Поиск выхода из тупика. Часть 21. Lauster Wargel LW 3. 1942. С тремя колесами тягать танки? Не перебор
Вторая мировой война для Германского государства воспринималась во многом, как исправление ошибок Первой мировой войны, когда Второй рейх потерпел поражение, когда нога врага не стояла на немецкой земле. Иногда кажется, что история военной техники в Германии то же во многом исправление ошибок — недооценки броневых сил, упущений в механизации армии. Некоторые проекты, такие как тяжёлые тягачи выглядят просто, как продолжение отклоненных в 1917 году идей. Трёхколесная и сочленённая техника относится к этому ряду «повторения ошибок». В 1939 году инженер из Штутгарда и владелец каменного карьера Лаустер (Lauster) придумал новую старую идею для техники с максимальной мобильностью на пересеченной местности. Базовая идея была — Огромные барабанного типа колеса или Wargel — на швабском диалекте катки, ролики или Барабаны. Внутри пустотелых колес размещались двигатели и полезная нагрузка. Первый тягач-демонстратор технологий Lauster Wargel LW-2 был построен в 1939 году и никого не заинтересовал, ведь тогда германские военные еще не знали, что такое русская распутица и вообще собирались воевать только вдоль дорог и летом.
Прототип во многом повторял Трефасс-Ваген, танк времен первой мировой войны — огромные барабанные колеса и переднее колесико для управления, вынесенное вперед на кронштейне с баком для топлива, одновременно служащее противовесом. Получившийся болотоход показал вполне приличную проходимость и тяговое усилие и стал основой для строительства уже тягача прототипа.
В 1942 году, после неудачной зимней компании в СССР германское военное руководство активизировало несколько программ строительства перспективных тягачей — артиллерийского и универсального тягача. Итоги были неутешительными — оба проекта нашли свои корни в разработках Первой мировой войны. Четырехколесные тягачи выросли из проектов Шкоды и Порше по артиллерийским тягачам с очень большими жесткими колёсами. А вот с универсальным тягачом было сложнее. В задании он должен был быть не просто вездеходным, но должен был иметь возможность работать как БРЭМ — бронированная ремонтно-эвакуационная машина для вытягивания поврежденных и застрявших танков, в том числе и на поле боя. Серьезные поставщики долго колебалист и одно из первых техническое задание на колесный тягач получила штутгартская инжиниринговая фирма Erhard Lauster. Главным требованием к новой машине была высокая подвижность на всех типах грунтах и высокая удельная мощности, для обеспечения возможности буксировки подбитых танков тяговое усилие должно было быть около 50 тонн.
Итогом работы частной проектно-конструкторской фирмы Эрхарда Лаустера (Erhard Lauster) стало развитие его первой модели Lauster Wargel LW-2 но уже в виде прототипа. Эрхард Лаустер первым предоставил военным свой опытный тяжелый тягач LW3 с двумя передними ведущими барабанами диаметром около 3 м с наружными ребрами- грунтозацепами и задним поддерживающим катком.
Кроме бронирования корпуса машина не принципиально отличалась ранней модели. Так же в барабанных колесах размещались двигатели и полезная нагрузка. Место водителя уже было прикрыто броней, а длинный «хобот-кронштейн» представлял собой бронированную коробку. В свое новом виде Lauster Wargel LW-3 стал еще больше похож на Trefass-Wagen, трехколесный прототип танка времен Первой мировой войны. Несмотря на завидную проходимость во всём остальном Лаутер Варгель не соответствовал техническому заданию и был отклонен.
Несмотря на неудачу с проектом LW 3 история фирмы Lauster не закончилась. В ходе испытаний она получила необходимые знакомства и связи в высших кругах германского генералитета, всегда склонявшегося к «гигантомании» и осталось в обойме фирм, которой выделяли деньги на проекты «вундер-ваффе». В 1942 году параллельно с разработкой сочленённого тягача был построен 10-ти тонный образец двухколесного тягача Lauster Wargel LW 6 уже продольной схемы в виде демонстратора возможностей. Параллельно на прототипе испытывалась схема управления сочленёнными машинами.
Третьей построенной для военных машиной стал Lauster Wargel LW 5, выпущенный в виде прототипа в 1943 году. Прототип планировался как тягач для траншейного плуга и как эвакуатор для тяжелых танков. Сочленённый тягач собирался из двух одинаковых одноосных тягачей. Управление поворотом осуществлялось через карданное сочленение. Идеологически можно было собирать автотягачи и из 3-х, 4-х одноосных агрегатов, добиваясь необходимого усилия на крюке для буксировки например танка Тигр.
Каждый одноосный агрегат приводился двигателем Maybach HL 108 мощностью 235 л.с. Два двигателя позволяли разгонять сочленённый 36-тонный автопоезд до максимальной скорости 30 км / ч. Усилие на крюке для буксировки составляло 53 тонны, что позволяло уверенно буксировать любые боевые машины Вермахта практически в любых условиях. Для использования в качестве инженерной машины Опытный образец тягача LW-5 снабжался навесным плугом, отвалом или рыхлителем для строительства инженерных сооружений и рытья укрытий или траншей.
Бронекорпус защищал отделения управления экипажа, который состоял из двух человек, по одному в каждом модуле и моторно-трансмиссионное отделение. Каждый модуль спереди и сзади имел приспособления для сцепки. Мощные грунтозацепы-ёлочки барабанных колес диаметром 3 метра, обеспечивали необходимую проходимость и тяговое усилие.
Сейчас можно себе представить, как подобная машина могла бы использоваться в сибирских болотах или на золотых приисках в Якутии. Но на поле боя и вообще на военной службе её представить сложно. Тем более бронирование колес и шарнира было скорее условным, чем реальным. В середине 1944 года, почти после года испытаний проект LW 5 закрыли. Но сама идея колеса-барабана не умирала, в 1943-м году был построен прототип Lauster Wargel LW 7/I, который развивал тему двухколесных машин с формулой 2х2. Тягач строился как прототип тягача и инженерной машины для Люфтваффе, если уж Вермахту не подошли машины Лаустера. 10-тонный автомобиль с двумя моторами Opel, двумя трансмиссиями с 5-ступенчатыми коробками передач размещенными в колесах барабанах как обычно показал хорошую маневренность и тяговое усилие и как обычно в серию не пошел.
Надо было что-то менять. И наконец в 1944 году Лаустер предложил проект у которого не было конкурентов и который полностью соответствовал ТЗ. Им был предложен тягач для полевых аэродромов. Всего Люфтваффе заказало 14 LW 7 / II, один был построен до конца войны, а остальные находились в окончательной сборке.
Параллельно Люфтваффе понадобилась инженерная машина для быстрого строительства полевых аэродромов. Эрхардом Лаустером было создано одно из самых оригинальных транспортных средств в 20-м веке — сочлененный самоходный гибридный аэродромный скрепер-планировщик Lauster Wargel LW 7/IIE Motorschürfwagen с двумя стальными ведущими барабанами диаметром 2,4 метров с гибридной дизель-электрическую трансмиссию. Силовая установка 145-сильного дизельного двигателя «Майбах» и генератора постоянного тока устанавливалась рядом с водителем, два электромотора располагались в колесах. Пустая масса машины составляла 14 тонн, нагрузка 10 тонн. Размеры составляли 11,6х2,4х3,3 метра. Машина так и осталась в единичном экземпляре, просто не успела до 8 мая 1945 года.
На второй мировой войне история мегапроектов Лаустер не закончилась. В современную техническую историю техники фирма Erhard Lauster вошла разработкой специального привода для преодоления препятствий — Ось Лаустера (Lauster-Achse), которая совмещала в себе большинство наработок Лаустера — сочленённая конструкция, гибридный привод, большие колеса и сплошное заднее колесо. Между двумя задними колесами располагался барабан, который мог подниматься и опускаться. В нижнем положении задний мост превращался в сплошной ролик шириной в машину. В 1969 году прототип сочлененного вездехода под названием FML ((Funktions-Modell Lauster-Achse — функциональная модель Ластера) был передан военным для испытаний. Мощность двигателя составляла 620 л.с. Каждое колесо имело собственный электропривод. В кабину можно было попасть только через верхний люк. Естественно, что такая система, при том что обычные колесные тягачи были на порядок проще, не могла иметь развития и сейчас единственный образец хранится в музее в Синсхайме.
Тактико-технические характеристики Lauster Wargel LW 3/Тягач Лаустер Варгель ЛВ3
Страна: Deutsches Reich
Год выпуска: 1942
Производитель: Erhard Lauster/Adler
Кол-во выпущенных: 1
Экипаж: 1
Боевая масса: 8000 кг