Последние поршневые бомбардировщики Ильюшина. Часть 3 Проект скоростного бомбардировщика Ил-14. СССР

2

Ил-6 стал для коллектива С.В.Ильюшина последним построенным бомбардировщиком с поршневыми двигателями. Однако работа над различными проектами таких самолетов продолжалась в ОКБ еще довольно долгое время. Одним из них был проект оригинального скоростного бомбардировщика Ил-14 (первого самолета под таким обозначением), предназначавшегося для замены самолета Ил-4 и способного превысить скорость 700 км/ч. Работа над ним началась весной 1944 г. 12 июля того же года С.В.Ильюшин подписал общий вид первого варианта этого самолета.

Ил-14 проектировался двухместным (летчик и штурман), по схеме высокоплан с крылом большого удлинения, с четырьмя двигателями жидкостного охлаждения АМ-43 А.А.Микулина, которые устанавливались в тандем на концах центроплана: два с тянущими и два с толкающими воздушными винтами. Водо- и маслорадиаторы системы охлаждения и смазки двигателей размещались в носке центроплана крыла, в связи с чем он имел наплыв на участке от борта фюзеляжа до мотогондолы. На бомбардировщике Ил-14 предполагалось установить шасси с носовым колесом. Передняя стойка должна была убираться назад в фюзеляж, а главные стойки — в мотогондолы. Чтобы предотвратить задевание концами задних воздушных винтов за поверхность земли при взлете, в хвостовой части фюзеляжа должна была иметься дополнительная стойка шасси с колесом, которая в выпущенном положении при нормальном угле атаки при взлете и посадке земли не касалась. Установка оборонительного вооружения не предусматривалась; предполагалось, что лучшей защитой будет большая скорость самолета.

Последние поршневые бомбардировщики Ильюшина. Часть 3 Проект скоростного бомбардировщика Ил-14. СССР

схемы бомбардировщика Ил-14

19 июля 1944 г. проект был направлен в НКАП и в ВВС. Военные специалисты предложили доработать его, предусмотрев установку на самолете оборонительного и наступательного вооружения. Сохранив основные компоновочные решения первого варианта, в ОКБ провели уточнение проекта. В новом варианте самолет имел ту же схему высокоплана с четырьмя двигателями АМ-43НВ, установленными в тандем. Взлетная мощность каждого двигателя была равна 2460 л.с. Крыло имело большую удельную нагрузку на площадь, равную 257 кг/м² и удлинение 9,25.

Экипаж теперь состоял из четырех человек. Пилот и штурман располагались друг за другом под одним фонарем: пилот впереди, а штурман сзади и несколько правее. В случае необходимость штурман мог оказать помощь пилоту и даже заменить его. Одновременно разрабатывались чертежи кабины с размещением двух пилотов рядом. В средней части фюзеляжа оборудовалась кабина стрелка-радиста и воздушного стрелка с верхней и нижней подвижными пушечными установками. Переднюю полусферу самолета защищала неподвижная пушка, огонь из которой вел пилот. Размеры фюзеляжного бомбоотсека рассчитывались на размещение одной бомбы весом 2000 кг или 2500 кг бомб меньшего калибра. Предусматривалась наружная подвеска двух бомб по 1000 кг.

С нормальным полетным весом 22400 кг бомбардировщик должен был развивать скорость 760 км/ч на высоте 9300 м и с бомбовым грузом 2000 кг иметь дальность полета 2000 км при крейсерской скорости 500 км/ч. Максимальный взлетный вес самолета равнялся 25000 кг, дальность полета с 2000 кг бомб — 2500 км.

Последние поршневые бомбардировщики Ильюшина. Часть 3 Проект скоростного бомбардировщика Ил-14. СССР

Исследования в аэродинамических трубах ЦАГИ подтвердили возможность достижения столь высоких расчетных данных. В начале 1945 г. были выпущены рабочие чертежи, а затем, в соответствии с планом опытного строительства НКАП на 1945 г., началась постройка опытной машины. Государственная макетная комиссия по самолету состоялась 8 июня 1945 г. После ознакомления с чертежами, схемами и осмотром строящегося Ил-14 комиссия в целом одобрила самолет, но рекомендовала завершить его постройку в варианте с двухместной кабиной летчиков, сидящих рядом, увеличить боезапас оборонительного вооружения и установить спаренные пушки для защиты задней полусферы, причем пушечные установки вверху и внизу должны были обеспечивать круговой обстрел.

Несмотря на положительное заключение военных, в связи с окончанием Второй мировой войны постройку опытного самолета Ил-14 прекратили. Весной 1946 г., после известной речи У.Черчилля в Фултоне, произнесенной им в присутствии президента США Г.Трумэна и провозгласившей начало «холодной» войны, была предпринята попытка разработать на основе конструкции этого бомбардировщика тяжелый барражирующий истребитель с радиолокационным оборудованием и с мощным наступательным вооружением, состоящим из двух пушек калибра 45 мм с общим боезапасом в 400 снарядов. Самолет предназначался для отражения массированных налетов тяжелых бомбардировщиков типа Боинг В-29 и В-50, состоявших на вооружении ВВС США. Но, как известно, правительство СССР сделало ставку на создание более перспективного оборонительного оружия — зенитных управляемых ракет.

Основные данные проекта скоростного бомбардировщика Ил-14

Силовая установка

 

Тип двигателя

АМ-43НВ

Взлетная мощность, л.с.

4×2460

Площадь крыла, м²

83,8

Экипаж, чел.

4

Полетный вес, кг

 

 нормальный

21500

 максимальный

22250

Летные характеристики

 

Максимальная скорость, км/ч

 

 у земли

600

 на расчетной высоте 9300 метров

760

Время набора высоты 5000 метров, мин

5

Практический потолок, м

12500

Дальность полета, км

2500

— на скорости, км/ч

500

— с бомбовым грузом, кг

2000

Взлетно-посадочные данные

 

— разбег при взлете, м

560

— посадочная скорость, км/ч

145

Вооружение

 

Бомбовый груз, норм./макс, кг

2000/2500

Оборонительное вооружение

  пулеметы

 

  пушки

1×23, 2×20

источник: Егоров Ю.А. "Самолеты ОКБ Ильюшина", под ред. Г.В. Новожилова 

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account