Поплавковый гидросамолет Wight Navyplane. Великобритания
Интересная винтажная статья более чем столетней давности, которая, думаю, заинтересует коллег.
Среди постоянно растущено числа британских гидросамолетов мало кто добился больших успехов, чем гидропланы Wight, разработанные г-ном Говардом Т. Райтом (Howard T. Wright) и построенные компанией J. Samuel White and Co., Ltd., Каус (Cowes). Отличные характеристики этих машин несколько ускользают от упоминания какого они, безусловно, заслуживают, поскольку в настоящее время они построены только для британского и иностранных военно-морских флотов, а их полеты на публике ограничены испытательными полетами и приемо-сдаточными испытаниями. Однако наше собственное и иностранные правительства не испытывают недостатка в признании их качеств. Некоторые из этих гидросамолетов уже поставлены, в то время как сама компания уже получила достаточно заказов, чтобы загрузить свои производственные мощности в течение длительного времени.
Следует напомнить, что одна из этих машин была представлена на последней авиавыставке в Олимпии (Olympia Aero Show) и вызвала большой интерес своими многочисленными оригинальными чертами. Наиболее примечательными среди них являются необычно длинные поплавки и своеобразная двойная выпуклость верхних поверхностей крыльев. Вне всякого сомнения именно благодаря этой двойной выпуклости машина с полной загрузкой топливом, беспроводным оборудованием, пилотом и пассажиром обладает таким хорошим диапазоном скоростей – от 78,9 миль в час (127 км/ч) до 35 миль в час (56 км/ч).
Однако самой удивительной особенностью является не диапазон скоростей, хотя сам по себе он необыкновенно хорош, а угол тангажа машины, изменяющийся в зависимости от изменения скорости. Основные несущие поверхности и хвостовое оперение спроектированы таким образом, что по мере увеличения скорости машины подъемная сила стабилизатора увеличивается в другом отношении, чем подъемная сила крыльев. Таким образом, при увеличении скорости угол атаки крыльев уменьшается по отношению к горизонтали без необходимости использовать рули высоты. Когда максимальная скорость достигнута, угол атаки крыльев становится отрицательным и равным 1 градусу, в то время как стабилизатор имеет угол атаки минус 4 градуса. Любая попытка увеличить скорость до предела вызывает повышенное давление на стабилизатор, и машина начинает набор высоты. Таким образом, становится возможным летать на этой машине при помощи простого открытия и закрытия дроссельной заслонки без использования, а продольная устойчивость идеальна во всем диапазоне скоростей.
Поперечную устойчивость труднее объяснить, но она тем не менее стоит это сделать. Недавно нам довелось наблюдать за машиной в полете, и она, похоже, разворачивается в должной мере без использования элеронов. Когда гидросамолет летает по прямой, то даже в ветреный день элероны редко применяются по своему назначению.
Насколько превосходно поведение машины в воздухе, настолько же, если не больше, превосходно ее поведение на воде. Длинные трехреданные поплавки отрываются от воды очень чисто без огромных столбов брызг, обычно бывавших, когда гидросамолеты набирают скорость. Сначала от воды отрываются носки поплавков, затем первый редан, второй и так далее, пока полностью не выходили из воды; отрыв поплавков от воды без каких-либо рывков. Если гидросамолет стартует в бурном море, то длинные узкие поплавки проходят сквозь волны, не заставляя машину подниматься и опускаться вместе с зыбью.
Посадка на воду осуществляется дросселированием двигателя до тех пор, пока не будет достигнута достаточно низкая скорость полета, чтобы можно было спокойно сесть на поверхности моря без ударов. На одной из сопровождающих статью фотографий очень четко показаны удивительно чистые следы поплавков, которые они в этой ситуации оставляют на воде. Во время рулежек по воде машина отлично слушается рулей направления и может сделать полный круг диаметром около 30 футов (9 м). При полной нагрузке, включая топливо, беспроводную аппаратуру, пилота и пассажира, машина набирает высоту 3000 футов (914 м) за 7 ½ минут; недавно проводились эксперименты, во время которых машина с дополнительной нагрузкой в 400 фунтов (181 кг) поднималась на высоту 3000 футов (914 м) за 13 ¼ минут. Пожертвовав низкой скоростью взлета и посадки можно будет значительно увеличить полезную нагрузку, но по нашему мнению г-н Говард Райт отдает предпочтение машине с более широким диапазоном скоростей.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Wight Navyplane A.I
Назначение: поплавковый гидросамолет
Статус: малосерийное производство
Экипаж: 2 чел.
Силовая установка: один 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель жидкостного охлаждения Salmson 2M7, развивавший мощность 200 л.с. и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыльев 19,20 м
длина 9,75 м
площадь крыльев 68,30 м²
Масса:
пустого 1179 кг
максимальная взлетная 1588 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 116 км/ч
крейсерская скорость 96 км/ч
скороподъемность 122 м/мин
продолжительность полета 6 ч
Вооружение: мог нести один 7,7-мм пулемет Lewis, две 45-кг и три 9-кг бомбы
Количество изготовленных: 11 экземпляров в различных вариантах
источники:
текст – «THE «WIGHT» SEAPLANE» «Flight» May 29, 1914, стр.564-565
часть фотографий – http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft30038.htm
таблица с характеристиками и часть фотографий – http://www.airwar.ru/enc/other1/navyplane.html