Последний десант Второй мировой: трудное начало

14

Последний десант Второй мировой: трудное начало

Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.

Содержание:

Приказ о высадке на остров Шумшу был отдан главнокомандующим советскими войсками на Дальнем Востоке маршалом Василевским в ночь с 14 на 15 августа 1945 года — ещё до получения известия о согласии Японии на капитуляцию. Сама высадка производилась уже после императорского рескрипта о капитуляции, однако далеко не все японские части получили известие о нём, а многие командиры на местах отказывались сдаваться даже после приказа своего командования. Так битва за Шумшу стала последним сражением Второй мировой войны, кровавым и героическим.

Неожиданный приказ

Приказ Василевского был получен в Петропавловске-Камчатском в 4:30 по местному времени; в 7:40 его продублировал командующий 2-м Дальневосточным фронтом генерал армии М.А. Пуркаев. Приказ стал полной неожиданностью для руководства Камчатского оборонительного района (КОР): с момента его создания в ноябре 1944 года, и даже в первую неделю войны с Японией, о возможности десантной операции на Курилы здесь никто не задумывался. Планов такой высадки не составлялось, никакого специального обучения войск не проводилось. Лишь в 138-м стрелковом полку заместитель командира по строевой части майор П.И. Шутов регулярно устраивал своим солдатам тренировки по плаванию с полной боевой выкладкой — позднее это умение спасло много жизней.

По распоряжению Василевского высадка на Шумшу должна была осуществляться следующей же ночью силами двух стрелковых полков КОР (командир района — генерал-майор А.Р. Гнечко). Затем предполагалось захватить второй остров Курильской гряды — Парамушир. Осуществляла высадку Петропавловская военно-морская база (командир — капитан 1-го ранга Д.Г. Пономарёв).

Заместитель командира 138-го полка майор П.И. Шутов. pobeda.elar.ru

Заместитель командира 138-го полка майор П.И. Шутов. pobeda.elar.ru

Вечером 15 августа было разрешено перенести высадку на двое суток (на ночь с 17 на 18 августа), чтобы успеть хоть как-то к ней подготовиться. К этому времени уже стало известно, что Япония объявила о согласии на капитуляцию, поэтому предполагался вариант, когда противник не окажет сопротивления.

Японская оборона на Шумшу

В отличие от других Курильских островов, Шумшу, самый северный остров гряды, имеет равнинный рельеф с высотами в пределах 200 м. В юго-западной части острова располагалась гавань Катаока, наискосок от неё, по другую сторону Второго Курильского пролива, — гавань Касивабара на острове Парамушир.

Противодесантная оборона Шумшу начала оборудоваться только в 1943 году, после эвакуации сюда японских войск с Алеутских островов: рылись окопы, строились доты и дзоты, оборудовались артиллерийские позиции. Из-за нехватки бетона казематы дотов не имели внутренних перегородок, а толщина перекрытий составляла не более метра. Нехватка материала возмещалась широким использованием помещений, выдолбленных в скальном массиве.

Общий ход Курильского десанта. История Второй мировой войны 1939–1945. Том 11

Общий ход Курильского десанта. История Второй мировой войны 1939–1945. Том 11

Вопреки распространённому мифу, японцы укрепили далеко не всё побережье Шумшу: большинство оборонительных сооружений располагалось в западной части острова, в районе базы Катаока. По сообщению командира 91-й стрелковой дивизии генерала Фусаи Цуцуми, отвечавшего за оборону Северных Курил, основной задачей гарнизона была защита военно-морских баз Катаока и Касивабара. Оборона готовилась против высадки американцев, поэтому Охотское побережье острова укреплялось в последнюю очередь. В целом окопов, дотов и артиллерийских позиций оборудовали больше, чем имелось войск и пушек.

Гарнизон Шумшу состоял из 73-й бригады 91-й пехотной дивизии, 11-го танкового полка, 18-го отдельного мортирного дивизиона, а также подразделений Курильского крепостного артполка.

На момент высадки советское командование не имело информации о характере обороны острова и не представляло, с чем здесь придётся столкнуться. Авиаразведку местности перед операцией провести не удалось из-за тумана и низкой облачности.

Японская оборона в месте высадки

Западное побережье Шумшу, обращённое к океану, имеет отвесные склоны и малопригодно для десантирования, поэтому местом высадки выбрали ровный участок берега на северо-восточной оконечности острова между мысами Кокутан-саки и Котомари-саки (у японцев он именовался Такэда-гама). Место высадки было самым очевидным, и следовало ожидать, что вражеская оборона тут окажется наиболее сильной. В действительности она была не столь мощной, как потом описывалось в отчётах, мемуарах и художественной литературе: японцы собирались обороняться на высотах дальше от берега и рассчитывали на танковые контратаки из глубины.

Японская схема укреплений мыса Кокутан-саки. rufort.info

Японская схема укреплений мыса Кокутан-саки. rufort.info

На северном мысе Кокутан имелся закрытый артиллерийский капонир из двух отделений, связанных вырубленной в скале потерной, имевший несколько орудийны амбразур. Уничтожить его можно было только огнём прямой наводкой. Здесь находилось одно 75-мм орудие «тип 41» 2-й батареи 1-го дивизиона Курильского крепостного полка. Кроме того, в опорном пункте имелись один или два миномёта и зенитный автомат из состава дивизиона скорострельных орудий. Всего гарнизон мыса насчитывал около 90 человек.

На мысе Котомари имелись лишь пулемётные точки, не прикрытые сверху, однако в 600 м западнее располагался трёхамбразурный пулемётный дот фланкирующего огня. Между мысами, ближе к Котомари, находится мыс Такэда (ныне — Безымянный), на котором имелся вырубленный в скалах дот с железобетонными перекрытиями, вооружённый 37-мм противотанковым орудием «тип 1» и 7,7-мм пулемётами. Рядом с мысом Котомари в 1943 году сел на камни танкер «Мариуполь» — японцы разместили на нём наблюдательный пункт и несколько старых морских 76-мм зениток, которых на острове было много. Основной же узел японской обороны располагался в 5 км от берега на горе Сирей-дзан (ныне — Четырёхгорная); в частности, здесь находилось открыто стоящее 149-мм крепостное орудие «тип 96», прикрывавшее Первый Курильский пролив. Здесь же располагался штаб 82-го отдельного пехотного батальона майора Мураками, отвечавшего за оборону северной части Шумшу.

План укреплений мыса Такэда (Безымянный). И.А. Самарин. На полях сражений Второй мировой: дневник поисковых работ на острове Шумшу в сентябре 2014 года

План укреплений мыса Такэда (Безымянный). И.А. Самарин. На полях сражений Второй мировой: дневник поисковых работ на острове Шумшу в сентябре 2014 года

Кроме того, в районе высадки были размещены несколько отдельно стоящих 76-мм морских зениток, остальные подразделения 2-й батареи (ещё четыре 75-мм орудия) и 18-й отдельный мортирный дивизион капитана Геничи Огура, вооружённый 320-мм надкалиберными миномётами. На мысе Дзёга-саки (ныне — мыс Норд) в 5 км западнее Кокутана и в километре севернее высоты 171 имелся один бетонный дот. Ещё три дота находились в 4 км далее на мысе Мураками (ныне — мыс Чакончи), где в военном городке размещалась 2-я рота 282-го батальона. Судя по всему, в районе высадки имелись и другие подразделения, но в целом информация о японских войсках очень скудна.

Пляж Такэда-гама в этой части острова был укреплён наиболее сильно. Почему же решили провести высадку именно здесь? Дело в том, что этот район находился в пределах досягаемости 945-й батареи с мыса Лопатка (четыре 130-мм орудия). Увы, из-за тумана и отсутствия корректировки огонь батареи оказался малоэффективным, и его результат не компенсировал неудобства места высадки. Воздушный удар силами 128-й авиадивизии КОР также не состоялся из-за тумана.

Состав и силы десанта

Всего для десанта выделялись два полка 101-й стрелковой дивизии (138-й и 373-й), 279-й артполк, 1-й дивизион 428-го гаубичного артполка, 169-й отдельный истребительно-противотанковый дивизион и ряд других подразделений; от флота должны были действовать батальон морской пехоты Петропавловской базы (1000 человек) и рота 60-го морского погранотряда (100 человек).

По разработанному за два дня плану операции основной десант высаживался в три приёма: сначала передовой отряд, затем два эшелона главных сил.

Командир сводного батальона морской пехоты майор Т.А. Почтарёв и начальник штаба старший лейтенант Г.А. Мотосов. waralbum.ru

Командир сводного батальона морской пехоты майор Т.А. Почтарёв и начальник штаба старший лейтенант Г.А. Мотосов. waralbum.ru

Передовой отряд (батальон морской пехоты без одной роты, рота морских пограничников, а также рота автоматчиков, разведвзвод и химический взвод 302-го стрелкового полка) высаживался 17 августа в 23:00. Он должен был занять плацдарм, а при отсутствии сопротивления противника — продолжить наступление вглубь острова. Командиром отряда был назначен командир батальона майор Т.А. Почтарёв.

Первый эшелон главных сил (138-й стрелковый полк, два дивизиона 428-го гаубичного артполка и 279-го артполка, противотанковый дивизион и рота ПТР) высаживался в полночь на 18 августа. При этом предполагалось два варианта высадки: в случае сильного вражеского противодействия передовому отряду — в этом же месте, при слабом противодействии — на западном берегу острова в районе озера Беттобу. Далее десант должен был наступать на Катаока, а затем приготовиться к высадке на Парамушир. Руководил первым эшелоном командир 101-й стрелковой дивизии генерал-майор П.И. Дьяков, он же являлся и командиром всех десантных сил.

Высадка второго эшелона главных сил (373-й стрелковый полк и два дивизиона 279-го артполка) предусматривала три варианта в зависимости от сопротивления противника: на месте высадки передового отряда, у озера Беттобу или сразу на острове Парамушир. Кроме того, на западном побережье острова в бухте Нанагава-Ван предполагалось высадить демонстративный десант: роту автоматчиков, две стрелковые роты и роту ПТР. Позднее этот десант отменили.

План высадки на остров Шумшу. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией

План высадки на остров Шумшу. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией

Всего в десанте было 8824 человека, 44 орудия калибром 76 мм, 45 орудий калибром 45 мм, 79 миномётов калибром 82 и 120 мм, 36 миномётов калибром 50 мм, 215 противотанковых ружей, 120 станковых и 372 ручных пулемёта, 2383 автомата и 4630 винтовок.

Для высадки десанта и огневой поддержки с моря выделялся отряд транспортов и высадочных средств в составе плавбазы «Север», 2 гидрографических судов, 14 транспортов и 16 десантных судов, здесь же имелись 2 лихтера «Камчатстроя» и 4 рыболовных катера типа «Кавасаки». Командиром отряда назначили командира охраны водного района Петропавловской военно-морской базы (ВМБ) капитана 2-го ранга Г.В. Богородского, суда охраняли восемь «малых охотников» капитана 3-го ранга И.М. Скибы.

Отряд корабельной поддержки состоял из минзага «Охотск» (три 130-мм орудия), сторожевых кораблей «Дзержинский» и «Киров» (по два 102-мм орудия), начальником отряда был командир «Кирова» капитан 3 ранга И.Д. Сизов. Предусматривалось, что корабли начнут обстрел лишь после того, как противник обнаружит десант и откроет огонь с берега, раскрыв свои огневые точки.

В качестве высадочных средств предполагалось использовать рыболовецкие катера, а также американские пехотно-десантные суда типа LCI, полученные по ленд-лизу всего месяц назад. При полном водоизмещении 380 т они имели максимальную скорость 15 узлов, хорошую мореходность и вместимость и могли брать на дальнее расстояние бойцов с оружием. На десантных судах даже не были закрашены большие американские номера, поэтому в оперативных документах они проходят под этими номерами, не совпадающими с флотскими обозначениями судов.

Пехотно-десантное судно LCI (L) усовершенствованной версии (LCI-351). Такие суда были поставлены Советскому Союзу по ленд-лизу в июле 1945 года и использовались при высадке на острове Шумшу. Norman Friedman. U.S. Amphibious ships and craft. An illustrated design history. Annapolis, Naval Institute Press

Пехотно-десантное судно LCI (L) усовершенствованной версии (LCI-351). Такие суда были поставлены Советскому Союзу по ленд-лизу в июле 1945 года и использовались при высадке на острове Шумшу. Norman Friedman. U.S. Amphibious ships and craft. An illustrated design history. Annapolis, Naval Institute Press

Операцией руководил сам командующий Камчатским оборонительным районом генерал-майор Гнечко. У генерала имелся полностью оборудованный командный пункт на мысе Лопатка, но он решил лично присутствовать при высадке и потребовал выделить ему тральщик №334, куда перешёл с оперативной группой своего штаба. Непосредственно командиром высадки был командир Петропавловской ВМБ капитан 1-го ранга Пономарёв, находившийся со штабом на сторожевике «Киров». Никакой необходимости в присутствии на месте высадки сразу двух начальников не было.

Переход к месту высадки

Погрузка войск началась в Петропавловске-Камчатском уже вечером 15 августа. Часть намеченных под погрузку гражданских судов оказалась ещё не освобождена от прежних грузов; вдобавок гражданские моряки, не имея специальных указаний, грузили артиллерию и тяжёлые грузы в трюмы, откуда их оказалось трудно извлечь в боевой обстановке.

Хуже того: ссылаясь на перегруз, суда взяли с собой мало высадочных средств — кунгасов и рыболовных катеров «Кавасаки», которых в порту было достаточно. Для разгрузки транспортов предполагалось использовать рыбачьи катера Озёрновского рыбокомбината, которые к началу операции должны были собраться у мыса Лопатка.

Ордер движения первого эшелона десанта, 17 августа 1945 года. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией

Ордер движения первого эшелона десанта, 17 августа 1945 года. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией

Передовой отряд был погружен на десантные суда №№ 1, 3, 8 и 9, первый эшелон — на десантные суда №№ 2, 5, 6, 7, 10 и 43, а также четыре транспорта. Второй эшелон разместился на десантных судах №№ 4, 46, 47, 48, 49, 50 и четырёх транспортах. Резерв и тылы были погружены на ещё шесть транспортов. Всего на судах оказалось 8363 человека, 218 орудий и миномётов и другое снаряжение.

17 августа в 5 часов утра суда снялись с якоря и единой колонной под проводкой двух тральщиков начали выход из Авачинской бухты. Скорость хода соединения составляла 8 узлов. Над морем стоял туман, видимость — от 4 до 0,5 каб, что затрудняло управление колонной; вдобавок корабли второго эшелона имели разные скорости и с трудом соблюдали своё место в строю. Радиосвязь между судами в целях маскировки была запрещена, после траверза мыса Инканюш управление отрядом осуществлялось исключительно семафором и направленной светосигнализацией. Ближе к полуночи туман стал совсем густым, и дистанцию между судами пришлось сократить до предела. Маяк на мысе Лопатка был выключен, и лишь на входе в Первый Курильский пролив морякам удалось сориентироваться по вершине сопки Камбальная.

Ордер движения второго эшелона десанта, 17 августа 1945 года. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией

Ордер движения второго эшелона десанта, 17 августа 1945 года. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией

Высадка передового отряда и первые проблемы

18 августа в 4:10 отряд вышел в предполагаемую точку развёртывания, и командир высадки капитан 1-го ранга Пономарёв дал сигнал о начале высадки. Видимость не превышала сотни метров, в результате отряд промахнулся со счислением на 10 каб и вышел ближе к мысу Кокутан. На берегу гремели взрывы: с 2:35 до 4:20 по приказу командира высадки батарея на мысе Лопатка совершила два огневых налёта на Шумшу, выпустив 200 снарядов.

В 4:22 четыре десантных суда с передовым отрядом подошли к берегу, спустили сходни в воду и начали высадку. Перед этим одно из судов открыло огонь из 20-мм автоматов, что категорически запрещалось приказом. За ним стали стрелять и другие, японцы тут же начали стрелять в ответ, после чего Пономарёв приказал открыть огонь кораблям огневой поддержки (сторожевикам «Киров» и «Дзержинский», а также минзагу «Охотск»).

Прекрасные мореходные качества американских пехотно-десантных судов имели и оборотную сторону: у судов была слишком большая осадка — 1,7 м носом при штатной загрузке. В момент высадки они были перегружены: при штатной грузоподъёмности 212 пехотинцев четыре судна приняли на борт более тысячи.

Развёртывание кораблей при высадке первого эшелона утром 18 августа 1945 года. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией

Развёртывание кораблей при высадке первого эшелона утром 18 августа 1945 года. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией

Системы обеспечения дифферента на корму у американских десантных судов не было, зато имелась система вытаскивания на берег и стаскивания с мели — увы, советские экипажи не умели ею пользоваться, поскольку суда были получены лишь месяцем ранее. В описании операции, подготовленном штабом Дальневосточного военного округа в 1947 году, упомянуто, что

«командир 2-й сапёрной роты ст. лейтенант Займинцев пытался натянуть канат с ДС на берег, но артиллерийским огнём противника канат вскоре был перебит».

В итоге суда уткнулись в грунт слишком далеко от берега — в полутора-двух сотнях метров. Некоторые команды даже не доходили до берега, опасаясь выскочить на камни. Десантникам пришлось спускаться по трапам прямо в воду и добираться до берега, неся оружие и ящики с боеприпасами над головой.

Тем не менее хорошая подготовка морских пехотинцев сыграла свою роль, а огонь японцев не был прицельным из-за тумана. К 5 часам высадка передового отряда завершилась с минимальными потерями: один тяжелораненый и два легкораненых. Основные силы передового отряда сразу же двинулись вглубь острова, а одна рота морских пехотинцев была отправлена для ликвидации огневых точек на мысе Котомари слева от места высадки.

Высадка американских войск в Южной Франции 15 августа 1944 года. На переднем плане — LCI-670 (будущее ДС-1). navsource.org

Высадка американских войск в Южной Франции 15 августа 1944 года. На переднем плане — LCI-670 (будущее ДС-1). navsource.org

В этот момент начались проблемы. Вместе с передовым отрядом высаживались гидрографическая группа и корректировочные посты. При высадке гидрографы подмочили либо утопили бо́льшую часть своего оборудования, поэтому из четырёх ориентирных огней сразу удалось установить только два. Отчасти навигационные огни заменил пожар на маяке мыса Кокутан, загоревшемся от огня советской артиллерии.

Хуже всего дела пошли у корректировщиков: все они намочили свои рации. Увы, при подготовке высадки никому из офицеров штаба базы не пришло в голову, что осадка десантных судов не позволяет доставить на берег тяжёлую рацию, не намочив её. Кроме того, никто не подумал подготовить для высадки радистов достаточное количество специальных лодок или хотя бы воспользоваться штатными плавсредствами десантных судов. В описании операции, составленном в 1947 году, значится:

«Имевшиеся на одном десантном судне три лодки А-3 и 2 ДМН из-за отсутствия на судне свободного места для их развёртывания надуть не удалось, а одна надутая ДМН была выведена из строя прямым попаданием снаряда в десантное судно».

Таким образом, ради возможности поддержать высадку артиллерией руководители операции решили провести её там, где ожидалось максимальное сопротивление противника. При этом руководство не подумало о проблемах с рациями для корректировки огня (типичных по опыту всех десантных операций) и не озаботилось тем, чтобы заранее обеспечить их решение. В результате высадка поблизости от мыса Лопатка не дала десанту почти никаких преимуществ.

Десантное судно LCI-521 (ДС-8) при передаче советскому флоту в Колд-Бэе (Аляска), июль 1945 года. navsource.org

Десантное судно LCI-521 (ДС-8) при передаче советскому флоту в Колд-Бэе (Аляска), июль 1945 года. navsource.org

Из 22 раций работающей оказалась только одна — из корректировочного поста сторожевика «Дзержинский»; её радисту старшему матросу Г.В. Мусорину хватило сил дотащить аппаратуру до берега на поднятых руках. Мусорин дважды давал «Дзержинскому» целеуказание и корректировал его огонь, но в дальнейшем радиостанция была взята для связи полковником П.А. Артюшиным, командиром 373-го стрелкового полка, принявшим на себя командование всем десантом на берегу. Остальные корабли остались без корректировки, что резко снизило эффективность артиллерийской поддержки десанта, который в первые часы боя имел только ручное оружие.

Схема стрельбы отряда поддержки при высадке первого броска и первого эшелона десанта. pobeda.elar.ru

Схема стрельбы отряда поддержки при высадке первого броска и первого эшелона десанта. pobeda.elar.ru

Свою роль в дезорганизации управления сыграл и генерал-майор Гнечко. Он потребовал, чтобы из двух частот радиостанции сторожевика «Киров», где находился командир высадки капитан 1-го ранга Пономарёв, одна была отведена исключительно для связи с ТЩ-334, где разместился штаб Гнечко (вместо того, чтобы руководить боем с оборудованного КП на мысе Лопатка). В результате флагман начальника высадки мог держать связь либо с берегом, либо со своими кораблями. При этом постоянная связь с берегом была налажена только около половины восьмого утра.

Высадка первого эшелона

Первый эшелон главных сил начал высаживаться около 5 часов утра. Тут же проявилась ещё одна серьёзная ошибка, допущенная штабами командующего операцией и командира высадки. Ни тот, ни другой не проконтролировали сбор гражданских высадочных средств у мыса Лопатка, и когда накануне высадки рыбачьи катера начали подходить к Лопатке, местные пограничники, не имея специальных указаний, запретили им собираться здесь. Часть катеров всё-таки подошла к Шумшу, а за остальными уже днём 18 августа пришлось высылать специальный корабль.

Первоначально к берегу смогли подойти только специализированные десантные суда, их в первом отряде было шесть. Им пришлось гораздо тяжелее, чем первому броску, так как японцы обнаружили высадку и в 5:30 открыли огонь сразу с двух сторон — с мыса Кокутан и со стороны мыса Котомари. Кроме того, стрельба велась с корпуса танкера «Мариуполь», но последний находился в прямой видимости, и к половине девятого его огневые точки были уничтожены сторожевиком «Киров».

Если все четыре десантных судна передового отряда вернулись к транспортам невредимыми, то из первого эшелона за полтора часа высадки были потоплены десантные суда №5 и №43. Десантное судно №7 удержалось на плаву, но из 29 человек команды на нём погибло 24. Было подбито и загорелось десантное судно №2, но его удалось потушить. Относительно невредимыми в этом отряде остались лишь десантные суда №6 и №10. Однако главным врагом десантников стал не огонь противника, а глубина. В числе потерь моряков и пехоты в боях за Шумшу 329 человек числятся пропавшими без вести, но, скорее всего, утонувших было ещё больше…

Разбитые вражеским огнём десантные суда ДС-43 (LCI-943) и ДС-9 (LCI-554) на осушке во время отлива. И.А. Самарин. На полях сражений Второй мировой: дневник поисковых работ на острове Шумшу в сентябре 2014 года

Разбитые вражеским огнём десантные суда ДС-43 (LCI-943) и ДС-9 (LCI-554) на осушке во время отлива. И.А. Самарин. На полях сражений Второй мировой: дневник поисковых работ на острове Шумшу в сентябре 2014 года

Четыре транспорта первого эшелона остались в море и разгружались высадочными средствами (катерами и десантными судами). При этом десантное судно №1 во время второго рейса было тяжело повреждено, и экипаж с трудом избежал взрыва боезапаса. Судно уцелело, но впоследствии не восстанавливалось.

138-й стрелковый полк оказался на берегу без командира: подполковник К.Д. Меркурьев остался на одном из подбитых десантных судов. Руководство первым эшелоном принял заместитель командира полка майор Шутов. Более того, не высадился и командир дивизии генерал-майор Дьяков, который являлся командиром всего десанта и должен был высаживаться с первым эшелоном. Никто не озаботился сразу отправить блокировочную группу к мысу Кокутан, откуда вёлся огонь. Высаженные войска первого и второго эшелонов просто повторяли действия передового отряда, их командиры двинули свои подразделения вперёд — туда, где гремел бой за высоты.

Завершение высадки

Около 9 часов началась высадка второго эшелона. Из-за продолжавшегося обстрела его выгрузка проходила медленно. Из шести десантных судов два (№46 и №47) были потоплены, причём последний — далеко к северу от Кокутана. Уже при отходе от берега в 9:20 был потоплен пограничный сторожевой катер №2, успевший перед этим высадить штаб 273-го стрелкового полка. Таким образом, из 16 десантных судов при высадке были потеряны пять, а семь получили серьёзные повреждения от вражеского огня.

Расположение судов десантного отряда в месте высадки. pobeda.elar.ru

Расположение судов десантного отряда в месте высадки. pobeda.elar.ru

Четыре транспорта второго эшелона также остались в море, их разгрузка с помощью вернувшихся десантных судов началась только в 8:25. Из-за недостатка высадочных средств она шла очень медленно, и весь личный состав двух эшелонов оказался на берегу только к 20 часам. На транспортах осталась почти вся артиллерия и техника, удалось выгрузить лишь четыре 45-мм противотанковые пушки и несколько миномётов (для разгрузки пришлось строить импровизированный паром из спасательных плотиков и деревянные сходни к нему).

Лишь к 6 часам утра 19 августа на место высадки, наконец, прибыли рыбачьи суда Озёрновского комбината: шесть кунгасов, четыре катера и две самоходные баржи. После этого выгрузка тылов и техники пошла быстрее, тем более что утром японское командование разослало своим частям приказ о прекращении огня. Днём прибыли ещё 13 кунгасов, 26 катеров и 4 рыболовецких бота. К 16 часам вся техника и тылы десанта оказались на берегу.

Таким образом, 18 августа победа на берегу была одержана лишь передовым отрядом и 318-м стрелковым полком первого эшелона, бои велись без поддержки с моря и мыса Лопатка, а также практически без участия советской полевой артиллерии.

Литература

      1. Хроника боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией (9 августа-3 сентября 1945 г.). М.: Воениздат, 1949
      2. Я. Т. Салагин. Опыт десантных операций в Отечественную войну 1941-1945. М.: Воениздат, 1947
      3. В. Н. Багров. Южно-Сахалинская и Курильская операции. Август 1945. М.: Воениздат, 1959
      4. Г. М. Гельфонд. Советский флот в войне с Японией. М.: Воениздат, 1958
      5. И. А. Самарин. На полях сражений Второй мировой: дневник поисковых работ на острове Шумшу в сентябре 2014 года // Вестник Сахалинского
        музея №22 (2015)
      6. Н. Б. Аюшин, В. И. Калинин, Д. А. Анча. Памятники военной истории на Северных Курилах (По результатам обследования островов Шумшу и
      7. Парамушир в 1991-1992 гг.) // Проблемы истории Сахалина, Курил и сопредельных территорий, 1998, №1
      8. exarchmk.livejournal.com
      9. rufort.info
      10. podvignaroda.ru
      11. kamkrai.com

источник: https://warspot.ru/13221-posledniy-desant-vtoroy-mirovoy-trudnoe-nachalo

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account