Поиск выхода из тупика. Часть 5. Appareil Boirault №2. 1916. Боевой французский ромбоид. Натурный образец

15
Поиск выхода из тупика. Часть 5. Appareil Boirault №2. 1916. Боевой французский ромбоид. Натурный образец

Поиск выхода из тупика. Часть 5. Appareil Boirault №2. 1916. Боевой французский ромбоид. Натурный образец

В конце 1914 года французский инженер Луи Буаро разработал оригинальную инженерную машину, предназначенную для преодоления проволочных заграждений противника. В основе проекта лежал принцип гусеничного движителя, однако использован он был весьма необычным образом. Результатом проектных работ стало появление опытного образца необычного облика, не сумевшего заинтересовать потенциального заказчика в лице французской армии. Несмотря на первый отказ, Л. Буаро продолжил работы, результатом чего стало появление инженерной машины под названием Appareil Boirault №2.

Напомним, первый вариант предварительного проекта инженерной машины Appareil Boirault («Устройство Буаро») появился еще в декабре 1914 года. Предложение Л. Буаро заключалось в оснащении перспективного вездехода оригинальной ходовой частью, основывающейся на идее гусеничного движителя. Используя крупные рамы, выполняющие функции траков, такая машина должна была в прямом смысле слова давить проволочные заграждения, проделывая проходы для своей пехоты. Для увеличения ширины прохода конструктор использовал необычную компоновку машины с большим размером движителя и сравнительно малым центральным агрегатом, выполнявшим функции корпуса с силовой установкой и кабиной водителя.

Прототип Appareil Boirault №2 на испытаниях

Прототип Appareil Boirault №2 на испытаниях

Проект Appareil Boirault был завершен к концу весны 1915 года. Документацию по инженерной машине представили армии. Специалисты вооруженных сил ознакомились с ней и вынесли свое решение. Предложенный образец не мог иметь высокую скорость и маневренность, из-за чего дальнейшие работы по проекту посчитали нецелесообразными. Тем не менее, Л. Буаро смог убедить военных в необходимости продолжения работ и строительстве опытного вездехода. После этого проект был исправлен с учетом замечаний военных, а затем началась сборка прототипа.

Опытный образец «Устройства Буаро» вышел на испытания в начале ноября того же года. 4 и 13 ноября состоялись два этапа испытаний, в ходе которых опытная машина показывала свою подвижность и возможности по преодолению различных препятствий. Машина успешно преодолевала проволочные заграждения и пересекала траншеи с воронками. Тем не менее, скорость движения не превышала 1,6 км/ч. Реальные показатели подвижности и отсутствие какой-либо защиты экипажа или жизненно важных агрегатов привели к соответствующему решению армии. Французские военные отказались от поддержки дальнейших работ, что должно было повлечь за собой закрытие проекта. Позже опытный образец, в течение некоторого времени остававшийся на хранении, был утилизирован за ненадобностью.

Армия Франции, ознакомившись с первым прототипом машины Appareil Boirault, отказалась от приобретения такой техники. Военных не устроили малая скорость движения, неприемлемо плохая маневренность и отсутствие какой-либо защиты. Кроме того, первый проект не предусматривал использования оружия. В существующем виде инженерная машина не имела никаких перспектив. Однако автор оригинального проекта не сдался и решил продолжить разработку специальной военной техники. Он учел все высказанные претензии и разработал новый вариант вездехода, более приспособленный к эксплуатации в армии. Новый проект получил обозначение Appareil Boirault №2 – «Устройство Буаро, второе».

Несмотря на все претензии военных, Л. Буаро счел пригодными для дальнейшего использования как сам принцип передвижения, так и оригинальную архитектуру ходовой части, а также машины в целом. Общая компоновка второго «Устройства» должна была сохраняться, однако различные агрегаты следовало доработать в соответствии с обновленными требованиями, связанными с возможностью эксплуатации в армии. Следует отметить, что небольшими переделками обойтись не удалось. Фактически французскому изобретателю пришлось разрабатывать все основные агрегаты с нуля, хотя и на основе имеющихся решений.

Машина Appareil Boirault №2 сохраняла конструкцию движителя, основанного на идеях гусеницы. Для перемещения по различным ландшафтам и борьбы с невзрывными заграждениями противника должна была использоваться система, состоящая из шести секций-рам прямоугольной формы. В рамках второго проекта Л. Буаро внес самые серьезные изменения в конструкцию секций, что привело к появлению изделий иных габаритов и доработанной формы. В частности, со временем на «гусенице» появились дополнительные боковые упоры-сошники.

Общий вид на левый борт машины

Общий вид на левый борт машины

Как и в первом проекте, основой секции-рамы движителя была четырехугольная конструкция, собранная из металлических профилей и усиленная косынками на углах. При этом, в отличие от Appareil Boirault №1, новый вездеход должен был иметь дополнительную продольную балку, усиливающую раму. На двух торцах рамы, соприкасающихся с другими подобными устройствами, располагались детали шарниров. Боковые балки оснащались набором упоров, при помощи которых ограничивалось взаимное перемещение двух рам. Конструкция машины была такова, что углы между рамами должны были оставаться в определенных пределах. Выход за этот диапазон грозил поломкой ходовой части и потерей хода.

На внутренней поверхности рам, вдоль внешних балок, проходили рельсы. Как и в прежнем проекте, центральный агрегат машины, вмещающий силовую установку и водителя, должен был перемещаться по замкнутому рельсовому пути, находящемуся внутри движителя. Для этого на нем имелся набор роликов, в том числе соединенных с двигателем.

Первый экспериментальный образец «Устройства Буаро» оснащался центральным агрегатом, выполненным на основе рамы треугольного профиля. Такая конструкция позволила оснастить вездеход всеми требуемыми устройствами, однако стала поводом для критики. Опытная машина не имела никакой защиты, из-за чего ее по определению нельзя было выпускать на поле боя. Во втором проекте изобретатель учел претензии военных, благодаря чему центральный агрегат получил бронирование, а также был доработан с учетом возможного боевого применения.

Поскольку машина Appareil Boirault №2, по замыслу создателя, должна была использоваться армией на полях Первой мировой войны, ее пришлось оснастить полноценным объемным броневым корпусом, размеры которого позволяли разместить внутри силовую установку, трансмиссию, экипаж из нескольких человек, а также вооружение и боекомплект. Решение такой задачи в некоторой мере затруднялось необходимостью использования правильной формы корпуса с крышей «двускатной» конструкции. Иное строение верхней части корпуса могло привести к контакту крыши с элементами движителя и их взаимным повреждениям.

Результатом проектных работ стал корпус сложной формы, способный вместить все необходимые устройства и людей. Лобовая часть корпуса была выполнена в виде сложной многогранной конструкции с тремя лобовыми листами, смонтированными под разными углами к вертикали. По бокам к ним присоединялись два четырехугольных скуловых листа, помещенных под углом к горизонтали. Позади подобного лобового агрегата находился прямоугольный основной объем, образованный двумя вертикальными бортами и горизонтальным днищем. В этой части корпуса находились две двери для доступа внутрь машины. Корма имела некоторое сходство с передней частью корпуса, однако не получила сходящиеся бортовые листы. Вместо них использовались вертикальные детали, являющиеся продолжением центральных бортовых деталей.

Испытания прототипа

Испытания прототипа

За счет использования наклонных листов лба и кормы образовывалась необходимая форма верхней части корпуса, исключавшая его контакт с деталями движителя. При этом над корпусом выступали некоторые детали трансмиссии. Для их защиты над бортами появились дополнительные кожухи треугольной формы со скругленными верхними углами.

Внутри корпуса располагался бензиновый двигатель имеющегося в наличии типа. Первый вариант инженерной машины оснащался 80-сильным двигателем, тогда как мощность силовой установки прототипа Appareil Boirault №2 неизвестна. Двигатель сопрягался с механической трансмиссией, в составе которой присутствовало несколько зубчатых колес и цепей. При помощи последних двигатель соединялся с ведущими колесами движителя. Имелись две ведущие оси с колесами: одна находилась под днищем корпуса, вторая – над его крышей.

Ходовая часть основного агрегата вездехода имела достаточно простую конструкцию. К днищу крепились две оси с роликами, взаимодействующими с рельсами движителя. Еще одна такая ось находилась на крыше. Известно, что в составе ходовой части применялись некие механизмы поворота, однако описания их конструкции не сохранились. В своем первом проекте Л. Буаро использовал домкраты, затормаживающие одну из сторон машины. Каким образом предлагалось маневрировать «Устройству» второй модели – неизвестно.

По некоторым данным, инженерная машина Appareil Boirault №2 должна была нести вооружение для самообороны. В центральных лобовом и кормовом листах корпуса должны были помещаться две установки для пулеметов марки Schneider. Согласно иным источникам, пулеметы следовало монтировать на установках в бортовых дверях. Примечательно, что в таком случае инженерная машина получала определенное сходство с будущими ранними танками британской разработки, оружие которых устанавливалось в спонсонах.

Управлять вездеходом должен был экипаж из трех человек. Одному из них следовало выполнять функции механика-водителя, а двое других являлись стрелками. Для доступа на свои места экипажу предлагалось использовать бортовые двери. Наблюдать за местностью экипаж мог при помощи набора смотровых щелей в разных частях броневого корпуса.

Инженерная машина после доработки ходовой части, вид спереди

Инженерная машина после доработки ходовой части, вид спереди

Несмотря на изменение конструкции основных агрегатов, принцип работы оригинального движителя остался прежним. При работающем двигателе центральный агрегат-корпус должен был перемещаться по рельсам секций движителя и менять их положение. Двигаясь вперед, центральный агрегат наезжал на переднюю секцию движителя и заставлял ее опускаться. Та, в свою очередь, протягивала вперед секции, находящиеся над корпусом. Изначально предполагалось, что использование шести крупных и прочных рам позволит с высокой эффективностью давить проволочные или иные заграждения.

Луи Буаро продолжал развитие своих идей примерно до середины 1916 года, после чего ему удалось вновь заинтересовать армию. К этому времени французское командование узнало о разработке перспективных бронемашин в Великобритании и тоже проявило интерес к такой технике. Новый проект Appareil Boirault №2 заставлял вспомнить о неудаче прошлого года, однако все же привлек внимание потенциального заказчика. Вскоре появилось распоряжение военного ведомства о строительстве опытного образца новой машины.

Прототип «Устройства Буаро №2» был построен в середине лета 1916 года. В августе машину отправили на полигон для проверок. Как и в случае с предыдущим проектом, судьба машины была определена по результатам всего двух этапов проверок, каждый из которых занял по одному дню. Проверки на полигоне прошли 17 и 20 августа 16-го. Первый день предназначался для определения возможностей машины, а целью второго фактически была демонстрация оригинальной разработки представителям командования.

Инженер Луис Буаро (крайний правый) во время своей работы на Французские железные дороги ещё до войны Фото: French National Library Reference #6928904

Инженер Луис Буаро (крайний правый) во время своей работы на Французские железные дороги ещё до войны Фото: French National Library Reference #6928904

Для проверки возможностей бронемашины вновь была подготовлена трасса, имитировавшая поле боя. На относительно ровном участке полигона оборудовали проволочные заграждения, уложили железнодорожные пути, выкопали несколько траншей, а также сделали воронки, аналогичные остающимся после взрывов снарядов. Во время демонстрации 20 августа опытный образец Appareil Boirault №2 смог преодолеть трассу длиной 1,5 км примерно за полтора часа. Оригинальный движитель машины без каких-либо затруднений смял проволочные заграждения, после чего обеспечил пересечение траншей шириной 1,8 м и воронок до 2 м в диаметре. Использованная система управления по курсу показала свою работоспособность, но ее реальные характеристики оказались недостаточными. Машина поворачивала весьма неспешно, из-за чего радиус поворота достигал 100 м.

Имеются сведения о некоторых доработках движителя на одном из этапов проекта. В испытаниях использовались секции-рамы в исходном виде, без дополнительного оснащения. При этом имеются несколько фотоснимков, изображающих Appareil Boirault №2 с измененной ходовой частью. Следует отметить, что все они были сделаны в цеху предприятия-изготовителя. Точные сведения о времени съемки отсутствуют. По-видимому, после первых испытаний было решено доработать оригинальный движитель с целью некоторого повышения параметров машины.

Улучшенный прототип, вид на корму

Улучшенный прототип, вид на корму

Все новые доработки заключались в применении дополнительных упоров-грунтозацепов. На усиливающих косынках рам-секций появились прямоугольные детали, выходящие за пределы исходной опорной поверхности. Это могло в определенной мере увеличить площадь опоры машины, улучшив ее проходимость и подвижность. Тем не менее, как можно судить по сохранившимся данным, такой вариант инженерной машины на полигоне не испытывался и не вышел за пределы сборочного цеха.

Причиной отказа от испытаний техники с улучшенным движителем стали результаты демонстрации 20 августа 1916 года. На этом мероприятии присутствовал генерал Анри Жозеф Эжен Гуро, ознакомившийся с оригинальной разработкой и раскритиковавший ее. Генерал признал, что «Устройство Буаро №2» способно смять все на своем пути. Но в то же время он засомневался в возможности правильного выхода на намеченную цель. Низкая маневренность резко снижала реальные боевые качества техники. Кроме того, генерал отметил, что проведенные испытания не являются убедительными, поскольку полигонная трасса для проверки машины очень плохо отражает реалии фронта текущей войны.

Испытания второй инженерной машины Луи Буаро вновь показали работоспособность конструкции, одновременно с этим продемонстрировав ее непригодность к практическому использованию. Критика со стороны командования лишила оригинальную разработку каких-либо реальных перспектив. Армия не пожелала заказывать предложенную технику и отказала в помощи с дальнейшим развитием проекта. Конструктор был вынужден прекратить работы. Подобно своему предшественнику, опытный образец Appareil Boirault №2 был отправлен на хранение. В дальнейшем более не нужную машину отправили на разборку. До нашего времени ни один из прототипов оригинальной техники не дожил.

После второго отказа от военного ведомства Л. Буаро прекратил работы над развитием оригинального движителя, способного преодолевать разные препятствия и буквально давить заграждения противника. Тем не менее, он не потерял интереса к бронетехнике в целом. В дальнейшем изобретатель предложил несколько вариантов необычных танков сложной архитектуры, в которой использовались существующие образцы бронетехники и некоторое новое оснащение. Эти проекты оказались неудачными даже в сравнении с Appareil Boirault. По ряду причин, им не удалось дойти даже до стадии строительства прототипов.

Тактико-технические характеристики Appareil Boirault №2/Аппарат Буаро №2/Инженерная машина Буаро Второй проект

Страна: Франция

Производитель: –

Год производства: 1916

Боевая масса: 40 тонн

Экипаж: 4

Бронирование: 25 мм

Размеры: 6000-8000×3000×2000-3000 мм

Вооружение: 2 пулемета + 1 пушка (37-мм), на образце не устанавливалось

Двигатель: 80 л.с.

источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account