Последний лёгкий артиллерийский крейсер Америки

21

После окончания Второй Мировой войны, наступила эра ракетного вооружения и реактивной авиации. Однако наступила она не сразу и в 40-е и 50-е годы всё ещё строились и разрабатывались корабли где основным вооружением была артиллерия.

Одним из таких кораблей стал крейсер «Вустер», который должен был стать сильнейшим лёгким крейсером в мире. Но не сложилось, так как стал он всего лишь опоздавшим на войну.

Последний лёгкий артиллерийский крейсер Америки

Содержание:

История создания

Разработка крейсеров типа Вустер началась в самом начале Второй Мировой войны, и ещё до вступления в войну США, 27 мая 1941 года. Огромное влияние на разработчиков оказали успешные атаки английской авиации у берегов Норвегии и острова Крит.

Корабль разрабатывался под новейшие 152 мм/47 универсальные пушки, разработка которых была только завершена. По тех. заданию таких пушек должно было быть не менее 12 на новом корабле.

Кроме этого ставились высокие требования к манёвренности будущего крейсера, который должен был обладать скоростью не менее 33 узлов.

Ну и главными, наряду с вооружением, были требования по защите корабля. Теперь главное внимание уделялось защите не от артиллерии вражеских кораблей, а от авиабомб. Это привело к тому что был спроектирован по сути бронепалубный крейсер, практически без бортового бронирования.

Изначально на суд технической комиссии было предложено 3 варианта нового корабля — А, В и С.

После их рассмотрения был принят компромиссный вариант. Новый корабль должен получить бронирование такое как в проекте С, а вооружение – как по проекту В. При этом водоизмещение нового крейсера составило 16 000 тонн. Однако комиссия настаивала на том что водоизмещение не должно превышать 14 000 тонн.

После этого по новым требованиям был разработан проект D. Однако в нём конструкторы не смогла вписаться в требования по вооружению. Корабль получил не 12, а всего 10 152 мм пушек.

Этот вариант так же не устроил комиссию, которая посчитала такое вооружение слишком слабым для столь большого корабля. Дальше шёл длительный период утрясаний и согласований, пока в итоге комиссия не остановилась на проекте J. По которому и решили строить новый корабль.

Все проекты и их характеристики собраны в таблице ниже:

Источник таблицы - https://wiki.wargaming.net/

Источник таблицы — https://wiki.wargaming.net/

Проект F крейсера типа Worcester

Проект F крейсера типа Worcester

Проект J крейсера типа Worcester

Проект J крейсера типа Worcester

Строительство

Изначально планировалось построить серию из 10 крейсеров этого класса. Однако, в свете того что война явно катится к концу, было принято решение сократить её до 4-х кораблей. При этом построено было всего 2, «Вустер» (CL-144 Worcester) и «Роанок» (CL-145 Roanoke).

Головной корабль серии, Вустер, был заложен в городе Кэмден, штат Нью-Йорк, 29 января 1945 года. Роанок заложили 15 мая этого же года. В состав ВМФ США Вустер вступил 28 июня 1948 года, Роанок – 4 апреля 1949.

Крейсер Вустер на стапеле в Кэмдене

Крейсер Вустер на стапеле в Кэмдене

Особенности конструкции

Классификация

После вступления в строй полное водоизмещение корабля составило 18 000 тонн и с длинной 207 метров это был самый большой крейсер в мире. Тогда почему же он стал лёгким? Ведь он был больше и соизмерим с тяжёлыми крейсерами.

Дело в том, что так он классифицировался, согласно Лондонскому морскому соглашению 1930 года. По этому соглашению все крейсера с главным калибром до 155 мм считались лёгкими. В США корабль называли «очень большой лёгкий крейсер».

Вооружение

В качестве главного калибра на корабле были приняты новейшие 6-и дюймовые пушки Mark 16. Эти орудия являлись самыми мощными зенитными орудиями в мире, да так и остались самыми мощными в истории.

Главный калибр крейсера Вустер

Главный калибр крейсера Вустер

Под эти пушки были специально созданы новые орудийные башни с усиленной защитой и радиодальномером Mk.27. Данные установки имели раздельные линии подачи боеприпасов, отдельно для бронебойных и зенитных снарядов. Всё это привело к тому что башни оказались заметно тяжелее башен на более ранних кораблях. Так каждая двухорудийная башня “Вустера” весила 208 тонн, против 173 тонн у трёхорудийной башни крейсера “Кливленд”.

Другой важнейшей «фишкой» данных артиллерийских установок стал автомат заряжания, который давал возможность заряжать пушки при любом угле их возвышения. Его применение позволило добиться скорострельности в 12 выстрелов в минуту на каждое орудие.

Правда, применение этого устройства привело к значительному усложнению конструкции и её крайней ненадёжности. Постоянные поломки привели к тому что даже встал вопрос об их замене на надёжные и более лёгкие трёхорудийные башни с Кливленда.

Что касается зенитного вооружения ближнего радиуса действия, то изначально планировалось установить на крейсерах по сорок восемь 40 мм (11 х 4 + 2 х 2) и двенадцать 20 мм (12 х 1) пушек Бофорс. Однако, потом от этой идеи отказались в пользу более мощных спаренных 76 мм зенитных установок Mk33, разработка которых была закончена в 1949 году.

На крейсерах было установлено по пять спаренных установок с каждого борта, одна “спарка” в носовой оконечности, вблизи форштевня, и два одиночных орудия в выступах на корме. Всего 24 ствола. При скорострельности 40-50 выстрелов в минуту эти артсистемы могли поражать самолеты на высотах до 9 километров.

Галерея зенитных 76 мм двухорудийных установок:

Другого вооружения на крейсерах не устанавливалось.

Бронирование

На крейсере была впервые применена новая уникальная схема бронирования, которая была оптимизирована под сопротивление воздушным угрозам. Впервые, суммарная масса элементов горизонтальной защиты (палуб) превысила по массе вертикальную броню (бронепояса).

Верхняя бронепалуба толщиной в один дюйм (25 мм), выполнявшая роль противоосколочной защиты и преграды для срабатывания взрывателей бомб. Следующий уровень, главная бронепалуба, имела толщину 3,5 дюйма (89 мм).

  Для сравнения: толщина главной палубы “Вустера” (без учета верхней) в полтора раза превосходила по толщине обе бронепалубы сходного по размерам немецкого ТКР типа “Адмирал Хиппер” (2 х 30 мм). Как говорится, почувствуйте разницу.

По расчетам, его палубная броня не пробивалась обычными 450 кг бомбами ни при каких условиях.

Бронебойная бомба данного калибра (1000 фунтов, 450 кг) имела шанс пробить палубу только при сбросе с высоты не менее 8000 футов (свыше 2 километров). Разумеется, при отсутствии управляемых бомб шанс прицельного попадания с такой высоты в движущийся корабль был близок к нулю.

Что касается бронирования бортов корпуса, то поначалу от неё вообще хотели отказаться. Но, в конце концов её решили всё же оставить, ведь не были исключены близкие падения авиабомб, с образованием взрывной волны и осколков, да и перспективы артиллерийской дуэли с надводными кораблями еще считались вполне реальной угрозой.

Бронепояс длиной 112,8 м и шириной 4,4 м прикрывал отсеки энергетической установки с 60-го по 110 шпангоуты. В верхней его части толщина плит составляла 127 мм, постепенно утончаясь к нижней кромке до 76 мм. Погреба боезапаса носовых башен прикрывал узкий 51 мм подводный пояс шириной 1,4 м. Погреба кормовых башен имели похожую защиту, но толщиной 127 мм. Толщина внешней обшивки корпуса составляла 16 мм.

В районе орудийных башен борта были не бронированы. Однако защита подбашенных отделений всё же была и обеспечивалась барбетами толщиной 130 мм, которые доходили в глубину корпуса до первой платформы у концевых башен ГК.

Что касается башен, то они были защищены, в лобовой части, бронеплитами толщиной 165 мм. Крыша башен имела толщину 102 мм, а боковые стенки — 76 мм.

Боевая рубка на крейсере имела толщину брони 114 мм.

В целом, по бронированию, “Вустер” превосходил многие тяжелые крейсера военного времени. А в плане горизонтальной защиты, его параметры вплотную приближались к таковой у линкоров.

Последний лёгкий артиллерийский крейсер Америки

Радары

Перед войной радары на кораблях были редкостью. Зато теперь они стали неотъемлемой частью оснащения современных кораблей. На «Вустере» было установлено три РЛС для обнаружения воздушных и надводных целей, два стандартных радара для управления стрельбой ГК в морском бою (Mk.13), четыре поста РЛС для централизованного управления стрельбой по воздушным целям (защищенный директор Mk.37 с радиолокатором Mk.25) и четыре поста с радарами Mk.53 для управления огнем 76 мм-зениток. Также собственная прицельная система с радаром Mk.27 имелась у каждой башни главного калибра.

Последний лёгкий артиллерийский крейсер Америки

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка была выполнена по хорошо зарекомендовавшему себя эшелонному принципу. Каждый котел располагался в собственном отсеке. Как и на крейсере Des Moines, поперечные броневые переборки делили машинное отделение на 6 малых отсеков. Мощность машин составляла 120 000 л. с.

Силовая установка крейсеров была представлена четырьмя турбозубчатыми агрегатами производства фирмы General Electric, общей мощностью в 128 000 лошадиных сил. Четыре котла с давлением в 620 фунтов на квадратный дюйм обеспечивали пар для движения с максимальной скоростью в 33 узла, несмотря на значительные размеры новых крейсеров. Скорость экономического хода составляла 15 узлов; дальность плавания при подобной скорости достигала 15 500 км.

Соответственно, максимальная скорость новых легких крейсеров была всего лишь на пол узла выше скорости крейсера Cleveland, хотя предполагалось приблизится к скорости эсминцев типа Fletcher (38 узлов). Это также означало, что крейсера типа Worcester не будут быстрее авианосцев типов Essex и Midway.

Авиационное вооружение

Изначально планировалось что авиавооружение крейсера будут составлять гидросамолёты, которые будут запускаться с катапульт, расположенных на корме. Однако ко времени вступления в строй уже появились серийные образцы вертолётов ими то и было принято оснастить корабли. Корму кораблей переоборудовали под вертолетную площадку, где разместили вертолёты Sikorsky HO2S.

Морской вертолёт Sikorsky HO2S

Морской вертолёт Sikorsky HO2S

Служба

Самым ярким событием в службе крейсера стало участие в Корейской войне. Правда ничем примечательным он там не отметился. Единственный раз, когда крейсер чуть не вступил в бой произошёл 5 мая 1950 года, когда не далеко от крейсера пролетал британский противолодочный самолет, по которому чуть было не открыли огонь.

Оба корабля «Вустер» и «Роанок», прослужили до конца 50-х годов, после чего были выведены в резерв. С развитием зенитных ракет необходимость в их орудиях отпала.
Последний лёгкий артиллерийский крейсер Америки Последний лёгкий артиллерийский крейсер Америки Последний лёгкий артиллерийский крейсер Америки Последний лёгкий артиллерийский крейсер Америки Последний лёгкий артиллерийский крейсер Америки

Характеристики:

Водоизмещение;      

  • Стандартное — 14 700 т,
  • Полное — 18 500 т

Размерения;

  • Длина — 202,39 м /207,11 м
  • Ширина — 21,54 м
  • Осадка — 7,92 м

Бронирование;         

  • Пояс — 127…76 мм;
  • Палуба — 89+22…25 мм;
  • Барбеты — 127 мм;
  • Башни — 160…51 мм,
  • Рубка — 127 мм

Машины;

  • Двигатели — 4 ТЗА General Electric
  • Мощность — 120 000 л. с. (88,3 МВт)
  • Скорость хода — 33 узла (61,1 км/ч)
  • Дальность плавания 8000 морских миль на скорости 15 узлов
  • Экипаж          1560 человек

Вооружение;

  • Артиллерия — 6 × 2 × 152-мм/53
  • Зенитная артиллерия — 11 × 2 и 2 × 1 — 76-мм/50, ранний вариант 6 × 2 или 8 × 2 — 20-мм/70

Модель крейсера «Вустер» из игры World of Warships:

Источники:

https://wiki.wargaming.net/

https://ru.wikipedia.org/

https://topwar.ru/110024-nebo-v-ogne-kreysery-tipa-vuster.html

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account