Про невезучего КВ и не только

1

 

Я не буду расписывать все перипетии создания и принятия на вооружение тяжёлого танка КВ-1 – большинство и так это хорошо знает, а кому интересно с подробностями – гугль в помощь!

 

Суть в том, что имевшийся на вооружении РККА Т-35А устарел едва появившись на свет и только высокая стоимость новой разработки – причём без всякой гарантии успеха, откладывала его замену. Испанская гражданская война, самым жестоким образом указавшая командованию РККА на порочность прежде доминировавшей идеи – «манёвренность танка – его лучшая защита», заставила самым серьёзным образом приступить к полной ревизии танкового оснащения РККА. Действительно – каким бы быстрым ни был танк, батарея скорострельных малокалиберных противотанковых пушек всегда успеет навтыкать в него своих бронебойных «гвоздей». И какими бы глазастыми не были танкисты и совершенными танковые приборы наблюдения, из движущегося танка (ЛЮБОГО!) в принципе невозможно обнаружить замаскированную лёгкую противотанковую пушку пока она лично не «постучится» о броню своими снарядами. И если первый же гвоздь, ударивший в броню, имеет все шансы оказаться последним гвоздём в крышку гроба для бравых танкистов – нафиг такие танки.

Именно после ГВ в Испании, принимается решение о разработке новых танков с улучшенной бронезащитой. В т.ч. нового тяжёлого танка.

Его задачей было – выжить на современном, насыщенном средствами ПТО поле боя и выполнить поставленную боевую задачу. Какую именно – совершенно не важно – любую, для решения которой именно он наиболее оптимален. Танк – как и любое другое оружие – это только инструмент, используемый исходя из возникшей проблемы, для её успешного решения. Тяжёлый молоток одинаково лучше лёгкой киянки и в деле забивания гвоздей и в деле раскраивания чьей-то дурной башки. Но и молоток, даже очень хороший, не инструмент, а сущее мучение там, где нужна кувалда!

Зимняя война полностью подтвердила тезис о необходимости мощного «кругового» бронирования. Не имея возможности поразить наши средние Т-28 в 30 мм лоб, финны пропускали их через свои позиции и расстреливали в 20 мм борт и корму, одновременно открывая убийственный огонь по ползущим следом «тонкокожим» Т-26 и БТ нанося им большие потери. И те самые трёхбашенные Т-28 с аж шестью членами экипажа на борту не могли обнаружить хорошо замаскированные финские противотанковые пушки!

Про невезучего КВ и не только

(Колонна Т-28 20-й тяжелотанковой бригады в «Зимней войне»)

Та же Зимняя война наглядно показала нашим стратегам – Т-28 из 20-й тяжёлой танковой бригады с приданными ей экспериментальными тяжёлыми танками насквозь проходили ту самую пресловутую «Линию Маннергейма» и только три вещи мешали превратить эти локальные прорывы в нечто стратегическое:

1. Тяжёлых танков мало, а Т-28 с их максимальной 30 мм бронезащитой всё-таки были уязвимы и несли большие потери.

2. Вооружение даже опытных тяжёлых танков оказалось недостаточным не только для борьбы с ДОТами, но и для борьбы с инженерными противотанковыми заграждениями – новые трёхдюймовки (Л-10, Л-11 и Ф-32) неплохо разрушали ж/б надолбы, но пасовали перед большими гранитными валунами и ж/б тетраэдрами. Не устранив эти препятствия, бросить в бой лёгкие танки было невозможно. А ведь именно они должны были защитить пехоту, подавив пулемётные гнёзда противника.

3. Плохо, точнее вообще никак не обученная взаимодействию с танками пехота, не поддерживала эти прорывы. Лезть под пулемёты ей категорически не хотелось ни с танками, ни без них.

Вывод: непосредственные совместные действия тяжёлых танков и пехоты при прорыве сильноукреплённой полосы обороны – недостижимый идеал. А поскольку многобашенный танк с круговой абсолютной защитой инреал, жизненно необходим тяжёлый танк, не только  способный без вреда для своего здоровья утюжить позиции противника до полного искоренения ДОТ-ов и ПТО, но такой, который можно строить массово, обеспечивая необязательность пехотного сопровождения. В то время, считалось, что достаточно большое количество танков, прикрывая друг друга, просто обязано успешно действовать самостоятельно. Ну а поскольку однобашенный КВ нёс более толстую броню и при этом был легче и дешевле чем его двухбашенные конкуренты СМК и Т-100, его и приняли на вооружение.

Про невезучего КВ и не только(Прототипы СМК, Т-100 и КВ)

С усилением вооружения всё достаточно просто – создали в дополнение к КВ «бетонолом» КВ-2 со 152 мм гаубицей.

Про невезучего КВ и не только

 Разработка тяжёлого арттанка, кстати, была инициирована Павловым ещё в 1938 году – задолго до Зимней войны и вооружаться арттанк должен был 107 мм пушкой либо гаубицей. По запросу командования фронта, штурмующего Линию Маннергейма с её ДОТами, ЛКЗ разработал монстра КВ-2 в специальной башне которого, установили максимальную 152 мм гаубицу (танковая версия М-10).

После окончания Зимней войны, Павлов предлагал облегчить КВ-2 за счёт замены тяжёлой 152 мм гаубицы на лёгкую 122 мм – поскольку Линии Маннергейма больше нет, а супротив полевых укреплений и 122 мм гаубицы вполне достаточно. Но, начальник АБТУ предлагает, а Генштаб решает.

Количество тоже поначалу планировалось вполне умеренное – на уровне тех же Т-28. Но, всё изменилось в мае-июне 40-го, когда Генштаб РККА принял роковое решение о формировании ТД и МК и включении в их состав тяжёлых танков КВ. План выпуска был резко увеличен и под расширение производства, на ЛКЗ началась масштабная реконструкция.

Про невезучего КВ и не только(Серийные КВ-1 и КВ-2)

Но даже достигнутый рост производства армию ни в коем разе удовлетворить не мог!

9 июня 1940-го года Наркоматом обороны был утверждён план формирования 8 танковых корпусов (ТК), 18 танковых дивизий (ТД) и 8 моторизованных дивизий (МД), которые должны были быть развёрнуты и укомплектованы новой техникой до середины 1941 года. Согласно штата №010/10 каждая ТД должна была получить 105 танков КВ, 210 Т-34, 44 БТ и Т-26 и  54 огнемётных танка. Всего 413 танков.

Два батальона каждой из двух ТД должны были вооружаться тяжёлыми танками. Вроде скромненько, но, в сумме-то для оснащения всех 18 ТД требовалось 1890 танков КВ!

Составленный же с учётом возможностей ЛКЗ и ЧТЗ план, за весь 41-й год предполагал выпуск  1200 КВ всех модификаций. Т. е. войну планировали не раньше 42-го? И то, если ЧТЗ и ЛКЗ начнут штамповать КВ строго по графику!

Но это ещё не всё. Рассмотрим тот заказ на 41-й год повнимательнее. 200 КВ-1 должен был собрать «для разминки» ЧТЗ. Но что должно было выпускать головное предприятие – ЛКЗ?

400 КВ-1, 100 КВ-2 и… 500 КВ-3!

Теперь, вспоминаем. Павлов, инициировавший создание арттанка КВ-2, настаивал, что эти танки должны сводиться сугубо в особые части РЕЗЕРВА бронетанковых войск и никуда более. Что очевидно. Имея чудовищно перегруженную ходовку и тяжёлую гаубицу – «бетонолом», в чистом поле КВ-2 было делать нечего.

47-тонные КВ-1 теперь предназначались для вооружения танковых дивизий. 47 тонн – это конечно тоже много, но в принципе (при нормально отлаженной агрегатной части) не фатально. Для РККА были разработаны тяжёлые понтонные парки и они так же должны были включаться в ТД и МК. Капитальные мосты в СССР (и не только) строились под нагрузку до 60 тонн. Тоже самое большие четырёхосные ж/д платформы. По крайней мере на бумаге, все выглядело относительно разумно. При Павлове.

Но, в самом начале июня Павлова отправили командовать округом, а в середине июля 40-го коллективный разум начал изменять верхушке РККА.

17 июля 40-го, КБ ЛКЗ получило задание на сотворение новой модификации КВ (Т-150) с 90 мм бронёй и массой 51 т. Объяснить этот шаг, я могу только попыткой реализовать до конца ТТЗ на КВ, ведь изначально оно упиралось в планку 50 т. и КВ-1 с его 75 мм бронёй этот лимит недобрал. Вопрос – а зачем танку, собственно, такая броня, похоже, никого не волновал.

Про невезучего КВ и не только(Т-150)

И вместо того, чтоб сосредоточить все усилия на доведении КВ до ума, КБ ЛКЗ начинает творить его новую, ещё более тяжёлую модификацию.

Но, маразм крепчал и к 1 декабря 40 г. ЛКЗ обязали разработать и даже построить уже два танка со 100 мм бронёй и 85 мм пушкой массой более 62 т. (Т-220).

Про невезучего КВ и не только(Т-220 он же КВ-220)

При этом, предназначавшегося для этих монстров дизеля В-5 ещё не было. А когда тот дизель наконец появился, оба танка с треском провалили испытания. Как и КВ-1 они требовали долгой и основательной доводки. Тем не менее, неугомонные генштабисты пробили постановление СТО и СНК СССР о том, что ЛКЗ обязан уже с июня 1941 года перейти на выпуск Т-150. И завод, обречённо вздохнув, начал подготовку к выпуску Т-150, окончательно забросив доведение КВ-1 до ума, и прорабатывая усовершенствованную, годную для серийного выпуска версию Т-150.

Ещё один «гром грянул» в марте 1941 года, с появлением информации о разработке новых тяжёлых танков в Германии. И ЛКЗ приказано все работы по Т-150 прекратить и срочно заняться танком с бронёй до 120 мм, 107 мм пушкой и массой 68 т. (Т-223 или КВ-3).

Про невезучего КВ и не только(Макет КВ-3)

Интересно, может ли кто-нибудь, находясь в здравом уме, представить себе чудовище массой 68 тонн в танковой дивизии механизированного корпуса? А ведь уже с августа 1941 года, ЛКЗ должен был ПОЛНОСТЬЮ перейти на его выпуск! (Впрочем, есть мнение, что на август была пренесена программа выпуска того самого Т-150 — что более чем реально, учитывая неготовность 68-тонного монстра).

Должен был. Но, всех усилий ЛКЗ и ЧТЗ едва хватило, чтоб за первое полугодие 1941 года собрать всего 393 КВ-1 и КВ-2 без каких-либо шансов даже приступить к выпуску Т-150 и тем более 68-тонного КВ-3. И только после начала войны, в июле-августе КВ-1 получил абсолютный приоритет и к его выпуску были привлечены все мощности ЛКЗ (и даже много других предприятий), позволившие поставить армии 153 танка в июле и 180 танков в августе. Более того. После мобилизации множества предприятий Питера для производства комплектующих для КВ, промышленность была готова обеспечить выпуск до 10 машин в сутки! Но, положение на фронте резко ухудшалось, началась эвакуация ЛКЗ в Челябинск, а Питер попал в блокаду.

Из статистики видно, что хотя с довоенным производством КВ дела шли не плохо – планы по месяцам то и дело перевыполнялись, завод не могло не колбасить от хотелок и озарений гениальных генштабистов. В самом деле, можно сколько угодно пугать заводчан всяческими карами за низкое качество и недоработку 47-тонного КВ-1 и 52 тонного КВ-2, если на их шее одновременно висят ПЛАН по валу и подготовка к переходу сперва на выпуск Т-150, а потом ещё и на 68-тонный КВ-3! Да у ЛКЗ в таких условиях миллион «отмазок» от претензий по качеству продукции.

Но ещё сумасброднее выглядит эта чехарда с новыми моделями тяжёлых танков в сочетании с потребностью в КВ у формируемых танковых дивизий. Мало того, что даже при выполнении всех планов, заводы могли обеспечить 8 МК формации 40-го года тяжёлыми танками только в течение 42-го (организационно и по наличию лёгких танков, формирование этих МК было в основном закончено ещё к 4 октября 1940 г.), так в ноябре 40-го начинается формирование 9-го МК, а феврале 1941-го принимается решение о формировании ещё 21 МК! Т. е. ещё 44 танковых дивизий! Количество тяжёлых танков при этом, во всех ТД сокращалось со 105 до 63 и к массовому выпуску КВ должен был подключиться ЧТЗ. Но до начала ВОВ он успел собрать только 25 танков. Т. е. сроки, когда удастся укомплектовать КВ все ТД, вообще теряются в сумраке лет, ведь для полного укомплектования 30 МК необходимо произвести уже 3780 тяжёлых танков! И, речь-то, согласно довоенным планам шла уже о КВ-3 (пусть даже речь идёт на самом деле о Т-150)! Странно, что Генштаб РККА не запланировал постройку 100500 «Звёзд смерти». Вероятность успеха мероприятия аналогичная.

Соответственно возникают три вопросика:

1. Почему выпускаемый серийно КВ так и не довели до ума?

2. Чем (каким местом) думали люди, принявшие решение о формировании такого колоссального количества механизированных корпусов и танковых дивизий, не имея для этого ровным счётом НИЧЕГО? Ни матчасти, ни подготовленного личного состава, ни средств технического обеспечения.

3. Чем думали люди, запихавшие в ТД и МК негодные для этого Т-26 и даже КВ-2 (которые там на фиг не нужны) и задумавшие заменить в серии 47-тонный КВ-1 на весящий как КВ-2 Т-150 и даже на 68-тонный КВ-3, который в ТД и МК вообще нужен как пятое колесо телеге – ведь МК – это маневренные соединения, а 68-тонный КВ-3 не выдержит ни один понтон, ни один капитальный мост, ни одна ж/д платформа (если её конечно специально для перевозки таких монстров не усилить).

Начальник АБТУ Федоренко, замнаркома по вооружениям Кулик и начальник Генштаба Жуков, возможно, ответили бы на эти вопросы, но в этом мире мы их ни о чём уже не спросим. Впрочем, Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» признавал-таки, что это была полная авантюра.

Я бесконечно далёк от мысли, что РККА последний предвоенный год рулили круглые идиоты (они же войну выиграли!), но я не слышал никаких официальных версий (не говоря уж про документы), хоть как-то разъясняющих эти вопросы. Тем не менее, эти хотелки были прописаны в мобпланах развёртывания, утверждены во всех инстанциях и к их практическому осуществлению приступили немедленно – уже в феврале 41-го!

На первый из этих вопросов более-менее убедительно попытался ответить Свирин – танк КВ был сложен, его конструкция не была отработана, а технология ещё только оттачивалась. Поэтому техпроцесс постоянно лихорадило изменениями в технологиях и организации производства, изменениями в конструкции самого танка и необходимостью что-то в нём постоянно доводить до ума. Причём в основном силами технологов завода, больше озабоченных валом, с минимальной поддержкой собственного танкового СКБ-2 занятого азартной последовательной вознёй с Т-150, Т-220 и КВ-3.

Естественно, что от погони за валом, страдал не только сам недоведённый до ума танк, но и качество его изготовления, которое в принципе нельзя кардинально улучшить силами заинтересованных, прежде всего в выполнении плана, технологов, при изначально недоработанной конструкции. Тем не менее, в КВ удалось внедрить несколько фишек, чуть-чуть откладывающих выход танка из строя и немного снизить его себестоимость. Вот и получалось, что в принципе завод работал ритмично, а вот сдача танков заказчику напоминала детектив. Их то отказывались принимать из-за ненадлежащего качества и некомплектности, то принимали скопом закрыв глаза на все огрехи под неизвестно чьим давлением. В общем – бардак.

Самое интересное, никого в руководстве СССР это ничуть не удивляло. Высшие инстанции на низкое качество КВ закрывали глаза ибо – ЛЮБОЙ ДОВОЕННЫЙ ТАНК СОВЕТСКОГО ПРОИЗВОДСТВА свой путь в серию начинал именно с этого же бардачища в организации выпуска, технологической импотенции, кустарщины и совершенно сырых машин безобразнейшего качества изготовления первых лет выпуска! Это был ЗАКОН нашей танковой промышленности (подозреваю не только танковой). 2-3 года и всё будет доведено до ума и отточено так, что тяжёлые КВ начали бы вылетать из ворот ЛКЗ как горячие пирожки из печки и качество их, было бы просто несопоставимым с качеством машин сборки 40-41 г.г. Но чёрт возьми, неужели в нападение Германии не верили настолько, что считали допустимым, планировать реорганизацию и перевооружение бронетанковых войск в недопустимо растянутой перспективе, да ещё и устраивать чехарду с заменой едва-едва освоенной в серии и притом сырой модели танка на гораздо более сложную и тяжёлую!? Причём несколько раз подряд. Ну бред же!

Более того! Тут вообще всё было поставлено с ног на голову. Если при невероятно тяжёлом и мучительном освоении выпуска танков 30-х, для качественной доработки модели, отладки технологического цикла, упрощения жизни смежникам и т.д. создавались специальные КБ для сопровождения освоения танков в серии, то тут наблюдался обратный процесс – мощнейшее танковое КБ ЛКЗ (СКБ-2) разом охладев к КВ-1 (и заодно к КВ-2) последовательно бросало все силы на разработку Т-150, Т-220 и КВ-3. А как вам «контрольный выстрел в голову» в виде задания ЛКЗ на разработку и изготовление к 1 октября 41 года танка КВ-4 (броня до 150 мм, пушка 107 мм, плюс малокалиберная, масса не уточнялась) и к 10 ноября танка КВ-5 (броня до 170 мм, пушка 107 мм, плюс малокалиберная. Масса не уточнялась, но предписывалось ОБЕСПЕЧИТЬ возможность перевозки по ж/д обычными средствами. Интересно – это как?).

И эту работу СКБ-2 ЛКЗ активно вело аж до… августа 41 года! Только когда под Питером сложилось критическое положение, почти законченный проект КВ-5 закрыли и все силы КБ были НАКОНЕЦ-то брошены на доводку КВ-1, которые, как оказалось, больше стояли, чем воевали, что вызвало гневное недоумение Сталина – самые сильные и вроде даже неуязвимые танки, штампуемые крупнейшим оборонным центром страны, никак не могли хоть чуть-чуть повлиять на непрерывное ухудшение обстановки вблизи этого самого оборонно-промышленного центра! Бросить-то бросили, но тут же началась эвакуация и опять "воз и ныне там". А потом, дорожку КВ перебежал ещё один танк-призрак — КВ-13 (из идеологии которого потом вырос знаменитый ИС). В итоге, модернизированный вариант КВ-1С появился недопустимо поздно.

Самое обидное, ладно бы в своё время, дирекция завода осознала, что начальство тупо съехало с катушек и чудит с новыми танками, а выпускаемый серийно КВ-1 болен всеми мыслимыми «детскими болезнями» и его хоть как-то НАДО довести – пусть даже в нерабочее время, хотя бы специально созданной для этого группой инженеров энтузиастов – патриотов ЛКЗ и танка, которым просто стыдно позорить завод и гнать армии фуфло. Ведь танков уже выпущено много и выпускаются ещё и ещё, а все нововведения и усовершенствования можно внедрить в уже выпущенных машинах в процессе капремонтов. Напротив! На заводе организовали конкурс на лучший проект чудовищного КВ-4, в котором поучаствовали, наверное, все кто был способен хоть что-то конструировать в тяжелотанковой сфере (на конкурс было подано более 15 проектов!)! Самый лёгкий танк 82,5 т. самый тяжёлый 107 т. Больше заняться было нечем? Или хватались за любую работу, лишь бы КВ до ума не доводить, поскольку за него уже все призовые слоны розданы?

Это и в какой-то степени ответ на второй вопрос. Ответственные товарищи были уверены – рано или поздно, промышленность КВ как-то доведёт (причём пренепременно самой крутой модификации!) и даст его армии в необходимом количестве и качестве. Пусть сейчас/пока недоведённый и некачественно собранный КВ-1 армия принимает скрипя зубами – в качестве учебного сойдёт (главное поддерживать плановые объёмы производства!), а с августа, в серию пойдёт замечательный КВ-3, якобы избавленный от всех недостатков КВ-1. В общем, наше тяжелотанковое счастье – как обычно, лишь дело времени. Но, вот как раз времени-то немцы нам и не дали. Никакие замечательные новые модели в серию запустить не успели, а воевать пришлось на сырых КВ-1 безобразного качества. Но, разве и нашей собственной вины в этом нет?

Кто мешал сменить привычный уклад и ДО начала серийного выпуска довести КВ до ума? А требующиеся для этого месяцы потратить на капремонт всех Т-28, их экранировку, создание запаса запчастей и производство на том же шасси необходимого боевым частям, укомплектованным Т-28, штата БРЭМ?

Кто, даже тот ублюдочный уклад, сменил на дебильную чехарду с заменой недоведённого КВ-1 на «призраки танков», ради которых пожертвовали возможностью довести КВ-1 до ума? Кулик с Жуковым и Федоренко? А Котин, вообще похоже сбрендил, организуя тот дебильный конкурс на КВ-4, в котором «самозадействовались» едва не все лучшие инженерно-конструкторские кадры ЛКЗ?

Поверили разведданным о новых немецких тяжёлых танках? А что, собственно умопомрачительного, было в тех разведданных? А была там инфа о разработке двумя немецкими фирмами на конкурсной основе, 45-тонного тяжёлого танка с 80 мм бронёй, вооружённого либо 75 мм длинностволой пушкой, либо 105 мм гаубицей, со сроком готовности обоих проектов к серийному выпуску не ранее 42 года! Всё. Даже КВ-3 этот немец был не соперник, и весь 41-й год можно было смело штамповать доведённый до ума КВ-1!

Поэтому, неуклюжая отмазка о разведданных (даже притом, что это была чистая правда и речь шла о будущем «Тигре», который оказался даже сильнее) совершенно не объясняет, почему бросили устранять очевидные косяки у УЖЕ ВЫПУСКАЕМОГО серийно танка? Некому было? Кадров не хватало из-за работ по Т-150, Т-220, КВ-3? На конкурс по КВ-4 было подано 15 проектов! И это был не конкурс на самую красивую картинку. За каждым проектом, даже эскизным, не один человек стоял – время гениальных конструкторов-одиночек давно в прошлом, а тяжёлый танк – это не мопэд! Знаете, как забавно читать воспоминания конструкторов, сетующих на многочисленные косяки серийного КВ? Так и хочется спросить – а чем вы, сукины дети занимались тот предвоенный год, когда КВ НАДО было срочно доводить до ума, поскольку люди на нём воевать и умирать будут? А они вместо этого, всей своей конструкторской кодлой азартно 90-тонные (в среднем) КВ-4 проектировали! Конечно, язык не поворачивается называть уважаемых и впоследствии заслуженных людей долбоящерами, но ведь участие в конкурсе на КВ-4 – было для большинства делом сугубо добровольным! Но, похоже, никто не пожелал «остаться в стороне» и доводить КВ. Всем хотелось славы и пряников! С таким подходом, подозреваю, что и КВ-3, начни-таки его ЛКЗ выпускать в августе, оказался бы «при семи няньках дитём без глаза» и таким же «инвалидом от рождения» как и КВ-1.

Как хотите, друзья, но всё это дико противоречит и здравому смыслу и логике. Вот логику и сделаем основой АИ (прошу простить за столь затяжное вступление к небольшой в сущности АИ-шке – но как без этого?).

Логика проста – всё возвращаем на привычные в СССР «круги своя». Даже кардинально ломать ничего не будем! Просто не дадим ломать то, что логично и не будем делать того, что ни в логику, ни в здравый смысл не укладывается. И только.

Итак, сперва, по пунктам – основные положения АИ, а потом разберём их более подробно.

 Первое – КВ-1 доводим до ума, бросив на это основные силы ЛКЗ. И СКБ-2, и мастеров-технологов. Вал — до доработки танка вторичен.

Второе – поскольку от разведданных так просто не отмахнёшься, из наиболее заинтересованных специалистов танковых КБ ЛКЗ и 185 з-да, где проектировали тяжёлый Т-100, формируем специальную группу перспективного проектирования, с одной-единственной задачей – НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ разработать и всемерно довести до ума КВ-3 со сроком «до конца 1941 года».

Третье – проводим курс интенсивной терапии в плане деидиотизации штатной структуры бронетанковых войск РККА.

Начнём с первого пункта. Список косяков КВ я приводить не буду – он велик настолько, что только приходится согласиться с общим выводом военпреда на ЛКЗ:

«…Исходя из вышеизложенного считаю, что машина КВ недоработана и требует срочных и серьёзных переделок. Большинство переделок нельзя провести в процессе широкого производства, которое уже идёт полным ходом на Кировском заводе. Подобное положение затянет освоение машины в производстве на 1,5-2 года, внесёт большую путаницу, лишние расходы и не даст ни малейшей экономии во времени. Качество выпускаемой машины в течение 1,5-2 лет будет низким.

Целесообразнее снизить программу до конца 1940 года до 5-8 машин в месяц и перебросить все заводские силы на доработку машины. В настоящее время все силы брошены на выполнение программы, а о качестве машины думают очень мало.

Считаю, что в настоящий момент назвать машину боеспособной нельзя из-за вышеуказанных дефектов. Отправлять её в армию можно только как учебную, а не боевую».

При этом, к числу труднодоводимых, относились только две позиции: неудачная КПП, полученная методом механического увеличения КПП Т-28 (почему не взяли уже прошедшую все стадии доработки КПП от 54-тонного Т-35А?) и воздушный фильтр двигателя. Всё прочее вполне доводимо. И поначалу кое что ведь даже делалось! Более того, помимо исправления косяков, для КВ была подготовлена целая программа новаций, в которую входили: командирская башенка, новые приборы наблюдения для мехвода, новый привод вращения башни (прежний – скопированный с Т-28 едва справлялся), планетарная трансмиссия и т.д. и которую отменили ради вала выпуска КВ-1 и разработки новых танков. А ведь в то время, никакими тяжёлыми немцами ещё не пахло! Поэтому, доводим КВ-1. Т-150 и Т-220 не разрабатываем вовсе. Не до них! Согласитесь, это просто дико, когда тот же Шашмурин бросает разрабатывать планетарную трансмиссию (притом, что трансмиссия – главное больное место КВ) и «добровольцем» с головой уходит лепить свой вариант КВ-4 – выигрывает тот дурацкий конкурс, а планетарку дорабатывает только уже для КВ-1С!

Про невезучего КВ и не только

(Победитель конкурса на проект КВ-4 от тов. Шашмурина. Вес 90 т. Вооружение 107 мм пушка в корпусе и 76 мм в стандартной башне КВ-1)

И ещё. Странно, что идея повысить надёжность существующих агрегатов КВ-1 путём банального облегчения машины не пришла в головы уже в то время. Вспомним – на испытаниях, конкурентами КВ выступали значительно более тяжёлые 55-тонный СМК и 58-тонный Т-100 имевшие при этом не столь толстую бронезащиту (СМК: лоб – 75 мм, борт – 60 мм, корма – 55 мм) (Т-100: 60 мм лоб, борт, корма) считавшуюся, тем не менее, вполне достаточной.

В самом деле, если уж агрегаты страдают от перегрузки, что мешало принять для КВ схему бронезащиты СМК? Это значительно снизило бы массу брони. А снижение массы брони, позволило бы облегчить подвеску, уменьшить ширину гусениц, сократить габариты башни при том же диаметре погона. В результате, вполне можно было уже с начала 1941 года начать выпуск танка предельно близкого РИ КВ-1С, который и бегал бы не как «иногда ползающий ДОТ» и равного которому у противника точно не было бы.

Вместо этого, наоборот – наращивают броню (Т-150), а едва началась война, уже 26 июня выходит постановление, ТРЕБУЮЩЕЕ выпускать ВСЕ КВ с дополнительным экранированием! Зачем? Х.З. Ясно, что никаких исследований, на предмет необходимости, не проводилось – четвёртый день войны! Чистый каприз кого-то в Генштабе – получить «вундервафлю» «на всякий случай». Опыты по экранированию КВ были начаты ещё в марте-апреле 41-го, а первую пробную машину с экранами сделали в мае. О том, как отреагирует на лишний вес и без того перегруженная ходовка не подумали и уже в августе распоряжение по экранированию отменили.

Про невезучего КВ и не толькоАгрегаты и бронезащита – это хорошо. Точнее, пока плохо. А что у нас с вооружением? В литературе обычно пишут, что основное вооружение КВ-1 пушка ЗиС-5 – это просто специально заточенная под КВ модификация Ф-34 (которой вооружался Т-34). Это полуправда.

На самом деле, специально для вооружения тяжёлых танков Грабинским КБ в инициативном порядке была разработана и успешно прошла испытания чрезвычайно мощная пушка калибра 76,2 мм Ф-27. Она имела баллистику и мощный патрон зенитной пушки 3К обр. 31 года, соответственно очень длинный ствол, повышенные дальность прямого выстрела и бронепробиваемость. На дистанции в километр, она должна была пробивать 70 мм брони. Если бы эту пушку приняли на вооружение, КВ получил бы «длинную руку» от которой у панцерваффе не было защиты в 41-ом на любой реальной дистанции боя. Ту же злобную «ахт-кома-ахт» (которую из-за габаритов маскировать крайне сложно), КВ с такой пушкой мог бы просто расстрелять как в тире, с дистанции, на которой та зенитка ничего не смогла бы ему сделать. А поскольку танк у нас защищён вполне надёжной бронёй, что мешало использовать в пушке дульный тормоз? Но, Ф-27 на вооружение не приняли из-за чрезмерно длинного, выступающего за габариты танка ствола и слишком длинного патрона (как будто после принятия на вооружение 85 мм пушки в башне КВ-85 или Т-34/85 было просторнее!)

Вместо Ф-27 Грабин создаёт её «упрощённую» версию ЗиС-5 с баллистикой Ф-22 и стандартным патроном дивизионного орудия, но и эту, успешно прошедшую испытания в декабре 40-го пушку не приняли – кому-то опять не понравился слишком длинный ствол! В феврале, пушку переделали под баллистику уже Ф-22УСВ, ещё укоротили ствол и практически унифицировали с Ф-34. Но и её на вооружение официально приняли только в сентябре 41-го! Серийное производство и соответственно установку на КВ  начали лишь с октября. А до той поры, КВ вооружались Л-11 или Ф-32 (в лучшем случае могли вооружаться Ф-34). Т. е. до октября 41-го, тяжёлый танк вооружён был не лучше, а то и хуже чем средний Т-34! Нормально?

Про невезучего КВ и не только(КВ-1 производства ЛКЗ с пушкой Л-11, которая смотрится на тяжёлом танке откровенно жалко)

Пункт 2. Разведданные. Как уже говорилось выше, исходя из полученной информации, специальная группа разрабатывает КВ-3 используя в нём наиболее удачные решения по ДОВЕДЁННОМУ до ума КВ-1 со сроком освоения этого танка в серии с начала 42 года. Монструазией болеть конструкторам запретим и вместо брони 120-90-75 корпус, 130-90 башня, ограничимся 95-75-55, 95-75. Вполне достаточно чтоб исходя из тогдашних представлений, держать ББС 85 мм зенитки (а значит и её немецкой 88 мм визави) в лоб, и дивизионной трёхдюймовки в борт. На крайне маловероятный случай вооружения нового тяжёлого немца пушкой калибра 100 мм и более, предусмотрим замену наклонной 95 мм лобовой бронеплиты корпуса и башни на ещё более наклонную 125 мм – держащую ББС нашей новейшей 107 мм пушки.

Вооружение КВ-3 так же в двух вариантах – «скромном» калибра 85 мм (Ф-30) с баллистикой зенитки 52-К и «максимальном», в виде 107 мм пушки ЗиС-6.

В результате, получился бы танк не хуже «Тигры» с массой скорее ближе к Т-220, чем к КВ-3. И больше никаких вундервафель! Никаких монструазных безобразий в виде КВ-4 и КВ-5.

Пункт 3. Самый интересный.

Не будем показывать пальцем на того умничку, что придумал сформировать 30 ТАКИХ мехкорпусов. Надеюсь, хоть на том свете ему персональная палата обеспечена. Мы лучше сохраним на посту главы ГАБТУ Павлова (пока округ, до которого он объективно недорос, не завалил) и будем надеяться, что к 9 навязанным ему МК, постановления о формировании ещё 21 он не допустит. Хотят генштабисты, те, безумные на мой взгляд МК – вот пущай и формируют их ровно 9, как было запланировано в 1940-ом году.

Про невезучего КВ и не только

(Командарм первого ранга, впоследствии генерал армии Д. Г. Павлов, волею судьбы оказавшийся не на своём месте и расстрелянный за развал Западного фронта летом 41-го)

Т-26 в МК сгонять не будем. В РИ для их полного укомплектования (в ТД Т-34 временно замещали  БТ) хватило легкотанковых бригад на БТ и 4 уже к тому времени сформированных МД. Хотя батальоны Т-26 из стрелковых дивизий мы заберём однозначно! (Кстати, мало где упоминается такой факт, как принятое решение об исключении из боевого состава бронетанковых войск РККА тысячи старых Т-26 во втором полугодии 41 года и их переделке во вспомогательные машины). Большая же часть Т-26, согласно постановлению от 14 октября 1940 года, направлялась на формирование 20 легкотанковых бригад поддержки стрелковых корпусов – это, по-моему, одно из редких разумных решений, принятых уже после ухода Павлова (но в развитие его идей) и которое было отменено ради наполнения матчастью новых мехкорпусов.

КВ-2 тоже в МК делать нечего – в этом Павлов опять-таки абсолютно прав. В 1940-ом году успели выпустить 104 КВ-2. Более чем. Хватило бы и одного батальона. Вот и сформируем одну бригаду батальонного состава специального назначения, дислоцированную гденить под Ленинградом, и определяем в РГК.

Схему формирования МК тоже берём от Павлова, предпочитавшего термин – танковый корпус (ТК). Он предполагал переформировать 15 легкотанковых бригад БТ в МД. В 1940-ом году 8 и в первой половине 41-го ещё 7. Никакого насилия над промышленностью и армией. Вот пусть он эту идею и реализует. И именно те 8 МД обр. 40 г. послужат основой для формирования МК. Точнее ТК. Всё равно от этой навязчивой идеи Генштаба не отделаться.

В структуре корпуса тоже кое что поменяем. В РИ, там состояли две ТД и одна МД. В МД ничего менять не нужно – это наиболее сбалансированное соединение. А вот ТД… РИ структура: 8 танковых батальонов, в т. ч. 4 батальона средних и 2 батальона тяжёлых танков.

Всё очень красиво и логично. Но… чудовищно громоздко и полного укомплектования штатной техникой ждать до второго пришествия. А если воевать придётся буквально завтра? Об этом вообще ктонить подумал? Именно поэтому туда и инвалидов Т-26 сгоняли, и огнемётные танки, и плавающие, и КВ-2?

В общем, сделаем так: представим, что под нажимом авторитета Павлова, структура ТД унифицирована со структурой так милой его сердцу МД, т. е. всего один ТП и два мотострелковых.

Количество тоже немножко скорректируем. В танковом полку и ТД и МД всего 4 батальона по 54 танка. Всего в дивизии получается 216 танков.

По танкам, отличаться ТД от МД будут качественно. В МД все 4 танковых батальона вооружаются БТ. В ТД, на БТ только один – разведывательный батальон. Три других вооружаться будут средними танками. Со временем. И никаких тяжёлых. Пока, пусть учатся на БТ и Т-28, которые мы передадим из тяжелотанковых бригад в ТД.

По мере выпуска Т-34 (естественно тоже каким-то чудесным образом избавленных от «детских болезней», ведь на ХПЗ история с КВ повторилась буквально под копирку – там тоже, вместо того чтоб довести до ума «сырой» Т-34, занимались борьбой за вал и азартно разрабатывали принципиально новый Т-34М), эти три батальона будут перевооружены, а разведывательные батальоны ТД будут укомплектованы БТ-7М с такими же дизелями, как у Т-34.

Таким образом, в любой момент времени с момента завершения формирования, все дивизии и все ТК будут постоянно полностью обеспечены матчастью и подготовленным личным составом.

Всего, для укомплектования 9 ТК (18 ТД и 9 МД) необходимо 2916 Т-34 и Т-28, 1944 БТ-7 и 972 БТ-7М.

Пока Т-34 не хватает (ради доведения танка до боеспособного уровня за вал не боремся и довыпускаем необходимое количество БТ-7М), их замещают Т-28 и БТ. Время, которое  КВ доводят до ума, (всё второе полугодие 40-го) программу серийного выпуска Т-28 можно продлить до конца 40-го. Новые, либо старые, капитально отремонтированные и поголовно экранированные на ЛКЗ Т-28 будут в ТД как минимум не хуже Т-34 довоенного выпуска.

Если кто-то скажет, что реализовать ЭТУ программу невозможно – пущай бросает в меня камень! Ещё как можно! Если скажет – это-ж подгонка под РИ танкопоголовье и к заранее известной дате – ответим – что сформировать 9 МК решил не я, а РККА в 40-ом и после формирования 9-го МК никто не запрещает начать формировать… не-не-не!!! Не как в РИ ещё 21 МК – это клиника, а, скажем, ещё 1 или 3…

Скажете, до начал ВОВ больше тех 9 МК сформировать уже не успеем, а супротив проклятущих тевтонов 9 МК – мало. Так это МК, сам смысл которых под сомнением! Ещё у нас будет 20 вполне РИ бригад поддержки пехтуры на Т-26.  В той же РИ их расформировали в марте 41-го, направив всю матчасть на формирование новых мехкорпусов, что было большой ошибкой. БТ тоже ещё много – можно по полку оставить в КД, сохранить часть отдельных бригад или даже попытаться сформировать несколько отдельных МД (если получится). Благо по мере выпуска Т-34 БТ из ТД будут изыматься. Из тех же МД Павлов предлагал формировать усиленные танковые корпуса, дополняя их по мере необходимости танковыми и мотострелковыми бригадами.

Все небоеспособные БТ и Т-26 – в утиль.

А как же КВ? А что КВ? Его заботливо доведут до ума и в серию запустят только с начала 41-го. Объём выпуска как в РИ – максимум в мирное время 65 машин в месяц. Соответственно к началу ВОВ у РККА не более 350 танков, которые мы легко расфасовываем по отдельным бригадам батальонного состава РГК, для использования только там, где совсем уж жарко или там, где их массированное применение может принести стратегическую пользу. Скажем, если две сотни качественных КВ-1М с хорошо подготовленными экипажами неожиданно для немцев резко усилят войска С-З фронта так, что в один прекрасный день от панцеров фон Лееба мокрое место останется и Питер избежит блокады – считай КВ уже полностью оправдали факт своего существования. А если Питерские заводы с ЛКЗ во главе отмобилизуют все свои силы и реально смогут штамповать по 10 тяжёлых танков хорошего качества в сутки, фрицам вообще не позавидуешь – составлявшие основу панцеров фон Лееба чешские «заклёпочники» нашим КВ «на закуску» – расстрелять как в тире из тех замечательных Ф-27. А к моменту появления «Тигров» у РККА уже будет ответ в виде всемерно доведённого КВ-3.

Что касается подготовки кадров. ИМХО при АИ структуре, нам потребуется гораздо меньше танковых командиров высокого уровня, а всякие претурбации затронут личный состав в минимальной степени – МД формируются на базе танковых бригад и танковая составляющая что МД, что Тбр. вообще аналогична (4 батальона по 54 танка). А у нас ещё и ТД имеют точно такую же «танковую составляющую». Т. е. непосредственно танковых командиров и переучивать-то нужды нет.

Некоторая «нехватка образования» может наблюдаться у танковых комбатов Т-26, батальоны которых изымались из стрелковых дивизий. Но, в РККА до всяких метаморфоз имелось 16 легкотанковых бригад на Т-26. После реализации РИ плана – исключения танковых батальонов из СД и списания наиболее изношенных старых Т-26 (с возможной переделкой части в спецмашины), как и в РИ получается всего 20 боеготовых легкотанковых бригад Т-26 стрелковых корпусов. Четыре толковых комбрига думаю в РККА отыщутся?! Так что и тут в общем-то всё нормально.

Модификации КВ. Поскольку Павлов неизменно требовал от разработчиков танков обязательно делать на том же шасси арттанки и САУ, не будет исключением и КВ. После Зимней войны Павлов предлагал существенно облегчить КВ-2, заменив монструазную 152 мм гаубицу в громадной специальной башне на 122 мм в штатной башне.

В РИ эту идею реализовали только на рубеже 41-42 г.г.

Про невезучего КВ и не только(Вооружённый 122 мм гаубицей, установленной в штатную башню КВ-1, тяжёлый танк КВ-9. Было изготовлено и успешно испытано два таких танка. Несмотря на то, что был сделан официальный заказ на 10 машин первой серии, выпуск не состоялся из-за загрузки ЧТЗ выпуском КВ-1 и освоением выпуска Т-34 вместо тракторов С-65)

Что касается собственно АИшного модернизированного КВ-1М, по сути – это КВ-1С с возможностью его довооружения 85 мм пушкой.

Про невезучего КВ и не только(Вершина развития КВ, тяжёлые танки КВ-1С и КВ-85, появившиеся слишком поздно)

А ведь такие танки, СССР мог бы получить в серию ещё до начала ВОВ, если бы предпочёл синицу в руках толстомясому журавлю в небе.

Про невезучего КВ и не только

(Вверху РИ КВ-1 с пушкой Ф-32. Ниже, АИ КВ-1М с командирской башенкой и пушкой Ф-27 дооснащённой дульным тормозом по типу ЗиС-3. Ниже – артиллерийский вариант КВ-1МА со 122 мм гаубицей на лафете Ф-27 с дульным тормозом аналогичной конструкции)

Подписаться
Уведомить о
guest

74 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account