-6

      Эх ! Хороший был, французкой проектировки броненосец "Цесаревич" ! А можно было его ещё и улучшить, построив ЭБР типа "Бородино". Так и просится из них сделать дредноуты для защиты побережий Балтики. Но это в другом посте, а сейчас вернёмся в 1898 год.

Превращение ЭБР "Цесаревич" в ЭБР типа "Бородино". Другой путь.


        Проектом ЭБР типа "Бородино" хотели улучшить "француза", ну а получилось — как всегда: противобронебойное бронирование от 12" снарядов исчезло, а противофугасного в полной мере не появилось и от низкорасположенных портов 75мм батареи не избавились, даром только водоизмещение на 600 тонн увеличили.
       Посмотрим таблицу весовых нагрузок "Цеса" и "Бородино" — видим, корпус заметно полегчал, аж на 3%, с чего бы это, — неужели русские заводы технологически и по весовой дисциплине так серьёзно опережали французкие ? Вряд ли такое было возможно, но оставим это на совести инж. Скворцова, автора проекта "Бородино".Превращение ЭБР "Цесаревич" в ЭБР типа "Бородино". Другой путь.

      Вес машин возрос, — это понятно, как понятно и то, что вырос вес вооружения, за счёт более тяжёлых башен ГК и СК и их подреплений(но если последние относятся к корпусу, то тогда вообще непонятно про 39% массы корпуса), а также установки противоминных сетей.
            Правда, в статье "вес вооружения", — "гуляет" где-то тонн 150 — 170, что не позволяет говорить, что в неё включен вес подкреплений под башни ГК и СК( ок. 315т). Может включён вес элеваторов и оборудования погребов и соответственно, последний вычтен из веса корпуса? Точной развесовки, что, туда включил Скворцов, — не нашёл.
             По бронированию тоже понятно, появились три каземата для ПМА, да ещё и с настилками бронепалуб над ними.При этом, толщины двух главных поясов брони пришлось уменьшить до неприлично противофугасных величин. Чего стоят только цифры толщин ГП напротив погребов башен ГК и кормовых башен СК в полуметре под водой — 145 и даже 130мм, у КР "Громобой" и то 152мм было, а он для боя с ЭБР не предназначался. Конструктор и деятели Морского министерства, прям провидцами были насчёт Цусимского боя и взрывателей японских бронебойных снарядов в этом бою. Стреляй японцы ББС с нормальными взрывателями из пушек ГК броненосцев, цусимская катастрофа настала бы  раза в два быстрей, не к семи часам, а часам этак, — к пяти пополудни. 
  В целом получается, что было принято два неудачных решения:
      — защита ПМК отдельными казематами,
      — слишком большое понижение толщины брони ГП, особенно напротив погребов б/з.
        Вернёмся к другому пути, то бишь, к альтпроекту. Нижний пояс можно конечно уменьшить, но в разумных пределах, по весу, процентов на 15. Тогда его толщина в полуметре ниже ВЛ составит 190 мм, а за счёт уменьшения брони ГП в оконечностях, доведём ГП до следующих величин, см. рис. :Превращение ЭБР "Цесаревич" в ЭБР типа "Бородино". Другой путь.
       Таким образом, получим непробитие ГП(как верхнего , так и нижнего) в пределах погребов ГК и СК японскими/английскими 12" ББС, с дистанций ближе кабельтовых 30.
       Теперь вторая идея(почти , как в РИ) — установить выше ГП, противофугасный пояс из 76мм брони, но не частями(казематами), а цельной полосой от носа до середины барбета кормовой башни ГК. Т.о. никакое количество попаданий ФС совместно с перегрузкой ЭБР, волнением моря, тушением пожаров выше верхней палубы, такому кораблю не страшны. Заодно, перенесём орудия из центральной батареи в носовой увеличенный каземат и на спардек, в район средней 6"-ой башни. Т.е. заливание воды в порты орудий центрального каземата при кренах, становятся не опасным.
     Можно, конечно 75мм орудия и на месте оставить, подставив под каждое барабан в один фут, но это увеличит высоту нижнего края портов 75мм орудий всего лишь на один, тот же самый фут. Ещё есть возможность ограничить углы снижения 75мм орудий до 8 — 10 гр. (они всё равно низко расположены), что даст примерно ещё полфута. Т.е., если ВК Алексей упрётся рогом насчёт места расположения центральной батареи, то на полтора фута, низ её портов можно всё же повысить.Превращение ЭБР "Цесаревич" в ЭБР типа "Бородино". Другой путь.
       Далее все увеличения и уменьшения водоизмещения относительно такового "Цесаревича"(с поправками на веса АУ, их брони и подкреплений русских заводов) сводятся в таблицу. Краткие пояснения : главная бронепалуба(50мм) достаточно толста для того времени и необязательно иметь под ней подкладку 15 мм, оставим 9,5мм подкладки и 38мм бронепалубу. Барбеты, находящиеся за поясами брони уменьшаем в толщинах относительно РИ. Нижнюю бронепалубу в пределах между продольными переборками угольных ям делаем из одного 30мм слоя никелевой стали, вместо двух слоёв по 20мм судостроительной стали. Не увеличиваем высоту в носу верхней части ГП, выше его всё равно будет 76мм БП, его высоту в носу и будем увеличивать. Остальное в таблице ниже :Превращение ЭБР "Цесаревич" в ЭБР типа "Бородино". Другой путь.
          Т.о. при выше приведённой схеме бронирования и вооружения, получим ЭБР "Бородино" в водоизмещении "Цесаревича"(плюс около 50т). Кроме того, при размещении угля за бронепоясом возрастает ёмкость угольных ям до 2180т, если добавить к последней цифре 130т угля, помещаемого в котельные отделения и 30т угля в трубах для его погрузки, то полный запас составит 2340 т. Последняя цифра позволит совершать двадцатисуточные переходы с расходом угля в 120 т/сутки.
                                                                   Вторая часть АИ.
        Итак, имеем ЭБР, проектным водоизмещением на 4% меньше чем в РИ. С перегрузкой(как строительной, так и всякой другой) вопрос решаем частично как в РИ(т.е. где-то будет, где-то нет), частично лучше(не будет заделки прикильного выреза, отсутствует часть приспособлений для плавания в тропиках и т.д.). 4%, конечно незначительная величина, но бывает же соломинка, которая переламывает хребет верблюду. Для реализмы, разделим 4% на четыре, и уменьшим на последнюю величину сроки постройки 4-х первых броненосцев серии. Получим немного — две-три недели, но уже не произойдёт затопление "Орла" в Кронштадской гавани, ЭБР-ы получат больше времени на боевую и др. подготовку к плаванию. Итого, получим, что отправлятся на ДВ можно будет уже 1 сентября. По проекту, ЭБР-ы, имели осадку , достаточную для прохождения Суэцким каналом, вот и воспользуемся этим фактом, а с эксплуатационной перегрузкой будем боротся путём разгрузки кораблей от всяких грузов при входе в канал и путем строжайшего приказа начальника эскадры о непринятии разных малонужных грузов, и загрузки всего "лишнего" имущества(доп. снаряды и прочие "мелочи") на сопровождающие эскадру транспорта. Также освободим ЗПР от заботы по снабжению углём эскадры после выхода из Джибути, путём загрузки угля на пароходы Доброфлота и транспорты(НЗ на ВсКР). 
       Отряд тихоходов, "Ослябю", часть КР и транспорта отправим в Порт-Саид на неделю раньше отряда "Бородинцев", пусть идут не спеша. Итак дата выхода первого отряда БР — 1 сентября из Ревеля, где к этому времени ЭБР должны закончить первую часть арт. и прочей подготовки. Далее переход не вокруг Ютланда, а Кильским каналом, примерный график перехода с округлёнными расстояниями между пунктами в таблице:Превращение ЭБР "Цесаревич" в ЭБР типа "Бородино". Другой путь.
       Нежданно-негаданно, Вторая ТОЭ оказывается в Шанхае примерно к 10-му ноября и ставит перед адм. Того большой вопрос — что делать??? *) Ведь артурские корабли ещё не потоплены, хотя и повреждены(но насколько, Того не знает). Дальняя разведка к Шанхаю и выход навстречу для боя со Второй ТОЭ, — может улизнуть из Артура 1-ая ТОЭ(остатки, но 5шт. ЭБР-ов есть). Встречать на дальних подступах к Артуру,- можно получить бой с обеими эскадрами. Ну а пока Того думает(а сухопутчики отчаянно доштурмовывают г. Высокую), предлагаю своё решение — молния в Токио из СПб с предложением заключить мир на взаимовыгодных условиях(точнее- взаимоневыгодных) : русские возвращают Артур Китаю, в Манчжурии остаются только сотрудники ГВК(охранная стража КВЖД, тысяч в 20 человек), часть Дальнего(пирсы, склады, подъездные пути) в коммерческой аренде у России(хранцузкие судовладельцы рулят !!!) , Корея в японской сфере влияния т.к. де-факто оккупирована ими(блин, бедные корейцы, хотели вас русские прибрать к рукам, да об японцев зубы пообломали), японцы могут строить жд дорогу от Пусана до КВЖД, Россия выплачивает контрибуцию под видом "покрытия расходов на содержание пленных"(не много, так, чтобы даже на один новый броненосец не хватило ).
          Ну, а если бой, то ЭБР-ы то, — непотопляемые(японскими снарядами), в крайнем случае разоружение в Циндао, будет чем оборонятся на Балтике в Первую мировую и будет что мне реконструировать в дредноуты в следующем посте, а то только "Цесаревич" и "Слава" остаются.
   *) — примечание :ЭБР "Асахи" в тот момент РИ находится на ремонте в Сасебо(подрыв на мине и замена разорванного орудия ГК). На двух других ЭБР не заменены два разорванных орудия ГК и причины этих разрывов не известны, вполне может случиться, что за пару часов боя, Того лишится всех оставшихся орудий ГК, даже если русские никуда не попадут своими снарядами. Причины разрывов орудий(конструктивный дефект+стрельба ФС) выяснятся позже на год, в Англии, и вызовут парламентскую суету.

                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ.

                Альтернативный вариант установки противоосколочного "козырька".    

  Известно, что перед выходом из Ревеля, на ЭБР-ы типа "Бородино" были получены козырьки, для предотвращения попадания осколков внутрь боевой рубки, отразившихся от внутренней части грибовидной крыши рубки. Но желаемого эффекта достичь не удалось : проём рубки оставался почти таким же широким(меньше всего на 1") и сами козырьки срывало и забрасывало внутрь рубки при взрыве крупнокалиберных снарядов.

  А поступить при установке можно было просто : загнуть козырьки, тем самым уменьшив воздействие взрыва на козырёк(из-за касательного воздействия осколков и взрыва), кроме того , уменьшается размер амбразуры рубки. Неплохо бы было, прикрепить загнутый полудюймовый лист к вертикальному листу грибовидной крыши, что дополнительно уменьшит амбразуру и поможет предотвратить попадание осколков под "гриб" крыши(см. рис.). Превращение ЭБР "Цесаревич" в ЭБР типа "Бородино". Другой путь.

Подписаться
Уведомить о
guest

241 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account