Статья с сайта TOPWAR от 1 августа 2012 года.
Артком ГАУ в 1945 году разослал по конструкторским бюро и заводам ТТТ на новую 57-миллиметровую противотанковую пушку, которая должна была заменить ЗИС-2. Главным отличием новой пушки была меньшая, чем у ЗИС-2, масса, с сохранением ее боекомплекта и баллистики.
В конструкторском бюро завода № 172 по данным требованиям в 1946 г. спроектировали 57-миллиметровую противотанковую пушку М16.
Ствол пушки представлял собой моноблок с навинтным казенником и дульным тормозом. В дульном тормозе большой мощности на длине 600 миллиметров имелось 20 пар окон, которые были прорезаны под углом 49 градусов к оси канала. Дульный тормоз у пушки М16 выполнялся заодно со стволом, у M16-2 — отдельно, для соединения служила шпонка. Канал дульного тормоза в обоих случаях имел нарезы, которые являлись продолжением нарезной части канала ствола. Дульным тормозом поглощалось около 72% энергии.
Противооткатные устройства устанавливались в люльке трубчатого сечения, при этом труба люльки являлась цилиндром гидравлического накатника, а цилиндром гидравлического тормоза служил шток накатника.
Противотанковая пушка оснащалась подъемным механизмом секторного типа, и винтовым поворотным механизм толкающего типа. Раздвижные станины коробчатого типа. Торсионное подрессоривание. Щит состоял из листа, который установлен под углом 45 градусов, двух откидных верхних щитов и откидного нижнего щита.
В качестве прицела прямой наводки использовался ОП1-2.
Колеса от ГАЗ-А штатные с шиной ГК и облегченной ступицей.
Полигонные испытания опытного экземпляра данной пушки проводились на ГАП в период с 28 октября по 4 декабря 46-го года. Испытания на 544 выстреле прекратили из-за значительного искривления дульного тормоза, который был выполнен со стволом за одно целое. Кроме того, отмечались недостаточная прочность станин, а также сильная качка ствола, происходящая после выстрела.
После испытаний опытный экземпляр доработали и под индексом М16-2 подан на главный артиллерийский полигон для повторных испытаний, проводившихся в период с 14 июля по 2 сентября 47-го года совместно с 57-миллиметровой противотанковой пушкой 4-26.
Во время полигонных испытаний из противотанковой пушки М16-2 сделали 1235 выстрелов, из которых бронебойным снарядом – 865, осколочным – 265 и подкалиберным – 105. Во время повторных полигонных испытаний была выявлена недостаточная прочность нижнего и верхнего станков, ненадежная работа спускового механизма и затвора, неудовлетворительная работа противооткатного устройства, неустойчивость системы во время стрельбы и так далее. Доработка противотанковой пушки М16-2 по мнению комиссии была нецелесообразной. Вскоре работы по М16-2 полностью прекратили.
Сравнительные баллистические данные Ч-26 и М16-2, полученные на главном артиллерийском полигоне в июле — августе 47-го года:
Бронебойный снаряд БР-271 массой 3,14 кг (вес заряда – 1,425 кг) выпущенный из пушки М16-2 имел начальную скорость – 978,2 м/с, из пушки Ч-26 – 976,2 м/с;
Осколочный снаряд О-271У массой 3,75 кг (вес заряда – 0,913 кг) выпущенный из пушки М16-2 имел начальную скорость – 685,5 м/с, из пушки Ч-26 – 680 м/с;
Подкалиберный снаряд БР-271П массой 1,79 кг (вес заряда – 1,655 кг) выпущенный из пушки М16-2 имел начальную скорость – 1238 м/с, из пушки Ч-26 – 1245 м/с.
У противотанковой пушки М16-2 наибольшая дальность стрельбы при угле +15° осколочным снарядом составила 6556 метров, а у пушки Ч-26 — 6520 метров.
Технические характеристики легкой противотанковой пушки М16-2:
- Калибр – 57 мм;
- Образец – завод 172;
- Длина ствола полная – 4175 мм/73,2 клб.;
- Длина канала – 3358 мм/58,9 клб.;
- Длина нарезной части – 2853 мм;
- Крутизна нарезов – 30 клб;
- Объем каморы – 2,05 л;
- Число нарезов – 24;
- Глубина нареза – 0,9 мм;
- Ширина нареза – 5,35 мм;
- Ширина поля – 2,1 мм;
- Вес затвора – 20,0 кг;
- Вес ствола с затвором – 333,5 кг;
- Угол вертикальной наводки – от -5°40′ до +15°40′;
- Угол вертикальной наводки – 58°;
- Длина отката нормальная – 650 мм;
- Длина отката предельная – 680 мм;
- Высота линии огня – 598 мм;
- Длина орудия при сдвинутых станинах – 6500 мм;
- Ширина орудия при раздвинутых станинах – 3860 мм;
- Ширина орудия при сдвинутых станинах – 1730 мм;
- Ширина хода – 1520 мм;
- Толщина щита – 6 мм;
- Диаметр колеса – 770 мм;
- Вес откатных частей – 352 кг;
- Вес качающейся части – 425,9 кг;
- Вес щита – 62 кг;
- Вес лафета без щита и орудия – 406 кг;
- Вес системы в боевом положении – 797 кг;
- Скорострельность – 10-20 выстрклов в минуту;
- Скорость возки по шоссе – 60 км/час.