Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах

16
Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах

Когда высокая делегация представителей Комиссии по сухопутным кораблям съездила в апреле 1915 года на фронт во Францию, оптимизм по поводу того, что решение проблемы фронтового тупика «наземными броненосцами» будет быстро найдено, угас. Вернувшись на острова, офицеры судорожно бросились тасовать варианты. Об одном из вариантов демонстратора технологий «танка» — спаренных тракторах рассказ в статье ниже.

В начале сентября 1915 года на полигон фирмы Фостер выехала гусеничная боевая машина «Маленький Вилли», которая была продуктом компиляции шасси от тракторов фирмы Баллок, двигателя и привода от Даймлера и нового бронекорпуса. Два американских трактора фирмы Bulloc были куплены английскими военными в рамках поисках шасси для преодоления ничейной полосы на поле боя. К середине 1915 года фактически только гусеничный ход был не использован в полной мере для этих опытов, да и первые два трактора Creeping Grip Texas были куплены совсем не для навески для них брони. И хотя трактора фирмы Баллок были не самыми известными, существенно уступая машинам от Холта, их конструкция в отличие от тех же Холтов, позволяла обеспечить большую проходимость, благодаря широким возможностям поворота вокруг горизонтальной оси гусеничных блоков.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах

В марте 1915 года полковник Кромтон, курировавший строительство одного из вариантов наземного броненосца по проекту Комитета по сухопутным кораблям с использованием гусениц Диплока Pedrail Landship. В апреле 1915 года потенциальные потребители всего этого броненосного бреда, который разрабатывали военные моряки, Военное министерство решило наконец показать с чем «сухопутным линкорам» и «миноносцам» придется столкнуться в реальности. На передовую конечно толпу моряков не пустили, но и то, что куратор проекта Pedrail Landship полковник Кромптон (R.E.B.Crompton) увидел в Бельгии и Франции было достаточно, что бы разобраться, что первоначальный проект надо срочно менять. В запланированном виде по полю боя Pedrail Landship просто не поедет. Для нового проекта Pedrail Landship Mk.II Кромптон добавил сочленению двух шасси еще одну степень свободы. Теперь два отдельных бронекорпуса, каждое на своей гусенице Диплока, могли не только поворачиваться вокруг вертикальной оси, но и наклонятся вокруг горизонтальной.

Pedrail Landship Mk.II

Pedrail Landship Mk.II

По итогам поездки бурное обсуждение привело к тому, что во-первых было решено, что дальше только гусеницы и никаких больше вариантов рассматриваться не будет, а во-вторых нужно искать машины с гусеницами с длинной опорной поверхностью. Совершенно случайно, так по крайней мере вспоминает один из участников обсуждения и автор проекта Сутер (Sueter), вспомнили, что недавно ещё один привлеченный к Комитету коммандер Бриггс видел в журнале Scientific American за 18 февраля 1911 года, купленном в «одном из тех иностранных книжных магазинов на Лестер-сквер» описание трактора с большой базой — Буллок Гигант. Трактор такого типа применялся при работах на болотах в Гринхите (Greenhithe) в графстве Кент. Кромптон со своим коллегой по Комитету, курировавшим проект бронемашин с гигантскими колесами, Хетерингтоном отправились в Кент и последний даже поездил на тракторе. Следует отметить, что на болотах в Гринхите использовалась немного другая модель трактора — 50-ти сильный Creeping Grip Senior, у которого двигатель располагался над передними колесами и была более удобная развесовка для использования в качестве шасси для боевой машины, чем у купленных к итоге Калифорнийских Гигантов. Тем не менее разовая поездка не убедила до конца Кромптона, тем более, что в Кенте был только один трактор и проверить идею сочлененного шасси было невозможно.

Трактор с болот Greenhithe

Трактор с болот Greenhithe

В Америку был срочно отправлен один сотрудников Кромптона Джордж Филд (George Field), который получил звание лейтенанта и полномочия на закупку техники, после изучения предложенных машин. Прибыв на завод в Чикаго Филд отправил восторженный отчет о машинах фирмы Баллок и получил указание срочно заказать две самые большие машины типа Creeping Grip Texas — California Gigant. Вместе с полугусеничными машинами был закуплен и трехгусеничный трактор фирмы Киллен-Страйт, на который возлагались большие надежды. На совещании Комитета по сухопутным кораблям, прошедшем 8 июня в присутствии Морского министра Уинстона Черчилля в Уайтхолле, было принято решение отказаться от развития темы боевых машин с огромными колёсами и сосредоточится на гусеничной теме. Два Калифорнийских Гиганта от фирмы Баллок на борту грузового судна Лапландия (Lapland) через две недели должны были прибыть в Англию. Изготовление агрегата сочленения и монтаж его на трактора был получен фирма McEwan Pratt & Co из Бартон-он-Трент, городка, который был известен в Англии в основном пивоварением. фирма МкЭван Пратт и Ко занималась изготовлением узкоколейный вспомогательных локомотивов.

1909 Бензиновый локомотив

1909 Бензиновый локомотив

McEwan Pratt & Co уже была хорошо известны в Комитете по сухопутным кораблям, она принимала участие в производстве зубчатых колес для строительства первого варианта Pedrail Landship с гусеницами типа Педрайл. 16 июня оба трактора поступили из Ливерпуля в Бартон-он-Трент, где начались из испытания. Одним из участников испытания стал Уолтер Вилсон (Walter Gordon Wilson), инженер механик и военный конструктор, который также был привлечен к работе Комитета по сухопутным кораблям и чьё подразделение размещалось как раз в Бартоне. Уолтер Филсон занимался приёмкой машин, который пришли в ужасном состоянии, будучи погруженными на палубу судна без какой-либо защиты. В итоге машины были покрыты ржавчиной, в дополнение к этому, в ходе небрежности работника фирмы, оставившего один из тракторов с включенным двигатель, эта машина врезалась во вторую и пришлось демонтировать все ограждения и защиту экипажа. Но так как главным в испытаниях была проверка теории Кромптона о возможности использования сочленённого тракторного поезда, то на эти мелочи внимания не обратили. Два трактора были сцеплены с использованием изготовленной по проекту Кромптона на McEwan Pratt & Co системы и в таком виде поступили на испытания.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах

Для испытания Вилсон за собственный счет арендовал поле в парке Минай (Sinai Park) на год заплатив две гинеи из собственного кармана (примерно 1000 долларов по современным ценам). два трактора были соединены сложной системой из балок, тросов и шкивов. Это было и близко не похоже на систему шарнирного привода у современных гусеничных тягачей типа Витязь или тракторов Кировец, но главной задачей было не создание рабочего и технологичного образца, а максимально быстрое создание агрегата моделирующего такую систему. Кроме обеспечения поворота гусеничных тележек с помощью тросов передние управляемые колеса поднимались над землей, для исключения их влияния на испытания.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах

В теории должна была быть создана имитация четырехгусеничной машины, близкой к проекту Pedrail Landship Mk.II и полностью соответствующей проекту Кромптона. И теоретически все должно было получится. Но что то пошло не так. Несколько попыток проехать по пересеченной местности с траншеями и рвами неизменно приводили к одинаковому результату — спарка тракторов застревала.

Крайний справа полковник Кромптон

Крайний справа полковник Кромптон

Идея Кромптона, что в случае, если один из тракторов застревал, усилий второго будет достаточно, что бы вытолкнуть или вытянуть спарку, оказалась несостоятельной. Главной причиной была спешка с которой проводились испытания. Трактора были неподготовлены для совместной работы, так при движении в любом направлении один из тракторов двигался на задней передаче, второй на низшей из передних. Причем усилия на них не совпадали, что приводило к перегрузке движителей и поломкам муфт. Система связи между тракторами плохо передавала усилие как тяжения, так и толкания. Неудача с испытаниями надолго остановила тему сочленённых машин, хотя сама идея была убита некачественным исполнением, а не её неправильностью.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах

Самым неприятным оказался переезд относительно нешироких рвов, чья длина была сравнима с опорной поверхностью гусеницы. Гусеница теряла опору, а так как центр масс одной их частей агрегата находился над ней, траки проваливались в яму. Передние колеса и шарнирный подвес не могли удержать раму и машина застревала, не имя возможности продолжат движение. Соответственно для будущего танка было решено сделать опорную поверхность более длинной. Двигатель установленный на Калифорнийских Гигантах, несмотря на достаточно высокую мощность в 75 л.с., был нормальным для сельского хозяйства, но имел совершенно недостаточную тягу для боевой машины, там более нагруженного броней. Но сами трактора не были сразу отправлены на завод Фостера, на одном из них была проверена еще более безумная идея — Слоновьи ноги.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах

Вместе с тем испытания даром не прошли, с одной стороны шарнирное соединение двух тракторов показало свою бессмысленность, но с другой стороны сама гусеница работала хорошо. Будущий общепризнанный отец танка Уолтер Уилсон в основном занимался изучением работы гусеничной тележки и конструкции траков. По итогам испытаний было принято решение заняться постройкой боевой гусеничной машины с использованием решений, примененных в гусеничном движителе Баллока, но с установкой существенно более мощного 105-ти сильного двигателя Даймлер с системой газораспределения Найта. Реализация проекта была поручена фирме Фостерс и её генеральному конструктору Триттону, а со стороны военных для участия в проекте был назначен Уилсон, хорошо показавший себя при испытаниях спарки Гигантов. Но полковник Кромптон не успокоился, он продолжал настаивать на своей идее, считая что главная проблема все таки в малых размерах гусениц, и заказал через Джорджа Филда у Баллока расширенные гусеницы. Конечно он не был полностью не прав, но это уже никого не интересовало. Сам полковник продолжал предлагать Комитету по сухопутным кораблям новые решения. В проекте Pedrail Landship Mk.III уже Кромптон уже отказался от гусениц Диплока и перевозки десанта. Машина представляла собой сочленённый четырехбашенный танк с двумя гусеничными тележками по типу Баллок. Высота танка должна была быть 2,9 метра. Следующий вариант предусматривал только одну башню на корпус и его высота была еще меньше, но ко времени рождения этого проекта Кромптон уже не работал в Комитете и его предложение даже не рассматривали.

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах

Когда после окончания Первой мировой войны стало понятно, что изобретение в её ходе танка, стала одним из ключевых событий противостояния в Европе, нашлось сразу много желающий стать матерями и отцами этой машины. Полковник Кромптон так же подавал заявление в специальный Комитет занимавшийся установлением «родительских» прав на новорожденную боевую машину, впрочем как и все кроме Триттона и Уилсона безрезультатно. А идея сочленённого танка в головах «домашних экспертов» рождаются идеи таких машин, одной из последних идей последователей Кромптона, возникших в 2020 году был двухзвенный танк с башней Арматы, хотя…

Поиск выхода из тупика. Часть 17. Landship Mark II. 1915. Английский тяни-толкай на американских гусеницах

Тактико-технические характеристики Экспериментального образца сочленённой боевой машины Landship Mark II/Creeping Grip Texas — California Gigant/Крипинг Грип Техас

Страна: Англия/США

Производитель: McEwan Pratt & Co/шасси Bullock Tractor Company of Chicago, Illinois, U.S.A

Полная масса: 19 000 кг

Двигатель: 2×75 л.с.

источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d36b0ffd4f07a00af1a9d3d/poisk-vyhoda-iz-tupika-chast-17-landship-mark-ii-1915-angliiskii-tianitolkai-na-amerikanskih-gusenicah-5fe0a91a71b26f4593dd21c5

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account