Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ,
заведующий лабораторией Научного автомобильного и автомоторного института
Москва 19.. года. Вечер. На широких, реконструированных улицах вспыхивают лампы дневного света. Сверкающие шпили высотных зданий словно врезаны в темное небо.
Небольшие каплеобразные машины выстроились на стоянках, окаймленных зеленью. Верх кузова застеклен, а низ покрыт матовой пластмассой. Маленьких колес почти не видно: они спрятаны под обтекаемой скорлупой кузова, сзади увенчанного прозрачным килем-стабилизатором.
К автомобилю подходят четверо — мужчина, женщина и двое подростков. Младший нажимает сбоку кнопку — двери бесшумно распахиваются, и семейство входит в автомобиль. Именно входит: как только открываются двери, часть крыши приподнимается, и пассажирам не нужно сгибаться, чтобы занять место.
Пальто повешены о багажнике, кресла поставлены вокруг раскладного столика. Мальчик постарше садится за штурвал.
(В наши дни школьников обучают правилам хождения по улицам. Следующее поколение будет, вероятно, изучать несложные приемы управления автомобилем. Это не фантазия:
все еще помнят время, когда водитель считался человеком особенным, постигшим «тайны» машины, бесчисленные операции ее управления и обслуживания. Эти операции подчас требовали большой физической силы, ловкости, смелости. Сегодня автомобилем способен управлять каждый. Пройдет несколько лет — и автомобиль станет совсем простым в управлении.)
Юный водитель передвигает рычажок на щите приборов из положения «стоянка» в положение «городская езда», автомобиль плавно трогается с места и вливается в поток других машин. Чтобы управлять автомобилем, нужно не больше навыка, чем для езды на велосипеде,— поворачивать руль направо или налево, иногда нажимать ногой упругий наклонный пол, чтобы замедлить ход. Машина сама наберет скорость и будет поддерживать ее постоянно. В городе это 100 километров в час, на шоссе — 200.
Безопасность движения обеспечена устройством машины и дорог. Когда колеса пересекают городскую черту — заложенную в поверхность мостовой контактную полосу,— скорость автоматически изменяется, рычажок на щите приборов сам передвигается в положение ««шоссе». Если же автомобилю придется сойти на грунтовую дорогу, то за несколько десятков метров до кромки асфальто-бетона поперечные стальные полосы заставят рычажок автомата передвинуться в положение «тихий ход». В пределах каждого режима все механизмы автомобиля работают без участия водителя — он может только, если захочет или если это понадобится, замедлить ход автомобиля или изменить его направление.
Слово «захочет» поставлено здесь не случайно. Ибо в конструкции автомобиля и дорог предусмотрены устройства, позволяющие почти полностью автоматизировать даже и эти две операции управления. Поэтому-то отец доверил сыну вождение машины в городе.
Автомобиль снабжен фотоэлементами, воздействующими на тормоза и руль; на мостовой нанесены продольные полосы. Можно снять руки со штурвала, и фотоэлемент поведет машину вдоль полосы, пока водитель не сочтет нужным вмешаться в его работу. Если автомобиль чересчур близко подойдет к другому, фотоэлемент плавно включит тормоза.
Невозможно столкновение и на большинстве перекрестков: улицы и дороги пересекаются на разных уровнях, а для выезда с одной магистрали на другую устроены кольцевые ответвления; как бы ни менялся маршрут, автомобиль всегда поворачивает только направо. Лишь кое-где сохранились обычные перекрестки со знакомыми нам светофорами. Но и здесь, наподобие давно применяемой системы железнодорожной автоблокировки, на некотором расстоянии от перекрестка в асфальт заложены контактные поперечины, тормозящие автомобиль, когда проезд закрыт.
Может показаться, что такой автоматизированный автомобилизм — скучное дело. Однако этим обеспечивается безопасное, быстрое и выгодное передвижение сотен тысяч машин. Впрочем, запросы любителей спорта тоже не забыты Вот едущий впереди выключил автомат и, к удивлению всех, управляет автомобилем вручную. Об этом говорят желтые сигналы, вспыхнувшие на крыше машины.
Город остался позади. Хотя ветер прохладный, внутри кузова комнатная температура. Работает установка искусственного климата; она не только обогревает или охлаждает кузов, но и регулирует в нем влажность, впрыскивая в поток вентиляции мельчайшие частицы воды или осушая входящий наружный воздух с помощью особых фильтров, вмонтированных в кузов.
Автомобиль мчится по шоссе, обгоняя мощные грузовые автопоезда и междугородные автобусы, слегка наклоняется на виражах. Вся семья, в том числе и водитель, на полной скорости любуется величественными зданиями, освещенными огнями прожекторов, мостами и каналами, темным лесом и просторами полей, залитых светом луны.
Встречные машины не мешают водителю светом своих фар, хоть этот свет значительно ярче того, к которому мы привыкли теперь. Линзы фар и передние окна сделаны из поляризованного стекла. Стекло ветрового окна не пропускает света, излучаемого фарами встречной машины. Они видны водителю без снопов света, как днем.
Средняя часть дороги опустела. Она предназначена для легковых автомобилей. Ближе к обочинам шоссе все катят дальние автобусы. За их стеклами мерцает ночной, синий свет. Обтекаемые цистерны и фургоны везут сельскохозяйственные продукты. Время от времени над дорогой проносятся вертолеты автоинспекции. Мелькают огни заправочных колонок и станций обслуживания. Временами машина в низинах попадает в полосу тумана. Тогда скорость снижается, фотоэлемент уступает управление акустическому локатору.
Познакомимся с устройством машины. Коротко расскажем о том, как удалось в ее кузове — вся машина не больше «Победы» — свободно разместить семь удобных кресел, как расположены механизмы, двигатель.
Автомобиль будущего намного вместительнее современного при тех же наружных размерах. По прямому назначению — для пассажиров — используется большая часть экипажа, а механизмы и оборудование размещены под полом, под сиденьями, сзади — в суживающемся обтекаемом хвосте. Каплеобразная форма автомобиля разумно распределена между пассажирским помещением, занимающим наиболее широкую, переднюю часть кузова, машинным отделением в задней части и багажником — за спинками задних сидений.
Казалось бы, простое решение. Почему же конструкторы не пришли к нему раньше? Для этого нужно было преодолеть немало трудностей. Прежде всего применить колеса небольших размеров, чтобы кожухи над ними не ограничивали места в кузове. А небольшие колеса требуют тормозов малых размеров, в то время как тормоза пришлось усиливать в связи со все возраставшими скоростями. Так появились новые конструкции дисковых, электрических и турбинных тормозов. Нужно было также усилить шины, увеличить число оборотов двигателя и решить еще множество технических задач, которые на первый взгляд не имели прямого отношения собственно к колесу и тем более к компоновке всего автомобиля.
Были трудности и другого сорта. Многие считали вагонный автомобиль — без «капота» перед кузовом — чем-то уродливым. Но конструкторы и художники нашли новые, красивые формы.
Практика показала, что вагонный автомобиль, да еще и в сочетании с мощными тормозами и надежной конструкцией кузова, вполне безопасен.
Переселенный назад двигатель не остался неизменным. Сначала он уменьшился в габаритах и весе, затем подвергся усовершенствованию, и на единицу его рабочего объема и веса мощность стала большей. Поршневой двигатель заменила турбина.
Вместо зубчатых колес, валов и шарниров в системе силовой передачи появились насос и трубки, связанные с рабочими турбинками, вмонтированными в колеса. Гибкая и долговечная жидкостная связь между механизмами и колесами, впервые примененная для привода тормозов, распространилась не только на силовую передачу, но и на рулевое управление. Здесь тоже валы, рычаги и тяги заменил жидкостный привод.
Можно долго описывать замечательные механизмы и приборы будущего автомобиля: подшипники с воздушной смазкой, гибкие приводы из пластмассы, жидкостные и воздушные рессоры, автоматы, удаляющие неисправную машину с полотна дороги,— но для первого знакомства достаточно и сказанного.
«Рентгеновский снимок» автомобиля будущего. Это большой семиместный автомобиль, но его внешние размеры не превышают размеров «Победы». За спинками передних сидений расположено просторное помещение с передвижными креслами и складным столиком. Перед сиденьем водителя только рулевой штурвал и упругий наклонный пол, заменяющий педали. Органы управления связаны с механизмами системой трубопроводов. В задней части кузова виден газотурбинный двигатель с насосом, от которого жидкость подается к колесным рабочим турбинкам. Позади кузова установлены кили, повышающие устойчивость автомобиля при движении с большой скоростью.
Позволительно задать один вопрос: что это: досужая выдумка, научная фантазия или описание реально существующего конструктивного решения?
Ответ будет неожиданным. Почти все, что описывалось в нашем очерке, может быть осуществлено сегодня и частично уже осуществлено. Но все созданные механизмы, приборы и устройства либо не вышли из стадии опытных образцов, либо получили сравнительно небольшое распространение на дорогих автомобилях высшего класса, либо применены в других областях техники, но еще не использованы на автомобиле. Почему? Да потому, что нужно довести все механизмы до высокой степени совершенства, сделать их изготовление простым и дешевым, а обслуживание — не требующим особой квалификации. На пути внедрения «идеального» автомобиля стоят и иные трудности: нужно изменить структуру дорог, нужно наладить выпуск новых материалов в большом количестве.
Все это требует времени, средств, труда. Но мы знаем, что советские люди умеют преодолевать и преодолевают любые трудности. Поэтому наши идеи не останутся на бумаге, а будут воплощены в жизнь.
В проектных и конструкторских бюро, а лабораториях и на опытных станциях создаются новые проекты, модели и образцы, приборы, автомобили. Скульпторы лепят невиданные формы кузовов, ученые исследуют высокопрочные материалы, конструкторы разрабатывают хитроумные механизмы, а эксперимента-горы проверяют образцы этих механизмов в лабораторных и дорожных условиях, в жару и в мороз, на автомагистралях и проселочных дорогах.
Мы знаем: настанет день, когда наша автомобильная «фантазия» станет действительностью.