецкая фирма «Шихау» предложила свою помощь в постройке корабля в случае утверждения проекта при условии, что первый крейсер будет заложен на их верфи, при этом руководство фирмы обещало всестороннюю техническую поддержку при положительном решении вопроса при постройке второго корабля уже в России.

Как бы то не было, с неохотой и представителям МГШ и администрации Путиловского завода пришлось согласиться с предложением «заклятых друзей», тем более что условия были более чем приемлемые. Кроме технической стороны германцы обязались заложить первый корабль весной 1914 года, и уже в начале осени 1915 крейсер должен был прибыть в Кронштадт для довооружения и оборудования.

При том стоимость контракта составляла «всего» 6,8 млн рублей, что позволило общую стоимость двух крейсеров сохранить на уровне 17,5 млн. рублей, то есть почти вложиться в стоимость двух «Светлан», что очень хорошо подействовало на думских «бюджетников». Кстати, после начала войны выяснилось, что представители «Шихау» были замешаны в выделении средств под такие условия в Государственной Думе, но дело замяли.

В декабре 1913 года был наконец-то утверждён окончательный проект крейсера, в нем еще угадывались общие черты со «Светланой», но уже сильно отличался от нее даже внешне.

Проект больших крейсеров для Тихого океана. Издание 2-е, дополненное))

Эволюция проекта большого крейсера для Тихого океана

Длина корпуса увеличилась в общей сложности на 15 метров, за размерами поползло и водоизмещение. За счет обещанных немцами усовершенствованных котлов (4 из 12 были переведены на нефтяное отопление) планировалось поднять мощность до 57 000 л.с. Увеличение длины так же позволило увеличить массу топлива — теперь и «Адмирал Невельский» и «Муравьев-Амурский» могли нести только угля в перегруз до 2000 тонн.

Но главным изменением было все-таки вооружение.

На основе башен, которые еще в 1906 году проектировались для первого варианта броненосного крейсера «Рюрик», были созданы двухорудийные облегченные башни. Вес в 370 тонн был достигнут за счет уменьшения толщины бронирования до 75 мм против 178 мм у прототипа. Собственно именно башни, точнее барбеты (которые также стали тоньше) и заставили увеличить длину корабля, но это несколько улучшило гидродинамику, что позволило даже при увеличенном водоизмещении добиться скорости не ниже 28 уз.

130-мм орудий стало десять, но теперь они стали все палубными, прикрытые щитами; кормовые казематы также упразднили. Считалось, что они вполне смогут выполнять роль как ПМК, так и против крейсеров противника, да и для потопления транспортов они будут предпочтительней, чем более дорогие 203-мм «чемоданы»

63,3-мм зенитные орудия Обуховского завода планировали заменить на 3х76,2 мм орудия системы Тарновского—Лендера, разработка которого была утверждена в то же время Главным Артиллерийским управлением.

Новшеством было штатное базирование гидросамолета, для хранения которого была оборудована площадка за кормовой дымовой трубой. Взлет и посадка осуществлялись с воды, а спуск на воду и подъем на борт специальной кран-балкой.

Все это великолепие дополняли двухтрубные торпедные аппараты (по одному с каждого борта за спонсонами 130 мм орудий). Не забыли и про мины заграждения, в случае необходимости на закрытую минную палубу можно было принять 120 якорных мин образца 1908 года.

Проект больших крейсеров для Тихого океана. Издание 2-е, дополненное))

Вариант принятый к постройке на весну 1914

 


Проект больших крейсеров для Тихого океана. Издание 2-е, дополненное))

Планируемый вид  на окончание постройки.

В результате проект крейсеров имели следующие характеристики:

Водоизмещение стандартное/полное — 9400/ 10 250 тонн

Длина — 172 м

Ширина — 15,8 м

Осадка — 6,4 м

Бронирование: Броневая палуба и щиты бортовых 130 мм орудий — 30 мм, Боевая рубка и пояс— 70-100 мм, Башни ГК – 75 мм.

Двигатели — 4 ПТ, 12 водотрубных котлов Ярроу

Мощность — 57 000 л. с.

Движитель — 4 винта

Скорость хода — 28 узлов

Дальность плавания — 5500 морских миль (на 14 узлах)

Экипаж — 650 человек

Вооружение: 4х20350 мм, 10х13055 мм в палубных установках,  3×76,2-мм зенитных орудия, 2 спаренных 457-мм ТА , 120 морских мин образца 1908 года, гидросамолет.

Поскольку крейсер выбивался из общей классификации, в документах МГШ корабли именовались несколько несуразно – большие легкие крейсера для Тихого океана.

Немцы выполнили свое обещание, и 15 марта 1914 года был заложен первый (и, как оказалось, последний) крейсер, получивший имя «Муравьев Амурский». Такая спешка объясняется очень просто: в Госсовете вновь вернулись к вопросу о целесообразности заказа боевого корабля на зарубежной верфи (ранее вопрос поднимался не раз, но все-таки он не продвигался дальше обсуждения, не последнюю роль в этом играли думские лоббисты), тем более запах предстоящей войны витал в воздухе, существовала угроза отзыва авансового платежа, поэтому немцы торопились, поскольку в случае закладки крейсера отозвать деньги без серьёзного штрафа было тяжелее. Но работы продвигались медленно, и к 1 августа готовность корпуса составляла только 55% от запланированного на тот период.

После начала войны немецкое командование реквизировало недостроенный корпус, и даже начались работы по переработке корабля под требования Кайзерлихмарине с установкой вместо русского вооружения 15х150 мм немецких пушек, но к середине 1915 работы затормозились и в итоге прекратились совсем. Практически готовый корпус начали разбирать на металл.

Что касается «Адмирала Невельского», то после начала войны было не до закладки новых крейсеров и работы по нему даже не начинались. В итоге первый крейсер, который был близок к концепции больших крейсеров для Тихого океана – британский «Hawkins» появился только в 1918 году.

Подписаться
Уведомить о
guest

98 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account