Полулинейный полукрейсер «Ибуки». Япония

21

Успешный опыт использования японским флотом броненосных крейсеров в сражениях русско-японской войны привел адмиралов микадо к идее развития этого класса с усилением бронирования и вооружения.Первоначально,в условиях уже идущей войны,планировалось построить еще два крейсера по типу «Цукуба»,но первые сражения заставили доработать проект .С учетом успешного применения в линейных боях промежуточный калибр был увеличен до 203 мм в четырёх двухорудийных башня вместо двенадцати 6-дюймовых (152-мм) орудий. Это потребовало большего корпуса для установки башен и увеличения мощности энергоустановки.

Полулинейный полукрейсер «Ибуки». Япония

Новые крейсера получили названия «Ибуки» и «Курама» в честь очередных японских гор.Проект интересен необычным сочетанием качеств броненосца и броненосного крейсера,из-за чего эти корабли иногда считают недобронированными линкорами. Можно назвать также мощными и медленными крейсерами.Японцы планировали использовать их в боях с броненосцами как быстроходное крыло эскадры,аналогично действиям «Кассуги» и «Ниссина». По сути явились переходным этапом между броненосными и линейными крейсерами. В 1912 году японцы переклассифицировали их в линейные крейсера.

Пер­воначально «Ибуки» и «Курама» должны были быть совершенно одинаковыми, но для первого весной 1906 года заказали паровые тур­бины Кёртисса, и проект пришлось ос­новательно переработать. «Ибуки» стал первым японским турбинным кораблем, но это не сделало его более быстроход­ным: на испытаниях «Курама» развила ход 21,5 уз. при мощности 23 081 л.с., а «Ибуки» — 21,16 уз. при 28 977 л.с. Внеш­не оба корабля отличались мачтами: на «Кураме» они были трехногими, а на «Ибуки» — обычными.

Полулинейный полукрейсер «Ибуки». Япония

Строительство обоих крейсеров было отложено из — за отсутствия средств ,на верфях была нехватка квалифицированных работников , приоритет в работах был отдан дредноутам «Кавати « и «Сэттсу»,а также ремонту и модернизации трофейных русских кораблей. «Ибуки» заложили на освободившемся после броненосца «Аки» стапеле в Куре намного позднее головного «Курама» 22 мая 1907 г., но спустили уже 21 ноября 1907 г., установив тем самым судостроительный рекорд для японских адмиралтейств (благодаря накопленным за время ожидания материалам и компонентам).

После того как было принято решение об эксперименте с турбинами Кэртиса,уже «Ибуки» получил приоритет перед «Аки»,так как эксперимент логичнее было проводить в первую очередь на меньшем по размерам крейсере.Благодаря этому«Ибуки» первым вступил в строй 1 ноября 1909 г.

Всего построено 2 единицы: «Ибуки» (伊吹), «Курама» (鞍馬). 鞍馬型巡洋戦艦 . Упоминаются как Ибуки класс ( 伊吹型 Ибуки-гата )или Курамакласс ( 鞍馬型 Курама-гата ).

«Ибуки»  伊吹 — Куре ,Морской Арсенал .Заложен 22 мая 1907 (официально,но постройка начата по др. данным в мае 1906), спущен на воду 21 ноября 1907, вошёл в строй 1 ноября 1909 года. Исключен из списков флота 1923.

«Курама»  鞍馬 — Йокосука ,Военно-морской Арсенал .Заложен в мае 1906(по др. данным 23.8.1905), спущен на воду 21 октября 1907, вошёл в строй 28 февраля 1911 года. Исключен из списков флота 1923.

Водоизмещение 14,636 длинных тонн (14871 т) при нормальной нагрузке и 15,595 длинных тонн (15845 т) при полной нагрузке. Длина 147,8 м, между перпендикулярами 137,2 м. Ширина 23 м. Осадка 7,9 м.

Бронирование-главный пояс: 102—178 мм
палуба: 51 — 76 мм
барбеты: 127—178 мм
башни главного калибра: 127—178 мм
башни среднего калибра: 152 мм
казематы: 127 мм
боевая рубка: 203 мм

Двигатели-28 котлов,2 вертикальные паровые машины тройного расширения («Курама»), 18 котлов Miyabara , 2 паровые турбины («Ибуки»),23 081 л. с. («Курама»), 28 977 л. с. («Ибуки»). Движитель-2 винта. Скорость хода 21,25 узла («Курама»), 21,16 узла («Ибуки»). Экипаж 820 — 844 человек. Вооружение-2×2 — 305-мм/45,4х2 — 203-мм/45,14×1 — 120-мм/45,2 — 4х1 — 76-мм. Минно-торпедное вооружение-3 × 457-мм ТА

Первоначальный проект предусматривал для обоих кораблей силовую установку из вертикальных паровых машин тройного расширения ,но в связи с задержкой постройки «Ибуки» японцы решили в порядке эксперимента поставить на него две из четырех заказанных турбин Кэртиса (остальные ушли на броненосец «Аки»). Через месяц японцы за 100 тысяч долларов купили лицензию на производство турбин и впоследствии наладили их производство в Японии.Турбины «Ибуки» имели расчетную мощность 24 000 л.с.,что должно было обеспечить скорость 22,5 узла.Но проектных показателей достичь не удалось- на начальных морских испытаниях с 12 августа 1909 года скорость достигла лишь 20,87 узлов , несмотря на турбины , показавшие 27,353 л.с. После доработки турбин на испытаниях 23 июня 1910 года крейсер достиг скорости 21.16 узлов при 28,977 л.с..

Курама использовал традиционную пару четырехцилиндровых движение паровых машин с номинальной мощностью 22500 л.с.

На кораблях стояли четыре 305-мм/45 пушки в двухорудийных башнях в носовой и кормовой части. Орудия имели угол возвышения 23° . Это позволяло вести огонь бронебойным снарядом на 22 000 м с дульной скоростью 850 м / с .Промежуточное вооружение было намного мощнее , чем у предшественников- четыре двухорудийных башни , оснащенные 45-калиберными 203мм(8-дюймовыми ) пушками , установленных по бортам. Орудия имели возвышение до + 30 ° ,что обеспечивало им максимальную дальность около 21 000 м,их 115 кг снаряды имели начальную скорость 760 м / с.

Противоминная защита обеспечивалась четырнадцатью скорострельными 120 мм(4,7-дюймовками) со стволами в 40 калибров. Все они , кроме двух , были установлены в казематах по бокам корпуса. Их снаряды весили 20 кг при начальной скорости 660 м / с. Корабли были также оснащены четырьмя 12-фунтовыми в 40-калибров QF орудиями и четырьмя 12-фунтовыми 23-калиберными орудиями QF.Их снаряд весил 5,67 кг с дульной скоростью 700 м / с и 450 м / с соответственно. Кроме того, крейсера были оснащены тремя 457 мм торпедными аппаратами , по одному на каждый борт и один в корме.

Бронирование крейсеров типа Ибуки было улучшено по сравнению с предшественниками. По ватерлинии шел пояс крупповской цементированной стали 178 мм между 12-дюймовыми орудийными башнями ,при 102 мм толщине в носовой и кормовой части . Верхний пояс 127 мм брони между 203 мм орудийными башнями защищал два центральных каземата.

Башни главного калибра были защищены броневыми плитами 229 мм толщины , и 38 мм крышей. Броня для восьмидюймовых башен — толщиной шесть дюймов. Основные барбеты были защищены семью дюймами брони и барбеты башен промежуточного калибра — пятью дюймами. Толщина броневых палуб была два дюйма по всему кораблю. Бронирование боевой рубки- восемь дюймов .

«Курама» во время войны занимался патрулированием центральной части Тихого океана. Ничем проявить себя ему не удалось.

В 1922 крейсера разоружили и в 1923 в соответствии с Вашингтонским договором вычеркнули из списков флота ,а в 1923-1925 разобрали на металл.

"Курама" в 1911 году на коронационном ревю в Спитхэде

«Курама» в 1911 году на коронационном ревю в Спитхэде

Крейсера не успели на русско-японскую войну,в первую мировую войну австралийцы отобрали у них честь потопить знаменитый немецкий рейдер,а Вашингтонское соглашение лишило их шансов на продолжение карьеры.

В итоге весьма интересные корабли запомнились в основном позированием зевакам на коронационных торжествах 1911 года.

Для эпохи супердредноутов и линейных крейсеров он был слишком тихоходен и неудобен разнокалиберной артиллерией.По меткому выражению В.Л. Кофмана — «Полулинейный полукрейсер» .

Источник — https://zen.yandex.ru/media/id/5cf01f060d8ac524e68e4579/bronenosnye-kreisera-polulineinyi-polukreiseribuki-5e16166874f1bc00b1ec92b0

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account