1

Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за большую помощь в редактировании данной статьи.

В журнале «L+K» за многолетнюю историю рубрики «Letadla 39-45» статьи о самолётах родом из Южной Америки появлялись нечасто. Это понятно и логично, так как центр тяжести военных действий в период 1939-1945 годов находился далеко от этих мест. Лишь мимолетно было упомянуто бразильское участие во Второй Мировой войне в статье о многоцелевом самолёте Vultee V-11 (L+K 17/1997). В данной статье речь пойдет о соседе Бразилии – Колумбии, но сначала необходимо будет немного рассказать об истории этой страны.

Колумбия, расположенная на берегах Карибского моря и Тихого океана, имеет на своих южных границах небольшой выступ нестандартной формы. Вклинившаяся между Бразилией и Перу узкая полоса земли, ведущая к самой южной точке страны и единственному колумбийскому речному порту на Амазонке – Летисии, столице департамента Амасонас. Один из этих соседей – Перу – с неудовольствием относился к данной ситуации. Росло напряжение, которое вскоре переросло в вооруженный конфликт. 31 августа 1932 года шесть колумбийских солдат из гарнизона Летисии попали в засаду проперуанских партизан, которые называли себя «лоретанос» (Loretanos – производная от имени Лорето [Loreto]) и захватили порт.

Результатом стала война между Колумбией и Перу; велась она скромными средствами, в особенности со стороны Колумбии. Материальную часть её военно-воздушных сил можно было пересчитать по пальцам двух рук. Однако в стране работала колумбийско-германская транспортная авиакомпания SCADTA, персонал которой был немедленно привлечен к боевым действиям. Также колумбийские власти приступили к поспешной закупке военной техники (в том числе и самолётов) за рубежом. Самолёты покупались в основном в США и преимущественно самые дешевые, так как средств было мало. Летный состав нанимался по всему миру; многие были наняты в Германии, где также были закуплены несколько самолётов.

Несколько запутанная система закупки, которая вскоре увеличила численность колумбийских ВВС (Aviación Militar) до 150 самолётов, означала, что материальная часть ее была чрезвычайно пестрой при крошечном количестве машин каждого из типов. Всё это серьезно затрудняло техническое обслуживание и поддержание пригодного к полётам состояния. Тем не менее, колумбийцам удалось выбить перуанцев со своей территории.

2 ноября 1934 года конфликт под давлением Лиги Наций и США был прекращен, и в Рио-де-Жанейро был подписан мирный договор, в основу которого был положен принцип «status quo ante bellum». В 1942 году США получили от Колумбии весь производимый ею каучук, а 27 ноября 1943 года Колумбия объявила, по крайней мере символически, войну странам Оси.

В период вышеупомянутой лихорадочной закупки самолётов ВВС Колумбии проявляли интерес в том числе и к относительно тяжелым двухмоторным бомбардировщикам. Их взгляд был обращен в первую очередь на США, где в те годы доминировали двухмоторные бипланы компании Keystone. Можно сказать, что они недалеко ушли от машин времен Первой Мировой войны – в первой половине 30-х годов даже для такой бедной страны, как Колумбия, покупать подобный хлам было бы чересчур. Современные прототипы Boeing Y1B-9 и Martin XB-10, хотя еще не были приняты на вооружение Авиационным корпусом армии США (United States Army Air Corps – USAAC), тем не менее были запрещены к экспорту. Таким образом, командование ВВС Колумбии начало присматриваться к более мелким компаниям.

Наконец колумбийские покупатели нашли подходящий для себя самолёт у компании Bellanca Aircraft Corp. Здесь необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о создателе этой компании. В 1911 году сицилиец Джузеппе Марио Белланка переехал в США. Перед переездом он в Италии закончил техническое обучение с авиационным уклоном. Белланка строил самолёты в Италии и продолжил это делать в США. В 1921 году он разработал и построил пассажирский самолёт Bellanca CF Air Sedan – высокоплан с широкими подкосами. Такие несущие подкосы (одинарные или двойные) стали его «фирменным знаком». В 1928 году Белланка создал транспортный самолёт Model К (Airbus), в котором подкосы стали фактически настоящим нижним крылом. Консоли данного крыла состояли из почти горизонтальных опор основных стоек шасси и подкосов, шедших от обтекателей колес и консолям крыла.

Джузеппе Белланка смог убедить колумбийцев, что именно такое техническое решение является идеальным для их условий: самолёт будет иметь короткие взлет и посадку и большую грузоподъемность даже в условиях очень высоких температур. Контракт был заключен в 1934 году, и согласно ему компания Bellanca должна была построить четыре больших двухмоторных поплавковых гидросамолёта.

Главный конструктор Эндрю Ф. Хайдук (Andrew F. Haiduck) разработал проект Model 77 очень быстро, не отступая от выбранной концепции. Фюзеляж самолёта был сварен из стальных труб и покрыт полотном. Верхнее крыло имело деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Центроплан нижнего крыла (опоры основных стоек шасси, в данном случае имевшие выраженное отрицательное поперечное V) имел силовой набор из стальных труб и дюралюминиевую обшивку, а «консоли» нижнего крыла (они же – подкосы верхнего) состояли из стального лонжерона, деревянных обтекателей и обтягивались полотном.

Силовая установка состояла из двух 9-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Wright Cyclone R-1820-F3, развивавших мощность 710 л.с. (522 кВт). Экипаж, состоявший из четырех человек, мог защитить свой самолёт при помощи пяти подвижных пулеметов, установленных в носовой, верхней и нижней частях фюзеляжа и по его бортам. Первоначально носовая турель на прототипе была закрытой, с ручным приводом; однако на поставленных в Колумбию самолётах носовые турели, как и верхние, были обычными для тех лет – открытыми кольцевыми. Под центропланом нижнего крыла можно было подвесить различные комбинации бомб общим весом до 1000 кг.

Прототип был испытан в декабре 1934 года с колесным шасси, заключенным в большие обтекатели (т.н. версия 77-140). Колумбия получила самолёты, оснащенные поплавками компании Edo (версия 77-320 [1]). В 1935 году поплавковые бомбардировщики Bellanca Model 77-320 вступили в строй. Первоначально машины действовали в Летисии, а затем с прибрежных авиабаз. Во время эксплуатации один самолёт в конце 30-х годов разбился, а остальные три машины прослужили до 1942 года. После объявления войны странам Оси (Германии, Италии и Японии) Колумбия получила из США большое количество самолётов и предоставила свои береговые базы в распоряжение US Navy. В боевых действиях поплавковые бомбардировщики Model 77-320, разумеется, участия не принимали.

Поплавковый бомбардировщик Bellanca Model 77-320. США


схемы поплавкового бомбардировщика Bellanca Model 77-320
Поплавковый бомбардировщик Bellanca Model 77-320. США
схема размещения вооружения поплавкового бомбардировщика Bellanca Model 77-320

Поплавковый бомбардировщик Bellanca Model 77-320. США
Поплавковый бомбардировщик Bellanca Model 77-320. США
бомбардировщик компании Bellanca во время испытаний (в варианте Model 77-140)
Поплавковый бомбардировщик Bellanca Model 77-320. США
Поплавковый бомбардировщик Bellanca Model 77-320. США
Поплавковый бомбардировщик Bellanca Model 77-320. США
Поплавковый бомбардировщик Bellanca Model 77-320. США
поплавковый бомбардировщик Bellanca Model 77-320
Поплавковый бомбардировщик Bellanca Model 77-320. США
вариант окраски поплавкового бомбардировщика Bellanca Model 77-320

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Bellanca Model 77-320

Назначение: поплавковый бомбардировщик

Компания-производитель: Bellanca Aircraft Corporation, Нью-Касл (New Castle), штат Делавэр, США

Экипаж: 4 чел.

Силовая установка: два девятицилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Wright Cyclone R-1820-F3 мощностью по 710 л.с., вращавших двухлопастные винты

Размеры:

Model 77-140

Model 77-320

размах крыла, м

23,16

23,16

длина, м

12,19

13,70

высота, м

4,26

5,00

площадь крыла, м²

72,00

72,00

Вес:

 

 

пустого, кг

3720

4250

взлетный, кг

7407

8160

Летные характеристики:

 

 

максимальная скорость, км/ч (на высоте, м)

306 (2100)

280 (2100)

крейсерская скорость, км/ч

270

250

начальная скороподъемность, м/с

6,0

4,8

практический потолок, м

7150

5800

дальность полёта, км

2420

2400


1 – предположительно обозначение 77-140 было образовано от площади крыла (составляла 770 фт² [71,53 м²]) и размерности шины (обод 14 дюймов [356 мм]), а 77-320 – от размерности поплавков (длина 32 фута [9,75 м])

источник: Václav Němeček. Bellanca Model 77-140/320 Bomber. // Letectvi+Kosmonautika 24/1998, с .48 (Letadla 39-45). Чертёж – Martin Salajka

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account