Поплавковые гидросамолеты-разведчики Fokker C-XI-W. Нидерланды

16
Поплавковые гидросамолеты-разведчики Fokker C-XI-W. Нидерланды

Поплавковые гидросамолеты-разведчики Fokker C-XI-W. Нидерланды

Незадолго до нападения нацистов, т.е. 10 мая 1940 года, военно-воздушные силы Нидерландов в основном состояли из продукции компании N. V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker (Fokker). Этому было вполне логичное объяснение. Энтони Фоккер был значимой фигурой в мировой авиации; после окончания Первой Мировой войны он вернулся из Германии на родину и поднял голландское авиастроение на мировой уровень. С одной стороны, он был жестким бизнесменом, действовавшим без всякого зазрения совести, но с другой стороны Энтони Фоккер был в состоянии предвидеть и поддерживать достижения в авиационных технологиях.

К сожалению, несмотря на свое техническое предвидение Фоккер в течение невероятно долгого времени придерживался традиционных конструктивных методов. Вскоре после окончания Великой войны он стал поставлять на рынок транспортно-пассажирские самолеты: свободнонесущие высокопланы с цельнодеревянным крылом и фюзеляжем, силовой набор которого был изготовлен из сваренных стальных труб. С этими машинами Энтони Фоккер добился большого коммерческого успеха и престижного успеха: не было ни одной страны, в которой не летали самолеты компании Fokker. Этот успех усыпил Фоккера, и в конечном итоге его машины уже не могли конкурировать с американскими авиастроительными компаниями. Тем не менее, Энтони Фоккер остался деловым человеком и стал европейским представителем компании Douglas, заключив соглашение на лицензионное производство пассажирских самолетов DC-2 и DC-3.

Что касается военных самолетов, то Энтони Фоккер в течение долгого времени придерживался создания бипланов, на которых он «набил руку» еще в годы Первой Мировой войны. Почти все истребители и многоцелевые самолеты компании Fokker были бипланами, ведшими свое происхождение от D-VII и С-I. Тем не менее в середине 1930-х годов в компании Fokker были запущены в серийное производство истребитель-свободнонесущий низкоплан D-XXI, а в конце 1930-х годов был создан необычный истребитель с тандемной силовой установкой D-XXIII и тяжелый двухмоторный истребитель G-I, которые в течение ряда лет влияли на конструкторов в других странах.

Для Нидерландов в компании Fokker разрабатывали и изготавливали самолеты, которые по своей концепцией были ничем не примечательны, но они были мощными и надежными. Таким был гидросамолет-разведчик C-XI-W, спроектированный в 1934 году для задач береговой охраны. На тот момент голландский флот имел единственный корабль, способный нести запускаемые с катапульты самолеты – крейсер «Де Рёйтер». Чтобы гидросамолет Fokker C-XI-W мог служить на этом легком крейсере он имел на поплавках приспособления для закрепления и запуска с катапульты.

Прототип C-XI-W с бортовым номером W-1 совершил свой первый полет 20 июля 1935 года. Это был классический одностоечный биплан, крылья которого имели деревянный силовой набор и полотняную обшивку. Силовой набор фюзеляжа был сварен из тонкостенных стальных труб, снабжен вспомогательными шпангоутами и покрыт полотном. Два однореданных поплавка были цельнометаллическими, дюралюминиевыми.

Прототип летел с американским двигателем воздушного охлаждения Wright Cyclone SR-1820 F-52, развивавшим мощность 775 л.с. (570 кВт). Двигатель был снабжен капотом типа НАКА с малой длиной хорды. Когда первые летные испытания были успешно завершены, прототип компанией Fokker был перевезен в Германию, где в Варнемюнде были проведены испытания по запуску с катапульты. В Германии гидросамолет летал с номером гражданской регистрации PH-ALC.

В 1936 году голландская морская авиация заказала четырнадцать серийных гидросамолетов с американскими двигателями Wright Cyclone или британскими Bristol Pegasus III той же мощности. Серийные машины были вооружены двумя 7,9-мм пулеметами Browning FN, один из которых был синхронизированным, а другой подвижным. Экипаж состоял из двух человек.

Серийные гидросамолеты Fokker C-XI-W поступили на вооружение в 1938 году и были отправлены в колониальные владения – Голландскую Ост-Индию. Во время нападения нацистов один из гидросамолетов (бортовой номер W-14) оставался в Нидерландах. 22 мая 1940 года машины перелетела в Великобританию, откуда позднее была доставлена в Голландскую Ост-Индию. В ходе обороны Ост-Индии от японского вторжения гидросамолеты Fokker C-XI-W интенсивно использовались как ближние разведчики и все они были уничтожены японской авиацией.

схема поплавкового гидросамолета-разведчика Fokker C-XI-W

схема поплавкового гидросамолета-разведчика Fokker C-XI-W

 

компоновочная схема поплавкового гидросамолета-разведчика Fokker C-XI-W

компоновочная схема поплавкового гидросамолета-разведчика Fokker C-XI-W

первый прототип поплавкового гидросамолета-разведчика Fokker C-XI-W (бортовой номер W-1) на выкатной тележке

первый прототип поплавкового гидросамолета-разведчика Fokker C-XI-W (бортовой номер W-1) на выкатной тележке

первый прототип поплавкового гидросамолета-разведчика Fokker C-XI-W (бортовой номер W-1) на воде

первый прототип поплавкового гидросамолета-разведчика Fokker C-XI-W (бортовой номер W-1) на воде

первый прототип поплавкового гидросамолета-разведчика Fokker C-XI-W (бортовой номер W-1) на воде

первый прототип поплавкового гидросамолета-разведчика Fokker C-XI-W (бортовой номер W-1) на воде

поплавковый гидросамолет-разведчик Fokker C-XI-W взлетает с катапульты

поплавковый гидросамолет-разведчик Fokker C-XI-W взлетает с катапульты

поплавковый гидросамолет-разведчик Fokker C-XI-W на воде

поплавковый гидросамолет-разведчик Fokker C-XI-W на воде

седьмой серийный поплавковый гидросамолет Fokker C-XI-W (бортовой номер W-8)

седьмой серийный поплавковый гидросамолет Fokker C-XI-W (бортовой номер W-8)

восьмой серийный поплавковый гидросамолет Fokker C-XI-W (бортовой номер W-9)

восьмой серийный поплавковый гидросамолет Fokker C-XI-W (бортовой номер W-9)

вариант окраски седьмого серийного поплавкового гидросамолета Fokker C-XI-W (бортовой номер W-8) с опознавательными знаками образца 1920-1939 года

вариант окраски седьмого серийного поплавкового гидросамолета Fokker C-XI-W (бортовой номер W-8) с опознавательными знаками образца 1920-1939 года

вариант окраски седьмого серийного поплавкового гидросамолета Fokker C-XI-W (бортовой номер W-8) с опознавательными знаками образца 1939-1940 года; до 1942 года в Голландской Ост-Индии

вариант окраски седьмого серийного поплавкового гидросамолета Fokker C-XI-W (бортовой номер W-8) с опознавательными знаками образца 1939-1940 года; до 1942 года в Голландской Ост-Индии

 вариант окраски четырнадцатого серийного поплавкового гидросамолета Fokker C-XI-W (бортовой номер W-15). Первоначально все поверхности поплавковых гидросамолетов Fokker C-XI-W были выкрашены алюминиевой краской. После начала войны в Нидерландах самолеты получили опознавательные знаки, представлявшие собой перевернутые оранжевые треугольники с черной окантовкой и выкрашенные в оранжевый цвет рули направления, которые также имели черную окантовку. В Голландской Ост-Индии опознавательные знаки образца 1920-1939 года оставались до 1942 года и в дополнение к ним машины получили камуфляж из синих и зеленых волнистых линий, нанесенных на оригинальную алюминиевую краску. При нанесении камуфляжа контуры опознавательных знаков и бортовых номеров обычно повреждались

вариант окраски четырнадцатого серийного поплавкового гидросамолета Fokker C-XI-W (бортовой номер W-15). Первоначально все поверхности поплавковых гидросамолетов Fokker C-XI-W были выкрашены алюминиевой краской. После начала войны в Нидерландах самолеты получили опознавательные знаки, представлявшие собой перевернутые оранжевые треугольники с черной окантовкой и выкрашенные в оранжевый цвет рули направления, которые также имели черную окантовку. В Голландской Ост-Индии опознавательные знаки образца 1920-1939 года оставались до 1942 года и в дополнение к ним машины получили камуфляж из синих и зеленых волнистых линий, нанесенных на оригинальную алюминиевую краску. При нанесении камуфляжа контуры опознавательных знаков и бортовых номеров обычно повреждались

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Fokker C-XI-W

Назначение: поплавковый гидросамолет-разведчик

Статус: малосерийное производство

Компания-производитель: N. V. Nederlandsche Vliegtuigenfabriek Fokker, Амстердам

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Bristol Pegasus III, развивавший мощность 765 л.с. и вращавший двухлопастный винт

Размеры:

размах крыльев 13,00 м
длина 9,90 м
высота 4,00 м
площадь крыльев 40,00 м²

Масса:

пустого самолёта 1720 кг
взлетная 2552 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 1750 метров 280 км/ч
крейсерская скорость на высоте 1750 метров 235 км/ч
время набора высоты
• 1000 метров – 2,4 мин
• 3000 метров – 7,9 мин
• 5000 метров – 17,5 мин
практический потолок 6400 м
дальность полета 729 км

Количество изготовленных: 15 экз.

источники:

текст – VÁCLAV NĚMEČEK VÝKRES: STANISLAV SMÉKAL «LETADLA 39-45 FOKKER C-XI-W» «L+K» 15/78, стр.591
фотографии – http://www.airwar.ru/enc/sww2/fokc11.html

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account