Последний успех японского флота

15

Последний успех японского флота

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

К марту 1942 года, после падения Сингапура и уничтожения морских сил ABDA в ходе сражения в Яванском море японский флот взял под свой контроль все воды, омывающие Юго-Восточную Азию. Единственной угрозой здесь оставался британский Восточный флот, базировавшийся на Цейлон, атолл Адду и гавани Восточной Африки. При этом Ударное авианосное соединение адмирала Тюити Нагумо требовалось японцам для предстоящей борьбы за центральную часть Тихого океана. Поэтому для разгрома противника в Индийском океане у японского флота имелось всего два месяца — март и апрель.

Цели и задачи операции «С»

Операция японского флота в Индийском океане, получившая обозначение «С» (то есть «Цейлон»), фактически представляла собой не кампанию по установлению господства на определённом морском театре, а ограниченный по времени рейд. Он должен был завершиться в срок вне зависимости от достигнутого результата.

9 марта 1942 года главнокомандующий Объединённым флотом адмирал Исороку Ямамото поставил перед командующим Южным Экспедиционным (2-м) флотом адмиралом Нобутакэ Кондо сразу две задачи: атаковать Цейлон, уничтожив все расположенные на нём морские силы противника, и обеспечить прикрытие с моря Бирманской операции.

Операции японских сил в Индийском океане в первой половине 1942 года

Операции японских сил в Индийском океане в первой половине 1942 года

Последняя задача была особенно важна: с января по май 1942 года японская 15-я армия генерал-лейтенанта Иидо Сёдзиро вела бои в Бирме, имея целью обеспечение безопасности Индокитая с суши и выход на границы Индии. Вплоть до постройки Бирманской железной дороги снабжение японских войск здесь приходилось вести по морю, и этот путь требовалось обезопасить от британского флота.

Операция против Цейлона возлагалась на 1-й Воздушный (авианосный) флот адмирала Тюити Нагумо, подчинённый Кондо в оперативном отношении. Вторую задачу Кондо брал на себя, выделив для этого Малайское соединение адмирала Дзисабуро Одзавы: лёгкий авианосец «Рюдзё» в сопровождении пяти тяжёлых и одного лёгкого крейсера, а также восьми эсминцев.

Силы Нагумо

Под командованием адмирала Нагумо находилось пять авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Сорю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку», сведённых в три авианосных дивизии — 1-ю, 2-ю и 5-ю. При этом 1-я дивизия состояла из одного флагманского «Акаги» — его постоянный напарник «Кага» ещё 2 марта из-за неисправности в машине был отправлен в метрополию. Всего на авианосцах находилось 342 самолёта: 105 истребителей А6М2 «Зеро», 114 пикировщиков D3A1 «Вэл» и 123 торпедоносца B5N2 «Кейт».

Вице-адмирал Нагумо history.navy.mil

Вице-адмирал Нагумо history.navy.mil

Авианосцы сопровождала 3-я эскадра линейных крейсеров: «Конго», «Хиэй», «Харуна» и «Кирисима». Эти корабли времён Первой мировой в 30-х годах были кардинально модернизированы и теперь развивали скорость до 30 узлов. Но их слабая бортовая броня (203 мм) не давала им никаких шансов в бою с «настоящими» линкорами. На практике эти корабли рассматривались в качестве своеобразных «сверхтяжёлых» крейсеров для придания устойчивости быстроходным соединениям, и в этом качестве очень активно использовались весь первый год войны. Кроме них, у Нагумо имелась 8-я эскадра крейсеров — тяжёлые «Тоне» и «Тикума», а также 1-я эскадра эсминцев (9 единиц) во главе с лёгким крейсером «Абукума»:

      • 17-й дивизион — «Уракадзе», «Таникадзе», «Исокадзе», «Хамакадзе»;
      • 18-й дивизион — «Касуми», «Араре», «Кагеро», «Сирануи», «Акигумо».

Британские силы

Противником Нагумо должен был стать Восточный флот вице-адмирала сэра Джеймса Сомервилла — одного из лучших британских флотоводцев. Сомервилл сменил на этом посту Джеффри Лейтона 12 февраля 1942 года, ещё до капитуляции Сингапура, однако прибыл на театр только в конце марта. К этому времени британский флот в Индийском океане был усилен и теперь состоял из пяти линкоров, двух тяжёлых и одного лёгкого авианосцев, двух тяжёлых и пяти лёгких крейсеров, а также четырнадцати эсминцев.

Таким образом, британцы превосходили японцев в линкорах, крейсерах и эсминцах, но серьёзно уступали им в авиации. На трёх британских авианосцах имелось только 95 самолётов, в том числе 37 истребителей — 9 «Си Харрикейнов», 12 «Фульмаров», 16 «Уайлдкэтов» (у британцев он обозначался как «Мартлет»), а также 45 торпедоносцев-бипланов «Альбакор» и 13 стареньких «Суордфишей». Правда, часть торпедоносцев, включая «Суордфиши», была оборудована радиолокаторами и теоретически могла осуществлять ночные атаки. Кроме того, следует учитывать находившуюся на аэродромах Цейлона базовую авиацию: на аэродромах Коломбо и Тринкомали имелось в общей сложности 82 истребителя — 54 «Харрикейна» и 28 «Фульмаров» (Пол С. Далл утверждает, что здесь также находились 14 «Спитфайров»). Кроме того, на острове имелось 11 скоростных двухмоторных бомбардировщиков «Бленхейм» из 11-й эскадрильи Королевских ВВС и 12 разведывательных гидросамолётов «Каталина» в составе нескольких подразделений. Разные исследователи называют очень различное число самолётов — возможно, причина разночтений кроется в разной степени боеготовности. В любом случае японцы имели примерно двукратное превосходство в числе машин — решающее, но не сокрушительное.

Общая схема баз и портов Индийского океана в 1942 году naval-history.net

Общая схема баз и портов Индийского океана в 1942 году naval-history.net

Самой сложной для британского Восточного флота являлась проблема базирования. Порты Коломбо и Тринкомали на Цейлоне, после падения Сингапура и Явы оказавшиеся в роли передовых баз, имели хорошие причальные мощности и запасы топлива, но были плохо прикрыты с моря и воздуха. Бомбей на западном побережье Индостана имел прекрасную гавань, однако находился в стороне от основного театра, то же можно сказать и про Аден у входа в Красное море. Фактически главной базой Восточного флота стала гавань Килиндини в Кении (на другом берегу Индийского океана).

Секретная «База Т»

Чтобы ликвидировать разрыв между базами, ещё с августа 1941 года британцы начали строительство военно-морской базы на атолле Адду в южной части Мальдивских островов (в 600 милях юго-западнее Цейлона). Кольцо рифов и островов образовывало здесь хорошо защищённую и глубоководную якорную стоянку, куда вели четыре прохода. С февраля 1942 года строительство базы было ускорено.

Атолл Адду в 1976 году legacy.lib.utexas.edu

Атолл Адду в 1976 году legacy.lib.utexas.edu

На атолле разместили 1-й Королевский полк береговой обороны, начали возводиться береговые и зенитные батареи. На островах Хиттаду и Ган оборудовали огромные резервуары для топлива, кроме того, на Гане были построены причалы. Здесь началось строительство аэродрома, который предполагалось ввести в строй к лету 1942 года. Впрочем, закончили его только в 1943 году, а до того из лагуны могли действовать только гидросамолёты. К концу войны часть островов западной дуги была соединена дамбами, по которым прошла полевая железная дорога. Служба на атолле считалась тяжёлой из-за влажного и жаркого климата. За исключением топлива и боеприпасов всё снабжение хранилось на борту стоявших в лагуне гражданских транспортных судов и рефрижераторов.

Атолл Адду в годы войны. Вид с высоты птичьего полёта на западный остров Хитаду, где возводится станция связи британских ВВС. Лагуна — справа, белая полоса в море — прикрывающий её северный риф Imperial War Museums

Атолл Адду в годы войны. Вид с высоты птичьего полёта на западный остров Хитаду, где возводится станция связи британских ВВС. Лагуна — справа, белая полоса в море — прикрывающий её северный риф Imperial War Museums

Аэродром на острове Ган, послевоенное фото Imperial War Museums

Аэродром на острове Ган, послевоенное фото Imperial War Museums

Важным достоинством «Базы Т» стала её секретность: Мальдивы имели очень мало контактов со внешним миром. 5600 жителей атолла были переселены на другие острова либо мобилизованы в качестве обслуживающего персонала базы. Японцы стали догадываться о существовании базы лишь после рейда Нагумо, а более подробную информацию получили от подлодок только летом 1942 года.

Прибытие Сомервилла

Адмирал Сомервилл на авианосце «Формидебл» прибыл в Тринкомали только 24 марта 1942 года. Ещё два дня у него ушли на приём дел в штабе Восточного флота и знакомство с вверенными кораблями, которых насчитывалось 29. При этом в портах Цейлона находилась лишь часть из них — так, линкоры «Ройял Соверен» и «Рамиллес» проводили артиллерийскую подготовку на Адду, здесь же задержался авианосец «Индомитебл». 26 марта Сомервилл перенёс свой флаг на линкор «Уорспайт» и официально принял командование Восточным флотом.

Вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл и кэптен Дж. Н. Оливер на борту линкора «Уорспайт» History of the Second World War. II. London: Her Majesty's Stationery Office, 1956

Вице-адмирал сэр Джеймс Сомервилл и кэптен Дж. Н. Оливер на борту линкора «Уорспайт» History of the Second World War. II. London: Her Majesty’s Stationery Office, 1956

Если все японские корабли могли держать скорость не менее 30 узлов, то старые британские линкоры типа «R» по спецификации развивали только 21 узел, а в действительности и того меньше. Лишь «Уорспайт», относившийся к предыдущей серии, в 30-х годах прошёл модернизацию с усилением палубной брони и заменой силовой установки. По спецификации он мог давать 23,5 узла, однако в 1944 году 18 узлов уже считались для него большой скоростью. Поэтому Сомервилл решил разделил свои корабли на два соединения — быстроходное и тихоходное.

В быстроходное Соединение А, которое Сомервилл оставил под своим непосредственным командованием, вошли новые авианосцы «Индомитебл» и «Формидебл», линкор «Уорспайт» (флагман), тяжёлые крейсеры «Дорсетшир» и «Корнуолл», лёгкие «Энтерпрайз» и «Эмеральд», а также эсминцы «Нэпир», «Нестор», «Паладин», «Пантер», «Хотспур» и «Фоксхаунд».

В тихоходном Соединении B под командованием контр-адмирала Элджернона Уилиса остались линкоры «Ривендж», «Резолюшн», «Рамиллес» и «Ройял Соверен», старый лёгкий авианосец «Гермес», старые лёгкие крейсеры «Каледон», «Дрэгон» и голландский «Якоб ван Хеемскерк», а также эсминцы «Гриффин», «Норман», «Эрроу», «Дикой», «Форчун», «Скаут», «Вампир» и голландский «Исаак Свирс». Это разделение было осуществлено только при первом сборе всего флота вечером 31 марта.

Лёгкий авианосец «Гермес» в Китае, 1931 год collections.naval.aviation.museum

Лёгкий авианосец «Гермес» в Китае, 1931 год collections.naval.aviation.museum

Данные разведки

Проблемой обеих сторон было почти полное отсутствие информации о противнике. Лишь 28 марта штаб Сомервилла получил разведывательный отчёт от Дальневосточного Объединённого бюро (FECB), где сумели прочесть японский код JN-25B. Из раскодированных переговоров следовало, что противник готовится провести воздушную атаку Цейлона около 1 апреля.

Сомервилл решил, что японцы будут одновременно атаковать Коломбо и Тринкомали. Точка запуска самолётов должна была располагаться на расстоянии 180-200 миль от обоих портов, то есть примерно в 100 милях к юго-востоку от Цейлона. Адмирал приказал разведывательным гидросамолётам «Каталина» начать поиск противника на расстоянии 420 миль от Коломбо в секторе 110-154º, откуда предполагалось приближение японцев.

Наиболее вероятным временем атаки Сомервилл считал рассвет, поэтому назначил своим кораблям рандеву на 31 марта в 16:00 у южной оконечности Цейлона. Состава вражеских сил он не знал, но был уверен, что главной ударной мощью японцев станут авианосцы. Их следовало атаковать всеми силами сразу же после обнаружения, причём особую ставку британский командующий делал на двухмоторные «Бленхеймы» из Коломбо.

В линейном бою Сомервилл рассчитывал на превосходство своих линкоров, поэтому ночью оба соединения должны были вести поиск противника к юго-востоку от Цейлона, днём отходя севернее острова, где линкоры окажутся в относительной безопасности от воздушных атак.

Бесплодные поиски

Сомервилл искал врага две ночи (на 1 и на 2 апреля), однако разведывательные самолёты докладывали, что море чисто. Днём 2 апреля выяснилось, что на линкорах типа «R» подходит к концу пресная вода для котлов, хотя топлива ещё было достаточно. Поэтому в 9 часов вечера командующий отдал Восточному флоту приказ двигаться на атолл Адду. Он решил, что разведка ошиблась, либо японцы обнаружили сосредоточение британских сил и отказались от удара.

Следующим утром Сомервилл разделил своё соединение: тяжёлые крейсеры «Дорсетшир» и «Корнуолл» были отосланы в Коломбо (первый — для возобновления ремонта, второй — для сопровождения войскового конвоя SU4 в Австралию), а «Гермес» в сопровождении эсминца «Вампир» ушёл в Тринкомали для подготовки к операции «Броненосец» (высадки на Мадагаскаре).

В 16:30, через полтора часа после прибытия всего флота на Адду, Сомервилл получил долгожданное сообщение: патрульная «Каталина» из 413-й канадской эскадрильи обнаружила к юго-востоку от Цейлона крупное соединение противника. Оно находилось в 360 милях от южной оконечности острова и в 600 милях от атолла Адду. Состав соединения остался неизвестным, так как сразу же после обнаружения «Каталина» была сбита японскими палубными истребителями.

Рейд Нагумо. Маневрирование японского и британского соединений ibiblio.org

Рейд Нагумо. Маневрирование японского и британского соединений ibiblio.org

Трудный выбор адмирала Сомервилла

Сомервилл оказался в крайне трудном положении: из-за нехватки нефтеналивных судов корабли Соединения А на тот момент успели принять лишь половину топлива, а Соединение B ещё не приступало к бункеровке и могло закончить её не ранее следующего утра. Между тем, не оставалось сомнений, что на рассвете японские самолёты атакуют базы Цейлона.

Британский командующий оказался в ужасном положении: он видел ситуацию, понимал намерения противника, но сделать уже ничего не мог. Ситуацию не спасала даже немедленная отправка быстроходного Соединения А в неполном составе (без крейсеров «Эмеральд» и «Энтерпрайз»). Поэтому Сомервилл решил дождаться заправки топливом всех кораблей и навязать противнику бой следующей ночью, предполагая, что к этому времени атаки бомбардировщиков с Цейлона нанесут японцам некоторые потери. Как он писал в своём отчёте, «единственную возможность нанести врагу эффективный удар давало применение палубных самолётов, желательно ночью». Надежду на успех этих атак давало наличие радаров. При этом наличие линкоров позволяло рассчитывать на победу при непосредственной встрече с противником, поэтому британский адмирал стремился держать свое тихоходное соединение поблизости от быстроходного. Он приказал тяжёлым крейсерам покинуть Цейлон: по расчёту времени они должны были встретиться с основными силами в 16 часов следующего дня.

Крейсеры покинули Коломбо в 23 часа, Соединение А вышло с Адду в 00:15, двинувшись курсом 70 градусов со скоростью 18 узлов. К рассвету 6 апреля Сомервилл рассчитывал быть в точке, расположенной в 250 милях к югу от Цейлона.

Атака Коломбо

1-й Воздушный флот адмирала Нагумо в сопровождении флотского танкера «Сикоку-мару» вышел из залива Старинг-бэй на острове Сулавеси 26 марта. Пройдя через Тиморское море, он неторопливо двинулся к Цейлону вдоль юго-западного берега Суматры.

4 апреля, в 19:30 по токийскому времени (то есть в 15:30 по индийскому) над японскими кораблями, растянувшимися в длинную кильватерную колонну, неожиданно появилась разведывательная «Каталина». Мгновенно с авианосцев поднялись 18 дежурных истребителей (6 с «Хирю», по 3 с остальных), и летающая лодка под командованием австралийца Леонарда Бирчелла была сбита, успев передать только координаты японского соединения. Шесть из девяти членов экипажа были подобраны эсминцем «Исокадзе».

В течение ночи британские патрульные «Каталины» ещё раз видели эсминцы противника, но лишь в 7:02 обнаружили основные японские силы (линкор, 2 крейсера и 4 других корабля) в 110 милях от мыса Дондра-Хэд в направлении 195º.

Адмирал Сомервилл немного ошибся в расчётах: Нагумо не стал торопиться, а поднял свои самолёты вскоре после рассвета. Лётчики получили приказ уделить особое внимание атаке портовых сооружений (в первую очередь, нефтехранилищ). В 6:25 утра по местному времени 127 японских палубных самолётов (36 «Зеро», 38 «Вэлов» и 53 «Кейта») появились над Коломбо на западном побережье острова Цейлон. Находившаяся в Коломбо наземная радарная станция заранее обнаружила противника, но её сообщение достигло аэродрома только за 20 минут до налёта. Тем не менее, в воздух были подняты все 42 британских истребителя: 28 самолётов с аэродрома и 14 «Харрикейнов» с временной площадки на ипподроме.

Вспомогательный крейсер «Гектор» в Мельбурне, 1940 год clydeships.co.uk

Вспомогательный крейсер «Гектор» в Мельбурне, 1940 год clydeships.co.uk

Первая волна японских бомбардировщиков с большой высоты атаковала гавань и портовые сооружения. Вторая волна, подошедшая на малой высоте, нанесла удар по железнодорожной станции и аэродромам. «Кейты» третьей волны бомбили корабли в гавани, потопив эсминец «Тенедос» и вспомогательный крейсер «Гектор», переоборудованный из турбинного лайнера (11 198 брт, 15 узлов, шесть 152-мм орудий). Кроме того, была серьёзно повреждена плавбаза подводных лодок «Люсия», а на берегу разрушены ремонтные мастерские флота. Погибло в общей сложности 55 британских моряков, 33 из них — на «Тенедосе».

Воздушный налёт длился всего полчаса, британцы потеряли 27 самолетов — 15 «Харрикейнов», 4 «Фульмара», 2 «Каталины» и 6 «Суордфишей», японцы — 5 или 7 машин. Из Коломбо для атаки кораблей противника была выслана девятка «Бленхеймов», но цели она не нашла.

Гибель «Дорсетшира» и «Корнуолла»

Сразу же после сообщения об атаке Сомервилл выслал вперёд воздушный патруль. Кроме того, с «Индомитебла» было отправлено четыре «Фульмара» для поиска противника в секторе между 55º и 105º на глубину 215 миль. Они не нашли никаких кораблей противника, но в 8:55 заметили вражеский гидросамолёт в 150 милях от Соединения А по курсу 76º. Сомервилл счёл, что враг ведёт разведку в юго-западном направлении с помощью самолёта с крейсера или авианосца. Однако в 7:20 от базовых разведчиков начали приходить новые сообщения о кораблях противника. Стало ясно, что они маневрируют на одном месте, явно поджидая свои самолёты. «Дорсетшир» и «Корнуолл» в это время находились в 150 милях от соединения Нагумо, между ним и Сомервиллом, уходя на запад со скоростью 27,5 узлов.

Вскоре британские крейсеры действительно были обнаружены гидросамолётом с крейсера «Тоне» в 200 милях юго-западнее Цейлона. С «Акаги», «Хирю» и «Сорю» поднялись 53 пикировщика «Вэл». Между 12:38 и 13:00 по местному времени крейсеры были настигнуты и потоплены: на «Дорсетшире» погибло 234 моряка, на «Корнуолле» — 190, остальную часть экипажей британским эсминцам удалось спасти на следующий день. Зенитный огонь крейсеров оказался неэффективен, японцы потерь не имели.

Потопление британских тяжёлых крейсеров «Дорсетшир» и «Корнуолл», вид с японского самолёта, 5 апреля 1942 года wwiiarchives.net

Потопление британских тяжёлых крейсеров «Дорсетшир» и «Корнуолл», вид с японского самолёта, 5 апреля 1942 года wwiiarchives.net

Сомервилл даже не знал, где находятся крейсеры, поэтому не смог выслать истребители для воздушного прикрытия. Данные об их местоположении он получил от самолёта-разведчика уже после их гибели. Вперёд был срочно выслан один из эсминцев, но вскоре его отозвали, когда от палубных и базовых разведчиков стали поступать известия о появлении кораблей противника, причём в разном количестве и разных местах. Видимо, здесь сказался недостаточный опыт британских пилотов-разведчиков.

Получая противоречивые и разрозненные сведения о противнике, вдобавок зачастую сильно запаздывающие, Сомервилл решил, что японцы идут к атоллу Адду и следующим утром собираются нанести по нему удар. Поэтому он приказал своим соединениям разворачиваться назад и уходить на юго-запад, чтобы не быть обнаруженным японцами.

В 16:55 два разведывательных «Альбакора» с «Индомитебла» обнаружили противника, хотя один из них был тут же сбит японскими истребителями. Это произошло в 120 милях впереди британского соединения по курсу 20º. Но информация об этом поступила к Сомервиллу только в 18 часов. Вдобавок в 18:17 командующий авианосцами сообщил на «Уорспайт», что обнаруженная ещё в 16 часов группа кораблей состояла из 2 авианосцев и 3 неопознанных судов, и держала курс на северо-запад.

Сомервилл немедленно повернул на северо-запад, навстречу противнику, одновременно выслав с «Индомитебла» разведчики с радарами. Он надеялся обнаружить японские авианосцы ещё ночью, чтобы первым атаковать их рано утром.

Ночные разведчики с «Индомитебла» не сумели обнаружить японские корабли: Нагумо отвернул на юго-запад, в свою очередь, дав самолётам-разведчикам искать главные силы противника. Вечером 5 апреля соединения противников находились ближе всего друг к другу, но почти одновременно развернулись в разные стороны. Рано утром 6 апреля к британским авианосцам подошло и Соединение В. Теперь Восточный флот был снова вместе, но противника он потерял.

Уход Восточного флота

Сомервилл всё ещё предполагал, что японцы собираются атаковать Адду. Он надеялся первым отыскать противника или хотя бы перехватить его на возвращении после атаки. В 13 часов адмирал отправил лёгкий крейсер «Энтерпрайз» вместе с эсминцами «Пантер» и «Паладин» на место гибели «Дорсетшира» и «Корнуолла» для поиска уцелевших. С воздуха корабли прикрывал эскорт палубных истребителей. Всего с воды удалось подобрать 1122 человека.

Круговой поиск палубными разведчиками на расстояние в 200 миль за целый день ничего не дал, но в 14 часов от разведывательного отдела на Цейлоне пришло сообщение, что сильный японский флот всё ещё находится где-то между атоллом Адду и Коломбо. Поэтому Сомервилл решил держаться подальше от района Адду — как минимум до рассвета 7 апреля.

Днём 7 апреля британские палубные разведчики продолжали поиск противника, но ничего не обнаружили. В 16 часов к эскадре присоединились корабли со спасёнными с крейсеров. В ночь на 8 апреля воздушного поиска с радарами уже не велось, но утром с авианосцев опять были подняты разведывательные самолёты. В 11:00 флот вошёл в гавань Адду, сразу же начав заправку топливом.

Во второй половине дня Сомервилл собрал на борту «Уорспайта» совещание своих командиров, где объявил о прибывшем из Лондона приказе прекратить активные действия. Тихоходное соединение должно было уходить к берегам Африки, быстроходное — направляться в Бомбей, куда и прибыло утро 13 апреля. Восточный флот Великобритании был фактически расформирован.

Атака Тринкомали

Тем временем Нагумо никуда не ушёл, продолжив действовать по первоначальному плану, принимая самолёты и заправляясь топливом. К утру 9 апреля 1-й Воздушный флот описал огромную дугу и находился восточнее Цейлона, в 200 милях от второй своей цели — порта Тринкомали.

Зная, что его могут ждать, теперь Нагумо действовал гораздо осторожнее. Палубные самолёты начали подниматься в воздух ещё до рассвета, в 5 часов утра по местному времени. Это были 91 торпедоносец «Кейт» и 41 истребитель «Зеро».

Британская РЛС в Тринкомали обнаружила авиагруппу противника в 6:35, поэтому атаку встретили все имевшиеся здесь самолёты — 17 «Харрикейнов» и 6 «Фульмаров». В ходе жестокого боя 8 «Харрикейнов» и 1 «Фульмар» оказались сбиты, японские пилоты отчитались ещё о 14 самолётах, уничтоженных на земле. Сами японцы потеряли 5 машин, причём один из «Кейтов» целенаправленно протаранил топливные резервуары, пожар в которых потом продолжался неделю.

Однако гавань Тринкомали оказалась почти пустой: патрульная «Каталина» обнаружила японскую эскадру ещё накануне вечером, и местное командование приказало всем судам по возможности выходить в море. Поэтому японцам удалось поразить только два судна — монитор «Эребус» и турбинный транспорт «Сагайн» (7994 брт), доставивший из Англии груз боеприпасов, пива и виски, а также четыре разобранных «Харрикейна».

онущий авианосец «Гермес» cas.awm.gov.au

онущий авианосец «Гермес» cas.awm.gov.au

Монитор был повреждён, транспорт загорелся, часть боеприпасов на нём взорвалась, но сам он остался на плаву, был отбуксирован к берегу и впоследствии затоплен в качестве волнолома. Кроме того, были серьёзно повреждены строения верфи и гидроаэродрома, береговые склады и сооружения.

Опять повторилась история 5 апреля: около 7 часов по местному времени гидросамолёт-разведчик E8N2 «Дэйв», запущенный с линкора «Харуна», обнаружил в 65 милях к югу от Тринкомали авианосец «Гермес» (10 850 т). Час спустя с авианосцев была поднята новая ударная группа из 85 пикировщиков «Вэл» в сопровождении 9 «Зеро». С 9:35 до 14:02 (13:35-14:02 по Токио) они настигли и потопили старый авианосец, а также сопровождавшие его австралийский эсминец «Вампир» (1188 т) и корвет «Холлихок» (1170 т) — несмотря на то, что для прикрытия кораблей с Цейлона прибыло 12 «Фульмаров». Японцы потеряли четыре «Вэла», англичане — два «Фульмара». На «Гермесе» погибло 307 человек, на «Вампире» — 8, включая командира (остальных подобрало госпитальное судно «Вита»).

Эсминец «Вампир» Королевского Австралийского флота viewer.slv.vic.gov.au

Эсминец «Вампир» Королевского Австралийского флота viewer.slv.vic.gov.au

Корвет «Холлихок» hmshollyhock.com

Корвет «Холлихок» hmshollyhock.com

Кроме того, в море были обнаружены и уничтожены покинувшие гавань утром флотские танкеры «Этельстейн» (5571 брт, 7000 т мазута) и «Бритиш Сёрджент» (5868 брт, пустой), а также норвежское торговое судно «Норвикен» (2924 брт).

В 9:50 по местному времени японские корабли получили неожиданный ответный удар: 11 двухмоторных «Бленхеймов» атаковали авианосец «Акаги», заходя с носовых углов. Пилоты доложили о трёх близких разрывах, но все бомбы ушли мимо. Вопреки надеждам Сомервилла, чтобы попасть в корабль с горизонтального полёта, пилотам надо было иметь специальную подготовку. На отходе бомбардировщики были атакованы запоздало поднятыми «Зеро», 5 из них было сбито, остальные серьёзно повреждены.

Днём 9 апреля японские корабли повернули на восток и двинулись к входу в Малаккский пролив. Вечером 13 апреля они прошли мимо Сингапура и вошли в Южно-Китайское море, направляясь в воды метрополии.

Танкер «Этельстейн» hmshollyhock.com

Танкер «Этельстейн» hmshollyhock.com

Танкер «Бритиш Сёрджент» photoship.co.uk

Танкер «Бритиш Сёрджент» photoship.co.uk

Неудача или успех?

Итоги рейда соединения Нагумо в Индийский океан трудно оценить однозначно. С одной стороны, наряд сил (4 линкора, 5 авианосцев, 342 палубных самолёта) выглядит неоправданно избыточным для атаки двух портов. На этом основании некоторые исследователи склонны оценивать итог рейда как неудачу.

При этом японцам противостояла мощная корабельная группировка, уступавшая в авианосцах, но превосходившая в линейных кораблях. По итогам операции британский Восточный флот был вынужден отступить без боя, обеспечив противнику господство в восточной части Индийского океана. Таким образом, поставленная перед Нагумо задача была с блеском выполнена. Кроме того, британские потери оказались велики. Были потоплены лёгкий авианосец, два тяжёлых и один вспомогательный крейсеры, два эсминца и корвет, а также уничтожены или полностью выведены из строя быстроходный транспорт, два флотских танкера и сухогруз общей вместимостью 22 357 брт. Кроме того, британская авиация потеряла около полусотни самолётов.

Британский Восточный флот потерпел второе поражение за пять месяцев, и ему вновь пришлось отступать. Если ценой первого поражения были Малайя и Сингапур, то ценой этого стала Бирма.

Литература

      1. С. Роскилл. Флот и война. Том II. М.: Воениздат, 1970
      2. [Пол] Стивен Далл. Боевой путь Императорского японского флота. Екатеринбург: Сфера, 1997
      3. Neil McCart. HMS Hermes 1923 & 1959. Cheltenham, UK: Fan Publications, 2001
      4. Jürgen Rohwer. Chronology of the War at Sea 1939-1945: The Naval History of World War Two (Third Revised ed.). Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2005
      5. Christopher Shores, Brian Cull, Yasuho Izawa. Bloody Shambles: The Defence of Sumatra to the Fall of Burma. II. London: Grub Street, 1993
      6. Service histories of Royal Navy warships in World War 2 by LtCdr Geoffrey B. Mason, RN (Rtd) (c) 2003. HMS Warspite http://www.naval-history.net/xGM-Chrono-01BB-Warspite.htm
      7. Report of Proceedings (ROP) of Eastern Fleet – 1942. Transcribed by Don Kindell — http://www.naval-history.net/xDKWD-EF1942-Introduction.htm
      8. Eastern Theatre Operations, the Diaries of Adm Layton, C-in-C, China Station — November 1941 to March 1942 http://www.naval-history.net/xDKWD-EF1941ChinaStation.htm
      9. Anthony P. Tully and Gilbert Casse. IJN Akagi: Tabular Record of Movement http://www.combinedfleet.com/Akagi.htm
      10. https://www.hmshollyhock.com/

источник: https://warspot.ru/17506-posledniy-uspeh-yaponskogo-flota

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account