Почему лучший истребитель США 21 века Super Tomcat 21 так и остался только в проекте

14

В начале 1990-х годов компания Grumman предложила вариант модернизации снимавшегося с вооружения истребителя F-14 Tomcat – «Super Tomcat for the 21st Century» (ST21). Целью этой модернизации было превратить Tomcat в грозный многоцелевой истребитель с усовершенствованной авионикой, радиолокационными системами и аэродинамикой.

По итогам модернизации ВВС и ВМФ США должны были получить самолёт, превосходящий всё что сегодня стоит на вооружении Американской авиации. Однако не сложилось. Почему так произошло и что представлял из себя этот нереализованный проект будет рассмотрено ниже.

Почему лучший истребитель США 21 века Super Tomcat 21 так и остался только в проекте

Содержание:

Предыстория проекта

В 1988 году совместный коллектив инженеров компаний McDonnell Douglas и General Dynamics получила контракт на разработку того, что должно было стать палубным ударным самолётом A-12 Avenger II. После завершения работ над A-12 ВМФ США должны был иметь самолёт, сделанный по схеме летающее крыло. Таким образом A-12 должен был стать первым в мире настоящим истребителем-невидимкой. А ракеты класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM должны были сделать его, возможно сильнейшим в мире истребителем, настоящей грозой для любых самолётов врага. Однако, как говорится, что-то пошло не так и в 1991 году проект A-12 Avenger II закрыт из-за огромного перерасхода бюджета, технических задержек и отсутствия результата. В итоге отмена этой программы оставила ВМФ без ударных самолётов, которые им срочно нужно было получить, особенно с учетом того, что на горизонте маячило снятие с вооружения ещё и старых штурмовиков A-6 Intruder.

Нереализованный проект палубного ударного самолёта A-12 Avenger II

Нереализованный проект палубного ударного самолёта A-12 Avenger II

Изначально F-14 Tomcat разрабатывался с упором на воздушный бой, при этом его главной ударной силой должны были стать ракеты «воздух-воздух» AIM-54 Phoenix. Компания Grumman, осознавая потребность ВМФ в самолете, способном выполнять роль ударного, предложила довольно недорогую модернизацию парка Томкэтоы ВМФ США, получившую название F-14 Quick Strike.

Модернизация Quick Strike включала установку инфракрасных навигационных и прицельных контейнеров, аналогичный системе LANTIRN, которая нашла свое применение на самолётах F-15E и F-16, а также модернизацию бортового радара самолета которая позволяла бы ему атаковать наземные цели.

Кроме этого у самолёта должно было появиться больше точек подвески для боеприпасов что давало возможность на машине разместить самое разнообразное вооружение.

F-14 для 21 века

Общеизвестно, что экономичность никогда не была достоинством Томкэта, очень дорогой, и в закупке, и в эксплуатации, данный самолёт стал настоящей головной болью для ВМФ. В итоге американские адмиралы с большим энтузиазмом восприняли идею избавиться от столь проблемного самолёта. Поэтому идея его модернизации была встречено прохладно.

Что касается конкурентов, то McDonnell Douglas представила для ВМФ новый, более совершенный истребитель, который мог бы выполнять самый широкий спектр задач, он являлся по сути модернизацией суперуспешной линейки самолётов F-15 Hornet. При этом такой вариант выглядел как менее затратный, чем финансирование разработки нового истребителя.

В компании Grumman так же решили пойти по этому пути и предложить еще более модернизированную версию F-14, которая могла бы появиться как новый самолет или как глубокая модернизация существующих. Данная программа получила название ST21 (Super Tomcat for the 21st Century), в дальнейшем AST21 (Attack Super Tomcat for the 21st Century). По замыслу эта программа должна была сделать из Томкэта истребитель актуальный в грядущем тысячелетии.

Новый самолёт в корпусе Tomcat

Несмотря на невероятные возможности, которые имели истребители F-14D того времени, к моменту начала обсуждения программы Super Tomcat 21, корпуса Томкэтов были возрастом не менее двадцати лет. Кроме этого сама конструкция самолёта не предусматривала на нём места для установки новых систем без которых был немыслим самолёт в грядущем тысячелетии.

Используя уроки, полученные за более чем полтора десятилетия эксплуатации F-14, на Super Tomcat 21 устранили, так называемые «перчаточные лопасти», которые располагались сразу за корнями крыльев. Эти «перчаточные лопасти» были разработаны для создания правильно направленные потоки воздуха над крылом самолета на сверхзвуковых скоростях выше 1,4 Маха, что должно было обеспечивать большую маневренность на высокой скорости. Однако система, которая управляла этими устройствами, была настоящим кошмаром в обслуживании, и в конечном итоге их просто заваривали на большинстве самолетов.

Вместо проблемных «перчаточных лопастей» самолеты ST21 и AST21 использовали увеличенные «аэродинамические перчатки», которые обеспечивали огромные преимущества с точки зрения сверхзвуковой управляемости и эффективности воздушного боя и одновременно обеспечивали место для дополнительного хранения 2200 фунтов топлива в каждом крыле, что обеспечивало самолету большую дальность полета.

Когда F-14 впервые поднялся в небо со своей невероятной ракетой AIM-54A Phoenix, конструкция истребителя должна была включать в себя обтекатели пилонов крепления ракеты, а также систему её масляного охлаждения. Однако в 90-е годы ВМФ перешли на более новые ракеты AIM-54B и C, на которых не было систем масляного охлаждения. Поэтому эту систему с F-14, так же демонтировали. Вместо неё на Super Tomcat 21 в обтекателях пилонов для вооружения разместили инфракрасные датчики переднего обзора, используемые для навигации и управления вооружением.

Ракета AIM-54A Phoenix, на фото в низу большего размера


Ракета AIM-54A Phoenix, на фото в низу большего размера

На обновлённых машинах планировалось установить абсолютно новый, полностью стеклянный фонарь кабины, с возможностью выведения показаний приборов на стекло и улучшенной аэродинамикой.

Немного непонятная модернизация, суть которой нужно пояснить. На старых F-14 кабина имела множество распорок, которые на обновлённой решили убрать и теперь она была правильной каплевидной формы и напоминала таковую на F-15 или F-16.

Однако главной модернизацией является установка на истребитель нового радара APG-71 с новым бортовым компьютером. Этот радар на порядок увеличивал возможности самолёта в плане обнаружения целей и наведения оружия на них.

Дальнейшая программа, AST21, в значительной степени являлся продолжением программы ST21. При этом в отличие от предыдущей программы модернизации, она включала в себя установку на самолёты дополнительных пилонов для подвески бомб, дальнейшее совершенствование радиолокационной системы. На самолётах должен был появиться режим воздушного наводчика (FAC), интегрированный оборонительный пакетом авионики (IDAP), а также должна была появиться возможностью несения ядерного оружия.

Модернизация силовой установки

В обеих вариантах модернизации Super Tomcat 21 предлагалось использовать усовершенствованные турбовентиляторные двигатели GE-F110-129. Эти моторы ставили в соответствии с продолжающимися усилиями ВМФ (в то время) по замене проблемных двигателей Pratt & Whitney TF30 на Томкэтах. Использование этих двигателей в сочетании с увеличенной емкостью топливных баков и улучшенной аэродинамикой привело к тому, что на модернизированных истребителях значительно возросла дальность полёта, а использование сопел с изменяющимся вектором тяги, в сочетании с новым бортовым компьютером давало самолету исключительные показатели манёвренности.

Двигатель General Electric F110-129 был не только на много лучше, по сравнению с TF30, которые всё ещё стояли на некоторых Томкэтах в начале 2000-х, эти моторы так же были существенно лучше более старой версии F110, которые, уже использовались на некоторых F-14 ВМФ США. С приблизительно 30 000 фунтами тяги, доступной на этих моторах на форсаже, и более эффективной конструкцией, новый Tomcat мог бы летать дальше, чем когда-либо прежде, и на более высоких крейсерских скоростях. Фактически, Super Tomcat 21 мог летать на сверхзвуковой скорости в 1,3 Маха без использования форсажа и держать такую ошеломляющую скорость полёта постоянно.

Почему лучший истребитель США 21 века Super Tomcat 21 так и остался только в проекте

Что касается, упомянутого выше, сопла с изменяемым вектором тяги, то в сочетании с крылом изменяемой стреловидности это поднимало маневренность нового истребителя на совершенно ошеломляющий уровень. По предварительным выкладкам самолёт версии AST21 мог бы поддерживать 77 градусов постоянного угла атаки. При этом планировалось, что положение крыла, будет контролироваться и изменяться бортовым компьютером для получения максимально выгоды. По прикидкам инженеров Super Tomcat 21 мог стать самым маневренным истребителем, не только своей эпохи, но и, вероятно, на десятилетия вперед.

Отдельно нужно заметить, что сегодня высокая манёвренность благодаря моторам с управляемым вектором тяги уже давно является «фишкой» российских истребителей, поскольку они ориентированы на бои в пределах прямой видимости, где данная характеристика является важным элементом победы в воздушном бою. Что касается США, то на американских самолетах таки моторы можно найти только на самом современном F-22 Raptor.

Однако это были не все предложения от Grumman, у них был еще один туз в рукаве.

Программа ASF-14

В то время как ST21 и AST21 были заявлены как программы по модернизации существующих истребителей F-14 Tomcat у компании Grumman для ВМФ было предложение начать производство абсолютно новых самолётов Tomcat. Данная программа имела название ASF-14. При этом истребители ASF-14 выглядели бы как их предшественники F-14, но на этом сходство заканчивалось.

По проекту ASF-14 на самолёты ставились более широкие крылья (как у Super Hornet по сравнению с Hornet) что увеличивало запас топлива у самолёта. Другие улучшения по сравнению с проектами ST21 и AST21 в основном заключались в том, что ASF-14 будучи абсолютно новым самолётом не имел многих громоздких устаревших систем, которые по программе модернизации оставляли из-за экономии средств и времени.

Это означало бы, что все внутренние компоненты этого «нового» F-14 Tomcat были бы современными от носа до хвоста. Устаревшие и громоздкие электрические системы 70-х были бы заменены современными модульными системами, которые не только улучшили бы производительность но и уменьшили бы вес машины. Так же это сделало бы последующие модернизации более дешевыми и менее трудоемкими.

Почему лучший истребитель США 21 века Super Tomcat 21 так и остался только в проекте

Новый Томкэт стал бы исключительно удобной машиной в обслуживании, так как на нём не было бы проблемной электроники и гидравлической системы, которые делали самолет таким кошмаром для техников. Кроме этого даже те системы самолета, которые всегда работали хорошо, были бы улучшены и сделаны с использованием самых современных материалов, таких как композитное углеродное волокно, которое заменило бы титан или алюминий.

Так же новый истребитель получил бы и новые радары. Когда Tomcat впервые поднялся в небо, в начале 70-х годов, на нём был размещён массивный и невероятно мощный радар управления огнем Hughes AWG-9, который до сих пор остается крупнейшей радиолокационной системой, когда-либо использовавшейся американских истребителях. Теперь всё это пространство использовалось для большого радара с активной электронно-сканирующей решеткой (AESA) для управления оружием «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Таким образом, с учетом всего этого новый ASF-14 Super Tomcat имел бы массу, близкую к массе F-14 ВМФ США, а возможно, даже и меньшую, благодаря существенной экономии веса.

Супер Томкэт против Супер Хорнета

Итак, если эти проекты были настолько хороши, как описано выше, то почему же они так и остались не реализованы? Super Hornet, который в конечном итоге выбрали ВМФ, на много более надёжным, чем F-14, кроме того F-15 не имел негативного шлейфа, от эксплуатации который имел Томкэт.

С другой стороны, Super Hornet решал целый ряд проблем ВМФ того времени. Он не такой быстрый и мощный, как многие другие истребители, и ему, безусловно, не хватает дальности F-14, не говоря уже о дальности ASF-14 на стероидах. Однако он был невероятно надежен, эффективен и проверен в боях.

Почему лучший истребитель США 21 века Super Tomcat 21 так и остался только в проекте

Трудно судить, ошиблось ли руководство ВМФ с выбором Super Hornet или нет, поскольку его надежность и эффективность были полностью продемонстрированы на протяжении последних двух десятилетий войн, которые вела Америка. Однако теперь, когда США снова приходиться соревноваться с Великими державами, ASF-14 с его безумной дальностью, мощным радаром, безумной скоростью и ошеломляющей маневренностью выглядит на много более привлекательным, на много более привлекательно чем любой другой не стелс-истребитель.

Американские палубные истребители сегодня страдают от нехватки дальности, особенно в свете возможного столкновения с Китам, которое скорее всего произойдёт на море. В этой связи Super Tomcat 21 или ASF-14 хотя и не будут обладать такой же скрытностью, как и Super Hornet, но у них было бы достаточный запас топлива что бы вести воздушные бои вдалеке от авианосцев. Таким образом F-35C и F/A-18 смотрятся на много менее привлекательными чем Супер Томкэт и им будет очень тяжело в противостоянии с китайскими самолётами, не говоря уже о российских, если с ними придётся, когда ни будь сразиться.

Конечно, авиационные технологии продолжают стремительно развиваться, и даже если бы ASF-14 поступил на вооружение в конце 1990-х годов, он, скорее всего, все равно уже начал бы устаревать. Тем более что сегодня требование к малозаметности становится общепринятым и обязательным, хотя абсолютно неизвестно как эти самолёты поведут в условиях реального боя и насколько они незаметны для современных китайских и российских радаров.

F-14


F-14

Резюме

В общем в заключение статьи хочется сказать, что F-14 Super Tomcat 21 или ASF-14 мог бы стать одними из величайших истребителей, которые когда-либо видел мир. Но не сложилось. Для нас, наверное, хорошо.

Однако, по большому счёту можно сказать что этот самолёт убили совсем не конкуренты, а мода на непроверенную и непонятно кому нужную стелс-технологию. В начале 90-х было общепринятое мнение что будущие самолёты должны быть малозаметными и это была основная характеристика. Всё остальное было вторично. Сегодня эта мода в основном прошла, но прошедшего уже не вернуть и проект возможно лучшего американского истребителя так и остался нереализован.

Почему лучший истребитель США 21 века Super Tomcat 21 так и остался только в проекте

Почему лучший истребитель США 21 века Super Tomcat 21 так и остался только в проекте

Автор — Алекс Холлингс

Перевод статьи, оригинал — https://nationalinterest.org/blog/buzz/super-tomcat-21-new-f-14-tomcat-fighter-never-flew-207851

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account