Полноприводный броневик Джеффери. Jeffery-Russel Armored Car. 1915. Броневик для Канады отметился в Ирландии и Индии

11
Полноприводный броневик Джеффери. Jeffery-Russel Armored Car. 1915. Броневик для Канады отметился в Ирландии и Индии

Полноприводный броневик Джеффери. Jeffery-Russel Armored Car. 1915. Броневик для Канады отметился в Ирландии и Индии

Авторское предисловие: Не найдя признания в своём отечестве бронеавтомобиль на шасси полноприводного тягача Jeffery Quad пригодится Канаде, после доработок машина называемая в литературе Jeffery-Russel Armored Car прослужила без малого десять лет и отметилась от Ирландии до Индии, правда больше в качестве полицейского броневика.

В 1915-м году специалисты компании Thomas B. Jeffery Company построили прототип броневика на шасси полноприводного грузовика собственного производства Jeffery Quad 4017. Для блиндированной машины было специально сконструировано шасси с задним постом управления. Но американскую армию эта боевая машина не заинтересовала: большая, сложная и дорогая. Но отклоненный американской армией проект неожиданно нашёл свою поддержку в Канаде.

Jeffery Armored Car, заводской прототип 1915 года

Jeffery Armored Car, заводской прототип 1915 года

Канада, одна из самых далёких страна от театра военных действий, оказалась на передовой развития бронетанковой техники. Первые два выпущенные относительно большой серией американские бронемашины, были произведены для Канадской армии. Первой была полностью моторизованная часть на бронемашинах, построенных на шасси американских грузовиков Autocar. 9 сентября 1914 года первая часть была сформирована — 1-я автомобильная пулеметная бригада (Automobile Machine-Gun Brigade No. 1 C.E.F. Позднее бригада стала известная как Бригада Брутинье (Brutinel Brigade) по имени Раймонда Брутинье (Raymond Brutinel), француза в 1904 году эмигрировавшего в Канаду. Всего было выпущено 20-ть бронированных Автокаров. Блиндированные грузовики Автокар представляли из себя в большей степени бронированные перевозчики пулемётов и расчётов, чем машины поля боя.

Armoured Machine-Gun Carrier, "Autocar"

Armoured Machine-Gun Carrier, «Autocar»

В Канаде, тогда ещё части британской империи, ура-патриотические настроения были сильны, зачастую даже больше чем в метрополии. Один из богатейших людей страны Тимоти Итон, владелец универмагов в Торонто профинансировал создание еще одной батареи бронеавтомобилей, которая так и называлась Пулемётная батарея Итона (Eaton Machine Gun Battery). Для производства были выбраны броневики на шасси Джеффери Квад, американский производитель произвёл для канадцев сорок шасси Jeffery Quad 4017 с дополнительным постом управления. На базе прототипов броневиков Джеффери инженерами фирмы Russell Motor Car Company из Торонто, дочерней компании первого успешного производителя на севере американского континента Canada Cycle & Motor Co. Ltd. В источниках существуют расхождения о точном месте выпуска серии из 40 бронемашин, которые обычно называют Jeffery-Russel Armored Car, чаще всего пишут что машины собирались и на заводе Джеффери и на заводе в Канаде. Более радикальный вариант, что все броневики собирались в САСШ, а на заводе Рассел их только растаможивали, этакая локализация производства, хорошо знакомая по современным временам. ну и наконец, что броневики полностью собирались из привезенной брони на привезенных шасси в Канаде. Все заводы находятся в районе Великих Озер и за логистикой можно было скрыть любую «локализацию». В любом случае самое близкое, что это был совместный продукт двух заводов.

Реклама завода Russell Motor Car Company (Канада)

Реклама завода Russell Motor Car Company (Канада)

Инженеры Russell Motor Car Company доработали проект бронированной машины, предложенной американцами. Оставив практически без изменений бронекорпус были изменены другие детали бронировки. Бронирование, как и для остальных броневиков на шасси Джеффери поставлялось компанией Bethlehem Steel Corp. Бронемашина для канадской пулеметной батареи предусматривала установку сразу шести пулемётов типа U.S. Model 1909 Benet Mercie Light Machine Gun, в башне и спонсонах по бортам. Шестой пулемет предусматривался в кормовом листе. Ручной пулемёт Hotchkiss Mle 1909 был разработан конструкторами Бене и Мерсье на базе станкового пулемета Гочкисса. Оружие имело газоотводную автоматику с длинным ходом газового поршня, который располагался под стволом. Ствол имел воздушное охлаждение и мог быть быстро заменен силами расчёта. При этом массивный ствол допускал длительное ведение огня без его замены. Питание пулемёта осуществлялось с помощью жестких лент-кассет, вставляемых сбоку.

U.S. Model 1909 Benet Mercie Light Machine Gun на станке с заряженной кассетой

U.S. Model 1909 Benet Mercie Light Machine Gun на станке с заряженной кассетой

Пулеметы M1909 Benét–Mercié представляли собой из изменённые под запросы армии США французские ручные пулемёты Гочкисса с боковым магазинным питанием, так в отличие от французских пулемётов, у которых кассета вставлялась слева, у американских она вставлялась справа. . Можно конечно предположить, что в экипажи броневиков набирали очень маленьких людей, но в любом случае сложно представить себе ведение огня из боковых спонсонов. Лежа на коленях у водителя? Возможно, но маловероятно. В итоге в боевую работу броневик пошел, вооруженный стандартным станковым Виккерсом (Vickers Machine Gun Mark I, 303-inch)в башне.

Основные хорошо различимые отличия серийного варианта от прототипа: водительская рубка расширена на всю ширину бронекорпуса, как передняя, так и задняя. И спереди и сзади с обоих стороны над колесами добавлены спонсоны для пулемётов. В районе башни броневой корпус имел уширение в виде бронированного угла из листовой брони. Спереди устанавливались направляющие угольники с загнутыми резаками, которые должны были поднимать проволочные заграждения и разрывать их.

Ретушированная фотография броневика, демонстрирующая возможности шасси

Ретушированная фотография броневика, демонстрирующая возможности шасси

Формирование моторной пулеметной батареи Итона ( (Eaton Motor Machine Gun Battery) началось 1 июля 1915?г. в Оттаве. Обучение и подготовку к боевой работе часть вела в лагере Ниагара, недалеко от Сент-Катаринс, Онтарио, Канада. В 1916-м году боевую часть перебросили на Британские острова. Но 1916 год, этот не 1914, и даже не 1915-й. Все мобильные броневые части на Западном фронте Великой войны уже были выведены их боевой работы. Закопавшийся в землю фронт от моря и до Швейцарии ждал боевых машин для изменения статус-кво, но это в ближайшем будущем будут гусеничные танки, а совсем не колесные машины. В итоге все броневики батареи Итона были переданы в распоряжение войскам, отвечавшим за безопасность метрополии, и на большую войну в отличие от первой канадской пулемётной батареи на Автокарах не попали.

Броневики при формировании батареи, презентация 4 сентября 1915 года в Торонто (Онтарио, Канада)

Броневики при формировании батареи, презентация 4 сентября 1915 года в Торонто (Онтарио, Канада)

Покатавшись некоторое время по Британии, английские военные все таки нашли броневикам применение. По сравнению с Роллс-Ройсами, которые де юре стали образцом для пулеметного бронеавтомобиля, броневики на шасси Джеффери имели слабую броню и маломощный двигатель, что нивелировало преимущества полного привода. Машины были переведены в колониальные войска. Половину отправили в Ирландию, для патрулирования беспокойной колонии, вторая отправилась в Индию, примерно для тех же полицейских целей, только в более жестких условиях. В итоге в Ирландии служило 20 машин (или 22), в Индии — 16.

После прибытия броневиков Джеффери-Расселл в Ирландию самая горячая фаза противостояния уже закончилась и бывшие канадские броневики, в отличие от английских бронированных Peerless, Austin, Lancia иCrossley и Rolls Royce образца 1920 года из Ирландии и не выводились. На их счету не зафиксировано участия в каких-либо боях и перестрелках. Броневики на шасси Jeffery Quad прибыв в Ирландию в августе 1917 года, и оставались в Ирландии до вывода британских войск в 1922 году. Броневиками Джеффери были укомплектованы 1-й батальон King’s Own Royal Lancaster Regiment и пехотного полка из Восточного Йоркшира ((East Yorkshire regiment). С высокой степенью вероятности все бронемашины просто были списаны.

Двадцать броневиков Джеффери-Рассел были отправлены несколькими транспортами в Индию, но прибыло только шестнадцать. Четыре броневика были потеряны вместе с большей частью запасных частей к боевым машинам, когда грузовое судно SS Shirala было торпедировано немецкой подводной лодкой U-57 2 июля 1918 года практически сразу после выхода из порта. Если потеря четырех машин принципиально не могла сказаться на использовании броневиков, то утонувшие запасные части до максимума осложнили эксплуатацию машин в Индии, куда грузовые Джеффери Квад практически не поставлялись. Отсутствие запасных частей привело к «каннибализации», когда одна из машин разбиралась на запасные части, что бы остальные боевые машины могли эксплуатироваться. К тому же относительно слабый для конца десятилетия двигатель не обеспечивал броневикам Джеффери-Расселл необходимой подвижности на плохих дороги на северо-западной границе Индии.

Индийскими Jeffery-Russel были оснащены 4-й, 5-й, 7-й, 8-й и 10-й AMB (бронированные моторные батареи). В каждой батарее было по три блиндированных машины. С февраля по август 1919-го года броневым частям пришлось повоевать в ходе , три Jeffery в каждом AMB во время так называемой 3-й афганской войны с февраля по август 1919 года. В отличие от других войн, в названии которых есть слово Афганистан, третью войну начали сами афганцы, захватив приграничные территории Британской Индии. В ходе ответных действий англичане применяли авиацию и бронетехнику и смогли вытеснить афганцев со своей территории. Несмотря на относительно незначительные потери с обеих сторон и незначительные территориальные итоги, война способствовала снижению влияния британцев в этом регионе.

В 1921-м году из оставшихся в эксплуатации броневиков создали батареи в составе вновь сформированных частей Королевского танкового корпуса. 5-я и 7-я АМВ с 7 броневиками Jeffery-Russell вошли в состав для 10-й бронетанковой роты (10th ACC) Танкового корпуса (ТК). Также в 10-ю роту (10th ACC) вместе с бронемашинами на шасси Джеффери достались броневики Индийского типа три на шасси Wolseley 12/16 с 13-й АМВ, три на шасси Кадиллак с 15-1 и три Wolseley 24/30 с 16-й АМВ. Отсутствие запасных частей привело к тому, что все были броневики были списаны в 1925 году, разбронированы, а шасси проданы с аукциона.

С современной точки зрения удивляет, что полноприводные грузовики так мало использовались для бронирования в годы Первой мировой войны, а там где такие попытки были, они не привели к ожидаемому результату: в Германии так и не наладили сколько-нибуть массовое производство бронированной техники вообще, Российские машины Джеффери-Поплавко не успели на войну, а канадские Джеффери-Расселл скитались по английским колониям. Просто время полноприводных машин не пришло, это была техника опередившая время.

Jeffery-Russel Armored Car/Russel Armored Car/Бронированный автомобиль Джеффери-Рассел

Страна: САСШ/Канада

Производитель: Thomas B. Jeffery Company/Russell Motor Car Company

Год выпуска: 1915

Кол-во: 40

Экипаж: 5-6

Бронирование: 3,8-5,1 мм

Размеры: 5486×1930×2438 мм

Вооружение: 6×Hotchkiss M1909 Benét–Mercié machine gun

Боевая масса: 5,500 тн?

Шасси: Jeffery Quad 4017

Двигатель: Buda H-U, 5.1 L, 4L, 29 л.с.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/polnoprivodnyi-bronevik-ot-djefferi-jefferyrussel-armored-car-1915-bronevik-dlia-kanady-otmetilsia-v-irlandii-i-indii-609ccfef1a7ddc2393d9e1b0?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account