Почему Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь

17

3 августа 1775 года российская императрица Екатерина II обнародовала свой Манифест, в котором объявила о ликвидации Запорожской Сечи, которая до этого существовала не одно столетие. В этом документе она объяснила этот акт теми причинами, что козаки якобы стали совсем неуправляемыми, совершая многочисленные разбойные нападения на мирное население, а, кроме того, могли в любой момент выступить против Российской империи на стороне ее врагов. Но самая верная причина разгона запорожского козацтва состояла в том, что Сечь, оказавшись внутри России с завоеванием всего Северного Причерноморья, просто перестала быть нужна, а кормить бесплатно это «злодейское» псевдо-государство внутри Империи никто не собирался.

Очень животрепещущий вопрос практически для всех украинских историков и вообще многих патриотически настроенных украинцев по всему миру – зачем Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь? Как известно, произошло это летом 1775 года, когда Российская императрица составила и подписала специальный Манифест, который объявлял о прекращении деятельности Запорожской Сечи и упразднения всех ее институтов сверху и донизу.

И вот украинскими историками утверждается, что этим актом Екатерина просто ликвидировала одну из сил, которые могли бы возродить государство Украина. То есть, она попросту его уничтожила, и этот акт рассматривается патриотами как незаконное деяние, не имеющее больше никаких целей.

Но все эти объяснения просто притянуты за уши, потому что никакой Украины не было ни до XVIII века, ни после, то есть если бы Екатерина не ликвидировала Сечь и казаков (на самом деле – козаков) как сословие, то Украина все равно не состоялась бы. И причина тут простая – на землях Российской империи не могло возникнуть никаких независимых, или даже автономных государств. Малороссия, преемницей которой позже стала Украина, простиралась на юг по Днепру не далее того места, где впоследствии был основан город Екатеринослав, нынешний Днепропетровск (Днепр). А все, что ниже – было разделено между Запорожской Сечью и Крымским ханством.

Так что запорожское козацтво никак не могло быть каким-то прото-украинством ни территориально, ни этнически, о чем речь пойдет ниже.

Итак, наступили 60-е годы XVIII века, и Россия начала наступление на эти «дикие земли», на которых кроме козацких и татарских разбойников никто не жил, присоединяя их к империи. В 1764 году была образована Новороссийская губерния, в которую, по плану, должны были войти все земли к югу до самого Крыма и от Днестра на западе до Дона на востоке. Естественно, Запорожская Сечь вполне закономерно, без всяких условностей, переходила под юрисдикцию Российской империи, а все, кто на этих землях проживал, автоматически становились подданными Российской императрицы.

Для чего нужны были Российской империи все эти земли в Северном Причерноморье? Многие причины тут были важны. Во-первых, растущему как на дрожжах государству нужно было получить выход к Черному морю на очень широком фронте, чтобы обеспечить безопасность южных границ от всех соседей с запада и востока. Крым тоже вскоре должен был стать частью Новороссии, поэтому освоение новых берегов Черного моря еще до захвата полуострова производилось с учетом быстрого его завоевания.

Во-вторых, все земли Северного Причерноморья были очень плодородными, и на них предполагалось обосновать очень широкие посевные угодья, что наряду с получением новых портов и кораблестроительных центров сделало бы Россию житницей всей Южной Европы и Малой Азии, а так же Северной Африки. Сами понимаете, перспективы были широчайшие.

В-третьих, по всей Новороссии, чтобы обеспечить первые два пункта, требовалось основать множество городов, а для этого требовалось привлечение огромного количества нового народонаселения. Допустим, с этим проблем у России не было – из Османской империи в ее пределы бежало множество славян, греков и других народов, которые могли бы расселиться по пустынному ранее краю. А так как из перенаселенных областей Центральной России бежало на юг множество крепостных, то лучшего места для применения их сил, как в Новороссии, просто не было.

В общем, запорожские козаки вместе с их псевдо-государством, заточенном по большей части на разбой и грабежи, в новую российскую губернию просто не вписывались. Трудиться на благо государства они не желали, идти на конкретную царскую службу с ее жесткой дисциплиной тоже не хотели, переселяться за пределы России у них и мыслей не было — и что с такими «вольнодумцами», к тому же хорошо вооруженными и агрессивными, было делать?

Вы можете себе представить, что в центре цивилизованного государства, заполненного современнейшими (на то время) городами, с раскинувшимися на его территории сельскохозяйственными угодьями, перерезаемыми множеством стратегических путей, ведущих к стратегически важным портам, будет хозяйничать какая-то разбойничья вольница. Да еще если эта вольница объединена в некое подобие государства с внутренними законами, по большинству пунктов вступавшими в противоречие с законами основного государства? Причем эта вольница совершенно неуправляемая, и, мало того – ненасытная, привыкшая за несколько столетий своего существования только совершать набеги и отнимать у окружающих всё, что можно отнять. А учитывая врожденную склонность козачьих гетманов к нарушению присяги, а то и прямой измене, как можно было централизованным властям соблюсти тут хоть какую-то гармонию?

Да, когда Екатерина II в своем Манифесте объясняла свое решение, она наградила запорожское козачество массой нелицеприятных эпитетов. Самым мягким обвинением было обнародование того факта, что козаки игнорировали и все увещевания встать на путь исправления. А так прямо в Манифесте они назывались и «пьяницами», и «невежами», и «вредным скопищем», и «политически разнообразным и юродивым составом».

Закономерно, что нынешние украинские историки все обвинения Екатерины против козаков опровергают. По их утверждениям, запорожские козаки были правоверными христианами, богобоязненными и праведными, и даже мухи обидеть не могли. Но при этом они игнорируют прямые факты, которые зафиксированы во множестве документов тех времен.

Так, козаки постоянно громили колонии сербских и греческих поселенцев, которым были выданы земли специальными царскими указами. Козаки уводили в плен, то есть в рабство, множество крестьян, кого-то пытались продать в Крымское ханство, в Венгрию, в Турцию и Персию, но все эти попытки пресекались русскими войсками, которые постоянно с козаками воевали в попытках поддерживать на новых территориях цивилизованный порядок.

Также козаки нападали на купцов, грабя их, а то и убивая, и нередко даже проводили военные операции против царских войск, нападая на форты и бивуаки. Это становилось просто невыносимым, и особенно проблема становилась угрожающей в преддверии новой войны с Османской империей за Крым, Придунавье и Северный Кавказ. Козаки настолько не принимали владычество на их прежних землях Российской империи, что запросто могли выступить на стороне турок и татар. Царской власти это совершенно не было надо, тем более что к тому времени запорожское козачество представляло собой грозную силу.

И особенно неприемлемым было то, о чем Екатерина также написала в своем Манифесте:

«А как таково бытие запорожцев, по установленному у них безженству, долженствовало б скоро разрушиться, то и стали они принимать без разбора в свое худое общество людей всякого сброда, всякого языка и всякой веры, и сим единым средством существовали они до настоящего уничтожения».

И на самом деле, запорожские козаки не пускали в Сечь женщин, и хотя некоторые «размножались» на стороне, но без женщин козацкое псевдо-государство было обречено на вымирание. А так как славян в Сечь приходило поразбойничать мало, то и принималось в козацтво все, кто мог управляться с конем, размахивать саблей и стрелять из мушкета. Таким образом в среде козаков было огромное множество татар, половцев, кавказцев, ордынцев (козак Мамай, фольклорный украинский герой – прекрасная иллюстрация), монголов, были даже негры, арабы, индусы и китайцы, бежавшие на Днепр из османского рабства, причем такой национальной экзотики было тоже немало. Интересное было это воинское образование, большинство членов которого не имели совершенно никакого представления о чести и совести, не говоря уже о благородстве и милосердии.

Но даже если бы вся эта разношерстная армия и на самом деле была армией ангелов Божьих, то и этот факт не оправдал бы ее присутствия в центре европейского государства вдали от всяких границ. В этом просто не было смысла – зачем нужно такое крупное воинское формирование практически внутри империи? Кто его должен кормить, если ни один козак не умел добывать пропитание честным путем? Армия должна приносить пользу, а не сидеть на шее у государства без всякого результата.

Таким образом ликвидация Запорожской Сечи была явлением закономерным, причем решение это было как нельзя более своевременным.

Но не стоит думать, что Екатерина просто разогнала козацтво и пустила его по миру. Наиболее полезных членов этого сообщества она приняла на свою службу, обеспечив царскими наградами и вотчинами, а тех, кто «стать на путь исправления не захотел», просто попросила восвояси, и очень многие сечевые «джентльмены удачи» покинули пределы империи, распылившись по окрестностям, сколотив новые, но уже зарубежные Сечи. В основном это была Османская империя, которой необходимы были такие «вольные стрелки», чтобы держать в повиновении закабаленные народы – греков, славян, арабов и прочих, чьи земли входили в состав владений турецкого султана.

Последующая история запорожского козацтва, которое покинуло пределы России, тоже очень интересна, а во многом и показательна. Но это уже совсем другая история.

Источник — https://dzen.ru/a/Yu2a9Bqmli2jyB7e

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account