Полуночный авиалайнер. Почтово-пассажирский самолет Lawson L-4. США
Интересная винтажная статья столетней давности, которая, думаю, заинтересует коллег.
ПОЛУНОЧНЫЙ АВИАЛАЙНЕР КОМПАНИИ LAWSON
Новый пассажирский самолет Lawson Midnight Airliner, который недавно был изготовлен на заводе компании Lawson Airplane Company в Миллуоки, штат Висконсин, и который имеет множество нововведений в области проектирования и строительства самолетов.
Этот воздушный корабль, как и все его предшественники, изготовленные компанией Lawson Airplane Company, был спроектирован Альфредом У. Лоусоном (Alfred W. Lawson), который за последние пять лет разработал восемь самолетов различных типов. Можно добавить, что все эти воздушные корабли, спроектированные г-ном Лоусоном и построенные под его руководством, уже имели значительный успех.
Этот гигантский самолет, который входит в серию авиалайнеров, уже изготовленных или еще строящихся компанией Lawson Airplane Company, технически известен под обозначением L-4.
При проектировании авиалайнера Midnight Airliner г-н Лоусон создал самолет, который можно использовать либо для перевозки пассажиров, либо для перевозки почты, а также можно за полчаса заменить ночной салон со спальными местами на дневной с сиденьями.
Вот некоторые из особенностей нового самолета, на которые может быть особенно интересно обратить внимание в настоящее время. Кабина командира экипажа и пилота отделена стенкой от пассажирского салона. Сиденье пилота является регулируемым, благодаря чему он может высунуть голову через отверстие в крыше кабины и, таким образом, иметь четкий и беспрепятственный обзор с высоты птичьего полета; также пилот может опустить свое сиденье на полтора фута (457 мм) вниз, закрыть отверстие в крыше с помощью предусмотренной для этого случая задвижки, полностью оказаться внутри кабины экипажа и управлять самолетом через окна, расположенные по периметру кабины экипажа. Передняя кабина оснащена двойным управлением, с помощью которого самолет могут пилотировать как командир экипажа, выполняющий задачи штурмана, так и его помощник, который будет действовать как пилот или штурман.
Помимо обычных спальных мест пассажирский салон в своей базовой конфигурации оборудован туалетной комнатой, в которой есть все обычные принадлежности пульмановского вагона, а также душевой кабиной, которую г-н Лоусон установил для использования привередливыми пассажирами, которые могут захотеть заплатить дополнительную цену за такую роскошь!
Сразу за пассажирским салоном расположен отсек для почты. Данный отсек был оборудован почтовым желобом, с помощью которого во время полета почту можно загрузить в отсек либо сбросить. Пассажиры таким же способом могут быть приняты на борт самолета или высажены, когда машина находится в полете.
Это достигается с помощью самолета меньших размеров, который будет подлетать под самолет Lawson Airliner и двигаться с той же скоростью, что и последний. Один мешок с почтой по веревке к «нижнему самолету» и взамен берется другой мешок с почтой. Во время полета пассажира также можно высадить с авиалайнера Midnight Airliner или принять его на борт самолета с помощью этого же процесса, и г-н Лоусон намерен во время первых полетов L-4 протестировать этот метод для приема и передачи почты или пассажиров. [Не думаем, что мы проделаем такое «путешествие», нет спасибо! – Ред.]
Более или менее подробное техническое описание авиалайнера Lawson Midnight Airliner выглядит следующим образом:
Фюзеляж — Кабина пилота отделена от пассажирского салона дверью на двойных петлях. В дверь встроено окно со стеклом с фаской, через которое пилот или штурман могут видеть пассажирской салон и, соответственно, наоборот. Также через дверь проходят переговорные трубки, с помощью которых командир экипажа или пилот могли напрямую разговаривать с мотористом или механиком, которые сидят на первых сиденьях базовой конфигурации пассажирского салона.
Перед органами управления расположена приборная доска, изготовленная из красного дерева и снабженная полным комплектом навигационно-пилотажных приборов и приборов управления двигателями, таких как, например, три бустерных насоса компании Delco, указатели числа оборотов, датчики давления масла, термометры воды и масла. Также на приборной панели расположены часы, барометр, указатель воздушной скорости, указатели углов наклона в продольной и поперечной плоскостях. Расскажем несколько слов о тахометрах. Из-за того, что тахометры установлены на приборной панели в кабине пилота, валы, идущие к двигателям, прикреплены к коническо-цилиндрическим редукторам, которые приводят в движение длинные валы с частотой вращения в одну четвертую частоты вращения коленчатого вала, что является важным фактором в предотвращении биения или поломки валов. Эти валы, а также линии термометров воздуха, масла и воды проходят через обтекаемые кожуха между фюзеляжем и моторными гондолами.
Между пилотами на алюминиевом основании установлены дроссельные рычаги, расположенные таким образом, что можно управлять одним или всеми двигателями одновременно. На передней стороне этого основания и примерно на 4 дюйма (100 мм) ниже его верхней части находится маховик для управления балансировочной поверхностью. Система управления мощностью двигателей является надежной на всех участках и состоит из стальных труб, которые в зависимости от обстоятельств вращаются или совершают возвратно-поступательные движения.
В кабине экипажа используется двойное управление. Вместо обычного цепного привода конические шестерни вращают вертикальный вал, проходящий через основную стойку, которая в основании имеет шестерню, приводящую в движение зубчатую рейку. К оконечностям зубчатой рейки присоединены тросы управления элеронами, которые после прохождения через большие направляющие шкивы проходят непосредственно к крыльям.
Управление рулями высоты осуществляется посредством двойных тросов, проходящих под полом на левой стороне фюзеляжа к коромыслу, расположенному на верхнем лонжероне фюзеляжа в задней части пассажирского салона. Несколько смотровых люков размещены на полу пассажирского салона для контроля тросов управления рулями высоты, равно как и уложенным аналогичным образом тросам управления рулями направления.
На отдельной приборной панели между пилотами над их головами размещены переключатели. Рядом с сиденьями размещены огнетушители.
Приборная панель механика расположена в передней части пассажирского салона с правой стороны. Он оборудован датчиками давления воздуха и бак распределения воздуха, в который воздух перекачивается из двигателей. Данный воздух предназначается для системы подачи бензина под давлением воздуха и должным образом распределяется по соответствующим бензобакам. Бак распределения воздуха всегда заправлен, и поэтому запустить все три двигателя несложно. Рядом с приборной панелью расположены ручки управления зажиганием для его опережения и замедления, а также для тянуще-толкающих тяг для всех двигателей.
Пассажирский салон трансформируемого типа с креплениями для двадцати шести сидячих мест, для спальных мест и для почтовых отсеков. При использовании самолета для выполнения дневных полетов должны быть установлены все двадцать шесть сидячих мест, а при организации ночных перелетов – шесть сидячих мест и спальные места. Последние являются съемными и могут быть установлены или удалены в течение нескольких минут. Машина оборудована полноценной системой освещения приборной доски, освещения пассажирского салона, габаритными огнями крыла и хвостового оперения и системой обогрева. В задней части пассажирского салона на его правой стороне расположена основная входная дверь. Прямо напротив этой двери на левой стороне машины находится полностью оборудованная ванная комната; это первая ванная комната, которая была установлена на самолете. В этой комнате имеются душевая кабина, умывальник и полотенца, зеркало, питьевая вода и санузел. Большой напорный бак для горячей и холодной воды предназначен для душа, в то время как бак с охлажденной водой используется для питья. Изнутри пассажирский салон покрыт белой эмалевой краской, окна оборудованы раздвижными занавесками из белой резины, а пол выложен плиткой.
За ванной комнатой расположены багажный отсек с почтовым желобом. Загрузка и выгрузка почты осуществляются через дверь, расположенную в задней части фюзеляжа. От этой двери до задней оконечности фюзеляжа проложен проход для осмотра.
С конструктивной точки зрения основу фюзеляжа составляют четыре лонжерона, изготовленные из ели и протянувшиеся по всей его длине. В передней части лонжеронов расположены гнезда, к которым с помощью штифтов можно установить и снять носовую моторную гондолу вместе с двигателем, его органами управления, вспомогательным оборудованием, радиаторами и т.д Непосредственно за пассажирским салоном лонжероны снова соединены между собой; это позволяет снять хвостовую часть самолета и установить новую, что сокращает затраты времени на ремонт.
В районе пассажирского салона лонжероны фюзеляжа соединяются с шпангоутами, склеенными из ели; в шпангоутах волокна идут в соответствии с направлением нагрузок, что обеспечивает максимальную прочность при минимальной массе. Кабина полностью покрыта шпоном с усиливающими конструкцию фюзеляжа легкими ребрами жесткости. Окна сделаны из безосколочных стекол, в то время как окна в кабине экипажа из-за выпуклой кривизны были изготовлены из целлулоида. Задняя часть фюзеляжа имеет стандартную конструкцию из изготовленных из ели стоек, проволочных расчалок и полотняной обшивки. В задней оконечности фюзеляжа, вокруг стабилизатора и хвостового костыля в качестве обшивки была использована фанера с целью придания жесткости этой части самолета и предотвращения скручивания.
Интерьер салона отделан красным деревом и выдержан в кремовых тонах и покрыт тяжелым зеленым брюссельским ковром, в то время как снаружи все покрыто зеленой эмалью.
При использовании машины в качестве почтового самолета вместо спальных мест устанавливаются почтовые отсеки. Остаются только шесть обычных сидячих мест, позволяя самолету перевозить пассажиров, почту и грузы. Это единственное изменение, необходимое для такого преобразования.
Конструкция крыла — Верхнее крыло состоит из пяти секций, нижнее – из четырех; секции верхнего крыла устанавливаются непосредственно над нижним крылом и над фюзеляжем. Крылья имеют обычную конструкцию с двумя лонжеронами, имевшими I-образное поперечное сечение. Стенка лонжерона изготовлена из ели и склеена из двух частей, а полки изготовлены из твердой древесины. Нервюры крыльев ферменного типа и полностью изготовлены из ели. Все крыльевые нервюры стандартного поперечного сечения, и в конструкции крыла отсутствуют специальные нервюры.
Стойки, изготовленные из ели и имевшие квадратное поперечное сечение, работали на сжатие. Панели обшивки моторных гондол имеют внутреннюю проводку, идущую в обоих направлениях, в то время как все остальные панели оснащены двойными тросами диаметром ³̸₁₆-дюйма (4,83 мм) для защиты от нагрузки от снежных наносов и одиночными для регулировки. Несущие и обратные расчалки изготовлены из тросов; несущие расчалки являются двойными, обратные – одиночными. Крупные снабженные компенсацией элероны установлены на верхнем и на нижнем крыльях; вместо тросов между собой элероны соединены трубками обтекаемого поперечного сечения, что исключает постоянную заботу и внимание. Смотровые люки из целлулоида размещены на всех шкивах тросов управления элеронами нижнего крыла. В качестве внешних межкрыльевых стоек используются еловые стойки обтекаемого поперечного сечения. Все соединители кабельных стоек внутреннего типа, в которых все нагрузки сконцентрированы на нейтральной оси лонжерона. Как и в фюзеляже, так и в других узлах самолета эти соединители изготовлены из хромованадиевой стали, прошедшей термообработку и оцинковку, что придает им огромную прочность при их массе. На каждой законцовке крыла и под внешними межкрыльевыми стойками установлены подкрыльевые предохранительные опоры из ясеня, которые подпружинены резиновым шнуровым амортизатором, покрытым цельнометаллическим обтекаемым кожухом. К каждой предохранительной опоре присоединена труба, которая телескопически соединяется с другой трубой, соединенной шаровым шарниром с задним лонжероном. Передний конец предохранительной опоры шарнирно присоединен к лонжерону, в то время как диагональная труба воспринимает боковые нагрузки. Коэффициент безопасности 6 на всем размахе крыльев.
Хвостовое оперение — Хвостовое оперение самолета бипланного типа со сбалансированными рулями высоты и тремя рулями направления, из которых два внешних также являются сбалансированными. Перед рулями направления расположены кили вертикального оперения. Конструкция хвостового оперения аналогична конструкции крыльев. Для уменьшения нагрузки рулей высоты на органы управления пилотов рули оснащены резиновыми амортизаторами, прикрепленными к рычагу коромысла, установленного у задней оконечности фюзеляжа. Рули высоты, также как и элероны верхнего и нижнего крыльев, соединены между собой обтекаемыми трубами. На верхних частях передних кромок килей установлены регулируемые кили, с помощью которых можно было установить любой угол атаки верхнего стабилизатора.
Перед хвостовым оперением установлена горизонтальная балансирующая поверхность, которую с помощью маховика, о котором упоминалось ранее, можно регулировать в полете из кабины пилота. Регулировка осуществляется винтом и цапфой, поэтому плоскость всегда надежно зафиксирована в нужном положении. Все вертикальные поверхности покрыты зеленой эмалью, в то время как горизонтальные поверхности окрашены аналогично крыльям.
Шасси — В основных стойках шасси используются размещенные в обтекателях четыре больших колеса Palmer размерами 1250 мм на 250 мм или 49 дюймов на 10 дюймов. Колеса устанавливаются на короткие оси, которые изготовлены из высококачественных труб и которые в свою очередь скользят по внутренним граням коленчатых патрубков из литой стали. Этот патрубок соединяется с работающими на сжатие тяжелыми трубами, идущими вверх и пристыковывающимися с нижней частью фюзеляжа. Трубы образуют пирамидальную конструкцию и покрыты склеенными из ели обтекателями; как и в шпангоутах фюзеляжа волокна идут в соответствии с направлением нагрузок. На каждой стороне вершины пирамиды на одном уровне расположены резиновые амортизаторы. Передняя и задняя части кронштейнов амортизаторов закрыты обтекателями. Хвостовой костыль оснащен резиновым амортизатором и крепится к фюзеляжу при помощи четырех стальных труб. В случае выхода из строя какой-либо части этого элемента машина упадет на обтекаемый амортизатор, постоянно прикрепленный к хвостовой оконечности фюзеляжа.
Моторные гондолы — По обеим сторонам фюзеляжа между верхним и нижним крыльями размещены моторные гондолы. Силовой набор каждой из моторных гондол состоит из еловых лонжеронов, клееных шпангоутов, стоек и усиленных расчалками из тросов диаметром ³̸₁₆-дюйма (4,83 мм). Двигатели находятся непосредственно за носовыми частями, изготовленными из клееной ели и имевшими отверстия для циркуляции воздуха. Моторные гондолы за исключением носовых частей полностью покрыты листами алюминия и со всех сторон кроме днища снабжены большими дверцами. Бензобаки, расположенные в задних частях моторных гондол, защищены алюминиевыми противопожарными перегородками. Донья моторных гондол имеют форму колодцев, где могут скапливается масло и отходы и вытекать по трубам. Масляные баки расположены рядом с каждым двигателем; они будут получать свою часть охлаждения, равно как и позволяют прохождение небольшого количества трубопроводов. Оба двигателя оснащены заглушками для карбюраторов, благодаря которым выхлоп пламени в карбюратор направляется наружу и в сторону от моторных гондол или баков. Длинные выхлопные трубы также помогают отводить от машины любое пламя, а также приглушают шумы и полностью удаляют все масло из выхлопных газов. В передней кромке верхнего крыла размещены водяные напорные баки. Эти баки соединены с выпускными патрубками системы охлаждения двигателей и подводящими трубами радиаторов с помощью труб большого диаметра, которые благодаря контакту с воздухом также помогают охлаждать воду. По обе стороны от гондол и позади двигателей расположены радиаторы, подвешенные на стальных трубах и кронштейнах. Хотя, возможно, радиаторы довольно малы, он они были установлены в данном положении после тщательных экспериментов и испытаний, которые показали, что это местоположение лучше всего подходит для целей охлаждения. Все радиаторы на своих задних частях оснащены шторками, которые управляются с помощью рычага из передней кабины. Каждая пара соединенных вместе радиаторов может работать независимо с любым выбранным крыльевым двигателем.
Как упоминалось ранее центральный двигатель установлен на съемной носовой моторной гондолы. Передняя часть носовой моторной гондолы аналогична передним частям крыльевых моторных гондол; то же касается и системы охлаждения двигателя. Носовая моторная гондола оснащена заглушками для карбюраторов и такой же системой радиаторов. Топливный бак этого двигателя находится под кабиной пилота. Таким образом, можно видеть, что каждый двигатель имеет свою отдельную топливную систему, что устраняет значительные проблемы в случае утечки. Все трубы и электропроводка маркированы стандартными техническими идентификационными цветами, что обеспечивает быстрые осмотр, ремонт или сборку. Масляный бак находится рядом с двигателем, что позволяет использовать короткие трубопроводы. Алюминиевая противопожарная перегородка, прикрепленная непосредственно к шпангоуту, также отделяет двигатель от кабины экипажа.
Другие характеристики и основные размеры самолета Lawson Midnight Airliner приведены ниже:
Размеры | |
Размах крыльев | 120 футов (36,58 м) |
Общая длина | 58 футов 6 дюймов (17,83 м) |
Общая высота | 18 футов (5,49 м) |
Аэродинамический профиль крыла | U.S.A. 5 |
Длина хорды | 10 футов 6 дюймов (3,20 м) |
Межкрыльевое расстояние | 10 футов 3 дюйма (3,12 м) |
Площадь верхнего крыла, включая элероны | 1250 кв. футов (116,1 м²) |
Площадь нижнего крыла, включая элероны | 1175 кв. футов (109,1 м²) |
Общая площадь элеронов | 298 кв. футов (27,7 м²) |
Общая площадь стабилизаторов | 145 кв. футов (13,5 м²) |
Общая площадь рулей высоты | 116 кв. футов (10,8 м²) |
Площадь балансирующей поверхности | 68 кв. футов (6,3 м²) |
Общая площадь килей | 30 кв. футов (2,8 м²) |
Общая площадь рулей направления | 43 кв. футов (4,0 м²) |
Силовая установка | |
Три стандартных двигателя Liberty с мощностью по 400 л.с при 1700 об/мин | 1200 л.с. |
Три пропеллера | |
диаметр | 10 футов (3,05 м) |
шаг | 6 футов 6 дюймов (1,98 м) |
Расход топлива каждого двигателя 5 фунтов (2,27 кг) на л.с.×ч при 1700 об/мин | 36 галлонов в час (136,3 л/ч) |
Расход масла каждого двигателя 0,0373 фунта (0,017 кг) на л.с.×ч при 1700 об/мин | 2,13 галлона в час (8,06 л/ч) |
Расход топлива трех моторов | 108 галлонов (409 л) |
Расход масла трех двигателей | 6,39 галлонов (24,19 л) |
Емкость топливных баков крыльевых гондол | 490 галлонов (1548 л) |
Емкость основного топливного бака центрального двигателя | 149 галлонов (564 л) |
Емкость вспомогательных топливного баков (2) центрального двигателя | 94 галлона (356 л) |
Общая емкость топливных баков | 733 галлона (2775 л) |
Общая емкость масляных баков | 58,2 галлонов (220,3 л) |
Общая емкость напорных водяных баков (3) | 18 галлонов (68 л) |
Распределение массы и летные характеристики | |
Масса конструкции, включая крылья, фюзеляж и гондолы в сборе, балансирующей поверхности, поверхностей управления и шасси | 7434 фунта (3372 кг) |
Масса силовой установки, включая воду и баки, баки для бензина, трубопроводы и проводку, выпускные коллекторы, баки моторных гондол, воздушные винты и радиаторы | 4560 фунтов (2068 кг) |
Масса топлива и масла | 4589 фунтов (2082 кг) |
Масса пассажиров, багажа и почты (в варианте почтового самолета) | 3570 фунтов (1619 кг) |
Масса пассажиров, багажа и почты (в варианте пассажирского самолета) | 4360 фунтов (1978 кг) |
Общая масса (в варианте почтового самолета) | 21462 фунта (9735 кг) |
Общая масса (в варианте пассажирского самолета) | 22820 фунтов (10351 кг) |
Наилучший угол планирования при скорости 60 миль в час (97 км/ч) | 1 к 16,9 |
Продолжительность полета при полной мощности силовой установки (на уровне земли) и расходе топлива 108 галлонов (409 л) в час | 6,78 ч |
Продолжительность полета на крейсерском полете на высоте 6000 футов (1829 м) | 11 ч |
Максимальная скорость | 112 мили в час (180 км/ч) |
Крейсерская скорость | 70 миль в час (113 км/ч) |
Посадочная скорость | 53 мили в час (85 км/ч) |
Дальность полета | 800-825 миль (1287-1327 км) |
Практический потолок | 22000 футов (6706 м) |
источник: «Lawson Midnight Airliner» «Flight» 21 may 1921, pages 323-326