Поговорим об арттягачах РККА (Часть1). Суровые реалии
Содержание:
Суровые реалии
Прежде всего, давайте приготовимся к долгому разговору и вспомним реалии. А они следующие:
До начала 30-х РККА в принципе не нуждалась в большом и разнообразном парке арттягачей. Вся артиллерия, до корпусной включительно, перевозилась гужевой тягой.
Лишь самая тяжёлая арта уровня АРГК или, как говорили раньше, ТАОН (тяжёлая артиллерия особого назначения) пусть и была разборной в расчёте на всё ту же гужевую тягу, но предпочитала для буксировки тягу механическую. Ибо вес… Согласитесь, управлять повозкой, запряженной аж десятью битюгами, которых необходимо регулярно заменять на свежих по мере истощения «конесил» – довольно хлопотно. И уже в ПМВ (а кое-где и до неё) во всех странах начали переходить на трактора. Благо, учитывая, что эти самые повозки для скоростной возки не годились, вполне можно было обойтись и достаточно мощными тракторами, аналогичными используемым в гражданском секторе.
То же самое касалось и всей прочей артиллерии – не имея никакой амортизации, она в принципе не допускала возку на скоростях более 6 км/ч по просёлку и 12 км/ч по шоссе. Так ради чего было огород городить? Лошади и трактора вполне удовлетворяли потребность артиллерии в средствах тяги.
Всё начало меняться в 1931 году, когда в СССР был освоен крупносерийный выпуск танков Т-26 и БТ. Массовое поступление их в РККА позволило приступить к формированию механизированных бригад и даже корпусов, которые, согласно штатной структуре, должны были помимо танков иметь и артиллерию. Причём артиллерию, способную не отставать от тех танков на марше.
Поскольку никакой новой артиллерии тогда не существовало (кроме ПТП), чтоб обеспечить более высокие скорости возки старых орудий, были предприняты некоторые меры. Орудия начали обзаводиться металлическими колёсами и резиновыми грузошинами, увеличившими скорость возки с 6–12 км/ч до 12–15 (на ровном шоссе, разумеется). Ну и на повестке со всей насущностью встал вопрос о быстроходных арттягачах.
Этому также способствовало появление и первых новых орудий. В том же 1931-ом армия приняла на вооружение тяжёлую и неразборную 76,2-мм зенитку 3-К, были разработаны тяжёлая 122-мм пушка А-19 и совершенно монструазная 203-мм гаубица Б-4.
В качестве реакции на эти новинки, началась разработка первого специализированного арттягача «Коминтерн».
Для более лёгких артсистем механизированных бригад и корпусов тоже начали подыскивать подходящие средства скоростной мехтяги.
По отсутствию необходимого опыта, как водится, провели конкурс, в котором приняли участие несколько иностранных образцов арттягачей различных типов. Выиграл тот конкурс французский полугусеничный арттягач «Сомуа», сделанный по усовершенствованной схеме Кегресса (с жёстким сцеплением ведущих звёздочек и гусениц).
РККА закупила партию таких арттягачей и после всесторонних войсковых испытаний, на которых эти тягачи успешно таскали разные орудия вплоть до 152-мм гаубиц и 107-мм корпусных пушек (старых разумеется!), перед руководством страны и промышленности был поставлен вопрос о производстве собственных арттягачей аналогичной конструкции, причём на базе всех выпускаемых в стране автомашин. И такие арттягачи, на базе ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ЗиС-5 и Яг-5 были созданы и прошли цикл испытаний параллельно с французским эталоном. Прэлесть данного проекта заключалась в том, что эти полугусеничные машины не только можно выпускать на базе серийных машин – они вдобавок легко перекрыли бы весь необходимый артиллерии диапазон мощности вплоть до «Коминтерна»!
Но насколько всё хорошо было у французов, настолько плохо всё оказалось у нас. Легковой ГАЗ-А в тягачи не годился. ГАЗ-АА с аналогичным двигателем был банально слаб. Гусеничный ход просто съедал большую часть полезной нагрузки и мощности. ЗиС подвело низкое качество изготовления гусеничного движителя. К Яг-ам же в стране не производились двигатели подходящей мощности.
В общем, хотя армия в лице заместителя Тухачевского Гамарника изо всех сил проталкивала выпуск ЗиСов и ГАЗов французской схемы, отвлекать автозаводы сочли излишним (в «гипермилитаризованной» стране, они даже бронеавтомобили сами не выпускали!), а вместо схемы с жёстким сцеплением и логичного (по результатам испытаний), перехода с хлипкой резино-тканевой ленты на резино-металлическую или цельнометаллическую гуслю, какие-то «гении» решили вернуться на путь архаичной схемы с фрикционным сцеплением (тоже Кегрессовской, кстати). На путь, оказавшийся порочным – сожравший огромное количество времени и ресурсов со вполне закономерным пшиком на выходе.
В общем, затея с колёсно-гусеничными арттягачами по образцу «Кегресс-Сомуа» тихо умерла. Что вполне объяснимо. Стрелковым дивизиям арттягачи по-прежнему нужны не были (а если бы и захотели, то у страны для этого не было возможности), а механизированные соединения решили обеспечить в качестве быстроходной мехтяги грузовиками и «поддержать» самоходками, сперва такими:
А потом и в виде всем известных арттанков.
Что по тому времени вполне логично. Технического персонала в стране и армии катастрофически не хватало – да и те кадры, что имелись, танковые части полностью «брали на себя».
Да и сама артиллерия… Даже противотанковые пушки «первого поколения» 37-мм обр. 30 г. и 45-мм обр. 32 г. с деревянными колёсами без амортизации лафетов, лошадки имели право возить только шагом (рысь допускалась непродолжительное время по идеально ровному шоссе). Соответственно никому и в голову не приходило выдумывать какую-то мехтягу для противотанковых пушек. Лишь к началу 37-го пушки начали ставить на автомобильные колёса (сперва импортные!), и лишь новая модификация 45-мм пушки обр. 37 года получила, наконец, колёса от серийного ГАЗ-А и подрессоренный лафет, допускающие возку на высоких скоростях. Персонально для желающих обеспечить ВСЕ 45-мм ПТП «Комсомольцами» напоминаю – к началу ВОВ в нашей армии «сорокапяток», допускающих скоростную возку мехтягой, было не больше половины! Вообще – 45-мм пушка в то время рассматривалась в качестве батальонного орудия (с 37 мм на 45 перешли именно ради этого) и спокойненько катилась влекомая четвёркой лошадок вместе со своим, топающим пешком батальоном.
То же самое касалось и полковых пушек, да и всей артиллерии дивизионного уровня, включая гаубицы. В механизированных же частях просто приспособились возить пушки и гаубицы в кузовах грузовиков.
Тем не менее, на перспективу, к разработке арттягачей всё же приступили. Именно на перспективу – перевооружение армии артиллерией нового поколения продолжалось, и эта самая новая артиллерия изначально должна была проектироваться под скоростную буксировку. А чем? Отсюда – заказ.
И вот – «бинго!» в 1937 году начинается выпуск лёгкого бронированного арттягача «Комсомолец»
(До него в качестве неудачного эксперимента выпустили опытную партию крошечных арттягачей «Пионер».)
и быстроходного транспортного трактора-арттягача СТЗ-5.
С некоторой натяжкой можно сказать, что эти две машины стали арттягачами «второго поколения».
«Комсомолец», созданный на базе плавающего танка Т-38 (но с более надёжной подвеской), имел бронезащиту экипажа и двигателя и мог буксировать прицеп массой до 2 тонн.
СТЗ-5 рассчитывался на массу буксира уже до 4,5 т. Что было очень даже не плохо – тягач имел серийную, как у гражданских тракторов подвеску и надёжный и неприхотливый многотопливный мотор, заводившийся на бензине, а потом способный работать на керосине или лигроине. В зависимости от того, какой фигнёй его заправили, двигатель выдавал мощность от 52 до 56 л.с.
Самое приятное – оба эти арттягача можно было, в отличие от «Коминтерна», выпускать не штучно, а крупносерийно.
И опять-таки, с виду – всё замечательно! «Комсомолец» мог таскать не только противотанковые и полковые пушки, но даже дивизионные пушки (были такие эксперименты) и лёгкие старые гаубицы.
СТЗ-5 же был способен успешно буксировать старые 152-мм гаубицы и 107-мм пушки, а также (с некоторой перегрузкой) и зенитку 3К.
Но в 1938 году в РККА произошла тихая катастрофа. Новые гаубицы, что 122-мм М-30, что 152-мм М-10, оказались более тяжёлыми, чем следовало. В транспортном положении М-30 весила 3,1 т, а М-10 – 4,5 т. Это означало, что если прежде командование РККА рассчитывало сперва обеспечить мехтягой только артиллерию механизированных соединений, а прочие – как получится,
то теперь, при переходе на артиллерию нового поколения, в тотальной мехтяге будут нуждаться и обычные стрелковые дивизии, что, учитывая их количество в случае мобилизации и развёртывания армии военного времени – было форменным апокалипсисом.
Но, как говорится: «за неимением гербовой – пишем на туалетной». И если уж лошадки оказались таскать новые гаубицы не в состоянии, в стрелковых дивизиях эту проблему начали решать самым простым способом – гражданские трактора СТЗ-3, С-60 или С-65 имели мощность вполне подходящую. И «скорость» вполне соответствовала скорости топающей на своих двоих пехоты.
Вот так и получилось, что согласно предвоенного штатного расписания в СД РККА должно было числиться аж 99 тракторов (включая 21 «Комсомолец» и 5 СТЗ-5)! Теперь прикиньте, какого количества тракторов – притом самых мощных, лишится народное хозяйство, если РККА может запросто сформировать минимум 300 стрелковых дивизий только первой волны мобилизации! А ведь трактор – штука НЕ самодостаточная. Ему, как и танку, нужны механики-водители, слесаря-ремонтники, запчасти и ГСМ…
Для сравнения – в пехотной дивизии Вермахта, где большая часть артиллерии была на гужевой тяге (лёгкие 105-мм гаубицы без труда транспортировались упряжками, а тяжёлые 150-мм гаубицы были, в отличие от наших 152-мм М-10, разборными под ту же гужевую тягу), имелось всего 62 трактора.
Ну ладно, предположим, что обычными тракторами мы СД как-то обеспечим (во сколько это обойдётся, считать даже не будем!). Но, как быть с механизированными частями? Танков промышленность выпускала очень много, арттягачей мало, а гражданские трактора по врождённой тихоходности не годились. Как следствие, в механизированных бригадах задолго до войны образовался неизлечимый дефицит быстроходных арттягачей.
В этой связи очень странно, что пункт «Системы танко-тракторного вооружения», требовавший разработки и запуска в серию арттягача на базе линейного танка, выполнялся крайне вяло. На базе Т-26 арттягач и разработали и даже выпустили малой серией (всего ок. 200 машин).
Но армию Т-26Т не устроил по причине банального жлобства – о снижении выпуска танков ради арттягачей никто и слышать не хотел. Отмазки типа: у шасси Т-26 мощности не хватало или сцепление с грунтом недостаточное не катят, поскольку тот же Т-26 медленно, но достаточно уверенно буксировал своих поломанных собратьев, весящих этак втрое побольше, чем дивизионная пушка с передком. А во время официальных госиспытаний Т-26Т прекрасно справлялся с прицепом массой до 5 тонн. Лишь при попытке буксировки 7-тонного прицепа в тяжёлых условиях грязного бездорожья проявились те самые проблемы с недостатком мощности и недостаточным сцеплением гусениц с грунтом. Что касается выносливости «на тягу» двигателя Т-26, то – да, при движении под большой нагрузкой на самой медленной передаче, двигатель действительно довольно быстро перегревался. Но буксируя, скажем, ту же дивизионную пушку Ф-22 (2,8 т) или лёгкую гаубицу М-30 (3,1 т), эти проблемы были совсем не актуальны. 3 тонны – не 7! Для лошадей же 3 тонны – это объективный предел.
Кроме того, сложилось крайне неудобное положение и с номенклатурой выпускаемых арттягачей. СТЗ-5 был для новых 76,2-мм пушек и 122-мм гаубиц избыточен, а для 152-мм М-10 чутка слабоват – особенно это сказывалось на бездорожье и крутых подъёмах.
Понятно, что на параде СТЗ-5 эти гаубицы таскали лихо. Но далеко ли они уедут в процессе беспощадной армейской эксплуатации на режимах, принятых в механизированных соединениях? Но ничего другого не было. В стране просто не существовало ни одного предприятия, изначально заточенного на выпуск специально разработанных арттягачей. Все они были по большому счёту «побочной продукцией» заводов, специализированных на чём-то ином. Поэтому арттягачей было мало, а их ТТХ – являлись компромиссом между тем, что армия хочет и тем, что завод может придумать и выпускать, опираясь на свою основную серийную продукцию.
Как итог, ничего удивительного, что после начала ВОВ механизированные части быстро лишились своих гаубиц, и после расформирования мехкорпусов и замены ТД и МТ на танковые бригады о включении в их состав тяжёлой артиллерии и речи не было… Из СД РККА менее чем через месяц после начала войны изъяли гаубичные полки, а после упразднения и стрелковых корпусов, все шестидюймовые гаубицы просто вывезли в тыл в распоряжение АРГК. В кавалерийских дивизиях артиллерию упразднили к августу 41-го практически всю (на дивизию оставалась лишь батарея из 4 полковых и двух противотанковых пушек), начав понемножку восстанавливать только со второй половины 42-го года.
Теперь перейдём к более крупным калибрам.
Помимо гаубиц «дивизионного уровня» М-10 и М-30, армия обзавелась корпусными 122-мм пушками А-19 и 152-мм гаубицами-пушками МЛ-20, весящими около 8 тонн. Выпуск их стремительно рос. А чем возить, подумали? «Коминтернов» и так катастрофически не хватало.
А как же! Конечно, подумали! Чтоб решить эту проблему, в СССР была начата разработка артягача «Сталинец-2» (С-2) под массу буксируемого прицепа как у «Коминтерна», но, в отличие от него, годного для массового выпуска на базе узлов и агрегатов гражданских тракторов «Сталинец» (С-60 или С-65).
Но, «как обычно, хотели как лучше, а получилось как всегда». Узлы и агрегаты серийных гражданских тракторов (основной продукции ЧТЗ) работали на арттягаче плохо и ненадёжно. Из-за задержки с доводкой, выпуск С-2 наладили недопустимо поздно и собрать успели, до перехода ЧТЗ на выпуск танков, неприемлемо мало.
На 4552 орудия средней транспортной массой ок. 8 т приходилось менее 1100 артягачей подходящей мощности – при том, что львиная их доля (те самые «Коминтерны») и без того были в жутком дефиците у других «потребителей». Вот и приходилось опять привлекать гражданские трактора. Если жизнь сильно заставляла, С-60 или даже «Коммунары» те самые А-19 и МЛ-20 таскали-таки, хоть и в перегруз.
С самым крупным калибром ситуёвина и вовсе печальная. Тот самый «триплекс» на гусеничном лафете, включавший в себя 203-мм гаубицу, 280-мм мортиру и 152-мм дальнобойную пушку (вес в транспортном положении 19 т!!!), имевшийся у РККА к началу ВОВ в количестве аж 911 стволов, мог рассчитывать лишь на 228 арттягачей «Ворошиловец», разработанных специально для буксировки таких артсистем без разборки.
Конечно, по доброй советской традиции их можно было в экстремальный перегруз буксировать «Сталинцем-2» или «Коминтерном», но, как показано выше – их и в соответствующей весовой категории никому не хватало.
К чему это привело на фронте? Из-за отсутствия средств тяги, в период летнего отступления РККА потеряла ок. 2 тыс. тяжёлых орудий калибров от 152 до 203 мм. А все, которые удалось спасти, были спешно вывезены в тыл и практически не использовались на фронте (ну разве что в котлах) вплоть до контрнаступления наших войск под Москвой. И в дальнейшем всё это счастье применялось исключительно в условиях нашей безграничной инициативы – т.е. когда мы имели возможность загодя планировать их применение перед какой-либо крупной наступательной операцией и загодя неспешно подтягивать их из глубокого тыла к линии фронта.
А в самое трудное время нашу артиллерию (по крайней мере ту её часть, что была для этого годна) выручили лошадки.
Даже для неподъёмной М-30 придумали гужевой ход, разделив собственно гаубицу и её зарядный ящик на две повозки, требовавшие в сумме 10 лошадей! А куда было деваться? Если тракторные заводы выпускали только танки?
Ну и на «закуску» – РККА всегда приходилось использовать огромное количество тяжёлых и средних арттягачей в качестве эвакуаторов подбитых и неисправных танков. БРЭМы на танковых шасси как-то строить не догадались… наверное, опять пожлобились. Именно поэтому из 1798 выпущенных до войны «Коминтернов» артиллерия получила только 1017 машин.
ТТХ арттягачей РККА
|
Масса, т |
Макс скор., км/ч |
Запас хода, км |
Масса прицепа, т |
«Комсомолец» |
3,3 |
35 |
170 |
2 |
СТЗ-5 |
5,7 |
32 |
70 |
4,5 |
«Коминтерн» |
10,6 |
30 |
80 |
12 |
С-2 «Сталинец-2» |
11,7 |
24 |
180 |
10 |
«Ворошиловец» |
15,5 |
36 |
270 |
18 |
ТТХ тракторов, используемых в РККА в качестве арттягачей
|
Масса, т |
Макс скор., км/ч |
Запас хода, км |
Масса прицепа, т |
СТЗ-3 |
5,1 |
8 |
60 |
2,6 |
С-60 |
9,5 |
5,9 |
80 |
5,5 |
С-65 |
11,2 |
6,9 |
90 |
4,0 |
«Коммунар» |
9 |
12 |
100 |
4,6 |
Наличие арттягачей в РККА на 1.01.41 г.
|
По штату |
Фактически |
«Комсомолец» |
2810 |
4401 |
СТЗ-5 |
5478 |
2839 |
«Коминтерн» |
6891 |
1017 |
«Сталинец-2» С-2 |
951 |
23 (34) |
«Ворошиловец» |
733 |
228 |
трактора |
? |
? |
Всего |
31 487 |
27094 |
Из таблицы видно, что с арттягачами у РККА был полный писец, и даже с массовым и тотальным привлечением «на вакантные должности» гражданских тракторов вместо 31,5 тыс. необходимых единиц она имела 27 тыс. С одной стороны, недокомплект в 4,5 тыс. на фоне 31 и 27 кажется не критичным, но тут надо учесть, что большинство из тех 27 тыщь – это гражданские трактора и хиленькие «Комсомольцы». А армия ещё даже не приступала к тотальной мобилизации! Кто-то скажет, мол с 1 января до 22 июня промышленность успеет выпустить ещё артягачей – вот тока, орудий она за это же время выпустит гораздо больше и дефицит только усугубится.
Зато становится понятно, почему маневренный характер начавшейся войны мгновенно оставил наши мехкорпуса, укомплектованные арттягачами в самом лучшем случае на 20 % от штатного расписания, без тяжёлой артиллерии. Стрелковые дивизии бросали свою гаубичную артиллерию в первую очередь – тракторов не хватало, те, что прибывали из народного хозяйства, изначально находились в плачевном техническом состоянии, а прорывы фронта и бардак в тылу оставляли медлительные трактора без горючего. Стоит ли удивляться, что из стрелковых дивизий РККА исчезли шестидюймовки, роль тяжёлых гаубиц пришлось выполнять 122-мм, а функция лёгких гаубиц всецело легла на плечи трёхдюймовых пушек – благо их можно было таскать упряжками. Можно – но где уже взять? После июньского разгрома, в СД РККА штат артиллерии сократился до 8 122-мм гаубиц и 16 дивизионных трёхдюймовок! И это против 36 105-мм и 12 150-мм гаубиц в пехотной дивизии вермахта! Со временем положение, конечно, немного выправили, но даже Победу в мае 45-го наши СД встретили, имея всего 16 122-мм гаубиц.
Теперь самое интересное сугубо для альтернативщиков. Ещё одна табличка со списком артиллерии РККА, с разбивкой по буксируемому весу, общим количеством нагрузок и, соответственно, потребных для них арттягачей (если кто-то хочет оснастить ВСЮ артиллерию РККА арттягачами, чтоб сделать её аху-ительно мобильной).
Артсистема |
Кол-во на 1.06.41 |
Масса средняя |
Общее кол-во необходимых тягачей |
45-мм ПТП 76-мм ПП 76-мм ДП (старые) |
14 100 4708 4477 |
1,4 т |
23 285
|
37-мм ЗП 76-мм ДП (новые) 122-мм Г (старые) |
1382 4023 6700 |
2,6 т |
12 105 |
122-мм Г (новые) 152-мм Г (старые) 107-мм П (старые) |
2000 2710 863 |
3,1 т |
5573 |
152-мм Г (новые) 107-мм П (новые) 76-мм ЗП 85-мм ЗП |
1058 127 3821 2630 |
4,5 т |
7636 |
122-мм П 152 мм-П (старые) 152-мм ГП (новые) |
1300 425 2800 |
8 т |
4525 |
152-мм П 203-мм Г 280-мм Мр |
37 849 25 |
18,7 |
911 |
Таким образом, если некий альтернативщик-экстремал задастся целью обеспечить арттягачами весь предвоенный артиллерийский арсенал РККА (Впрочем, не весь! В таблице нет горных, капонирных и береговых пушек, нет 25-мм зенитных автоматов, нет старых тяжёлых малочисленных орудий, нет миномётов (даже тяжёлых) и нет единичных орудий особой мощности), нетрудно посчитать, что для этого потребуется 54 000 арттягачей в 7 номиналах по мощности!
Безусловно – это фантастика на грани тухачевщины! Поэтому вопрос о полной механизации артиллерии довоенной РККА мы закрываем раз и навсегда. И поднимаем три других вопроса:
1. Оптимизация структуры артиллерии РККА. (РИ мне лично нравится далеко не во всём).
2. Оптимизация механизированной составляющей артиллерии РККА. (Ну очень спорный вопрос!)
3. Выработка критериев отбора и создание альтернативного парка арттягачей. (Послезнание и экстремальные хотелки не приветствуются).
Эти три вопроса мы обсудим в следующей части данной темы.
В заключение же данной «вступительной» части, хочу напомнить ещё одну печальную вещь: даже те артягачи, что в войсках имелись, постигла участь танков – у армии, а значит, прежде всего, страны, не хватало средств и ресурсов на учёбу и на содержание техники в исправном виде. Поэтому, если кому-то хочется резко увеличить количество арттягачей за счёт танков (многим, как я знаю, на это «благое дело» и всех Т-26 не жалко), то напомню одну старую формулу: «от перестановки слагаемых сумма не меняется» – ну и соответственно, результат тоже.
Своё же видение решения этой проблемы я изложу во второй части.
Р.С. Думаю многим будет интересна эта выдержка из доклада нового наркома обороны Тимошенко председателю Комитета Обороны при Совнаркоме СССР в декабре 1940 г:
«Производство артиллерийских тракторов для противотанковой, дивизионной, зенитной, корпусной артиллерии и артиллерии большой мощности далеко отстает от существующей потребности в них, а трактора (кроме «Комсомольца») по своим тактико-техническим данным не удовлетворяют требованиям современных артиллерийских систем, находящихся на вооружении в Красной Армии. Вследствие чего, обеспеченность тракторами артиллерийских частей на механической тяге в настоящее время крайне низка.
…Основными причинами крайне тяжелого положения со средствами механической тяги в артиллерийских частях являются: а) отсутствие специальных заводов по производству артиллерийских тракторов, а переделка тракторов сельскохозяйственного типа в артиллерийские на существующих тракторных заводах не дает положительных результатов; б) отсутствие специальных конструкторских бюро по разработке артиллерийских тракторов, вследствие чего конструирование и научно-исследовательская работа по созданию артиллерийских тракторов возникает стихийно и никем не руководится; в) несоответствие поступающих на снабжение артиллерийских частей тракторов сельскохозяйственного типа как в количественном, так и в качественном отношении.
Обеспеченность частей указанными тракторами удовлетворительного технического состояния составляет около 30-35 %.
Вследствие указанного считаю необходимым просить Вас о постановке вопроса перед Комитетом Обороны при СНК СССР о строительстве двух специальных заводов по производству артиллерийских тракторов: одного по производству тракторов противотанковой, малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, а другого – для тракторов корпусной и зенитной (76 и 85-мм пушек) артиллерии и артиллерии большой мощности.
Исходя из потребности в артиллерийских тракторах на 1941 год, с учетом покрытия общей потребности в них в течение 3-4 лет. Проектная мощность указанных заводов должна быть: а) по тракторам противотанковой и малокалиберной зенитной артиллерии – 7000 штук; б) по тракторам дивизионной артиллерии – 6000 штук; в) по тракторам корпусной и зенитной артиллерии – 4500 штук; г) по тракторам для артиллерии большой мощности – 2600 штук.
Учитывая крайнюю потребность в обеспечении артиллерийских частей специальными тракторами, вышеуказанной проектной мощности заводы должны достигнуть к 1 января 1943 года.
В основу производства специальных артиллерийских тракторов на вновь создаваемых заводах принять: а) для противотанковой, малокалиберной зенитной и полковой артиллерии и 76-мм пушки образца 1939 года (УСВ) – существующий в производстве трактор «Комсомолец» завода № 37; б) для дивизионной артиллерии – опытный образец трактора Т-22 (на базе танка Т-40) завода ГАЗ; в) для корпусной и зенитной артиллерии и артиллерии большой мощности – тип немецких тракторов «Краус-Маффей» и «Фамо».
Временно, впредь до создания производственной базы по производству двигателей дизелей соответствующих мощностей, на вышеуказанные тракторы ставить существующие двигатели, изготавливаемые для машин отечественного производства».
Фантастический аппетит, когда до войны оставалось менее полугода. Как в том анекдоте про «Боржом» и печень… Вот когда армию жареным петухом клюнули чрезмерный вес новых артсистем, тупая вера отдельных дилетантов в руководстве РККА в тотальную механизацию и моторизацию армии, и отсутствие хотя бы одного мощного головного предприятия-разработчика и производителя арттягачей!