Правда и вымыслы о Ju 288
Данный винтажный материал был переведен уважаемым коллегой NF. Перевод был выполнен в июле 2015 года.
В ноябрьском выпуске за 1980 года журнала «Luftfahrt International» (стр. 482) было упомянуто о первом полёте Ju 288. В заметке помимо даты первого полета было дано краткое описание истории разработки этого самолёта, обладавшего очень высокими летно-техническими характеристиками, но появившегося на свет под несчастливой звездой.
Данная статья является попыткой несколько точнее рассказать об истории разработки Ju 288. В статье автор попытался абстрагироваться от всего того, что о данной машине уже было написано ранее.
Имеются обоснованные причины скептически отнестись к тому, что с редким единодушием утверждается всеми авторами ужа появившихся книг и прочих материалов. Почему нельзя быть свободным от этих высказываний (лучше утверждений!) и на основе еще имеющихся и доступных документов не исследовать еще раз историю разработки этого опытного образца?
Такие документы доступны, и любой автор, который хочет серьёзно заняться данной темой, может воспользоваться ими. К сожалению этого не сделал никто. Вместо этого во всем, что касается Ju 288, до последнего времени в поразительно некритичной форме вновь и вновь приводилась смесь из вымыслов и правды (наговорено по списанному), которые были взяты у одного определённого автора и скомпилированы в единый текст.
Что в случае с Ju 288 является правдивой, а что ошибочной информацией?
Предварительные исследования, проводимые на Ju 88
Истинным является то, что еще задолго до первого полёта Ju 288 V1 были проведены предварительные испытания, целью которых было опробовать некоторые отдельные компоненты нового проекта. Так, например, на имевшемся опытном самолёте Ju 88 была опробована герметичная кабина, вмещавшая трех членов экипажа. Сначала эта герметичная кабина была в очень простой конфигурации была установлена на Ju 88 V2 (номер гражданской регистрации D-ASAZ), а позднее в улучшенном виде на Ju 88 V5 (D-ATYU) как это можно увидеть на впервые показанных изображениях.
К сожалению, ранее в литературе, которая освещает историю развития Ju 88, тут показан самолёт, который, как недавно стало известно, в действительности не является опытным образцом V2. Прототип V2 имел номер гражданской регистрации D-AREN, в то время как обозначение D-ASAZ принадлежало опытному образцу V3. Хотя это и в некоторой степени правильно (это, впрочем, везде и указывается), но зато не соответствует действительности многое другое. Целью этого материала не является поиск ошибок в материалах о разработке Ju 88. Это было бы отдельной задачей, которую можно было бы разрешить в другом материале. На V5 (D-ATYU) несколько позднее было установлено двухкилевое хвостовое оперение от Ju 288. Одно из изображений этого самолёта имеется в монографии Хичкока (Hitchcock) [1] на странице 4 в середине слева. В марте 1941 года третий задействованный в программе прототип «восемьдесят восьмого» – Ju 88 V8 (D-ASCY) – был использован для испытаний элеронов [2]. И тут кроется ошибка! D-ASCY был V8, а не как везде утверждается V6!
И, наконец, в качестве последнего из чудес: так же и Ju 88 V1 (D-AQEN) внес важный вклад в программу Ju 288, хотя он согласно сведениям из литературы уже в начале испытаний летающего стенда Ju 88 потерпел аварию, упал и был полностью разрушен. [3,4].
Самое большое число испытательных стендов было задействовано в программе Ju 288 в июне/июле 1941 года, когда помимо упомянутых выше четырех самолётов типа Ju 88 были задействованы еще два самолёта типа Ju 86, на которых испытывали бортовые агрегаты компании Hirth [2].
Первый полёт Ju 288 V1
Но мы вернёмся назад к Ju 288. Установить точную дату первого полёта нам не удалось. Ежемесячные отчеты концерна Junkers, которые остались в виде микрофильмов в США и которые, к сожалению, начинаются только с апреля 1941 года [2]. Кроме того, в этих отчетах имеется пробел в период с мая 1942 года по март 1943 года. И к тому же оба пилота, которые тогда принимали участие в первых полётах, – Зигфрид Хольцбаур (Siegfried Holzbaur) и инженер-испытатель авиационной техники дипломированный инженер Карл Вендт (Dipl.-Ing. Karl Wendt), в хаосе войны потеряли свои лётные книжки.
И так нам остаются только воспоминания пилота Хольцбаура, который рассказал о своём первом полёте следующее: в своём первом (и на некоторое время единственном) полёте Ju 288 V1 продемонстрировал исключительно плохие лётные качества. Особенно это касалось продольной устойчивости, которая вместе с большим поперечным V консолей крыла привела к сильным колебаниям самолёта в воздухе. После этого конструкция машины была изменена: в её заднюю часть была вмонтирована дополнительная секция, сделавшая фюзеляж примерно на один метр длиннее.
Вскоре после возобновлением испытаний – примерно через два месяца – устойчивость самолёта стала удовлетворительной. После нескольких полётов г-н Хольцбаур попросил своего коллегу пилота Ханса-Й. Панхерца (Hans-J. Pancherz) оценить лётные характеристикки самолёта. Сейчас г-н Панхерц живёт в Швеции, но он сохранил свою лётную книжку, в которой указана дата его первого полёта на прототипе Ju 288 V1 – 17 января 1941 года. Самолёт тогда летал с номером гражданской регистрации D-AACS! [4]. Если принимать в расчет дату, указанную пилотом Хольцбауром, то тогда первый полёт состоялся в ноябре 1940 года – как это и указано в ноябрьском выпуске за 1980 года журнала «Luftfahrt International». К сожалению, точно установить даты последующих испытаний до сих пор не удалось. Аналогичная ситуация и с прототипом Ju 288 V2, первая дата полёта которого пока так и осталась неизвестной. Это должны быть последние дни марта – первые дни апреля 1941 года.
Опытные образцы и их номера
Из лётной книжки пилота Панхерца (а так же и из лётных книжек других пилотов) было установлено, что гражданский регистрационный номер первого опытного образца Ju 288 V1 был D-AACS. Это сразу вызывает подозрения, так как он не совсем совпадает с прочими материалами, с бортовыми опознавательными знаками и с последовательностью регистрации других последовавших за ним опытных образцов этого самолёта. Эти предположения, к сожалению, быстро становятся более явными, если проследить ход событий, основываясь на лётных книжках пилотов, принимавших участие в испытаниях.
Что об этот однозначно указано в имеющейся литературе? Первый прототип Ju 288 V1 летал с номерами гражданской регистрации D-AOTF, Ju 288 V2 летал с D-ABWP, Ju 288 V3 – с D-ADVR и Ju 288 V4 – с D-AACS. На V2 и V3 потом были уже военные номера: RG + GR на Ju 288 V2 и BK + HS на Ju 288 V3…
И так мы имеем шесть гражданских и военных номеров, которые в разное время принадлежали четырем самолётам и из которых только один единственный является подлинным. И на одном из самолётов наблюдается тоже самое (Ju 288 V2 и D-ABWP). Два других номера, хотя и являются подлинными, они принадлежали другим самолётам. Все другие частично ошибочно «скомбинированы», частично эти номера якобы принадлежали самолетам, которые никогда не имели этих номеров. Действительно «потрясающий» результат!
Объяснение этой невероятной путаницы очень просто. Предположительно номера были выявлены с помощью сохранившихся фотографий. При этом в концерне Junkers чаще всего имело место (но следовало бы заметить, не во всех случаях оно соблюдалось), что нумерация опытных образцов (V-номера) наносилась на носовой оконечности самолёта с обоих бортов. Там же при этом наносились гражданские номера регистрации или, позднее, настоящие военные номера, которые не всегда удавалось прочитать. Но у других самолетов… По всей видимости, эти номера были «комбинированы» и при этом остаётся без внимания, что эта комбинация имела место. И в итоге мы сегодня имеем смесь вымысла и правды! И это имеется, к сожалению, почти во всех случаях с опытными образцами самолётов того времени! Как действительно выглядела последовательность самолётов и какие – гражданские или военные номера – несли эти машины, показывает представленная ниже таблица. При этом необходимо дополнительно сказать, что только такие данные, полученные из ежемесячных отчётов концерна Junkers и из лётных книжек пилотов являются доказуемыми. Далее или даты первых полётов из данных источников или соответствующие даты появляются в имеющихся лётных книжках. К сожалению, сейчас целый ряд людей, ранее принимавших участие в этих испытаниях, уже умерли. Например, пилоты Готтшалль Хессельбах (Gottschall Hesselbach) и Маттиес (Matthies). Среди еще живых помимо уже упомянутых нами Хольцбаура и Панхерца, живы еще пилоты Даутценберг (Dautzenberg) и Функе (Funke), а так же инженер-испытатель Карл Вендт. Вернер Йооп (Werner Joop) и Йоханнес Гёдеке (Johannes Gödecke) располагают большим количеством информации, которую они нам любезно предоставили. Мы сердечно благодарим их за это.
Список всех построенных самолётов типа Ju 288
Номер прототипа |
Заводской номер |
Номер гражданской регистрации |
Военный номер |
Первый полёт |
Примечания |
V 1 |
2880001 |
D-AACS |
— |
(17.01.41) |
Разрушен в результате пожара 02.03.41 года |
V 2 |
2 |
D-ABWP |
BG+GR |
(04.04.41) |
20.07.42 года поломка шасси. |
V 3 |
3 |
D-ACTF |
BG+GS |
18.04.1941 |
|
V 4 |
4 |
D-ADVR |
BG+GT |
17.05.1941 |
Первый полёт с установленным вооружением. |
V 5 |
5 |
– |
BG+GU |
08.10.1941 |
Первый полёт с двигателем Jumo 222 |
V 6 |
6 |
D-AFDN |
BG+G V |
18.01.1942 |
|
V 7 |
7 |
– |
BG+GW |
(15.02.43) |
|
V 8 |
8 |
– |
RD+MU |
(03.09.42) |
|
V 9 |
9 |
– |
VE+QP |
06.04.1942 |
|
V 10 |
10 |
– |
DF+CP |
(30.01.43) |
|
V 11 |
11 |
D-ANXN |
DF+CQ |
(21.07.42) |
Опытный образец для установки двигателей типа DB 606 |
V 12 |
12 |
– |
|
|
|
V 13 |
13 |
– |
DF+CS |
(13.10.42) |
16.05.43 разбит при посадке на «брюхо» |
V 14 |
14 |
– |
DF+CT |
(09.11.42) |
|
V 101 |
|
– |
BG+GX |
(19.01.43) |
|
V 102 |
102 |
– |
BG+GY |
(05.02.43) |
|
V 103 |
|
– |
DE+ZZ |
(13.08.43) |
|
V 104 |
|
– |
|
(12.11.43) |
|
V 105 |
|
– |
|
|
|
V 106 |
|
– |
BS+CA |
(17.05.43) |
|
V 107 |
|
– |
BS+CB |
(23.07.43) |
|
V 108 |
|
– |
BS+CC |
09.10.1943 |
|
* – указанные в скобках даты имеют отношение не к дате первого полёта, а являются датами самой ранней подтверждённой записи в лётных книжках
Остались еще два не рассмотренных нами вопроса. Действительно опытные самолёты от Ju 288 V1 до Ju 288 V4, Ju 288 V6 и Ju 288 V11 первое время несли номера гражданской регистрации, в которых вторая буква была следующей буквой алфавита. Начиналось обозначение с буквы «А». В гражданском регистрационном номере прототипа Ju 288 V11 этот порядок не прослеживается, поскольку на этом месте находилась 14-я по счету буква алфавита (N). Вторым важным фактом, который следует знать, является то, что к тому времени гражданские номера уже были заменены на военные и на балочные кресты (Balkenkreuze). Самой ранней датой такой замены является 19 июля 1942 года (Ju 288 V2 сменил D-ABWP на BG + GR), самой поздней 11 августа 1942 года (Ju 288 V11: DF + CQ вместо D-ANXN). Таким образом, можно сказать, что все изображения с гражданскими номерами были сделаны до середины июля 1942 года, все изображения с военными номерами были сделаны после начала августа 1942 года.
В это же время в концерне Junkers закрасили ранее нанесённые и на прочие опытные самолёты гражданские регистрационные номера и на их место нанесли военные номера и опознавательные знаки ВВС. Например, Ju 252 V1 вместо D-ADCC получил BH + DB, а Ju 90 V8 вместо D-AQJA получил обозначение DJ + YE. Можно считать, что это было сделано на основании общего порядка, согласно распоряжений Имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM).
Тем, кто изготавливает модели самолётов, важно знать, что на вертикальное оперение вместе с гражданским регистрационным номером наносилась черная эмблема, которая располагалась в белом диске, который в свою очередь рисовался на красной полосе. Буквы на фюзеляже и на плоскостях были частично белыми, частично черными.
Для двух самолётов в приведенной выше таблице отсутствуют все данные. Ни V12, ни V105 не появляются в каких-либо доступных нам лётных книжках и поэтому об этом нельзя ничего сказать определённо.
Лётные испытания
Рядом с большим числом отдельных интересных моментов, рассказ о которых значительно увеличил бы наш материал, в лётных книжках пилотов имеются наиболее значимые пункты разработки Ju 288. Так, например, Ju 288 V1 D-AACS сгорел 2 марта 1941 года, менее чем через четыре месяца после первого полёта (см. снимки) [3]. Уже эти фотографии доказывают, что этот самолёт ни в коем случае не мог быть V4, первый полёт которого [2], как это видно из таблицы, состоялся только спустя более чем через два месяца после того как сгорел V1.
В августе 1941 года – примерно через 4 месяца после начала испытаний Ju 288 V2 – на этом самолёте были произведены большие изменения. Согласно информации за этот месяц самолёт получил крыло большего размаха [2].
В одной лётной книжке [3] указано, что у Ju 288 V2 20 августа 1942 года второй раз сломалось шасси. Поломка произошла только через день после того как на консоли крыла самолёта были нанесены военные номера и опознавательные знаки. Снимки самолета с военными номерами и опознавательными знаками имеются в различных публикациях [1].
В июле 1941 года [2] на Ju 288 V4 (задолго до Ju 288 V3) было установлено оборонительное вооружение. Причина этого, вероятнее всего, заключалась в том, что 26 мая 1941 года у прототипа Ju 288 V3 при рулёжке по поверхности аэродрома было повреждено шасси [5].
Так же очень интересными являются записи о полетах [5] самолёта Ju 288 V9. Эта машина в качестве испытательного стенда совершала полёты с двигателями Junkers-Motorenwerk (Jumo). Сначала это был двигатель типа Jumo 222 A/B. Буквы в обозначении этого двигателя «A» и «B» обозначают правое и левое направление вращения воздушных винтов. Но 6 апреля 1943 года в указанной лётной книжке можно прочитать запись:
«Полёт с двигателями типа Jumo 222 C/ D».
Это свидетельствует о том, что на самолёте был опробован еще и самый мощный из всех вариантов двигателя типа Jumo 222 (3000 л.с.).
Завершение разработки
Так же мало известно о самолёте Ju 288 V101 (военный номер BG + GX), который 4 ноября 1943 года в Дессау под управлением флюгкапитана Хольцбаура был продемонстрирован Герману Герингу [5]. Но уже ничего не могла измениться, и вскоре после этого (23 ноября 1943 года?) работы над этим типом самолёта были прекращены.
О времени, когда было принято решение прекратить данную программу, мнения так же несколько отличаются. В литературе чаще всего можно встретить дату из дневников генерал-фельдмаршала Мильха – июнь 1943 года. Если знать о демонстрации самолёта данного типа Герингу, то тогда июнь 1943 года окажется полностью нереальным. Не одна из этих дат не упомянута в обычных ежемесячных отчетах концерна Junkers. Однако в датируемом мартом 1944 года квартальном отчете (!) имеется следующее примечание:
«Заключительным протоколом от 23 марта 1944 года разработка Ju 288 окончательно прекращена. Все опытные самолеты, обозначенные буквой V, за исключением V9, который находится в распоряжении компании Jumo, будут сданы на слом. С-1 серийные самолёты с зав. ном. 153-159 в том состоянии, в каком они находятся сегодня, будут переданы в собственность государства». [2].
Если принять во внимание последнее предложение, а так же одно из сообщений из квартального отчета, датированного декабрём 1943 года, то можно увидеть, что помимо прочих машин речь идёт о поставках самолётов V104, V108 и самолёта с заводским номером 310151. Из этого следует что, по-видимому, из всех вариантов, указанных в литературе, только вариант Ju 288 C-1, возможно, был доведён до начала серийного производства. В любом случае, это имело место в том временном промежутке, который является гораздо более поздним, чем июнь. Возможно даже, что решение прекратить программу было принято после 23 ноября 1943 года.
Это согласовывается с записями в лётной книжке флюгкапитана Функе [7], который принимал участие в испытаниях поздних вариантов Ju 288. В ней появляются два военных номера, которые не могут принадлежать опытным образцам самолётов. Это DB +CC (18 декабря 1943 года) и DH + WY, которые появились в книжке в период между 12 февраля и 2 марта 1944 года.
В лётных книжках флюгкапитана Функе и дипломированного инженера Эриха Гаста (Dipl.-Ing. Erich Gast), который так же испытывал этот самолёт, указано, что полёты выполнялись на Ju 288 [8]. Там же находятся гораздо более поздние записи о полётах прототипа Ju 288. Это был Ju 288V108 на котором в период с 16 по 23 апреля летал г-н Функе.
Заключение
В представленной статье, прежде всего, должны были быть исправлены несколько существенных ошибок о ходе разработки самолётов типа Ju 288, которые кочевали из издания в издание. Все высказывания, которые были указаны в данном материале, основываются на подлинных документах. Однако и подлинные документы содержат ряд пробелов и потому нам приходится складывать нечто похожее на мозаику. Вследствие этого мы имеем возможность внести ясность только в отдельные вопросы.
Было бы вполне обоснованным сегодня написать новую, реальную историю разработки этого самолёта. Единственное, что мешает сделать это – имеющиеся сейчас пробелы, заполненные предположениями вместо реальной и объективной информации. К сожалению, это имеет место в истории развития почти каждого немецкого типа самолётов того времени, как это и показано в случае с самолётом типа Ju 288.
В любом случае предстоит еще много что сделать для того чтобы выяснить все детали. Но это действительно уже пора сделать!
Ju 88 V2 после установки на него простого варианта кабины Ju 288. В кабине еще отсутствуют боковые блистеры. Двигатели типа DB 600 с воздушными винтами с регулируемым шагом фирмы VDM. Моторные капоты как у V1 и низко расположенные масляные радиаторы (и здесь в литературе имеют место ошибки!) доказывают, что в данном случае речь идёт о Ju 288V2, а не как везде утверждается о Ju 288V3
окончательная форма кабины, соответствующая второму варианту Ju 288, была установлена на Ju 88 V5. У самолёта еще изначальное однокилевое хвостовое оперение. Вскоре оно будет заменено на двухкилевое хвостовое оперение Ju 288
вид внутренней части кабины установленной на Ju 88 V5. Кабина была узкой и поэтому пилот и наблюдатель сидели не рядом друг с другом, а один за другим
так называемые гребенчатые переключатели (Kammunterbrecher), которые были протестированы в ходе испытаний воздушных тормозов
Ju 288 V1 (иа не V4!) после пожара произошедшего 2 марта 1941 года
Источники:
- Monogram Close-Up Nr. 2 von Th. H. Hitchcock(nur als Bildhinweis verwendet!)
- Monatsberichte des Technischen Vertriebs der Fa. Junkers (National Archives Washington)
- Flugbuch Dipl.-Ing. Werner Joop
- Flugbuch Flugkapt. Hans-J. Pancherz
- Flugbuch Ing. Johannes Gödecke
- Flugbuch Flugkapt. Eduard Dautzenberg
- Flugbuch Flugkapt. Alfred Funke
- Flugbuch Dipl.-Ing. Erich Gast
Все фотографии были любезно предоставлены нам господином дипломированным инженером Вернером Йоопом.
источник: Karl Kössler «Dichtung und Wahrheit — im Fall der Ju 288» «Luftfahrt International» 1981-03