Польские альтернативы. PZL M-7 STN и PZL M-16
Давным-давно был пост про интересный польский проект сверхзвукового УТС/легкого истребителя TS-16 (TS-13) Grot. Совершенно случайно получилось, что в пару ему досталась австралийская бесхвостка CAC CA-31. Сейчас, однако, можно употребить мем про «Совпадение?-Не-думаю», ибо параллельки между «ляхом» и «осси» все-таки имеются, хотя и довольно призрачные. Ибо восемь лет назад не было внятной доступной информации об альтернативе «Грота» – проекте PZL M-7 STN, который довольно сильно (с учетом немногочисленности проектов УТС-бесхвосток) походил на австралийца.
«Грот», чья разработка началась в середине 58го, появился благодаря Тадеушу Солтыку, главному авиаконструктору послевоенной Польши, долгое время возглавлявшему КБ при Институте авиации в Варшаве. Проект бесхвостки народился в WSK PZL Mielec, т.е. первый проект появился в аналоге советского ЦАГИ, а второй – в заводском КБ. Буквы да цифры в названии машины PZL M-7 STN означают: PZL M-7 – седьмая модель от нового послевоенного PZL, STN – Samolot Treningowy Naddźwiękowy, Самолет Тренировочный Сверхзвуковой. Вел самолет инженер Anatoliusz Inowolski (?), знак вопроса причем не мой – а польских авторов, т.е. как-то есть сомнения у самих поляков, кто работал над проектом. Что навевает на мысль об очень низком приоритете конкурента TS-16-го и небольшом авторитете конструктора.
1. PZL M-7 STN
Проектирование «бесхвостки» началось в 59ом. Была сделана моделька самолета, которую повезли обдувать в Варшаву в Авиационный институт. На этом все и закончилось – в 1960 году приз был отдан «Гроту». Про самолет известно немного: двигатели – те же ТРД SO-2 с тягой 1000 кг и 1500 кг на форсаже. Длина – 13 метров, а размах крыльев – 7,2 м, да и то не точно.
Почему была выбрана для УТС схема «бесхвостка»? Загадка! С австралийцем все ясно – на нем планировали тренировать пилотов для «Миражей-третьих». У поляков был когда-то в 52 или 54 году чисто «салфеточный» FM-13 Delta, чрезвычайно напоминающий британский Avro 707, но конечно в конце 50х вряд ли кто его воспринимал всерьез – так что выбор такой схемы для проекта из Мельца может служить еще одним доводом в пользу вывода о несерьезности проекта.
Ну и чтобы «два раза не вставать» – кратко о PZL M-16, наследнике то ли «Грота», то ли «Искры» (УТС PZL TS-11 «Iskra). Подробно о нем не получится – информации о M-16 немного. Проектирование началось в начале 70х в WSK Mielec под руководством Edward Marganski, предусматривалось создание двух вариантов – двухместного УТС и одноместного истребителя/ударного самолета. По планам машины могли появиться в строю уже в 83 году. Если бы удалось решить проблемы с двигателем – не было подходящих тягой в районе 1500–1800 кг.
Планировалось или сделать свой такой, он получил бы обозначение SO-16, или купить лицензию у британцев на Rolls-Royce Viper.
Работы шли все семидесятые годы, с 75го проект значился как Iskra-2, с 77го – Iskra-22. Результатом этой неторопливой деятельности стало появление в середине 80х неудачливого PZL I-22 Irida.
2. PZL M-16
3. FM-13 Delta
4. PZL M-7 STN
5. PZL M-16