10
Подводная лодка Джодо Гинагана

Подводная лодка Джодо Гинагана

Содержание:

ПРЕДЫСТОРИЯ

После капитуляции японских оккупантов в августе 1945, в Индонезии начался подъем национально-освободительного движения. Индонезийцы, настрадавшиеся под японской пятой, не испытывали больше никакого желания терпеть своих старых «владельцев» — голландцев. Спустя всего два дня после капитуляции Японии, индонезийские националисты провозгласили независимую республику. Голландцы, при поддержке англичан и американцев, вновь ввели на острова войска, и вскоре уже весь архипелаг полыхал в огне.

Большой проблемой для индонезийцев было господство голландцев и их союзников над морем. В условиях огромного архипелага, состоящего из тысяч островов, морская блокада контролируемых националистами территорий имела критическое значение. Не имея возможности бросить голландцам вызов в открытом море, индонезийцы были крайне ограничены в возможности перемещать силы между островами, и постоянно вынуждены считаться с угрозой обстрелов и десантов.

И тут появился Джодо Гинаган. Индонезиец из Сиболги, он в 1937 переехал в Голландию, где изучал морское дело и механику, намереваясь поступить на флот. Он три года обучался в Gemeentelijke Zeevaartschool (государственном мореходном училище) в Ден-Хелдер, после чего закончил курсы корабельного механика в Гронингене. Источники расходятся относительно деталей его биографии и карьеры, но согласуются в том, что Джодо поддерживал индонезийское национально-освободительное движение, открыто выступал за предоставление Индонезии независимости, за что и поплатился в итоге: в декабре 1946 был изгнан из Голландии.

Подводная лодка Джодо Гинагана

Вернувшись в Индонезию, Джодо предложил свои услуги министерству обороны новопровозглашенной республики. Он был принят на службу во флоте в качестве гражданского технического специалиста. И, находясь на службе, он предложил индонезийскому временному правительству интересный проект: построить сверхмалую подводную лодку для нападения на голландские блокадные корабли.

Предложение вызвало значительный интерес со стороны Министерства Обороны и было одобрено почти немедленно. Помимо Джодо, в работе над проектом участвовал инженер М. Сусило, имевший практический опыт судостроения. Постройкой лодки в июле 1947 занялись мастерские судоремонтного консорциума PAL (Penataran Angkatan Laut — флотская судоверфь) в Джокарьяте. Весь проект предполагалось завершить к сентябрю 1948 года. Премьер-министр Мохаммед Хатта лично написал письмо Гинагану (государственный декрет A 527/1948 от 23 июня 1948 года), в котором приказывал немедленно по завершении работ передать субмарину департаменту флота для всесторонних испытаний.

КОНСТРУКЦИЯ

По конструкции, субмарина Джодо Гинагана была довольно примитивна. Строго говоря, она даже не была в полной мере подводной лодкой — скорее, погружающимся до уровня воды торпедным катером. Корпус ее был собран из металлических листов, и имел угловатые очертания. Длина субмарины составляла около 7 метров, ширина около 1 метра водоизмещение — порядка 5 тонн.

Подводная лодка Джодо Гинагана

Управлялась лодка одним пилотом, сидевшим в центральной части, под колпаком рубки. Перископа субмарина не имела: обзор осуществлялся через встроенные в стенки рубки иллюминаторы. Корпус ее имел балластные цистерны и горизонтальные стабилизаторы (имеются только на нескольких ранних фотографиях: по всей видимости, затем демонтированы), позволявшие погружаться до уровня воды.

В движение мини-субмарину приводил 60-сильный бензиновый автомобильный двигатель от старого автомобиля Fiat 5. Он питался от топливного бака в кормовой части лодки. Воздух для работы мотора поступал через Г-образный патрубок, выступавший над крышей рубки. Неясно точно, предполагался ли электромотор и батарея для подводного движения (ряд источников упоминает, что «испытания на погружение не состоялись из-за отсутствия батареи», что косвенно указывает на наличие второй двигательной установки).

Подводная лодка Джодо Гинагана

Вооружалась мини-субмарина японской торпедой, подвешенной на внешнем креплении под килем. Торпеды были, по всей видимости, авиационными Type 91, оставленными японцами при отступлении на авиабазе Магуво. Дальность хода торпеды была невелика (порядка 2 километров), но для планируемых диверсионных атак на голландские блокадные корабли этого было вполне достаточно.

Общая стоимость проекта составляла 35.000 ORI (утвержденная республиканцами индонезийская валюта).

ИСПЫТАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

Постройка субмарины была завершена летом 1948 года. Проект с самого начала привлекал значительный интерес, и строящуюся подводную лодку неоднократно инспектировали высокопоставленные республиканские чиновники, включая самого президента Сукарно. Как только завод отчитался о завершении работы над субмариной, Джодо Гинаган немедленно передал ее флоту для испытаний.

Испытания проходили в реке Калибаям около Джокарьяты. Субмариной управлял сам Гинаган, и под его комнадованием лодка успешно продемонстрировала ход, управляемость, и погружалась до уровня воды.

Подводная лодка Джодо Гинагана

Однако, торпедные стрельбы завершились конфузом: при попытке запустить торпеду, крепление заклинило, отцепления не произошло, и запустившаяся торпеда с большим энтузиазмом поволокла крошечную субмарину за собой. Пытаясь справиться с ситуацией, пилот дал полный задний ход, но мощный 200-сильный движок торпеды без особого труда пересилил слабый двигатель субмарины. Субмарину протащило по реке, при этом она получила некоторые повреждения. Выявились и другие недостатки, потребовавшие исправлений и улучшений — что отнюдь не помешало индонезийцам публично объявить об успехе.

Реакция голландцев на это сообщение, впрочем, едва ли удовлетворяла индонезийцев: голланды попросту высмеяли весь проект, назвав его «поделкой из пустых цистерн».

Работы над лодкой продолжались, но принять участие в боевых действиях ей так и не удалось. Пытаясь преломить ход войны, голландцы предприняли ряд неожиданных наступлений, поставивших самопровозглашенную республику на грань кризиса. Работы над субмариной вынужденно замедлились ввиду оттока обученной рабочей силы на фронт, а также потому, что ее создатель, Джодо Гинаган, был командирован флотским командованием в Ачех, и не мог более уделять достаточно времени проекту.

Подводная лодка Джодо Гинагана

Большой проблемой для индонезийцев было господство голландцев и их союзников над морем. В условиях огромного архипелага, состоящего из тысяч островов, морская блокада контролируемых националистами территорий имела критическое значение. Не имея возможности бросить голландцам вызов в открытом море, индонезийцы были крайне ограничены в возможности перемещать силы между островами, и постоянно в, чем можно было бы ожидать». Инженеры сошлись во мнении, что в качестве диверсионного средства, действующего в устьях рек против стоящих близко к берегу кораблей, субмарина Гинагана вполне могла быть приемлемо эффективна.

Подводная лодка Джодо Гинагана

Дальнейшая судьба субмарины неизвестна — вероятно, она была разобрана на лом голландцами. Ее создатель, Джодо Гинаган, продолжил службу в индонезийском флоте, дослужившись до лейтенант-полковника. Он оставил службу в августе 1961, на волне усиливающегося движения за «очистку» все более про-коммунистических вооруженных сил Индонезии от обучавшихся в Голландии офицеров.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/174011.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account