Поиск выхода из тупика. Часть 3. «Нетопырь» Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк

21
Поиск выхода из тупика. Часть 3. "Нетопырь" Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк

Поиск выхода из тупика. Часть 3. «Нетопырь» Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк

9 сентября (27 августа по старому стилю) 1915 года у станции Орудьево севернее Дмитрова, сейчас районного города в Московской области, взревел авиационный двигатель и первый русский танк, построенный в железе, сдвинулся с места, ломая березки. И в тот же день в 2500 верстах от Москвы совершила свой первый испытательный пробег по двору завода «Wellington Foundry» боевая гусеничная машина «Lincoln Machine» № 1. Не зря видимо День танкиста празднуют во второе воскресенье сентября, хотя конечно 9 сентября 1915 года был четверг, но ведь возможно отметили рождение танка, который еще не назывался танком, в ближайшее воскресенье, что в России, что на Туманном Альбионе. История показала, что верный путь выбрали все-таки английские специалисты, но когда в России начали реализацию сложнейшего проекта колесной боевой машины, они ещё не знали, что это тупиковый путь.

* * *

Поиск выхода из тупика. Часть 3. "Нетопырь" Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк

Проект боевой колесной машины родился у инженера Лебеденко, работавшего в собственной мастерской. которая занималась производством оборудования по заказам военного ведомства, в конце 1914 года. Инженер, совершенно правильно понимал, что чем больше диаметр колеса, тем больше внедорожные возможности боевой машины. Но шансов продавить идею у простого подрядчика было минимум, если бы не знакомство с основоположником аэродинамики Николаем Егоровичем Жуковским, который не только произвел сам расчеты колес новой машины, но и отправил работать в мастерскую двух своих племянников в будущем Генерального конструктора авиадвигателей Александра Микулина и ведущего конструктора двигателей Бориса Стечкина. Стечкин и Микулин занимались разработкой чертежей и расчетом боевой машины. Готовый проект Лебеденко представил главе Союза Земств и городов князю Г. Е. Львову, который и устроил Высочайшую аудиенцию 21 января 1915 года. Моделька с пружинным заводом весело бегала по сводам законов Российской империи. В восторге от идеи одним взмахом взломать германский фронт Николай II из собственных денег выделил 210 000 рублей, сумму которой хватило бы на закупку примерно 20 броневиков Остин с полным вооружением. Но в тот момент вряд ли кто либо мог предположить, что правильно, а что неправильно.

Поиск выхода из тупика. Часть 3. "Нетопырь" Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк

По идее Лебеденко чертежи боевой машины делал Микулин, передачу усилия на колеса доводил Стечкин. В железе проект превратился в гигантскую трехколеску высотой 9 метров и опирающуюся на задний полутораметровый каток. Вооружение устанавливалось в боевой рубке сверху и боковых спонсонах. В нижней боевой рубке так же планировали установить пулеметы. Уровень верхней рубки был примерно 8 метров над землей. Пушки в боковых спонсонах планировались скорее всего 3-х дюймовые противоштурмовые, как и установленные на броневиках Гарфорд. Т-образный коробчатый корпус имел ширину 12 м и собирался из 6-мм неброневой стали (котельного железа). Проектная скорость передвижения машины составляла 17 км/час при приводе от двух трофейных двигателей Майбах мощностью 240 л.с. каждый. Слабым местом была фрикционная передача момента не колеса, которая показала свою ненадежность. При испытаниях в 1919 году скорость перемещения «танка» была всего 3 км/час.

https://vikond65.livejournal.com/931516.html

https://vikond65.livejournal.com/931516.html

Высочайшее соизволение и деньги сдвинули с места махину российской промышленности. Крупноузловую сборку начали в Хамовнических казармах в Москве, куда поставлялись металлоконструкции. Для окончательной сборки был специально подобран участок земли между станциями Орудьево и Вербилки Дмитровского направления. Так как проекту был присвоен высший уровень секретности, место должно было быть совершенно незаметным, но вблизи от железной дороги для доставки узлов и агрегатов. По воспоминаниям Микулина

«…На открытом воздухе стали клепать огромные стальные конструкции. Здесь же были построены механические мастерские, работали станки. Весь участок был обнесен колючей проволокой. Через каждые 100 м стояли часовые, а по проволоке был пущен ток высокого напряжения» (взято из https://auto.mail.ru/article/69761-kolesa_s_3-etazhnyi_dom_v_poiskah_car-tanka/).

27 августа 1915 года сборка была закончена и начались ходовые испытания.

https://vikond65.livejournal.com/931516.html

Как и ожидалось, началось все просто отлично, сломав несколько березок 60-ти тонная махина поехала, но радость длилась не долго. Задний каток, из-за неправильно расчета нагрузок, все время увязал в мягком грунте и даже 480 лошадиных сил не могли его сдвинуть с места. Можно удивиться — квалифицированные инженеры Микулин и Стечкин неправильно рассчитали простейшую задачу из деталей машин? Но в отличие от проекта, по которому боевая машина должна была весить всего около 40 тонн, итоговый объект весил почти 60. Никто и не предполагал, что весовая культура будет настолько важна в этом случае. К осени 1915 года уже было понятно, с чем в реальности столкнулся бы танк Лебеденко на поле боя: немецкую полевую артиллерию не стоило недооценивать. Огромная машина стала бы крайне уязвима даже по дороге к полю боя. Но возможно самым главным стало понимание, что произвести и собрать такие боевые машины почти невозможно. И дело даже не в возможностях промышленности. Не только в начале 20-го века, но и сейчас просто нет способов транспортировки готовых объектов такого размера в район боевых действий. Значит собирать их из узлов пришлось бы прямо под носом у противника, который точно не сидел бы ничего не делая и глядя как на его глазах вырастают у линии фронта мастодонты. Просто представить себе создание производственного участка в прямой видимости противника и многодневную сборку боевых машин можно было только в страшном сне, и это с учетом, что хромающая промышленность выпустила бы все эти сварные конструкции и было бы достаточно сверхмощных двигателей. Хотя вот именно об этом можно было и подумать до начала проекта, проблема ведь лежала на виду. Поэтому, несмотря на 210 тысяч потраченных золотых рублей и высочайшую протекцию, проект был свернут.

В книге Максима Коломийца "Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне." все эти события с боевой машиной Лебеденко были сдвинуты на 1916-1917 годы. Но ряд фактов позволяет говорить, что проект был начат и практически прекращен еще в 1915, и возможно автор книги, изданной в 2008 году был не полностью прав

В книге Максима Коломийца «Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне.» все эти события с боевой машиной Лебеденко были сдвинуты на 1916-1917 годы. Но ряд фактов позволяет говорить, что проект был начат и практически прекращен еще в 1915, и возможно автор книги, изданной в 2008 году был не полностью прав

В 1919 году броневую машину испытали уже специалисты ГБУ РККА и вынесли примерно такое же резюме: машина непригодна для использования. Тем не менее территория, на которой машина собиралась охранялась всю войну, и только в 1923 году после осмотра и оценки специалистами уже Красной армии колесный танк был окончательно разобран. После отказа от проекта, понимая что одной из причин неудачи были слабые двигатели, еще в 1916 году Микулин и Стечкин начали разработку специального танкового двигателя для установки его на Нетопырь. 2-тактный мотор «АМБС-1» мощностью 300 л.с. АМБС-1 был построен в 1916 году и собран в сарае на территории ИТУ (Императорское техническое училище), сейчас МВТУ имени Баумана. Двигатель имел оригинальную схему со встречным движением поршней и непосредственным впрыском топлива в цилиндры. Схема двигателя очень напоминает схему двигателей 5ТДФ, через 50 лет доведенных до использования в танках Т-64. И здесь сыграло свою роль то, что в проекте было слишком много новизны. После запуска до того момента, когда погнулись шатуны и двигатель заклинило, он проработал около 3-х минут. Александр Александрович Микулин считал, что проект в общем-то погубили некачественные материалы, которые использовались для сборки, которые не проверялись в начале работы.

Поиск выхода из тупика. Часть 3. "Нетопырь" Лебеденко. 1915. Первый русский танк. Танк или не танк

В интернете можно легко найти указание на место, на котором собирался танк, и которое ещё долго после Гражданской войны местные жители называли Лесом танка. Сотрудники Музея истории танка Т-34 провели несколько экспедиций, в ходе которых были собраны металлические элементы в месте предполагаемого испытания танка. Экспертиза показала, что эти «артефакты» были изготовлены в 1910-1920-м годах. Можно предположить, что это остатки именно от Танка Лебеденко. Часть собранных экспонатов, которые с высокой степенью вероятности принадлежат танку, выставлены в музее.

Элементы конструкции танка. Музей истории танка Т-34. Экспозиция Фото 2017 год

Элементы конструкции танка. Музей истории танка Т-34. Экспозиция Фото 2017 год

Элементы конструкции танка. Музей истории танка Т-34. Экспозиция Фото 2017 год

Элементы конструкции танка. Музей истории танка Т-34. Экспозиция Фото 2017 год

В 2017 году на танковой площадке перед Музеем истории танка Т-34 начали сборку размерного макета танка Лебеденко. Точность соответствия макета танку Лебеденко спорная, но с точки зрения размеров все в порядке. Проезжая по Дмитровскому шоссе сейчас легко оценить реальные размеры этой броневой колесной машины. Царь-макет достоин Царь-пушки, и настолько же бессмысленно потрачены на него ресурсы.

Макет танка 1:1. Музей истории танка Т-34. Фото 2018 год

Макет танка 1:1. Музей истории танка Т-34. Фото 2018 год

Непосредственно проект огромной боевой колесной машины можно оценить как бессмысленный, но когда его начали реализовывать, вряд ли у кого было понимание, что имеет смысл, что смысла не имеет. У всех крупных стран, участников конфликта, было в избытке таких проектов, в большей или меньшей мере странных. К чести российских конструкторов и производственников проект Боевой машины Лебеденко, минуя стадию технологической и технической проверки проекта, был реализован в железе, боевая машина двигалась и проходила полевые испытания. Правда шанса стать серийной у нее не было, от слова совсем.

рисунок https://www.deviantart.com/roen911/art/Tsar-Tank-782856087

рисунок https://www.deviantart.com/roen911/art/Tsar-Tank-782856087

Боевая колесная машина Лебеденко, или как её позже стали называть Царь-танк, стал самым крупногабаритным танком за всю историю вооружений. Отнести его к танкам можно исходя из задач, которые ставились перед этой боевой машиной — атака позиций противника и поддержка пехоты, идущей в атаку. И, несмотря на то, что идея, которая была заложена в эту боевую машину, была не реализуема при возможностях промышленности в России в начале 20-го века, да и сама по себе идея «супероружия» ущербна всегда, но, тем не менее, первым российским танком стал именно этот колесный танк, и в этом году российскому танкостроению исполнилось 106 лет, примерно в то же время когда отмечали 100-летие этого самого танкостроения.

Тактико-технические характеристики боевой колесной машины Лебеденко (Царь-танк, Нетопырь, Летучая мышь, Танк Лебеденко, Машина Лебеденко, Мамонт, Мастодонт)

Страна: Россия

Тип: танк

Год производства: 1915

Кол-во выпущенных: 1

Боевая масса: 60 тонн

Экипаж: 15 человек

Бронирование: 8-10 мм

Размеры: 17800×12500×9000 мм

Двигатель: 2×240 л.с. (авиационные Майбах)

Вооружение: 2 × противоштурмовые пушки обр 1910, 8×7,62-мм Максим

источники:

  1. wikipedia
  2. Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008. -448 с.: ил.
  3. https://vikond65.livejournal.com/931516.html
  4. https://auto.mail.ru/article/69761-kolesa_s_3-etazhnyi_dom_v_poiskah_car-tanka/

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/poisk-vyhoda-iz-tupika-chast-3-netopyr-lebedenko-1915-pervyi-russkii-tank-tank-ili-ne-tank-5f96d80d24d0d15a6607abb0

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

23 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account