Почему асы стран «Оси» проиграли небо?
Победит ли в воздушной войне тот, у кого есть много асов, сбивающих десятки и сотни вражеских самолётов? Казалось бы, ответ очевиден — особенно если другая сторона в разы по количеству этих асов и их индивидуальным счетам уступает. Но крупнейшая война за всю историю человечества доказывает обратное. Почему? Небольшой ликбез от Тимура Шерзада.
Содержание:
Герои воздушных боёв
Ас-истребитель — романтическая и довольно «гламурная», по меркам войны, фигура. Чаще всего наиболее жизнерадостные и в чём-то даже легкомысленные военные мемуары принадлежат перу именно истребителей — они же, как правило, совершали самые экстравагантные поступки.
В немалой степени это заслуга того, что эффективность работы истребителя легче всего измерить. Ведь упавшие самолёты всяко проще верифицировать, чем результаты бомбёжки каких-либо объектов на вражеской территории.
И, если сравнивать воюющие стороны, эффективность эта явно не в пользу союзников. Ведь самый результативный советский ас сбил 64 самолёта, американский — 40, британский — 51.
У «Оси» же что ни счёт, то «красота» — немецкий ас Хартманн претендует аж на 352 самолёта, японец Нисидзава — на 87, а финн Юутилайнен бодро рапортовал о 94-х!
Ломающиеся копья вокруг приписок в личных счетах трещат не первое десятилетие, поэтому сосредоточимся не на цифрах, а на пропорциях. Вызваны такие результаты, как правило, тем, что те же немецкие асы, например, в разы больше летали.
Но делали это отнюдь не от хорошей жизни.
Пополнение рядов
Дело в том, что державы «Оси» неплохо понимали свои слабые стороны. Они знали о подавляющем индустриальном превосходстве будущих противников. Одной только американской промышленной мощи было достаточно, чтобы «задавить» всю «Ось».
Поэтому уступающие при игре «в долгую» Германия и Япония старались делать ставку на качество. В технике это, в силу сравнительной бедности, получалось не везде — поэтому делались активные попытки «выехать» на людях.
Особенно ярко это было видно у японцев. На декабрь 1941 года они сформировали, быть может, лучший корпус пилотов палубной авиации. Но переборщили с отбором и суровостью обучения. Стремясь воспитать в пилотах самурайский дух, они заставляли их налегать на физкультуру похлеще, чем у диверсантов, и учиться, как говорил сержант Хартманн, «от и до».
И, конечно, не забывали дать им возможность проявить упорство — например, провисеть на канате, пока глаза в кучку не сложатся. Не выполнил норматив — отчислен.
Отчислялись таким образом из училищ многие. Да, оставшиеся быстро вырастали в элиту. Но обилием пилотов предвоенная Японская империя похвастаться не могла — даже просто закончить обучение удавалось избранным.
Реальность большой войны
И за этот «элитаризм» пришлось платить. Большая война — большие потери. Если вы не победите за год-два, кадры рано или поздно выбьют. Конкретно японцам первые серьёзные потери среди лётчиков-«палубников» нанесли уже через полгода после их вступления в войну. А дальше становилось только хуже.
В итоге, когда летать стало некому, и японцы, и немцы обнаружили: системы подготовки «крепких середняков» у них нет. И, как следствие, нет резерва этих самых середняков, которые могли бы потихоньку получать боевой опыт. Некого разбавлять новичками, чтобы последние быстрее этот опыт перенимали.
Пришлось резко сокращать программы обучения, создавая целые подразделения из новичков, возглавляемые людьми с недостатком боевого опыта. В результате — «марианские охоты на индеек» с несопоставимыми потерями. В результате — качественное превосходство пилотов РККА на завершающем этапе войны: притом что в 1941-м все было строго наоборот. Как итог — проигранное небо.
Никогда не делайте ставку на лучших, готовясь к большой войне.
источник: https://warhead.su/2020/05/08/pochemu-asy-stran-osi-proigrali-nebo