Поговорим об арттягачах РККА. Часть2. Альтернатива уровня батальон-дивизия

17

Часть 1

Альтернатива уровня батальон-дивизия

Поскольку с РИ положением «дел наших скорбных» мы малость разобрались, настало время вспомнить те самые три главных вопроса.

1. Оптимизация структуры артиллерии РККА. (РИ меня лично устраивает не во всём).

2. Оптимизация механизированной составляющей артиллерии РККА. (Ну очень спорный вопрос!)

3. Выработка критериев отбора и создание альтернативного парка арттягачей. (Послезнание и экстремальные хотелки категорически не приветствуются).

Дальше уровня дивизии сегодня «нырять» не будем (и без того длинно получается) и начнём с первого и второго пунктов меню одновременно, с постепенным переходом к третьему «блюду», поскольку все они тесно взаимосвязаны, не забывая ни на минуту, что мы «находимся» в «переломном» 37-ом (опыт Испании, разработка и принятие на вооружение новых артсистем с арттягачами и чистка высшего комначсостава – чем не возможность для самых кардинальных изменений!?) и разработанные схемы должны быть реализованы ДО конца 30-х. Потом, после выполнения «программы минимум» – каждый в праве курочить их по своему усмотрению, перекраивая и дополняя.

Исходить будем из потребностей кадровой АИ РККА, развёрнутой по приличным штатам, но без т.н. «тотальной» мобилизации. Проще говоря – это армия, полностью укомплектованная частью призывного контингента первой очереди, для конфликта средней интенсивности, требующего приложения очень значительных сил регулярной армии, на одном из стратегических направлений, но и не более того.

Состоять такая армия будет из 250 дивизий на все округа страны. 200 – стрелковых, 20 кавалерийских и 30 моторизованных. В указанные годы на большее вряд ли замахнулись бы. К тому же, часть из того оснащения, что я «потребую», ещё предстоит разработать и произвести до конца 30-х.

Итак. В стрелковой дивизии, как водится, три стрелковых полка трёхбатальонного состава и один артиллерийский полк.

В батальонах, по 4 45 мм пушки на гужевой тяге и по 6 82 мм миномётов (что мешало принять их на вооружение уже в начале 30-х для меня загадка, ответ на которую известен разве что тем суровым следователям, что с пристрастием допрашивали вредителей и шпионов-диверсантов Тухачевского и Ефимова).

Стрелковый полк: 4 45 мм пушки (у немцев в полку целый ПТ-дивизион, но нам в 37-ом необходимость такого ПТ-счастья ещё не очевидна настолько, что в стрелковых батальонах ПТП всего было 2), 6 76,2 мм пушек, 6 120 мм миномётов (этот миномёт был разработан ещё в 1933 году, но из-за противодействия какого-то мощного «лобби» (А. Широкорад в курсе!), в серию был запущен только в 1939-ом) и 2 37 мм зенитные АП (по возможности). ВСЯ артиллерия по-прежнему на гужевой тяге. Впрочем, миномёты и 37 мм ЗАП могут буксироваться автомашинами.

Уровень дивизии. Артиллерийский полк в составе: 2 дивизиона лёгких 122 мм (24) и дивизион (12) тяжёлых гаубиц на гужевой тяге. «Истребительный» дивизион 76,2 мм пушек (18) на гужевой тяге. Противотанковый дивизион 45 мм пушек обр. 37 г. (12) при бронированных арттягачах  «Комсомолец». Дивизион ПВО: 4 76,2 мм пушки на тракторной тяге и 8 37 мм пушек на автомобильной тяге (грузовик ЗиС). К концу 30-х (не раньше!), если позволят возможности казны, тяжёлые гаубицы тоже ПОСТЕПЕННО переводим на тракторную тягу.

И это всё. Т. е. из средств мехтяги артиллерии, дивизия имеет 15 «Комсомольцев» (3 запасных, используемых так же в качестве подвозчиков боеприпасов), 20 тракторов и 15 грузовиков (их мы учитывать не будем).

В 1 СД: 45 мм ПТП – 60, 37 мм ЗАП – 14, 76,2 мм ПП – 18, 76,2 мм ДП – 18, 76,2 мм ЗП – 4, 82 мм МН – 54, 120 мм МН – 18, 122 мм Г – 24, 152 мм Г – 12. Мехтяга: 15 «Комсомольцев» и 20 тракторов.

В 200 СД соответственно: 45 мм ПТП – 12000, 37 мм ЗАП – 2800, 76,2 мм ПП – 3600, 76,2 мм ДП – 3600, 76,2 мм ЗП – 800, 82 мм МН – 10800, 120 мм МН – 3600, 122 мм Г – 4800, 152 мм Г – 2400. Мехтяга: 3000 «Комсомольцев» и 4000 тракторов.

76,2 мм дивизионные пушки и гаубицы – разумеется старые, относительно лёгкие.

(Основа артиллерии РККА 30-х: 152 мм гаубица обр. 9/30 г., 122 мм гаубица обр. 10/30 г. и 76,2 мм дивизионная пушка обр. 2/30 г.)

(Основа артиллерии РККА 30-х: 152 мм гаубица обр. 9/30 г., 122 мм гаубица обр. 10/30 г. и 76,2 мм дивизионная пушка обр. 2/30 г.)

Согласитесь – несмотря на очевидную слабость некоторых позиций (если подходить с послезнанчеством), большинство цифирь – реальны настолько, что к концу 30-х РККА могла иметь те самые 200 СД «упакованными» по этим штатам на все 100 % (за исключением, разве что, 37 мм ЗАП) и при этом, не иметь абсолютно никаких проблем ни с тяжёлым вооружением, ни со средствами их транспортировки.

Кто-то, может усомниться, что такая СД окажется способной поддержать прорыв механизированных частей – прикрыть их фланги и укрепиться на достигнутых ими рубежах, чтоб те смогли продолжить движение вперёд. Ничего подобного! В Польском походе для освобождения Зап. Украины и Зап. Белоруссии, командование вполне успешно использовало формируемые на базе СД импровизированные маневренные группы, представлявшие из себя ничто иное, как целые стрелковые полки со всей их артиллерией, посаженные на грузовики автобата той же СД (не будем забывать, что в обозе каждой СД, помимо десятков тракторов и нескольких тысяч лошадей, числилось полтыщи автомашин различного назначения). Т. е. в случае острой необходимости, комдив мог запросто создать маневренную группу в виде штатно упакованного мотострелкового полка с усилением из противотанкового дивизиона и «истребительного» дивизиона 76,2 мм дивизионных пушек.

(Передовые части РККА в Польском походе. Бронемашины, артиллерия на конной тяге, «тачанки» и пехота на грузовиках)

(Передовые части РККА в Польском походе. Бронемашины, артиллерия на конной тяге, «тачанки» и пехота на грузовиках)

Кстати – практически в каждой нормально укомплектованной пехотной дивизии Вермахта первой волны формирования, имелся «многоцелевой» кавалерийский эскадрон, входивший в состав разведбата, о котором почему-то редко вспоминают. Польза от него была несомненно.

Поговорим об арттягачах РККА. Часть2. Альтернатива уровня батальон-дивизия

Очень странно, что в довоенной РККА, в принципе никогда не страдавшей от нехватки кавалерии, не догадались ввести в структуру СД целый кавалерийский полк! Согласитесь – маневренная группа СД о которой я говорил выше, в сочетании с кавалерийским полком той же СД, были бы чертовски полезны в маневренной войне.

Кавалерия. В КД структура артиллерии немного облегчена. В эскадроне только 2 45 мм ПТП (в РИ в стрелковых батальонах СД имелось столько же). Артполка нет. Есть противотанковый (12х45), «истребительный» (18х76,2) и гаубичный дивизионы. Никаких шестидюймовок, а вместо 24 122 мм гаубиц, только 12 и притом 114 мм (как в РИ). Что понятно – старые 122 мм гаубицы можно было возить лишь на скоростях 6-8 км/ч, а 114 мм до 15 км/ч (чтоб не рисковать их здоровьем, желательно поставить на металлические колёса с грузошиной).

Поговорим об арттягачах РККА. Часть2. Альтернатива уровня батальон-дивизия

В зенитном дивизионе очень тяжёлых 76,2 мм пушек 3К тоже не будет вовсе. Вместо них – 37 мм АП. А вместо 37 мм АП – крупнокалиберные пулемёты.

И ВСЯ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ артиллерия на гужевой тяге.

Не будем забывать, что в КД РККА 4 кавполка! Это хорошее решение и от него мы отказываться не будем. А вот механизированный (танковый) полк мы из КД решительно исключаем. БТ нам нужны для другого, а Т-26 кавалеристам на фиг не упёрлись. Да и, как показал начальный период ВОВ, тогдашние танки для лёгкой и чрезвычайно мобильной кавалерии, не обременённой большими обозами – только обуза и первейшие кандидаты на безвременную кончину по кюветам.

В общем так. В одной КД: 45 мм ПТП – 52, 76,2 мм ПП – 24, 76,2 мм ДП – 18, 82 мм МН – 72, 120 мм МН – 24, 114 мм Г – 12, 37 мм ЗАП — 4.

В 20 КД соответственно: 45 мм ПТП – 1040, 37 мм ЗАП – 80, 76,2 мм ПП – 480, 76,2 мм ДП – 3600, 82 мм МН – 1440, 120 мм МН – 480, 114 мм Г – 240. Мехтяга полностью отсутствует, поскольку КД прежде всего рейдовые соединения.

Моторизованные дивизии (МД). Структура проста и логична: 2 мотострелковых полка, один моторизованный артиллерийский и 1 танковый полк (3 «линейных» батальона по 54 танка БТ).

Поговорим об арттягачах РККА. Часть2. Альтернатива уровня батальон-дивизия

Плюс один батальон сокращённого состава танков-разведчиков на базе тех же БТ (во взводе не 5, а 3 танка – всего 33) с собственным лёгким «танкодесантным» мотострелковым разведбатом (без тяжёлого вооружения). И рота-дивизион артиллерийских танков на базе опять-таки БТ.

Поговорим об арттягачах РККА. Часть2. Альтернатива уровня батальон-дивизия

В роте-дивизионе три взвода-батареи (4 арттанка плюс один «линейный» в качестве командирского). Всего 15 машин (12+3).

Общее кол-во боевых танков в МД – 210. К этому обязательно добавим такую АИ фишечку как батальон БРЭМ (они же подвозчики боеприпасов и топлива) – 30 машин на базе тех же танков БТ. Всего в дивизии 240 единиц техники на базе БТ.

Для полного укомплектования всех 30 дивизий необходимо 7200 машин на шасси БТ.

Артиллерия в МД полностью соответствует артиллерии СД с двумя важными поправками: в МД только два полка пехоты (моторизованной) и ВСЯ артиллерия обеспечивается не просто мехтягой, а быстроходными арттягачами.

Кроме того. И 76,2 мм дивизионные пушки и гаубицы новых образцов, получаемые по мере начала их серийного производства.

Каких? О! Вот тут начинается самая крутая (или спорная) часть АИ!

В РИ, в 1936 году на вооружение принимается дивизионная трёхдюймовка Ф-22. В 1937-ом, тяжёлая 152 мм гаубица М-10, а в 1938-ом лёгкая 122 мм гаубица М-30.

(Артиллерия РККА нового поколения: 76,2 мм дивизионная пушка Ф-22, 122 мм гаубица М-30, 152 мм гаубица М-10)

(Артиллерия РККА нового поколения: 76,2 мм дивизионная пушка Ф-22, 122 мм гаубица М-30, 152 мм гаубица М-10)

Так вот. Закончив работу над Ф-22, умница Грабин предлагает РККА 107 мм гаубицу НА ЛАФЕТЕ Ф-22! Но, её не приняли. Боже, а какой замечательный дуплекс мог бы получиться!!!

Так вот. В этой АИ, РККА заинтересовалась предложение Грабина и принимает на вооружение ДЛЯ КАВАЛЕРИИ 107 мм гаубицу с массой в боевом положении всего на 300 кг больше, чем старая 114 мм (и на 800 кг меньше, чем 122 мм М-30). Причём, ради высоких боевых характеристик (примерно как у немецкой 105 мм гаубицы) при минимальном весе, ГАУ разрешило использовать дульный тормоз.

И когда на полигонные испытания вышли грабинская 107 мм Ф-27, 122 мм М-30 и 152 мм М-10 Петрова, всё моментально встало на свои места.

Испытания наглядно показали, что 107 мм гаубицу лихо таскают и конная упряжка и грузовик ЗиС-6 и даже (хоть и не без труда) новенький лёгкий бронированный арттягач «Комсомолец»!

В тоже время, ни М-30, ни тем более М-10 ни упряжки, ни «Комсомольцы» таскать без вреда для здоровья не могли. Им подавай либо арттягач, либо, по крайней мере, трактор!

Зато, массивный лафет М-30, после устранения всех недоработок, показал завидный запас прочности (как впрочем, и вес). В итоге, на вооружение, в качестве основной, приняли именно 107 мм гаубицу Грабина. А Петрову предложили попробовать наложить ствол от 152 мм М-10 на лафет М-30, компенсировав силу отдачи эффективным дульным тормозом, усиленной боевой осью и двойными колёсами (в то время, колёса были унифицированы – взяты от всё той же Ф-22).

В 1939-ом году, в связи с переходом промышленности с выпуска Ф-22 на Ф-22УСВ, 107 мм гаубицу так же начали выпускать на лафете УСВ.

(76,2 мм дивизионная пушка Ф-22УСВ (или просто УСВ) обр. 1939 г. Думаю, не трудно представить себе у этого же орудия 107 мм ствол с дульным тормозом?)

(76,2 мм дивизионная пушка Ф-22УСВ (или просто УСВ) обр. 1939 г. Думаю, не трудно представить себе у этого же орудия 107 мм ствол с дульным тормозом?)

Причём гаубица (как и УСВ первых серий), имела угол ВН до 75 гр. а вот у пушки, как и в РИ, угол был снижен до 45 гр.

Новые артсистемы получили индексы: 76,2 мм дивизионная пушка Ф-28 (она же Ф-22УСВ), 107 мм гаубица Ф-29 (ствол от Ф-27 на лафете УСВ), 152 мм гаубица М-39 (практически аналог РИ Д-1).

(152 мм гаубицы Д-1)

(152 мм гаубицы Д-1)

Именно эти артсистемы массово пошли на вооружение моторизованных дивизий.

Таким образом, в одной МД: 45 мм ПТП – 44 (АТ «Комсомолец»), 76,2 мм ПП – 12 (АТ «Комсомолец») 37 мм ЗАП – 14 (АТ «Х-3,5»), 76,2 мм ДП – 18 (АТ «Х-3,5»), 76,2 мм ЗП – 4 (АТ СТЗ-5М), 82 мм МН – 36, 120 мм МН – 12, 107 мм Г – 24 (АТ «Х-3,5»), 152 мм Г – 12 (АТ СТЗ-5М). Все миномёты перевозятся грузовиками вместе с пехотой. Мехтяга: 60 «Комсомольцев», 70 «Х-3,5», 20 СТЗ-5М.

В 30 МД соответственно: 45 мм ПТП – 1320, 37 мм ЗАП – 420, 76,2 мм ПП – 360, 76,2 мм ДП – 540, 76,2 мм ЗП – 120, 82 мм МН – 1080, 120 мм МН – 360, 107 мм Г – 720, 152 мм Г – 360. Мехтяга: 1800 «Комсомольцев», 2100 «Х-3,5» и 600 СТЗ-5М (арттягачи с учётом резерва, который можно использовать в качестве эвакуаторов или подвозчиков боеприпасов и топлива).

Теперь – что такое «Х-3,5». Икс-3,5 – это ещё один совершенно необходимый арттягач в номенклатуре РККА (просто как его назовут – одному Богу ведомо).

Чтоб понять, зачем он нужен, где его место, откуда у него ноги растут и кто будет его производить, придётся сделать «лирическое отступление». Но, разве у нас АИ не про арттягачи?

Для начала напомню. На данном уровне, (как и в РИ) РККА первоначально имела два арттягача: полубронированный «Комсомолец» заточенный для буксировки артсистем массой до 2 т. И СТЗ-5 под артиллерию до 4,5 т.

Соответственно, если для ПТ и ПП «Комсомолец» вполне подходит, то СТЗ-5 едва-едва удовлетворяет 76,2 мм зенитной пушке 3-К и избыточен для 152 мм М-39 вес которой в транспортном положении всего 3,7 т. (можно даже буксировать упряжкой в 8-10 лошадей)  Но, это не критично. Даже напротив – можно на СТЗ-5 больший БК с собой прихватить!

А вот чем таскать 76,2 мм дивизионную пушку Ф-28 весящую в транспортном положении 2,5 т? И чем таскать новую 107 мм гаубицу Ф-29 с массой в походном положении ок. 2,8 т.? И как можно обеспечить высокую мобильность 37 мм ЗАП, весящей в походном положении более 2,1 т. и в принципе не нуждающуюся в броне своего арттягача? Опять на рассчитанный на 4,5 т. СТЗ-5 повесим или «Комсомольца» непосильным трудом мучить будем?

Теперь вспоминаем. «Комсомолец» несёт не всегда нужную броню и оснащается 50-сильным автомобильным двигателем, который под постоянной нагрузкой, свойственной арттягачу, чувствует себя не очень хорошо. В тоже самое время, прочие агрегаты «Комсомольца» позаимствованные от плавающего танка Т-38, рассчитаны на достаточно высокие нагрузки и скорости.

С другой стороны СТЗ-5 – арттягач собираемый из агрегатов серийного гражданского трактора перезаточенных на скорость и оснащается чертовски выносливым тракторным мотором мощностью от 52 до 56 л.с. в зависимости от топлива (он ещё и многотопливный – заводим на бензине, а потом переходим на керосин или лигроин).

В процессе разработки, конструктора утверждали, что мощность мотора можно смело поднять минимум до 60 л.с. (а при использовании только бензина и больше!) что существенно повысит мощность арттягача. Но, завод очень хотел ставить и на арттягачи и на трактора один и тот же мотор, а армия не настаивала, как обычно уныло предпочитая качеству количество. В итоге, когда в РИ оказалось, что СТЗ-5 придётся таскать и 85 мм зенитки и тяжёлые гаубицы М-10, его мощности в тяжёлых условиях подчас оказывалось обидно недостаточно.

Так вот. Я предлагаю, СТЗ-5, сурово-непререкаемым приказом свыше, оснащать исключительно 60-сильной версией мотора, с которым он (уже СТЗ-5М) получит возможность успешно буксировать артсистемы весом до 5 т. (т. е. без особого напряга катать 76,2 и 85 мм зенитки и в любых условиях легко и очень быстро таскать новую 152 мм гаубицу М-39). А нишу между 2 т. «Комсомольцем» и 5 т. СТЗ-5М заполнить новым арттягачём (условно Х-3,5т), рассчитанным именно на такой вес прицепа и являющимся, по сути, технологическим гибридом между ними. От «Комсомольца» берём динамичную подвеску с чуть расширенным расстоянием между тележками – чтоб увеличить площадь сцепления гуслей с грунтом и увеличить опорную поверхность. Насколько получится, ОБЯЗАТЕЛЬНО увеличиваем клиренс. Компоновку берём от СТЗ-5. Как и его тракторный двигатель, без всякого «форсажа» (52-56 л.с.).

(Т-20 «Комсомолец» вверху, СТЗ-5 внизу и продукт от их скрещивания посередине)

(Т-20 «Комсомолец» вверху, СТЗ-5 внизу и продукт от их скрещивания посередине)

Такой арттягач сможет без проблем, по любым буеракам таскать дивизионные 76,2 мм пушки, 107 мм гаубицы и 37 мм зенитки. Выпускать его лучше всего на том же 37-ом з-де, где собирали «Комсомольцы» ВМЕСТО доказавших свою никчемность плавающих танков Т-38. Если «плавунцы» нужны РККА принципиально – есть ГАЗ, который согласно предвоенным мобилизационным планам, должен был выпускать те самые плавающие танки в военное время.

Таким образом, в СССР появится первый и пока единственный специализированный на арттягачах завод.

Есть, кстати, и несколько иной вариант – на тот же «гибридный» «промежуточный» арттягач можно поставить серийный 73-сильный мотор ЗиСа с радиатором увеличенной ёмкости от ЗиС-6. Тягач получится ещё более скоростной, хоть и естественно уже чисто бензиновый. Что не совсем хорошо.

В РИ, кстати, были люди, рассуждавшие в точно таком же ключе. Вот вам «Комсомолец» без брони ради увеличения полезной нагрузки, с абсолютно «классической» компоновкой (этакий маленький «Коминтерн»).

(Это ЛТ-1. Судя по фото, у этого артягача должны были обнаружиться две проблемы: неважная продольная устойчивость и ограниченная проходимость по грязи и глубокому снегу – клиренс остался как у «Комсомольца» и соответственно проходимость будет на его же уровне – совсем не айс)

(Это ЛТ-1. Судя по фото, у этого артягача должны были обнаружиться две проблемы: неважная продольная устойчивость и ограниченная проходимость по грязи и глубокому снегу – клиренс остался как у «Комсомольца» и соответственно проходимость будет на его же уровне – совсем не айс)

Жаль на свет появился поздно – когда производство Т-38 было уже прекращено и завод начал переходить на принципиально новый плавающий танк Т-40 – на базе которого, опять начали азартно разрабатывать новый арттягач! О том, что война на носу, похоже никто в принципе не задумывался.

(Опытный арттягач ГАЗ-22 на базе танка Т-40 с 76-сильным двигателем ГАЗ-11. Очень жаль, что для производства таких арттягачей в СССР ДО ВОВ не построили специализированный завод. Правда, к такому заводу, пришлось бы ещё и пристраивать собственный моторостроительный кластер – ведь как обычно – машина есть, а серийного двигателя для неё нет)

(Опытный арттягач ГАЗ-22 на базе танка Т-40 с 76-сильным двигателем ГАЗ-11. Очень жаль, что для производства таких арттягачей в СССР ДО ВОВ не построили специализированный завод. Правда, к такому заводу, пришлось бы ещё и пристраивать собственный моторостроительный кластер – ведь как обычно – машина есть, а серийного двигателя для неё нет)

А ещё, было бы не плохо реализовать вариант создания полугусеничного многоцелевого грузовика, скрестив всё те же ЗиС-5 и гусеничный ход от «Комсомольца».

(ЗиС-5 и многоцелевая транспортная машина на его базе с гусеничным ходом от АТ «Комсомолец»)

(ЗиС-5 и многоцелевая транспортная машина на его базе с гусеничным ходом от АТ «Комсомолец»)

Поскольку загружать подобным заказом ЗиС однозначно не стоит – армии и без того катастрофически не хватает ЗиС-6 и всевозможных спецмашин на базе ЗиСов, лучше всего организовать специальное сборочное предприятие – скажем при ярославском ЯГАЗе, который с начала 30-х мучается от невозможности развернуть массовый выпуск тяжёлых грузовиков, не имея для этого ни двигателя подходящей мощности, ни современного оборудования.

А вот утверждённый правительством заказ от армии на массовый выпуск такого полугусеничного ЗиСа, вполне может послужить чрезвычайно благому делу полной модернизации завода (в РИ была запланирована на 40-42 г.г. но так и не состоялась). Только представьте себе – испытания того полугусеничного ЗиСа, что на моём эскизе, выявили необходимость увеличения мощности двигла. И эта нужда накладывается на потребность в более мощном, чем ЗиС-овский, двигателе для Яг-ов. Проблема находит понимание в руководстве и при всеобъемлюще реконструируемом ЯГАЗе начинается строительство собственного двигательного кластера под выпуск мотора (93 или 102-сильного «Геркулеса», либо аж 120-сильного «Континенталя») и сборочной площадки для полугуся на базе узлов ЗиСа, Яга и «Комсомольца». Вся эта эпопея занимает ровно два года с 1937 по 1939-й. И в случае успеха мероприятия, армия получит массово тяжёлый пятитонный грузовик Яг-5, трёхмостовый, повышенной проходимости, восьмитонный Яг-10 и полугусеничный многоцелевой грузовик-тягач (условно Яг-39 – по производителю и году начала серийного выпуска) с гусеничным мостом от «Комсомольца» сзади и большими колёсами от Яг-а спереди.

Эта машина не только сможет перевозить любые грузы в тяжёлых условиях, подобно не слишком удачному РИ ЗиС-42,

Поговорим об арттягачах РККА. Часть2. Альтернатива уровня батальон-дивизия

но и буксировать ВСЕ упомянутые выше дивизионные артсистемы. Но, для этого придётся кое-кому вправить мозги – очень уж наши тогдашние конструктора боялись схем жёсткого сцепления и увлекались разными суррогатами навроде таких:

(Суррогатный полугусеничный грузовик ЗиС-33 доказавший в Зимней войне, что такой хернёй заниматься вредно)

(Суррогатный полугусеничный грузовик ЗиС-33 доказавший в Зимней войне, что такой хернёй заниматься вредно)

Но, вернёмся к АИ РККА в 250 тех самых дивизий.

Чего и сколько для них потребуется всего:

200 СД

20 КД

30 МД

Всего

В РИ

45 мм ПТП

12 000

1 040

1 320

14 360

14 100

76 мм ПП

3 600

480

360

4 440

4 708

76 мм ДП стар.

3 600

360

3 960

4 477

76 мм ДП (Ф-28)

540

540

4 023 (Ф-22 и УСВ)

76 мм ЗП

800

120

920

3 821

114 мм Г

240

240

211

122 мм Г стар.

4800

4 800

6 700

107 мм Г (Ф-29)

720

720

2 000(М-30)

152 мм Г стар.

2 400

2 400

2 810

152 мм Г (М-39)

360

360

1 058(М-10)

82 мм МН

10 800

1 440

1 080

13 320

14 500

120 мм МН

3 600

480

360

4 440

3 617

37 мм ЗАП

2 800

80

420

3 300

1 382

БТ

7 200

7 200

7 832

«Комсомолец»

3 000

1 800

4 800

4 401

Х-3,5

2 100

2 100

СТЗ-5

600

600

2 839

Нехватка противотанковых пушек легко покрывается 37 мм ПТП обр. 30 г. которых в войсках имелось более 400 штук. Кроме того в 40 г. и первой половине 41 г. наблюдался серьёзный спад в производстве 45 мм ПТП. Этот спад, с одной стороны – чистый произвол, совершенно необязательный в АИ, а с другой, можно согласиться со спадом в полгодика (вместо 1,5) ради усиления самой «сорокапятки» — удлинения ствола и усиления заряда в гильзе патрона, чтоб увеличить бронепробиваемость без кардинального пересмотра конструкции, перехода на новый патрон и новый калибр (что в РИ было сделано только в 42-ом).

Таким образом, отказавшись вовсе от эпопеи с попыткой запуска в массовую серию нетехнологичной и избыточно мощной 57 мм пушки, мы получим вполне удовлетворительную для лета 41-го «сорокапятку» в значительно большем количестве.

Нехватка 114 мм гаубиц не критична и не обязательна, если своевременно ремонтировать все имеющиеся у РККА орудия данного типа. В 1933 году их было ещё 285. В последующем, все 114 мм гаубицы будут заменены на новые 107 мм.

Дефицита 120 мм миномётов не будет в принципе, если их выпуск развернуть не в 39-ом, а хотя бы в 36-ом.

Вот с 37 мм зенитными автоматами завал полный. И как решить эту проблему – одному Богу ведомо. Хоть «пом-помы» обр. 28 года в серию с 30-го года запускай, и при первой возможности «Бофорсы». Уменьшать их кол-во в штатной структуре уже некуда.

По танкам. Естественно я учитывал и БТ-7 и БТ-5 и даже БТ-2. Но БТ-2 нам не понадобятся. «Пятёрок» и «семёрок» выпустили как раз 7212 штук! Так что, даже на БРЭМЫ хватит. А БТ-2 – в учебки, из которых прямиком в утиль. Нам же нужно сокращать поголовье неэффективной техники!

Арттягачей производства 37-го з-да тоже не хватает. Но!

Если сложить РИ «Комсомольцев» (более 4400) и Т-38 выпущенные с 37 по 39 г.г. дефицит вполне приемлем (4800 против 4706). Понятно, что завод предстоит перепрофилировать с выпуска никчемных плавающих танков на лёгкие арттягачи – и это будет первое и единственное в АИ специализированное на данной тематике предприятие.

Теперь, что касается производства АТ «Х-3,5». Как уже говорилось выше, производить его лучше всего на том же 37-ом – параллельно с «Комсомольцем» – ведь по сути – это его небронированная модификация с изменённой компоновкой и тракторным двигателем. Учитывая, что перевод в ранг специализированного завода по арттягачам, непременно обернётся для 37-го з-да приличными бюджетными вливаниями и расширением производства (арттягачей армии нужно гораздо больше чем никчемных танкеток-плавунцов), можно предположить, что для выпуска «Х-3,5» будут созданы параллельные мощности. Исходя из моих прикидок, это будет и дешевле и проще и быстрее, чем как в РИ замахиваться на строительство с нуля двух новых специализированных заводов значительно большей мощности за полгода до войны.

Напоследок о перспективах. Я не есть ретроград, ратующий за гужевой застой в стрелковых дивизиях. Ведь в самом деле – можно хотя бы гаубицы таскать тракторами. Можно. И тяжёлые гаубицы к концу 30-х обязательно будем в СД таскать тракторами.

Поговорим об арттягачах РККА. Часть2. Альтернатива уровня батальон-дивизия

А лёгкие-то – зачем? Если гаубицы там реально лёгкие (в прямом смысле слова), и при этом старые, быстрой возки в принципе не допускающие. Да и ездить далеко нужды нет – ведь та армия, которую я тут расписываю, применительно к ВОВ – есть ни что иное, как всего лишь кадровая Армия прикрытия границ. Хотите ещё одну, существенно лучше моторизованную по части артиллерии? Не вопрос – с начала 40-го начнём формировать ещё одну – по новым штатам, за Днепром и Западной Двиной – благо артиллерии хватает. В отличие от арттягачей… Но, тут уже нам и те самые полугусеничники помогут, и средние (ЗиС-6) и тяжёлые (Яг-10) трёхмостовые грузовики повышенной проходимости – если в НОВЫХ СД второй волны формирования уже будут только новые 107 мм и 152 мм гаубицы, с транспортом у нас вообще проблем не будет – в крайнем случае и лошадки выручат! Да и для «сорокапяток» с полковушками и тяжёлыми миномётами, мне больше по душе вот такие тягачи … дёшево и сердито!

Поговорим об арттягачах РККА. Часть2. Альтернатива уровня батальон-дивизия

Р.С. Персонально для тех уважаемых коллег, что стойко предпочитают 122 мм гаубицы.

Если в данной АИ вместо 107 мм гаубицы Ф-29, сохранить РИ 122 мм М-30, ровно ничего менять не придётся – в МД арттягач «Х-3,5» имеет достаточно мощности, чтоб таскать и М-30.

Но! Нам же помимо МД придётся формировать очень много СД второй, третьей и т. д. «волн мобилизации». И каждая М-30 потребует либо персональный трактор-тягач, либо 10 упряжных лошадей. В случае с переходом на 107 мм Ф-29 этого не нужно. Шестёрка лошадей справится с ней точно так же, как с буксировкой РИ трёхдюймовой УСВ. И лёгких гаубиц в наших СД будет больше!

Кроме того, сэкономленные таким образом тракторочки (а счёт идёт на многие тысячи!) позволят в свою очередь уберечь СД от исключения из их структуры шестидюймовых гаубиц – что на мой взгляд чрезвычайно важно!

Р.Р.С. В следующей части речь пойдёт о тяжёлой артиллерии уровня корпус-АРГК.

Ansar02
Подписаться
Уведомить о
guest

267 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account