К лету 1940 года в проектировании и постройке опытных перспективных истребителей советской авиации явственно обозначилась тенденция применения на них двигателей с водяным охлаждением. С моторами с воздушным охлаждением было всего два перспективных истребителя: поликарповский И-180 и И-28 В. Яценко.
Развилка: Поликарпов, видя вышеуказанное развитие дел, подстраховывается и устанавливает на несколько перепроектированный истребитель И-180 мотор М-105Р с водяным охлаждением. Перестраховка оправдывается уже в августе 1940 года, когда из-за недоведённости мотора М-88, остановлено его серийное производство и запрещены полёты И-180.
На сцену выступает И-180 М-105Р. Осенью 40 г. он проходит испытания и по их результатам запускается в серию на всех возможных для его производства заводах: №№ 21, 31, 153, 292, 301.
В большой серии И-180 М-105Р с весны 41 года, до войны можно выпустить более 1000 истребителей. Как раз на такое количество современных, превосходящих по всем ТТХ новейший истребитель Германии Bf-109F-2, имеется около 1000 опытных пилотов, прошедших различные войны и конфликты(от Китая, Испании, Хасана и Халхин-Гола до Финской). Быстрое завоевание господства в воздухе в этих условиях, для люфтов становится невозможным. Во втором эшелоне советской истребительной авиации западных военных округов находится ещё около 1000 опытных пилотов без боевого опыта, но с большим налётом, годами летавших на И-16, обеспечивающих прикрытие ближних тылов наземных войск(по мере выбытия И-16, в больших кол-вах поступают И-180 М-105Р). Кроме этого, имеется около 350 пилотов и самолётов МИГ-1/3 в частях ПВО западных ВО-ов.
Описание конструкции
Мотор М-105 отлично ложится в И-180, прям как здесь и был. То же самое произошло и с «установкой» АМ-38/42 на И-185 в одном из моих предыдущих постов. И если, по некоторым данным, И-185 сразу проектировался под воздушник и жидкостник, а И-180 только под воздушник, тем не менее, М-105Р «устанавливается» на И-180, как родной.
Истребитель при этом становится немного длинней, приблизительно с той же центровкой. За счёт поднятия оси вращения винта появляется возможность на 200 мм укоротить шасси, что в свою очередь позволяет разместить между нишами колёс вход в туннель радиатора и далее в хвост, сам радиатор.
Максимальная скорость – 620 км/ч на высоте 4800 м (у земли 520 км/ч). Взлётный вес 2630 кг, вес пустого 2153 кг (б/з 320 патронов – 72 кг, пилот с парашютом – 90 кг, бензин – 285 кг, масло – 30 кг).
Вооружение: две синхронные пушки ШВАК, в перегруз 200 кг бомб. Применением синхронных пушек устраняется серьёзная проблема М-105ПА – течи масла через редуктор (отсутствует мотор-пушка) и одновременно резко усиливается вооружение.
Имеет АИ самолёт и перспективы, при установке мотора М-105ПФ/ПФ2. Скорость при этом может достичь 650–660 км/ч, что вполне адекватно вплоть до начала 1944 года. А за счёт небольшого веса истребитель будет иметь отличные разгонные характеристики (т.н. «боевая скорость»), что в бою гораздо важнее, чем максимальная скорость по прямой на расчётной высоте.