Почти взлетевший OTRAG
Лутц Кайзер мог быть известен уже более тридцати лет как первый частный ракетостроитель. Ученик Зенгера, Лутц основал компанию OTRAG («Орбитальный транспорт и ракеты») и убедил Вернера фон Брауна и Курта Дебуса войти в команду после их выхода в отставку из NASA. Идея новой ракеты-носителя состояла в использовании простых блоков, которые должны были производиться массово и поэтому быть очень дешевыми.
Geektimes / Сны о большом глупом носителе
Один CRPU (Common Rocket Propulsion Unit — «стандартный ракетный блок») представлял собой трубу длиной 16 м и диаметром 23 см. В блоке размещались баки топлива (керосин), окислителя (тетраоксид азота и азотная кислота в равных пропорциях), наддува (сжатый воздух). Баки разделялись плоскими переборками. Внизу был установлен простой двигатель с абляционной теплозащитой сопла и тягой 2,5 тонны, клапаны, батареи и электроника.
Особенностью конструкции ракеты была пакетная установка ступеней. Сначала работали блоки с наружной части пакета, затем внутренние. По расчетам, для вывода одной тонны на орбиту нужны были три ступени, из 4, 12 и 48 блоков. Пакетная компоновка приводила к тому, что ракета получалась относительно короткой и широкой, и, в теории, могла запускать большие и широкие спутники. Для запуска более тяжелых грузов надо было просто взять больше блоков. С точки зрения привычного нам критерия соотношения полезной нагрузки и стартовой массы ракета получалась неэффективной — для того, чтобы вывести на орбиту 8 тонн (чуть больше современного «Союза») требовалась ракета начальной массой 800 тонн (в два с лишним раза тяжелее «Союза»). Для того, чтобы вывести 128 тонн, требовался монстр начальной массой 12 800 тонн (в четыре раза тяжелее «Сатурна V», выводившего примерно столько же). OTRAG должна была выиграть за счет экономической эффективности. Массовое производство конструктивно простых блоков, десятками тысяч в год, должно было сделать их очень дешевыми.
Шесть двигателей на испытательном стенде
Автоматизированная линия производства CRPU
Рисунок старта сверхтяжелой версии OTRAG
В 1975 году компания OTRAG подписала контракт с Заиром о строительстве космодрома в провинции Катанга (сейчас территория Конго). С точки зрения физики всё было логично — космодром находился возле экватора, в удобном для космонавтики месте. Первые полёты испытательных четырехблоковых ракет начались в 1977 году.
Ракета на стартовой площадке.
Испытательный пуск. Не включился один двигатель.
Уникальное видео визита какого-то высокого заирского начальства и того самого неудачного пуска:
Le programme spatial de Mobutu, une vidéo de Nzwamba fusée, mobutu, zaïre, rdc, espace2 — YouTube.com/watch?v=_5pJpd9Vi_U
Проблемы начались, когда в дело вмешалась политика. Во-первых, развитые страны опасались, что ракеты OTRAG будут использоваться для военных целей. Да, они были бы крайне неэффективны в такой роли, но слаборазвитым странам Африки любая ракета лучше, чем ничего. Во-вторых, развитые страны не хотели экономического конкурента своим ракетам-носителям. СССР, США и Франция совместно начали кампанию по дискредитации OTRAG в СМИ и стали оказывать политическое давление на Заир. В 1979 году OTRAG была вынуждена покинуть страну. Испытания в Западной Германии были крайне затруднены по политическим причинам, и в 1981 году компания построила испытательный полигон в ещё худшем месте — Ливии. В 1982 году Западная Германия присоединилась к договору о нераспространении ракетных технологий, и перевозка произведенных в ФРГ блоков в Ливию стала невозможной. Несмотря на обещания, Муаммар Каддафи тут же конфисковал испытательный полигон, и ливийские инженеры попытались продолжить проект. К счастью (потому что это уже явно была программа разработки баллистических ракет, посмотрите на пусковую), ничего у них не вышло, и проект был остановлен окончательно. За время испытаний было проведено порядка шести тысяч испытаний на стенде и примерно полтора десятка суборбитальных полётов в одноступенчатой четырехблочной конфигурации. За 1975-1987 годы проект OTRAG обошёлся примерно в $200 миллионов.
Лутц Кайзер жив и достаточно активно общается с частниками «новой волны» — Armadillo Aerospace Джона Кармака и другими. Компания Interorbital Systems разрабатывает ракету Neptune такой же компоновки:
А Armadillo Aerospace хотела сделать весьма похожую ракету Stig и использовать её как геофизическую:
Stiga Flight 2 to 95km by Armadillo Aerospace — YouTube.com/watch?v=Aw11NFz14sA
Драматическая авария:
Stig-B flight 3 — YouTube.com/watch?v=skzwuvYxZRw
Источник: 2 марта 2015 Сны о большом глупом носителе / Geektimes hub/space