Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки

12
Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки

Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки

Авторское предисловие: 14 мая 1916 года американская армия перешла границу Мексики в погоне за Панчо Вильей. Вместе с пехотой, грузовиками и самолетами за повстанцем по пустыням Мексики гонялись и два броневика Armored Car No. 1 на шасси полноприводного Jeffery и Armored Car No. 2 на шасси White. Это было первое применение полноприводных броневиков армиями стран Антанты, хотя к тому моменту САСШ ещё в Великую войну не вступила.

На шасси полноприводного грузовика Jeffery Quad 4017 было построено два блиндированных двухбашенных автомобиля. Обе машины явно строились по одному проекту и были очень похожи друг на друга. И хотя в источниках указывается что один, тот который получил название Бронеавтомобиль №1 (Armored Motor Car No.1) строился на государственном арсенале — Rock Island Arsenal (RIA), а второй на самой фирме Джеффери, они настолько похожи, что скорее всего их история была одинакова. Но подтвердить в источниках это не удалось. Наиболее приемлемым выглядит вариант, что бронекорпуса для обеих машин собирались на Rock Island Arsenal (RIA), сами корпуса ставились на шасси на Thomas B. Jeffery Company. Отличалось только финансирование. Одна машина строилась за деньги фирмы Джеффери, а вторая по госзаказу у Rock Island Arsenal (RIA). Но это не точно.

Броневик Armored Motor Car No.1. в El Paso в 1918

Броневик Armored Motor Car No.1. в El Paso в 1918

История Бронированного автомобиля №1 (Armored Motor Car No.1.) началась в январе 1915-го года, когда Конгресс САСШ на 1916 налоговый год утвердил сумму в 50 тысяч еще тех американских долларов (что то около 1 300 000 современных долларов) на закупку бронированных автомобилей. Ответственным за закупку назначили главный арсенал Департамента Снабжения в Рок Айленде в Иллинойсе (Rock Island Arsenal (RIA). За 50 тысяч долларов США собирались приобрести 4 машины. Первым было приобретено шасси грузовика Джеффери Квад. Судя по отсутствию у броневика каких-либо приборов наблюдения и люков сзади, Rock Island Arsenal использовал шасси без заднего поста управления.

Так как нет подтвержденной информации о том, какая из двух двухбашенных машин была сделана первой, можно даже предположить, что Armored Motor Car No.1. был построен первым, а броневик приписываемый фирме Джеффери построили вторым, используя второй бронекорпус от RIA.

Бронекорпус Armored Motor Car (AMC) No. 1 на шасси Jeffery Quad отличался от варианта, который условно можно назвать просто Броневик Джеффери (Jeffery Armored Motor Car) незначительно. Двухярусное расположение вооружения в двух башнях кругового вращения обеспечивало возможность ведения пулеметного огня одним пулеметов в любом направлении и обоими во все стороны кроме фронтальной. Пулеметы M1909 Benét–Mercié или Кольт устанавливались на специальные станки, которые позволяли вести и зенитный огонь.

В отличии от первой машины, которая приписывается фирме Джеффери, Armored Motor Car (AMC) No. 1 имел визуальные отличия, которые позволяют различать машину, принимавшую участие в Мексиканской экспедиции, от брата-двойника, который условно можно назвать «прототип». Бронеавтомобиль №1 имел наклонный лист защиты радиатора с простым поднимающимся люков впереди, на левой стороне моторного отсека был люк для доступа к мотору, соответственно на кормовом листе у этой машины не было никаких люков. С правой стороны моторного отсека так же был маленьких люк, в отличие от большого с огромными бронированным завесами на прототипе. Бронированное моторное отделение у Броневика №1 было длиннее.

Блиндированное шасси Джеффери Квад от Рок-Айлендовского арсенала стала первой броневой машиной поступившей на вооружение Американской пехоты и именно по этой причине получило такое название Armored Motor Car No.1. — Бронированный автомобиль №1. Второй машиной в штате армии стал Armored Motor Car No.2 — Бронированный автомобиль №2, который был построен на шасси автомобиля Уайт. Обе машины после тренировок и испытаний в Нью-Мексико были включены в состав экспедиционных войск, которые в марте 1916 года вошли на территорию Мексики. По официальной версии 9 марта 1916 года войска повстанцев Панчо Вилья напали на военную часть американской армии в Колумбусе в Нью Мексико. Погибло 17 американцев в том числе 8 военных. По одной из версий Панчо Вилья хотел спровоцировать войну между Америкой и Мексикой, что бы помирится с правительством Мексики на фоне войны. Официально американская армия ставила своей целью словить лидера повстанцев, а фактические цели были могли включать и установление контроля над территориями Мексики, раздираемой гражданской войне.

16 марта 1916 года 8-тысячный экспедиционный корпус США, состоявший из одной пехотной и двух кавалерийских бригад, с поддержкой 8-ми аэропланов и 3-х броневиков, объединенных в Первую Батарею Бронеавтомобилей (First Armored Motor Battery). Для американской армии это были скорее учения в близких к боевым условиях, чем настоящая война. За год боевых действий американцы потеряли всего 123 солдат и офицеров, воюя при этом и с повстанцами и с правительственной армии. Параллельно с «учениями» по тактике проверялись и возможности транспортного обеспечения боевых операций с использованием автомобильного транспорта, в том числе полноприводных грузовиков Джеффери Квад и FWD.

Руководил операцией бригадный генерал Джон «Блэк Джек» Першинг. Кроме пехоты и авиации части Першинга включали большой отряд кавалерии. Опыт использования бронемашин показал, что Armored Car No. 1 на шасси Джеффери все таки оказался перетяжелен и его использование было затруднено. Второй броневик на шасси Уайт и третий построенный на шасси Ford Model T использовались только вдоль дорог, которых впрочем было немного. После окончания активной стадии, броневики до конца экспедиции в начале 1917 года, а после окончания операции оставались в Техасе в Эль Пасо по крайней мере до 1927 года, когда машину использовали для охраны моста.

Самым ярким моментом в боевой истории броневиков Першина стал рейд 14 мая 1916 года тогда ещё лейтенанта кавалерии Джорджа Патона, а в будущем главного теоретика и практика развития танковых войск САСШ. В ходе рейда совместно с кавалерией против отряда телохранителей Панчо Вилья во главе с «генералом» Хулие Карденасом (Julio Cárdenas) противник был полностью разбит. Итогом этого рейда было сформировавшееся у Паттона мнение о превосходстве скорости над броней, которое он вплоть до второй мировой войны продвигал в САСШ. Кавалерия предпочитала легкобронированные разведывательные машины, даже если они по жизни были гусеничными танками.

В пограничном Колумбусе на территории местного музея, посвященного Панчо Вилья (Pancho Villa State Park, Columbus (США), хранится достаточно точная реплика броневика, построенная на оригинальном шасси Jeffery Quad 4017 техасской компанией Vintage Aviation.

Несмотря на принципиально удачное использование развития в США тема броневиков на шасси полноприводных машин не получила совсем, в отличие от соседней Канады, которая заказа большую партию машин для себя, но другой конструкции.

Armored Motor Car No.1/Бронированный автомобиль №1

Страна: САСШ

Производитель: Thomas B. Jeffery Company/Rock Island Arsenal (RIA)

Год выпуска: 1915

Кол-во: 1 (2?)

Экипаж: 4-5

Бронирование: 3,8-5,1 мм

Размеры: 5486×1930×2438 мм

Вооружение: 2×Hotchkiss M1909 Benét–Mercié machine gun

Боевая масса: 5,700 тн?

Шасси: Jeffery Quad 4017

Двигатель: Buda H-U, 5.1 L, 4L, 29 л.с.

Где посмотреть: Реплика на шасси Джеффри Квад – Pancho Villa State Park, Columbus (США)

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/polnoprivodnyi-bronevik-djefferi-armored-motor-car-no1-1915-pervaia-bronia-ameriki-609cce80f7956a1ab22832ca?&

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account