Прерванный полет чайки — пикирующий бомбардировщик Блом унд Фосс (Blohm und Voss) Ha.137. Германия
Аннотация: В обсуждении статей «Деревянный тяни-толкай или штурмовик Ш-Тандем и его возможные потомки.«, «Крылатые шакалы и не только«, «Кто говорит, что не страшно на войне …» рассматривался вопрос о типе пикирующего бомбардировщика, подходящего для принятия на вооружение ВВС РККА. Хотя машина, представленная в статье, к советской авиации не имеет никакого отношения, ее размерность и потенциал могли послужить в качестве образца для более раннего проектирования в СССР машины класса пикирующий бомбардировщик.
С момента своего основания 4 июля 1933г. «Гамбургер флюгцойгбау», еще «зеленая» компания, приступила к работе над двумя учебными самолетами Hа.135 и Hа.136 для того, чтобы отточить свое «стило». Рихард Фогт, вернувшийся в Германию из Японии, где он работал на «Кавасаки», стал инициатором работ над более сложным проектом, в котором была применена совершенно новая конструкция крыла. Это крыло, спроектированное еще при работе в Кобе для истребителя Ки-5, представляло собой перевернутую «чайку» с одним несущим трубчатым лонжероном, являющимся одновременно топливным баком.
Почти одновременно с основанием «Гамбургер флюгцойгбау» были начаты работы над пикирующим бомбардировщиком — двухэтапная программа оснащения секретных люфтваффе «временным» и «окончательным» пикирующими самолетами. «Временный» вариант должен был представлять собой классический биплан, в то время как «окончательный» самолет должен был иметь современную конструкцию. Из-за недостатка опыта новая компания была исключена из работ над вторым этапом программы. Но Фогт, уверенный, что новая конструкция крыла идеально подходит для перегрузок, испытываемых пикировщиком, начал работы над самолетом, получившим обозначение «проект-6», предложив его Техническому департаменту в инициативном порядке.
истребитель Кi-5
«Проект-6» представлял собой увеличенный и несколько усовершенствованный вариант истребителя «Кавасаки» Ки-5 под мотор ВМW-XV. Так как будущее мотора BMW было под вопросом, Технический департамент предложил переделать проект под 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Пратт Уитни» — «Хорнет», производимый по лицензии на BMW. Соответственно, название работы было изменено на «проект-6а». Технический департамент выдал «Гамбургер флюгцойгбау» заказ на три опытных самолета под обозначением Hа.137. Интересно, что конструкторское бюро Фогта подготовила и альтернативный проект биплана с двигателем «Райт-Циклон» — «проект-7», учитывая возможное неприятие Техническим департаментом новой конструкции крыла на «проекте-6».
Ha.137V-2
Свободнонесущий моноплан Hа.137 имел крыло конструкции Фогта с трубчатым лонжероном, центральная часть которого была сварена из стального листа и представляла собой топливный бак емкостью 270л. Консольные части лонжерона клепаные из дюраля. Закрылки на центроплане и на внутренней стороне консолей; выпускались гидравлически. Шасси устанавливались на изломе крыла c двойными пневмоамортизированными стойками и закрывались съемными обтекателями. Фюзеляж прямоугольного профиля полумонококовой конструкции, пилот сидел в открытой кабине за крылом. Была предусмотрена возможность установки двух синхронных пулеметов МG-17 и еще пары в обтекателях шасси, где было место и для установки в случае необходимости 20мм пушки MGFF. Двигатель ВМW-132a-3 (лицензионный «Хорнет») взлетной мощностью 720лс и 650лс на номинале.
9 октября 1934г. самолет был утвержден макетной комиссией. Первый опытный Hа.137-V1 (D-IХАХ) был закончен и полетел в апреле 1935г. в Гамбурге. За ним вскоре последовал второй Hа.137 V2 (D-IВGI). Тем временем РЛМ уточнил концепцию «штурцбомбера», потребовав сделать его двухместным. Фогт с самого начала полагал, что двухместный вариант более предпочтителен с точки зрения обороноспособности, но это требовало создания более крупного самолета, чем определяемого по первоначальному заданию. Новые спецификации были фактически приспособлены под одного из конкурентов Hа.137 — «Юнкерс» Ju.87, которому РЛМ благоволило с самого начала, и который, таким образом, получил преимущество над другими проектами. Что касается одноместного Hа.137, то он очень сильно напоминал Ju.87, хотя это сходство было чисто случайным, несмотря на то, что в 1940г. создатель Ju.87 Герман Пульманн поступил на «Блом унд Фосс».
Ha.137V-5
Несмотря на несоответствие Hа.137 новому заданию, РЛМ решило продолжить работы над самолетом в качестве дублера основной программы или в качестве самолета непосредственной поддержки — «шляхтфлюгцойг». Были заказы еще на три опытных самолета под двигатель Jumo-210 водяного охлаждения. Первые два опытных самолета под мотор воздушного охлаждения рассматривались в качестве прототипа для а.137a. Третий опытный а.137-VЗ (D-IZIQ) был закончен с мотором «Роллс-Ройс» «Кестрел-V» — 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения и рассматривался в качестве прототипа Hа.137b. Двигатель с турбонаддувом развивал на взлете 525лс и 640лс на высоте 4270 м. Винт деревянный фиксированного шага, вместо металлического изменяемого шага на V1 и V2. Испытания первых двух самолетов начались в Травемюнде летом 1935г. V1 был поврежден во время испытаний оружия в октябре, когда взорвались боеприпасы в правой консоли крыла. Hа.137 показал себя очень прочной машиной с хорошими летными характеристиками и приятной в управлении. Правда, обзор на взлете и посадке не особо нравился пилотам.
Ha.137V-4
Hа.137-VЗ принял участие в испытаниях на бомбометание с пикирования, проводимые в Рехлине в июне 1936г. Но последовала замена полковника Вольфрама фон Рихтгофена, который поддерживал Hа.137 в варианте «шляхтфлигера», на Эрнста Удета в качестве главы Конструкторской секции Технического департамента. Последний не очень благоволил самолету Фогта и отдавал предпочтение пикировщикам. Фогт был проинформирован, что заказа на Hа.137 не последует.
Ha.137V-4
Тем временем конструкторы «Гамбургер флюгцойгбау» решили создать морской вариант Hа.137a, способный действовать с авианосца. Палубный вариант самолета получил обозначение «проект-11», а «проект 11а» был поплавковым вариантом. Но ограниченная дальность полета и одноместная компоновка предопределили отсутствие интереса к этому варианту.
Продолжились работы над следующими тремя опытными самолетами с двигателем Jumo-210a мощностью 590лс на взлете и 610лс на высоте 2600 м. Это были V4 (D-IFОЕ), V5 (D-IUХU) и V6 (D-IDTE). Причем Hа.137-V6 полетел раньше V5 и был потерян в аварии в начале июля 1937г. V5 был закончен в октябре 1937г. Два оставшихся самолета с двигателем Jumo использовались для различных испытаний. С одного из них впервые запускались 65мм ракеты «Рейнметалл-Борзиг».
Ha.137V-5
ЛТХ: | |
Модификация | Ha.137v-4 |
Экипаж, чел. | 1 |
Габаритные размеры | |
Размах крыла, м | 11,1 |
Длина, м | 9,5 |
Высота, м | 2,8 |
Площадь крыла, м2 | 22,7 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2437 |
нормальная взлетная | 3800 |
Силовая установка | |
Тип двигателя | 1 ПД Junkers Jumo 210A |
Мощность, л.с. | 1 х 610 |
Максимальная скорость, км/ч | |
У земли | 297 |
На высоте | 328 |
Крейсерская скорость | 288 |
Практическая дальность, км | 575 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 500 |
Практический потолок, м | 7000 |
Вооружение | 2 х 7,92-мм пулемета МG-17 и по одному МG-17 или 20-мм пушки МG FF в обтекателе шасси, четыре 50кг бомбы |
Источник: http://www.airwar.ru/enc/bww2/ha137.html.