Поиск выхода из тупика. Часть 28. Goebel Landpanzerkreuzer. 1917. Боевые танки-шагоходы Гёбеля. Миф или пропаганда?
Авторское предисловие: История развития бесколесных транспортных средств — шагоходов конструкции Фридриха Гёбеля (Friedrich Wilhelm Goebel).
Перелом 19-го и 20-го веков — это время великих изобретателей и ученых и одновременно великих авантюристов и финансовых мошенников. Инвесторы стремились вложится в новые идеи, мечтая о безбедной старости на дивиденды от новой «лампочки Эдисона» или «самолета братьев Райт». Германские изобретатели не сильно отличились на поприще получения безумных патентов в транспортной сфере. То ли патентное ведомство даже не принимало на рассмотрение предложения «новых движителей» или «бронированных крепостей», то ли германский ум не терпел бесплодного фантазирования. В итоге главным фантазером в Силезии стал выходец из славянской части «немецкого» мира — из Риги или Кенигсберга. Переехавший в Германию Фридрих Вильгельм Гёбель убеждал доверчивых финансистов, что будущее за шагоходами, потратив полжизни и большую кучу чужих денег на продвижение своей идеи.
На место рождения изобретателя претендуют Рига и Кёнигсберг, Гёбель жил в Санкт-Петербурге и Вроцлаве. Видимо контакты со славянами окончательно заразили «фолькс-дойча» духом технического авантюризма. 14 марта 1913 года Гёбель подал заявку в германское патентное ведомство на бесколесное транспортное средство — шагоход с передвигающимися салазками-опорами. Вторым соавтором патента была ни до, ни после этого не известная фирма Caro-werke Für Blechindustrie G.m.b.H. из Берлина-Лихтенберга, которая возможно была первым «брошенным» Гёбелем инвестором. Параллельно с подачей патента был построен шагающий «велосипед», который в общем работал как надо, только с приводом от педалей. Через год в марте 1914-года Гёбель подает на патенты во Франции и Великобритании, рассчитывая на солидные прибыли, которые он пообещал инвесторам.
На изготовление прототипа Фридрих Вильгельм Гёбель привлек инвесторов, обещая им золотые горы и военные заказы в придачу. Задумка была неплохая — просто переставляя по очереди внешние и внутренние полозья можно переступать через рвы, подниматься в гору и проходить по любой местности по которой может пройти человек. Система шагающих полозьев достаточно проста. Передвижение осуществляется за счет трех пар полозьев. Пока одна пара полозьев поднимается и движется вперед, транспортное средство опирается на два других. И так по очереди, переставляя полозья машина движется вперед. Примерно так же движется человек, обеспечивая минимальной мощностью вполне приличную скорость передвижения. Пары полозьев жестко крепятся рычагами к механизму схожему с гусеницей, за счет чего поднятые «лыжи» перемещаются вперед, а корпус относительно стоящих так же сдвигается вперед. Возникает вопрос о способе управления, и, откровенно говоря, Гебель не упоминал об этом аспекте в своих патентах.
После испытаний «велосипеда»-демонстратора Гёбель в своей мастерской в городе Пинна (сейчас Пневы, Польша) собрал уже действующий прототип. Он представлял собой простую прямоугольную кабинку, схожую на применяемых в горных подвесных подъемниках. Снизу был собран агрегат из трех пар полозьев, превращавший вращательное движение вала 5-ти сильного двигателя в продольное перемещение лыж-полозьев. Параллельно доделке агрегата в феврале 1914 года изобретатель подает просьбу о финансировании прусским военным в Комиссию по испытаниям технических средств связи. Военные так же повелись на обещанные возможности перемещения вне дорог и по пересеченной местности. Гёбель назвал машину «автомобиль на рычажных рельсах» — «hebelschienen-automobil». Презентация такого «автомобиля» была проведена в самом Пинне с размахом, достойным Эдисона и Братьев Райт. Для презентации была построена горка высотой в 11 метров и 50-ти градусным уклоном. Шагоход уверенно поднялся на вершину и поднял там германский флаг. Казалось бы все идёт отлично!
01 июня 1914-го года на католическую Троицу на стадионе перед приглашенной военно-технической публикой была запланирована еще более впечатляющая демонстрация подъема на тридцатиметровую высоту. Но свою роль сыграла и неотработанность конструкции, и самоуспокоенность автора и небезызвестный «эффект генерала». Нebelschienen-automobil сломался еще у подножья. Это был провал, причем полный. Проект умер, оставив Гёбеля в долгах, он умудрился потратить жуткие по тем временам деньги в 300 000 марок и стал банкротом. Несмотря на все изящество схемы и во многом случайную неудачу, проект все таки был нереализуем. Самым главным его недостатком была невозможность управления, агрегат мог двигаться только прямо. Полное отсутствие подвески и низкий дорожный просвет делали затруднительным любое перемещение вне дорог. Первый же съезд на поле привел бы к застреванию. А поднимать грузы в горку можно было и более простыми способами.
Казалось бы карьера конструктора закатилась, но «неожиданно» начавшаяся Первая мировая война не только не похоронила мечты Гёбеля о мировом успехе, но даже придала новый импульс разработкам. Конструктор предложил военным создать бронированный «наземный крейсер», всего то за 50 000 марок. Старые долги были забыты и в январе 1916-го года он строит экспериментальный образец, от которого осталась только фотография офицера за чем-то похожим на морской штурвал. Машина, впрочем как и первый образец сразу сломалась и военные в очередной раз забросили проект.
Говорят, что «нельзя зайти в одну воду дважды», Гёбелю удалось это сделать даже трижды. После применения британцами танков в сентябре 1916 года, германские пропагандисты срочно начали искать германское первенство, австрийцы тем временем разыскали патент Бурштыня от 1911 года, а в Германии не придумали ничего лучшего как начать продвигать Гёбеля, как изобретателя первого в мире танка, ведь не могут же какие-то там англосаксы или лягушатники быть более развитыми в промышленности, чем они немцы. Сломавшаяся вагонетка стремительно становилась новым словом в военной технике, во что наверно поверил и сам Гёбель. На фоне ура-патриотической пропаганды была организована общенациональная подписка на оплату долгов изобретателя, который снова за чужие деньги, которые он очень любил тратить, начал строить очередную… модель, которая появилась на свет в феврале 1917-го года, когда военные уже определились, что им надо и проект А7V пошёл в реализацию. А Гёбель нарисовав гигантский боевой шагающий крейсер показал публике и военным модель в масштабе 1:10, похожую на миниподводную лодку или монитор времен Гражданской войны в США.
Сухопутный броненосный крейсер ( Landpanzerkreuzer ) должен был иметь впечатляющие размеры и технические характеристики — 35,4 х 5,1 х 5,1 м, толщина брони 100 мм и общая масса 550-тонн. Корпус собирался из стальных листов, по бортам соединявшихся под острым углом. Носовая и хвостовая часть была заострена наподобие тарана, чтобы танк мог легче преодолевать проволочные заграждения. Как этот монстр должен был попасть на поле боя в проекте не рассматривалось. Наличие ручки на борту этого предшественника «Зумвальта» намекает на то, что привод модели мог быть вообще пружинным. Единственное, что могла показать модель, это то что она будет двигаться, а как, куда и как быстро понять было невозможно.
Вооружение должно было состоять из пушек расположенных в бортах «корабля». По мнению Гёбеля, который уже возможно тогда потерял всякую связь с реальностью империя могла построить несколько десятков таких машин и победить в войне, в чём он и оставался уверен даже в 1930-м году, когда снова понадобился пропагандистам для возрождения мифа о первенстве германцев в деле танкостроения. Но даже в этой модели ни одна из проблем — управляемость, малый клиренс, низкая геометрическая проходимость решены не были. Когда перестала играть пропагандистская музыка, закончился и сам проект, совершенно ясно, что никаких шансов на практическую реализацию он не имел.
В июне 1918 года берлинский суд объявил Гёбеля в очередной раз банкротом, посчитав его личные долги в 800 000 марок, что в ценах 2021 года составляло бы чуть больше миллиона долларов. Изобретатель обвинил в своих долгах военных, которые заставляли его за собственные деньги развивать проект. Суд не стал долго выяснять почему, а заинтересовался темой на что же потратил деньги инвесторов конструктор шагохода и дело из дела о банкротстве превратилось в уголовное. Гёбель сбежал в Швейцарию, где ещё раз пообещал построить новый чудесный корабль «Wüstenschiff» или «Корабль пустыни, и ещё раз собрал деньги и даже успел их потратить, пока швейцарская полиция не пришла за ним. Так закончилась история в принципе интересной, но так и не попавшей в руки грамотных инженеров идеи. Несмотря на это, когда он умер в 1931-м году, германские газеты сообщили об этом как о смерти изобретателя первого танка.
В интернете можно найти фотографии, на которых изображено нормальное гусеничное шасси с механиком-водителем, сидящим прямо между гусеница, и которые связывают с именем Friedrich Goeble. Но это транспортное средство точно не имеет к конструктору прямого отношения и построено уже существенно после войны фирмой Wotan. Хотя в самой Швейцарии идея шагохода получила неожиданное продолжение, о чем расскажем в следующей статье канала. Но идея не умерла, и однажды в далекой, далекой галактике на поле боя вышли … шагоходы:
Goebel Landpanzerkreuzer/Наземный бронированный крейсер Гёбеля
Страна: Германская империя
Год производства: 1917
Кол-во: 1 (модель)