Архивная статья 31 мая 2013 года с сайта ТопВар.
Принято считать, что Вьетнамская война, закончилась 30 апреля 1975 года. Когда северовьетнамские Т-54 вышибли ворота президентского дворца в Сайгоне, символизируя падение Южного Вьетнама и поражение США в этом конфликте.
Незадолго до этого ВВС Южного Вьетнама, благодаря американской помощи, вышли на 4-е место в мире по численности. Уступая только: США, СССР и КНР. Впрочем, это лишь только продлило агонию насквозь коррумпированного сайгонского режима.
Северовьетнамским военным достался большой парк трофейной авиатехники. Впоследствии истребители F-5, штурмовики А-37 и вертолёты UH-1 использовались вьетнамскими вооруженными силами до конца 80-х.
На авиабазе Тансоннат были сосредоточены трофеи – остатки ВВС Южного Вьетнама, находящиеся в технически исправном состоянии: 23 штурмовика А-37, 41 истребитель F-5, 50 вертолетов UH-1, пять штурмовиков AD-6, пять вертолетов СН-47, и пять самолетов U-6A. Кроме того, под вопросом оставалось принятие на вооружение еще 15 самолетов: U-17, 41 L-19, 28 С-7А, 36 С-119, 18 Т-41, 21 С-47, семь С-130, семь DC-3, пять DC-4 и два DC-6.
Во время ведения боевых действий, советские военные специалисты, неоднократно имели возможность ознакомиться с самой разнообразной американской техникой. Так в СССР были отправлены: кабина бомбардировщика F-111, двигатели от А-4 , А-6, F-105 и F-4, РЛС от F-4, ракеты «Булпап» и «Спарроу». Но после окончания войны, появилась возможность, ознакомиться с образцами авиатехники, находящимися в лётном состоянии .
В Дананге, куда были перегнаны интересующие советскую сторону образцы, нашим специалистам, была поставлена задача – контроль технического состояния передаваемой в СССР трофейной авиатехники, далее — подготовка ее к транспортировке морем и погрузка на сухогруз. Какие именно типы ЛА и в какой комплектации будут передавать, решали военный атташе с прибывшими на авиабазу офицерами Генштаба. Вначале предстояло отобрать один из истребителей F-5.
Три машины вьетнамцы продемонстрировали в воздухе: подняли пару МиГ-21, а затем
поочередно взлетали, делали круг и садились F-5, пилотируемые бывшими южновьетнамскими летчиками. Убедившись, что самолеты находятся в летном состоянии, приступили к их детальному осмотру.
Технику поочередно загоняли в хорошо оборудованный ангар, где в течение нескольких дней ее тщательно исследовали. Первый F-5 был забракован: подтекал маслорадиатор и не работала связная радиостанция. Выбрали следующий, оказавшийся в абсолютно исправном состоянии. Этот самолет опломбировали, чтобы исключить замену оборудования.
F-5 производил очень хорошее впечатление, выгодно отличаясь от МиГ-21. Массово-габаритные характеристики оборудования были существенно лучше. К примеру, генератор в 2-3 раза меньше нашего. Использовались очень миниатюрные и удобные разовые аккумуляторы. Технологичность обслуживания идеальная: самолет был настолько прост в эксплуатации, что наши специалисты практически не пользовались техдокументацией. Для заправки гидросистемы применялась специальная самоходная тележка с дизелем. Запуск двигателей — воздушный, с помощью тележки, оснащенной ПГД. По составу оборудования кабины пилота- аналогичен МиГ-21, однако приборы миниатюрнее, многие из них с ленточными индикаторами. Тумблеры АЗС оказались обрезинены, что тогда было непривычным.
Окраска кабины -мягкого бирюзового цвета (в такой, но более резкий цвет позже красились кабины МиГ-23).
Вместе с истребителем получили значительное количество запчастей и практически полный комплект технической документации. Какие-либо руководства по летной эксплуатации F-5 через наши руки не проходили. Документация была составлена доступно, и грамотный специалист мог без труда освоить эксплуатацию этой машины. Кроме того, вьетнамцы передали много наземного оборудования: полный комплект, необходимый для обслуживания одного самолета, полный комплект(включая контрольно-проверочную аппаратуру) для четырех самолетов и кое-что из комплекта для 10 самолетов.
Тактический истребитель F-5E Tiger II предназначен для ведения воздушного боя, нанесения ударов по наземным целям и разведки. В середине 1950-х гг. компания Northrop по своей инициативе приступила к проектированию легкого истребителя. В результате появился тренировочный самолет T-38 «Тэлон» для ВВС США, а затем вариант опытного одноместного истребителя N-156F, первый полет которого состоялся 30 июля 1959 г.
Самолет имел легкий планер, современные аэродинамические формы, оснащался двумя небольшими ТРД. В производство самолет пошел под обозначением F-5A Freedom Fighter, но первым начал эксплуатироваться двухместный учебно-тренировочный вариант F-5B.
Модернизированный вариант оснащался двумя ТРД Дженерал Электрик J85-GE-21, мощность которых была на 23% больше, чем у варианта F-5A.
Разведывательный вариант RF-5A был получен путем установки в носовой части фюзеляжа четырех фотокамер. Самолеты F-5A и RF-5A широко применялись в ходе войны во Вьетнаме.
В ноябре 1970г. было принято решение о начале производства нового варианта под обозначением F-5E Tiger II. Первый серийный F-5E Tiger II поднялся в воздух 11 августа 1972 г.
От предшествующего варианта F-5E отличался улучшенной маневренностью и более высокими взлетно-посадочными характеристиками (что позволяло использовать самолет с коротких ВПП), увеличенным запасом топлива и объединенной системой управления огнем.
Двухместный тренировочный вариант F-5F на базе F-5E имел удлиненный фюзеляж, но сохранил объединенную систему управления огнем, поэтому мог использоваться как боевой.
F-5E Tiger II оборудован системой обнаружения целей с РЛС AN/APQ-159, радионавигационной системой TACAN, гироскопическим прицелом с вычислителем упреждения, ИНС Литтон LN-33 (по желанию заказчика), системой инструментальной посадки AN/APX-101, УКВ-радиоприемниками, центральной ЭВМ, системой предупреждения о радиолокационном облучении «Итек» AN/ALR-46.
Выпускался серийно в 1973-1987 гг. Построено около 1160 самолетов F-5E и 237 самолетов RF-5E и F-5F.
Самолет вооружен двумя пушки М-39-А2 (калибр 20 мм, боезапас 280 снарядов) и на 7 узлах подвески может нести две УР «Сайдуиндер» или семьдесят шесть НУР (калибр 70 мм) или бомбы массой до 454 кг; УР «Булпап». Возможно использование УР «Мейверик».
По инициативе начальника НИИ ВВС генерала И.Д Гайдаенко, поддержанной заместителем главкома ВВС по вооружению М.Н Мишуком, провели сравнительные испытания и учебные бои с отечественными истребителями МиГ-21бис и МиГ-23МЛ. В этой работе участвовали летчики-испытатели НИИ ВВС Н.И.Стогов, В.Н Кондауров, А.С. Бежевец .
Техническому составу, готовившему изящный американский самолет к полетам, он запомнился простотой и продуманностью конструкции, легкостью доступа к обслуживаемым агрегатам. Один из участников работ по изучению американского самолета ведущий инженер НИИ ВВС А И.Марченко, вспоминая, отметил такое достоинство истребителя, как безбликовая приборная доска: высококачественные просветленные стекла приборов при любом освещении не создавали проблем со считыванием информации. Инженеры НИИ ВВС долго ломали голову над назначением кнопки на дне глубокой ниши в кабине. Как потом оказалось, она предназначалась для снятия блокировки на применение оружия при выпущенном шасси.
Летчики по достоинству оценили комфортность кабины, хороший обзор из нее, рациональное размещение приборов и органов управления, легкий взлет и отличную маневренность на высоких дозвуковых скоростях. F-5E летал во Владимировке около года, пока не разрушилась одна из шин шасси. После испытаний в НИИ ВВС самолет передали в ЦАГИ для проведения статических испытаний, а многие из его узлов и агрегатов попали в конструкторские бюро авиапромышленности, где интересные технические решения фирмы «Нортроп» использовали при разработке отечественных машин. Кроме советских специалистов с американским истребителем познакомились польские инженеры, в 1977 году они получили из Вьетнама самолет с серийным номером 73-00852, предназначавшийся для оценки возможности перевооружения советскими пушками НР-23. Это предложение не реализовали. Третий F-5E, серийный номер
73-00878, привезли в двух ящиках от чехословацкого учебно-тренировочного самолета L-39 «Альбатрос» в пражский Музей авиации и космонавтики в 1981 году, где он и находится по сей день.
Так же тщательно был отобран один экземпляр легкого штурмовика А-37 и необходимые для него запчасти и техдокументацию. Самолет еще проще, чем F-5. Особое впечатление произвело расположение пилотов рядом. Кабина компактная, но удобная, по составу оборудования напоминает вертолетную. Работать с этой машиной было так же приятно, как и с предыдущей.
Весной 1976 года один из самолетов А-37В, захваченных во Вьетнаме, был доставлен для изучения в СССР. Первоначально он был продемонстрирован всем заинтересованным специалистам в ангаре НИИ ВВС на авиабазе Чкаловская, а затем переправлен в Ахтубинск, где проводились летные испытания «Дрэгонфлая» (ими руководил ведущий инженер НИИ ВВС В.М. Чумбаров). В целом, американский штурмовик получил достаточно высокую оценку советских специалистов. Были отмечены удобство обслуживания самолета, хорошо проработанная система боевой живучести, устройства, защищающие двигатель от попадания посторонних предметов. В декабре 1976 года летные испытания А-37В были завершены и самолет передали ОКБ П.О. Сухого, где в то время шли работы над штурмовиком Т8 (Су-25).
Для F-5 и А-37 вьетнамцы передали также по два дополнительных двигателя, которые были упакованы в специальные герметичные контейнеры, заполненные инертным газом. Такой способ хранения исключал вредное климатическое влияние и не требовал проведения расконсервации перед установкой двигателя на самолет.
Так же был предоставлен «ганшип» АС-119 — средний военно-транспортный самолет с установленным в грузовой кабине мощным комплексом стрелкового вооружения для действий по наземным целям.
Транспортировка морем ЛА таких габаритов сопряжена с определенными трудностями.
По не ясным причинам перегонять его по воздуху не желали, хотя машина была в летном состоянии. Получив соответствующее задание, наши представители детально ознакомились с АС-119 и доложили, что сам самолет явно устарел и интереса не представляет, заслуживает внимания только его спецоборудование. Далее последовала команда машину в Союз не перевозить, а демонтировать и отправить комплекс вооружения.
Из имевшихся на авиабазе вертолетов отобрали два: СН-47 «Чинук» в десантном варианте и UH-1 «Ирокез» в транспортно-боевом.
По сравнению с нашим боевым Ми-8 американский «Ирокез» выглядел явно предпочтительнее. Машина намного меньше, но гораздо лучше оснащена для ведения боевых действий: два шестиствольных пулемета, установленных в проемах грузовой кабины, гранатомет и управляемые ракеты на балках. Кабина пилотов снизу и по бокам бронирована.
Информация, полученная после ознакомления с современной на тот момент американской техникой, были использованы для создания мер противодействия. А некоторые узлы и технические решения, прямо скопированы и использованы при создании новой авиатехники в СССР.