Полноприводный броневик Джеффери. Jeffery Armored Motor Car. 1915. Двухбашенный прототип для американской армии
Авторские предисловие: Создание блиндированных автомобилей на серийных полноприводных шасси грузовиков было реализовано только в России и США. Одним из самых интересных прототипов таких машин стал бронеавтомобиль Джеффери на шасси собственного производства.
В 1915-м году на фирме Джеффери (Thomas B. Jeffery Company) главный администратор (суперинтендант) Джери Де Коу (Jerry De Cou) решил, что для расширения рынка поставки грузовиков Джеффени Квад неплохо бы продавать их военным с «нагрузкой» — бронированием и вооружением. Для установки брони было создано специальное шасси с задним управлением и собрано по крайней мере два прототипа — с одной и двумя вращающимися башнями. Третий прототип с неподвижным боевым отсеком был предложен компанией, но возможно никогда не производился. Прототип с одной башней военным совсем не понравился.
Второй броневик был построен по новом проекту с двумя башнями. Всего было произведено две очень похожие машины, в источниках на вторую машину, которая участвовала в боевых действия и называлась Armored Car No. 1, ссылаются как на произведенную на государственном арсенале. Первый броневик на шасси Джеффери Квад с двумя башнями был произведен в первой половине 1915-го года. Машина получилась существенно тяжелее. Так как инженеры Джеффери строили машину по своему разумению, а не в соответствии с потребностями военных, бронекорпус был сложным с большим числом наворотов, в реальной ситуации только усложнявших производство.
В отличие от бронемашины с одной башней в этом броневике башни были относительно невысокие, центральная устанавливались на высокой боевой рубке, а задняя башня на уровень ниже, подобно тому, как были установлены башни у бронеавтомобилей Ижорского завода на шасси автомобилей Гочкисс полобно башням на линкорах, которые как раз начали массово строится и в САСШ. Такая установка башен позволяла концентрировать огонь обоих пулеметов в любом направлении, кроме курсового. Соответственно можно предположить, что инженеры Джеффери видели применение своих машин подобно российским военным, когда броневики выходили на боевую позицию кормой к противнику и при необходимости быстро выходили из боя . Использование шасси с задним управлением для этой машины очень вероятно, так как в левой части кормового листа есть люк, при открытие которого водителю заднего поста можно управлять боевой машиной. Но это только предположение, так как в этом случае он сам должен будет сидеть в задней башне.
Полноприводное и полноуправляемое шасси в любом случае обеспечивало достаточную подвижность броневой машине. Конечно нужно признать, что условия боевой работы в прериях и пустынях Мексики и Техаса очень сильно отличается от болот и чернозёмов Украины и Бельгии, и даже узких колёс и небольшой перегрузки шасси было достаточно для таких условий.
От второго броневика такого же типа, принимавшего участие в Мексиканском рейде генерала Першинга, прототип двухбашенного броневика от Джеффери отличается большим числом маленьких деталей. Защита радиатора была сложной с распашными дверками с приводом из кабины в отличие от простой крышки на «броневике Першинга». Защита радиатора была вертикальной. На машине были установлены фары передние и задние. Судя по всему были разные варианты их установки. В последнем варианте фары были в прямоугольных бронированных кожухах. На прототипе не было дверки в моторном отсеке с правой стороны, зато был люк слева сзади.
Защита пулеметных амбразур была сделана специальными сдвижными заслонками, защита наблюдательных лючков открывалась изнутри как на башнях, так и на корпусе. Водитель имел собственную рубку с поднимающейся защитой. Но при этом все броневые листы, в том числе и лобовые не имели наклона. Двери для покидания боевой машины были с обеих сторон боевого о отделения. Может быть для условий американской реальности и планируемой операции в Мексике 5-мм броня для столь крупной машины была и достаточной, но для европейского театра боевых действий этого было совершенно недостаточно.
01 мая 1915 года, примерно тогда же, когда на заводе собирались броневики, владелец фирмы Чарльз Джеффери (Charles Jeffery) отплыл на самом быстром гражданском лайнере того времени — «Лузитании» из Нью-Йорка в Ливерпуль. Одновременно на «Лузитанию» было погружено несколько Квадов, которые Чарльз Джеффери надеялся продать европейцам. И хотя германское правительство официально предупредило через прессу в САСШ, что корабль может подвергнуться атаке, почти 2000 пассажиров и членов экипажа выбрали этот путь. 7 мая 1915-го года «Лузитания» в 30-км от берега Ирландии была торпедирована U-20 и пошла ко дну с 1198 пассажирами и членами экипажа. Но даже это не стало поводом для вступления САСШ в войну, лайнер ведь был Британским. Но на судьбу Чарльза Джеффери, трагедия, хоть oн и оказался в числе спасшихся, оказала радикальное воздействие. Вернувшись в США он продал компанию Чарльзу Нэшу (Charles Nash) и потратить деньги и остаток своей жизни на более приятные, чем война на рынке и производство автомобилей, занятия.
Первый прототип и броневик, построенный на Rock Island Arsenal (RIA), по информации источников, были очень близки конструктивно, но в отличие от машины от Джеффери, второй броневик принял участие в одной из первых операций Американской армии за пределами страны в которой массово применялась военная техника — грузовики и самолеты.
Jeffery Armored Car/Бронированный автомобиль на шасси Джеффери Квад двухбашенный
Страна: САСШ
Производитель: Thomas B. Jeffery Company
Год выпуска: 1915
Кол-во: 1 (2?)
Экипаж: 4-5
Бронирование: 3,8-5,1 мм
Размеры: 5486×1930×2438 мм
Вооружение: 2×Hotchkiss M1909 Benét–Mercié machine gun
Боевая масса: 5,700 тн?
Шасси: Jeffery Quad 4017
Двигатель: Buda H-U, 5.1 L, 4L, 29 л.с.