Статья Григория Кальянова с сайта WARSPOT.
Содержание:
Полугусеничные машины с ходовой частью конструкции Адольфа Кегресса были весьма популярными во Франции в межвоенный период. Последним представителем этого семейства стал кавалерийский разведывательный бронеавтомобиль «Ситроен» Р28.
В 20-е годы французский автопромышленный гигант «Ситроен» весьма интенсивно экспериментировал с ходовой частью типа «Кегресс» — гусеничной со сплошными лентами из прорезиненной ткани. По сравнению с разрезными (состоящих из отдельных траков) металлическим гусеницами танков и тракторов такие гусеницы были более лёгкими и гораздо менее шумными. Они вполне годились для лёгких машин — как чисто гусеничных, так и полугусеничных. Именно последние развивали конструкторы «Ситроена», причём не без успеха. Ряд образцов как небронированных, так и бронированных машин «Ситроен-Кегресс» были приняты на вооружение французской армии, а также поставлялись на экспорт. В начале 30-х годов фирма взялась за проект, который в случае удачи позволил бы увеличить объём заказов на полугусеничные машины с десятков до сотен и даже тысяч экземпляров.
Пехотный транспортёр
В октябре 1930 года армия Франции подготовила спецификацию на машину «тип N», определявшуюся как véhicules blindés de ravitaillement de l’infanterie — «бронированная машина снабжения пехоты». Согласно заданию, предусматривалось создание транспортёра высотой не более 1,10 м и грузоподъёмностью 950 кг, способного развивать скорость не менее 35 км/ч. Помимо экипажа из двух человек «тип N» должен был транспортировать 81-мм миномёт или станковый пулемёт с расчётом, или же аналогичный по массе груз, обеспечивая снабжение пехотных подразделений на переднем крае.
Разработчики спецификации «типа N» находились под сильным влиянием британской танкетки «Карден-Ллойд». Требований к типу движителя спецификация не содержала, хотя и подразумевалось, что новая машина будет гусеничной. Именно такие образцы представили на конкурс фирмы «Лятиль» и «Рено». Но конструкторы «Ситроена» рассудили иначе. Опираясь на накопленный опыт, они создали полугусеничную машину. Пехотный тягач, получивший фирменное обозначение Р28, имел традиционную компоновку с передним расположением неведущих управляемых колёс. Гусеничная часть применительно к одному борту состояла из ведущего колеса переднего расположения и направляющего — заднего, а также двух опорных катков, сблокированных в тележку, и поддерживающего ролика.
Р28 был полубронированной машиной. Противопульная броня защищала лишь переднюю часть корпуса, где находилось рабочее место водителя (слева) и двигатель (справа). Задняя часть с открытым грузовым отсеком была лишена брони, равно как и одноосный прицеп, служивший для перевозки дополнительного груза.
На тягаче применили четырёхцилиндровый карбюраторный мотор «Ситроен» рабочим объёмом 1,7 л, развивавший мощность 30 л.с. Без прицепа Р28 разгонялся по шоссе до 39,5 км/ч.
Армия заказала три прототипа Р28. Примечательно, что одновременно были заказаны и три машины «Ситроен» в чисто гусеничном варианте, но их так и не построили. А вот все три полугусеничных прототипа изготовили весьма быстро, передав на испытания в последнюю неделю июля 1931 года. Увы, результаты испытаний оказались неудовлетворительными. Главными претензиями к Р28 являлись постоянный перегрев двигателя и отсутствие механизма, позволявшего водителю отсоединять прицеп без выхода из машины. В итоге в октябре 1931 года Консультативный совет по вооружениям принял решение в пользу гусеничного тягача «Рено» UE с гусеничным же прицепом UK. Но на этом история Р28 не закончилась.
Не возьмут в пехоту — пойду в кавалерию!
Когда пехотинцы катались на прототипах Р28 по полигонам, к этим машинам пристально присматривались кавалеристы. Им требовался разведывательный бронеавтомобиль класса AMC (Automitrailleuse légère de contact, что можно приблизительно перевести как «лёгкая бронемашина для контактной разведки»). На вооружении кавалерии уже имелась полугусеничная машина аналогичного класса — Р16, разработанная «Ситроеном», но производившаяся фирмой «Шнейдер». Но весила она без малого семь тонн, а кавалеристы хотели что-то полегче. Шасси Р28 представлялось вполне подходящим для этой цели.
В конце 1931 года «Ситроен» подготовил два варианта бронеавтомобиля на шасси Р28, изготовленных в большой спешке и являвшихся, скорее, «демонстраторами технологии», а не полноценными прототипами. Неизвестно, были ли использованы два шасси несостоявшегося пехотного тягача, или же одно, подвергшееся двум последовательным переделкам.
Как же из пехотного тягача сделать кавалерийский броневик? Нет ничего проще: на грузовую платформу водрузим бронированную надстройку с одноместной вращающейся башней! Первый вариант АМС Р28 имел цилиндрическую башню с 37-мм пушкой SA18 (ею вооружалась французская бронетехника, начиная ещё с «Рено» FT). Во втором варианте применили башню многогранной формы с пулемётом. Бронеавтомобиль от пехотного тягача отличался также несколько смещённым назад люком водителя.
Придётся переделать…
Испытания Р28 в варианте бронеавтомобиля показали, что основной недостаток — плохое охлаждение двигателя — никуда не делся. Кавалерия в принципе была готова заказать эти машины, но при условии устранения этого недостатка. Конструкторы «Ситроена» оперативно подготовили предложение, предусматривавшее радикальную переделку броневика: двигатель перемещался в кормовую часть машины, а боевое отделение — из кормы в среднюю часть. Благодаря этому удалось получить более объёмное моторно-трансмиссионное отделение, не только улучшив условия охлаждения, но и установив более мощный двигатель.
Кавалерия благосклонно встретила предложение «Ситроена», с ходу заказав полсотни броневиков АМС Р28. Прототипов не было — их роль выполняли две первые серийные машины, изготовленные в июле 1932 года. Первую из них оборудовали рядным шестицилиндровым мотором С6 рабочим объёмом 2,4 л, развивавшим мощность 55 л.с. На второй установили двигатель К6 — тоже шестицилиндровый, но с увеличенным рабочим объёмом (3 л) и, соответственно, возросшей до 67 л.с. мощностью. Именно его выбрали для серийных бронеавтомобилей. Коробка передач обеспечивала четыре скорости вперёд и одну — назад. Подвижность машины значительно улучшилась по сравнению с пехотным вариантом — скорость по шоссе достигала 53 км/ч.
Водитель располагался по центру машины в передней её части. На своё рабочее место он попадал через большой двустворчатый распашной люк в наклонном лобовом броневом листе; кроме того, в верхнем лобовом листе имелся большой прямоугольный смотровой люк, поднимавшийся вверх. Вместе с входным люком он образовывал большой входной проём. За рабочим местом водителя находилось боевое отделение с башней восьмигранной в плане формы. В ней устанавливалось вооружение — 7,5-мм пулемёт МАС 1931. В крыше башни имелся двустворчатый люк, а в боковых и задней стенках — три смотровых лючка с вмонтированными в них смотровыми приборами. Ещё один смотровой прибор устанавливался в передней стенке башни рядом с пулемётом. Радиостанция на броневике отсутствовала.
Ходовая часть была аналогичной пехотному тягачу. Кроме того, АМС Р28 получил дополнительный стальной барабан в передней части машины — это устройство, перенятое от АМС Р16, облегчало преодоление рвов.
Бронеавтомобиль Р28 являлся весьма компактной машиной: его длина не превышала 4 м, а масса — 4,5 т. Правда, высота достигала почти двух метров, но это был минимум, в который можно было уложиться, учитывая схему шасси и наличие башни.
Служба
Первые серийные АМС Р28 поступили на вооружение армии Франции в апреле 1933 года. Войсковые испытания эти броневики проходили в 1-м батальоне ездящих драгун (1er bataillon de dragons portés), получившем три единицы. Полтора десятка машин распределили между двумя эскадронами 4-й группы бронеавтомобилей (4e groupe d’automitrailleuses; ещё три эскадрона этой группы имели броневики АМС Р16) в Реймсе. Однако уже в 1934 году АМС Р28 в 4-й группе были заменены разведывательными танками AMR 33. Кроме того, такие броневики служили в 1-й группе бронеавтомобилей, 11-м полку конных егерей (11е régiment de chasseurs à cheval) и 13-м полку драгун (13е régiment de dragons).
В 1937 году бронеавтомобилями АМС Р28 вооружили 3-ю роту Специальной группы мобильной республиканской гвардии (Groupe spécial de garde républicaine mobile). Эта группа, сформированная в 1933 году, входила в состав Национальной жандармерии и дислоцировалась в Версале-Сатори, являясь подвижным бронетанковым резервом. 1-я и 2-я её роты использовали танки «Рено» FT, в 3-й поначалу имелись бронеавтомобили АМС Р16. Именно их и заменили Р28, но послужили они в жандармерии недолго. Уже в 1938 году Р28 вернули в армию, взамен передав жандармам древние броневики «Уайт» ТВС.
К началу Второй мировой войны бронеавтомобили АМС Р28 уже устарели. Они были распределены между несколькими частями, используясь в качестве учебных — для подготовки водителей. В большинстве случаев пулемёты были сняты. Сведения об участии АМС Р28 в боевых действиях отсутствуют. Судя по имеющимся фотоматериалам, несколько таких броневиков стали трофеями вермахта, но и новые хозяева применения им не нашли, отправив на слом.
Намного дольше послужили «Ситроены» Р28 за океаном — в далёком Уругвае. В 1933 (возможно, в 1934) году в эту страну прибыли три броневика — вероятно, они были взяты из французского заказа. Бронеавтомобили поступили не в армию, а в военизированную полицию — Столичную гвардию Уругвая (Guardia Metropolitana Uruguayana), где и эксплуатировались вплоть до начала 50-х годов.
Литература и источники
-
-
- Danjou Р. Les Autos Mitrailleuses Citroën Kegresse. Trackstory. 2010. №1
- Fogliani R.S. Blindados argentinos, uruguayos y paraguayos. Ayer y Hoy. 1997
- chars-francais.net
- tanks-encyclopedia.com
-