Поплавковые гидросамолеты-разведчики Høver MF-11. Норвегия
Весной 1940 года нацистская Германия напала на две скандинавские страны Данию и Норвегию и за короткие сроки оккупировала их. На момент нападения нацистов норвежские ВВС были относительно слабы как по количеству самолетов, так и по их качеству. На момент начала боевых действий заказанные за рубежом самолеты не были поставлены в Норвегию, и поэтому на вооружении армейской авиации было 86 самолетов устаревших типов. Авиация норвежского флота, состоявшая из 92 устаревших самолетов, была не намного лучше. Еще 22 машины находились в резерве. Несмотря на столь большое неравенство сил части норвежской авиации, которые не были уничтожены неожиданными авианалётами люфтваффе на аэродромы и которые не были уничтожены фашистами из организации Квислинга, очень храбро сражались.
Среди машин, которые до последних минут участвовали в боевых действиях, были разработанные и изготовленные в Норвегии двухместные бипланы MF-11, которые в 1940 году были уже сильно устаревшими. Самолет спроектировал главный инженер расположенного в Хортене завода по производству летающих лодок (Marinens Flyvebatfabrikk) Йохан Э. Хёвер (J. E. Høver), и первый полет прототипа состоялся 29 сентября 1931 года. MF-11 были созданы в качестве замены морских разведчиков-монопланов Hansa Brandenburg W-33 – удачных машин конструкции Эрнста Хейнкеля, выпускавшихся с конца Первой Мировой войны и состоявши х на вооружении ряда стран вплоть до середины 1930-х годов. MF-11 имел цельнометаллическую в основном стальную конструкцию и полотняную обшивку. В передней оконечности очень просторного фюзеляжа был установлен незакапотированный 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley Panther II, развивавший мощность 525 л.с. (423 кВт) и вращавший трехлопастный винт. Непосредственно за двигателем располагалась кабина пилота. Два других члена экипажа размещались за крыльями в полузакрытой кабине. В открытой части задней кабины находилась кольцевая установка с размещенным на ней подвижным 7,62-мм пулеметом Colt-Browning. Два других пулемета того же типа находились в носовой части; они были фиксированными и стреляли сквозь зону ометания винта. На внешних подвесках машина могла нести три 100-кг бомбы или четыре 50-кг бомбы. В качестве шасси самолета использовались два больших цельнометаллических поплавка.
Во время испытательных полетов MF-11 продемонстрировал отличную устойчивость, простоту управления и превосходную надежность. Эти характеристики были высоко оценены экипажами более поздних серийных самолетов и были одной из причин, по которым MF-11 так долго оставался не только в эксплуатации, но и в производстве. До весны 1940 года завод в Хортене изготовил 25 гидросамолетов данного типа, еще четыре находились в процессе изготовления. Все самолеты летали с двигателями Panther II, произведенными в Норвегии по лицензии в морских мастерских минной службы норвежского флота (Marinens Minevesen).
Во время вторжения нацистской Германии на базе Флатёен (Flatøen) было четыре самолета, пять в Хортене, три в Кристиансанде (Kristiansand) и один на базе Хитра (Hitra). Машины с расположенной неподалеку от Бергена базы Флатёен пытались бомбить корабли немецкого флота, но не достигли заметных результатов, потому что была плохая видимость, и экипажи сбрасывали бомбы по счислению, поскольку бомбовых прицелов не было! Остальные MF-11 также приняли участие в боях; часть из них была потеряна, а оставшиеся отступили на север. Во время полета в сторону Гебридских островов один MF-11 с авиабазы Хитра был по ошибке атакован британскими истребителями и был вынужден совершить вынужденную посадку. Два самолета вылетели на Шетландские острова, где один пал жертвой британской ПВО. Еще один гидросамолет долетел до Шотландии, но вскоре эти две машины возвратились в зону боевых действий в районе Тромсё.
Когда британские войска покинули Норвегию, три MF-11 вылетели в Рованиеми, Финляндия, где их экипажи были интернированы. Три других гидросамолета стали немецкими трофеями на базе Скаттора (Skattora). На заводе в Хортене немцы обнаружили четыре недостроенных самолета. После завершения изготовления эта четверка присоединилась нескольким пригодным для полетов MF-11; машины получили немецкие опознавательные знаки и камуфляж и использовались для патрулирования вдоль норвежского побережья. Точно так же финские ВВС использовали три интернированных в Рованиеми гидросамолета.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Høver MF-11
Назначение: поплавковый гидросамолет-разведчик
Статус: серийное производство
Компания-производитель: Marinens Flyvebatfabrikk, Хортен, Норвегия
Экипаж: 3 чел.
Силовая установка: 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Armstrong Siddeley Panther II, развивавший мощность 525 л.с. (423 кВт) и вращавший двухлопастный винт
Размеры:
размах крыльев 15,41 м
длина 11,63 м
высота 4,45 м
площадь крыльев 53,57 м²
Масса:
пустого самолёта 1851 кг
взлетная 2852 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость
• на уровне моря 214 км/ч
• на высоте 850 метров 235 км/ч
время набора высоты
• 1000 метров 3,1 мин
• 3000 метров 14 мин
практический потолок 5000 м
продолжительность полета 7 ч
Количество изготовленных: 30 экземпляров (29 серийных + 1 прототип)
источник: VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES: STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45. HØVER MF-11» «L+K» 20/78, стр.791