Это, действительно чрезвычайно знаменитое зенитное орудие ведёт свою родословную от «старого доброго» эпохального пулемёта Хайрема Максима. Точнее с вундердевайса, полученного путём банального укрупнения пулемёта Максима до размеров автоматической 37-мм пушки «Максима-Норденфельдта», весьма широко применявшейся во время 1 МВ и в качестве скорострельного флотского орудия против миноносцев, и в качестве полевой автоматической пушки, и в качестве чрезвычайно могущественного средства ПВО.
Учитывая сравнительно невысокую начальную скорость снарядов и, соответственно, небольшую прицельную дальность, первая функция довольно быстро отпала. Вторая оказалась довольно сомнительной из-за высокого расхода в принципе слабых, но дорогих боеприпасов, зато как средство ПВО, пушка была чрезвычайно губительна против тихоходных аэропланов-этажерок Первой мировой.
Тем не менее, стоимость пушка имела колоссальную, что было обусловлено её чрезвычайной конструктивной (разумеется, для того времени) сложностью, индивидуальной подгонкой деталей (многие из которых не были даже взаимозаменяемыми) и требовательностью к обслуживанию. Всё это привело к созданию упрощённой и более технологичной версии пушки «Максима-Норденфельдта» с более мощным снарядом – автоматической 40-мм пушки «Виккерс» QF Mark II.
Также автоматические орудия, как оригинальные, так и созданные на базе «Максима-Норденфельдта» и «Виккерса», состояли на вооружении армий САСШ, Германии, Италии, России и многих других стран.
В России, на Обуховском заводе, также осваивали производство подобных АП (автоматических пушек), но их мелкосерийное производство, которое велось фактически полукустарным способом, было освоено только после революции. Несмотря на откровенно плохое качество, за неимением альтернатив, было принято решение о модернизации орудия (скорее всего речь шла об упрощении технологии и удешевлении), а также о повышении его боевой эффективности. В результате в СССР была создана 37-мм АП обр. 1928 года, сохранившая длину ствола и мощность заряда в патроне 40-мм пушки «Виккерса». Тем не менее, по причине неудачной геометрии снаряда, точность стрельбы упала, и после того как в 1930 году было подписано соглашение с «Рейнметаллом» на разработку для СССР 37-мм зенитной АП, готовый автомат обр. 1928 года был благополучно похоронен. Что оказалось большой ошибкой. Дело в том, что 37-мм пушку «Рейнметалл» разработал крайне неудачную, и запустить её в серийное производство не удалось ни в СССР, ни в самой Германии. В результате все боевые корабли советского ВМФ, что согласно проектам предусматривали вооружение ближней ПВО 37-мм АП, на практике этих самых пушек не получали, поскольку таковых в СССР просто не существовало вплоть до разработки и принятия на вооружение знаменитой 37-мм АП 61-К, созданной на базе шведского автомата «Бофорс».
Более рациональный подход можно было наблюдать в Италии, где был налажен лицензионный выпуск «Виккерса» под маркой «Виккерс-Терни» обр. 1917 г. И эти орудия благополучно устанавливались на кораблях итальянского флота вплоть до замены в конце тридцатых на более совершенные 37-мм АП «Бреда».
Еще более удачно складывалась судьба АП «Виккерс» на родине – в Британии. После окончания Великой войны высокая стоимость, при не столь очевидной необходимости, выдавила эти пушки в полевом исполнении из арсеналов сухопутных войск, но весьма прочно закрепила их на вооружении кораблей, стоимость которых в свою очередь не допускала экономии на столь важной вещи, как ПВО.
Однако эффективная дальность стрельбы «Виккерса» не превышала 2000 метров, а это означало, что вести реальный и, главное, результативный огонь пушка фактически могла лишь на дистанции, примерно равной ОДНОЙ морской миле. А одна морская миля – это 10 кабельтовых или… предельная ДИСТАНЦИЯ ПРИЦЕЛЬНОГО СБРОСА ТОРПЕДЫ самолётом-торпедоносцем того времени (о каких-то там пикировщиках ещё никто не слыхал). Поскольку наиболее оптимальная для сброса торпеды дистанция была вдвое меньше, пушку никак нельзя было считать малоэффективной (тем паче при стрельбе по самолёту, лежащему на БОЕВОМ курсе и поэтому неспособному к активному маневрированию). Но, безусловно, чтоб наверняка поразить торпедоносец на этом критическом отрезке дистанции, плотность огня нужна была максимально достижимая. И её достигли за счёт элементарного увеличения количества стволов!
В основу разработки многоствольных установок был положен 40-мм зенитный автомат Виккерс Mk II времен Первой мировой войны. В модернизированной пушке-автомате сохранился тот же ствол, а автоматика была несколько усовершенствована. Сохранено надёжное водяное охлаждение ствола. Опытный образец обновлённого автомата представили в 1923 г.
После его доводки, в 1927-ом году, были созданы уже вполне боеспособные знаменитые «пом-помы», получившие своё название за характерный звук выстрелов. В 1930-ом году англичане приняли на вооружение восьмиствольные (Mk VI), а в 1936-ом четырёхствольные (Mk VII) установки, которые на тот момент превосходили по своей боевой эффективности любые средства ближней ПВО в мире. Также производились орудия и в «сольном», то бишь одноствольном исполнении (Mk VIII).
При длине стволов в 40.5 клб. и начальной скорости снарядов всего в 701 м/сек, и соответствующей настройке спусковых механизмов, обеспечивавших не залповый огонь, а разнесённый, установки даже при восьми стволах не нуждались в каких-либо противооткатных устройствах и без риска поломок оснащались механическими приводами наведения с питанием от внешних источников, что теоретически позволяло завязывать установки в единую систему централизованного наведения.
Естественно, за это пришлось заплатить невысокой дальностью стрельбы – даже с новым, более мощным боеприпасом, максимальная дальность орудий «повышенной мощности» была не более 4500 метров, прицельная почти вдвое меньше, а реальная эффективность не далее всё той же одной морской мили… естественно, существенно повышенная за счёт суммарного залпа, выражавшегося произведением скорострельности, составлявшей ок. 100 выстр/мин. на ствол, умноженной на количество этих самых стволов. Для восьмиствольного «пом-пома», суммарная масса залпа составляла 7.28 кг. В секунду он выдавал более 13 кг, или около 800 кг убийственной стали и взрывчатки в минуту!
Вместе с тем, серьёзной проблемой было совершенно архаичное питание. Сложная сама по себе система подачи патрона в патронник усугублялась регулярно заедающей матерчатой патронной лентой, которую (во избежание слишком частых задержек) стали укладывать в специальные здоровенные лотки-короба, больше похожие на ящики. В тоже время итальянцы пошли несколько другим путём – свои практически аналогичные (но лишь одно- и двуствольные) «пом-помы» «Виккерс-Терни» они догадались модифицировать, оснастив их надёжными металлическими магазинами на 50 патронов (которые, кстати, были оснащены самоликвидаторами, установленными на предельную дистанцию).
Не мал был и вес установок. Самая крутая восьмиствольная установка Мк VI весила под 16 тонн (примерно столько же весила спарка универсальных 100-мм итальянских орудий), требовала наличия мощного внешнего источника энергии и имела равные скорости наведения: и по горизонтали, и по вертикали – 25 гр/сек. для новой установки и не более 15 гр/сек. для изношенной. Боекомплект составлял 1800 снарядов на каждый ствол, чего теоретически хватало лишь на 18 минут непрерывного огня или, как показала обширная практика, на добрых полчаса реального боя.
Существовало множество модификаций «пом-помов», главным различием между которыми было деление на два типа по видам боеприпасов: под патрон обр. 14 года (так называемые LV– с низкой – менее 600 м/с, начальной скоростью) и под модифицированный патрон обр. 38 г. (так называемые HV – с высокой – более 700 м/с, начальной скоростью).
Из стран-покупателей «пом-помов», наверное, особо стоит упомянуть Японию, в которой виккерсовский автомат получил наименование «HI» Shiki. Наиболее известными кораблями, вооружёнными «пом-помами» в японском флоте, были линкоры типа «Ise».
ТТХ:
Калибр |
1,575″ (40 мм) |
Масса (кг) выстрела/снаряда |
1,34/0,91 |
Длина (мм) орудия/ствола |
2606/1575 |
Масса орудия (кг) LV/ HV |
260/386 |
Масса установки (т) 8/4/1-ствольная |
15-15.9 / 8.7-11.2 / 1.1-1.8 |
Дальность стрельбы (м) LV/HV |
3475/4570 |
Досягаемость по высоте (м)HV |
3960 |
Скорострельность (выстр./мин) |
96-115 |
Начальная скорость (м/с) LV/HV |
585/701 |
Живучесть ствола (выстр.)LV/ HV |
5000/7200 |
Эскизы в одном масштабе зенитных автоматов Максима-Норденфельдта и Виккерса
Эскиз четырёхствольной зенитной установки Mk VII
Боеприпасы «пом-помов»
Система управления корабельными «пом-помами» у англичан была весьма масштабной, хотя и достаточно примитивной. Каждой многоствольной установке полагался персональный директор. При монтаже дополнительных зениток данного типа, параллельно доустанавливались и директора (но обычно не более двух). В единую систему управления зенитным огнём «пом-помы» чаще всего не завязывались вплоть до появления на кораблях британского флота американских систем централизованного наведения, поставлявшихся «в комплекте» с четырёхствольными установками «Бофорс» (также производимыми по лицензии в США).
«Пом-помами», в различном исполнении вооружались ВСЕ без исключения линкоры, линейные и тяжёлые крейсера британского флота. В большинстве начавшие войну с КК пулемётами в качестве ближней ПВО, лёгкие британские крейсера также в подавляющем большинстве были довооружены «пом-помами» не позже 42 года. На эсминцы «пом-помы» устанавливали, как правило, в одноствольном исполнении, но уже начиная с типа «Tribal» эсминцы начали получать четырёхствольные установки. Даже когда на флот широким потоком пошли «Бофорсы» и «Эрликоны», «пом-помы» крайне редко демонтировали, и это касалось в основном одноствольных АП на небольших старых эсминцах. Прочие корабли чаще всего не перевооружали, а довооружали, непрерывно усиливая их ПВО. Мода на массовый демонтаж пошла уже после окончания войны. Только тогда «пом-помы» довольно быстро сошли со сцены.
В целом, можно сказать, на момент своего появления «пом-помы» были наиболее эффективным средством ближней ПВО. И, что немаловажно, такие (или созданные по их «образу и подобию») установки были доступны практически всем желающим, поскольку никаких особых «ноу-хау» не содержали и были знакомы военным специалистам большинства стран ещё по 1 МВ.
Безусловно, к концу тридцатых они уже устарели, особенно на фоне более новых и совершенных моделей. Тот же «Бофорс» имел существенно большую эффективную дальность, а «Эрликон» практическую скорострельность. Не особо успевали за скоростными самолётами и привода наведения многоствольных «пом-помов». Тем не менее, списывать их в утиль отнюдь не спешили. И дело тут вовсе не в консерватизме англичан, флот которых к концу войны имел на вооружении «пом-помов» почти вдвое больше, чем «Бофорсов»! Дело в том, что, не всегда успевая поразить быстродвижущуюся воздушную цель, многоствольные «пом-помы» были идеальным средством для создания плотной завесы заградительного огня, попытка прорыва которой автоматически превращала рискнувшего пилота в камикадзе. Поэтому я настоятельно рекомендую авторам военно-морских альтернатив не пренебрегать этим доступным и достаточно эффективным оружием.