Почти гиперзвук. Младший брат «Кинжала». Крылатая ракета Х-22/32. Россия

12

На днях, в ходе боевых действия на Украине было отмечено применение российской крылатой ракеты Х-32. Это событие вызвало противоречивую реакцию. Некоторые аналитики заявляли, что использование такого эксклюзивного продукта по, скажем так, малозначимым украинским целям, это всё равно что микроскопом забивать гвозди. Другие наоборот радовались тому что Россия имеет такие ракеты, которые пока не способно сбивать украинское, а по факту НАТОвское ПВО.

На самом деле истина, скажем так, рядом. По целям на Украине было применено всего 3 ракеты, все они достигли цели. Однако это было по сути испытание нового, а точнее, обновлённого оружия. Или демонстрация западу того что у России такие ракеты есть, и они вполне себе отлично летают и поражают цели. То есть Россия провела показательную демонстрацию, на подобие того как это было с ракетами «Кинжал».

В свете этого многим будет интересно, что же из себя представляет это ракетное вооружение и почему его применение вызвало такой резонанс.

Основными носителями Х-22\32 остаются сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3. Сбить такую "малышку", несущуюся со скоростью близкой к гиперзвуковой, сбить современным ЗРК ещё не удавалось.

Основными носителями Х-22\32 остаются сверхзвуковые ракетоносцы Ту-22М3. Сбить такую «малышку», несущуюся со скоростью близкой к гиперзвуковой, сбить современным ЗРК ещё не удавалось.

Содержание:

История создания

Разработка сверхзвуковой крылатой противокорабельной ракеты большой дальности Х-22 «Буря», в СССР началось ещё в 1958 году. Эти работы осуществлял дубненский филиал ОКБ-155 (с 1966 года — МКБ «Радуга», главный конструктор А. Я. Березняк). КБ-1 ГКРЭ (сейчас ГСКБ «Алмаз-Антей») разрабатывало систему наведения К-22У для ракеты. При этом разрабатывался он сразу в трёх вариантах — с автономным инерциальным вычислителем пути ПСИ, с активной и пассивной радиолокационными ГСН.

В качестве маршевого двигателя на ракете использовали ЖРД, что позволило достигнуть скорости полёта, вплоть до M=3,5 на высоте 22,5 км (то есть до скорости, в 3,5 раза превышающей скорость звука на данной высоте). Такая скорость позволяла гарантированно преодолевать любые существовавшие в то время системы ПВО. Впрочем, и сейчас эту ракету сбить было бы практически невозможно.

На вооружение, под именем Х-22 «Буря», ракета была принята декабре 1971 года.

Технические особенности

По своим размерам, ракета Х-22 оказалась настоящим гигантом среди своих собратьев. Она имела длину почти 12 м и была почти метр в диаметре. При этом она несла 960 кг взрывчатки. Что касается скоростных характеристик то к 70-м годам они ещё больше увеличились и серийный образец ракеты мог развивать скорость M=4.

Вот это фото позволяет особенно наглядно оценить "масштабы бедствия" в виде ракеты Х-22 "Буря"

Вот это фото позволяет особенно наглядно оценить «масштабы бедствия» в виде ракеты Х-22 «Буря»

Правда были у ракеты и недостатки. Тогда, в 70-е годы, она могла похвастаться разбросом в 700-1000 м от цели. Так что надежд на то что удастся влепить тонну взрывчатки прямо в борт авианосца было мало, вся надежда была на специальную ядерную боевую часть, для которой такой разброс был вполне допустим, так как мощность ядерной боеголовки Х-22 составлял 350 килотонн.

Дальнейшая судьба ракеты

В 1990 году СССР развалился и много из наиболее опасных для НАТО вооружений наших западным партнёрам удалось утилизировать. Но вот ракет Х-22 эта незавидная судьба по каким-то причинам, не коснулась. Ракеты благополучно лежали на складах и дожили до 21 века. Вот тогда-то и встал вопрос что же делать с имеющимися ракетами.

Активные работы по модернизации ракеты начались на ГосМКБ «Радуга» в 2008 году. Эти работы продлились 8 лет, пока в 2016 году обновлённая ракета получившая новый индекс Х-32, не был принята на вооружение.

Характеристики и боевые возможности ракеты Х-32

Обновлённая ракета стала ещё быстрее, её максимальная скорость составила М=4,6. На ней установили мощнейший блок РЭБ, благо размеры позволяют. Обновлению подверглась и силовая установка. После модернизации дальность полёта ракеты составила 1000 км.

Пуск данной ракеты можно осуществить только с самолётов. При этом использования новейших систем наведения позволяет поражать цель с вероятностью 86%. Атака ракеты Х-32 происходит следующим образом. После пуска, она набирает маршевую скорость и высоту в 40 км, поднимаясь практически в ближний космос. Таким образом в ходе большей части пути к цели она находится вне действия ПВО. Уже оттуда она круто пикирует на цель, разгоняясь до максимальной скорости. Это позволяет ей гарантированно прорвать ПВО авианесущего ордера или высокозащищённого объекта, так как её скорость просто на много выше чем скорость большинства ракет ПВО.

Таким образом данная ракета почти гарантированно донесёт свою тонну взрывчатки до палубы авианосца. А учитывая скорость, практически наверняка пробьёт вражеский корабль на сквозь. Думается после попадания Х-32 ни один авианосец не сумеет остаться на плаву.

Так выглядит "убийца авианосцев". Как и многие специализированные противокорабельные ракеты Х-32 оказалась вполне универсальной.

Так выглядит «убийца авианосцев». Как и многие специализированные противокорабельные ракеты Х-32 оказалась вполне универсальной.

Современное использование

Пока ни один противник с кем вела войны Россия не имеет авианосцев. Однако ракеты применяются. Понято что бить по складам и скоплениям солдат ВСУ такими ракетами мягко говоря не разумно. Известно, что со времён СССР осталось около 1000 ракет Х-22. Даже если все они модернизированы, то бездумным использованием этот запас очень быстро можно свести на нет. Так что, на той же Украине, их стоит использовать очень аккуратно, только по высокозащищённым целям. Все другие цели можно вполне успешно поражать «Калибрами» или «Геранями».

Нужно помнить, что Х-32, это штучное, эксклюзивное изделие, которое действительно, не имеет аналогов в мире. И относится к нему нужно соответствующе.

Источники:

https://dzen.ru/a/Y2NAL4K22UVq3ot3

Википедия

Подписаться
Уведомить о
guest

31 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account