Продолжение интересного цикла статей из жж уважаемого Николая Колядко ака
Лейтенант Дэниэл Шиди тоже увидел горящие авианосцы, но поскольку его радиостанция была повреждена, то он самостоятельно пришёл к выводу, что уже пора «делать ноги». Однако в его случае это было намного сложней – приборная доска его «Уайлдкэта» была разбита пулями японского истребителя, в результате он остался не только без системы приёма сигнала радиомаяка, но и без компаса. Не говоря уж о том, что молодой пилот весьма смутно представлял, где он вообще находится – это был его первый в жизни полёт без ориентиров в виде берега или своего авианосца. Ничего не оставалось, кроме как набрать высоту, максимально обеднить топливную смесь, перевязать раны и лететь, ориентируясь по Солнцу, в надежде всё же не помахнуться мимо своего соединения.
Часы располагались в левой части приборной доски и остались рабочими, поэтому Шиди мог примерно оценивать пройденное расстояние, однако, когда по его прикидкам он должен был уже находиться в районе точки встречи, вокруг не было видно ничего, кроме океана. Судя по всему, в лётной школе ВМС США в Пенсаколе, штат Флорида, достаточно эффективно вколачивали главную военную мудрость всех времён и народов: «Не знаешь что делать – читай устав, там всё написано». Недавний выпускник данного заведения не впал в панику, а начал выполнять то, что преписывалось делать в подобных случаях, а именно методичный «поиск по квадрату», или как это именуется у нас – «по улитке». И вскоре после второго поворота на 90°, он увидел пару истребителей воздушного охранения. Оставалось лишь полететь в том направлении и, наконец, обнаружить на горизонте корабли, и среди них – долгожданный авианосец.
Подлетев поближе Шиди увидел, что авианосец окрашен в экспериментальный «волнистый» камуфляж в три цвета, следовательно это был не «Йорктаун», а «Хорнет», однако искать свой авианосец он уже не мог – с момента вылета прошло около 3 часов 20 минут (из них почти 2 часа ушли на обратную дорогу и поиски), так что его «Уайлдкэт» держался в воздухе на последних каплях горючего. На «Хорнете» только что посадили 3 истребителя воздушного охранения, кормовая часть палубы освободилась, и в 12.29 пилот повёл повреждённую машину на посадку. Несмотря на раненную ногу, Шиди смог посадить свой «Уайлдкэт» почти идеально по осевой линии и «поймал трос», но сразу после касания внезапно заработали все 6 пулемётов его истребителя. Если бы машина продолжала двигаться по прямой, то пули ушли бы в воздух в направлении носовой части корабля, поверх находившихся за аварийным барьером самолётов (как произошло с другим F4F-4 и тоже на «Хорнете» всего тремя часами спустя). Однако повреждённая 20-мм снарядом правая стойка шасси подломилась и «Уайлдкэт» развернуло вправо, в направлении надстройки авианосца.
На левом снимке момент, когда из-за подломившейся стойки шасси ведущий огонь изо всех шести стволов самолёт Дэна Шиди разворачивает вправо. На правом – кадр из отчёта АВ «Хорнет» о повреждениях, фотограф специально выбрал точку съёмки примерно с того места, откуда начался огонь. Стрелками и буквами помечены те места на надстройке, где остались отметины или пробоины от пуль.
К счастью, огонь продолжался всего около 2 секунд и прекратился после рывка троса аэрофинишёра, но и этих полутора сотен пуль хватило, чтобы доставить серьёзные неприятности. В зоне поражения оказались обе кормовые счетверённые установки 28-мм зенитных автоматов, а также кормовая часть надстройки, где находились пост управления кормовыми универсальными орудиями, пост управления авиацией и резервный мостик корабля. И если трассирующие 12,7-мм пули на дистанции в 55-35 м не смогли, в основном, пробить противоосколочные ограждения зениток и постов, сделанные из «30-фунтовой» [около 19 мм] усиленной стали STS, то бронебойные пробили не только их, но и листы уже «40-фунтовой» [около 25 мм] стали STS, защищавшие резервный мостик, а в отдельных случаях ещё и находящиеся за ними двутавровые балки с толщиной стенки в 1/4" [6,35 мм]. В результате погибло 5 человек, среди них командир поста управления кормовыми 127-мм орудиями старший лейтенант Ройал Ингерсолл (сын главкома Атлантического флота США), ещё 20 человек получили ранения.
В рапорте командира авианосца контр-адмирала Марка А. Митшера было написано, что данный инцидент произошёл из-за того, что пилот «не выключил электропитание пулемётов». Сам Дэн Шиди утверждал, что он точно выключил главный тумблер электроспуска (Master Gun Switch), то же говорил и один из механиков, что осматривал кокпит его «Уайлдкэта» после того, как оттуда вытащили раненого пилота. Кроме того, в блоке управления всей электрикой истребителя (располагавшемся на правой консоли кокпита, как-раз с той стороны, куда пришли очереди 7,7-мм пулемётов «Зеро») были обнаружены как минимум две пулевые пробоины. Однако, что там случилось на самом деле – ошибка пилота, замыкание перебитых пулей проводов, или всё это вместе – мы уже никогда не узнаем. Серьёзного расследования не проводилось, и в то время, пока лейтенанту Шиди (и ещё 20 раненым в результате его лихой посадки) оказывали первую помощь, его самолёт был осмотрен старшим авиамехаником 8-й истребительной эскадрильи, который вынес вердикт «неремонтопригоден на борту корабля», и «Уайлдкэт» с тактическим номером 24 был вскоре «списан» самым простым и радикальным способом – отправлен за борт.
Панель управления электрооборудованием F4F-3 «Уайлдкэт», красным обведёны тумблеры «выбора пулемётов», по одному на каждую пару. К сожалению, я не нашёл фотографии хорошего качества аналогичной панели F4F-4, но она отличается лишь наличием ещё одного подобного тумблера для третьей пары стволов. Над ними, под красным кожухом-предохранителем, тот самый общий тумблер питания всей системы электроспуска пулемётов (Master Gun Switch). Обратите внимание, что во включённом положении он не помещается под кожухом, тот должен быть открытым. Почему даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть в каком положении этот тумблер.
За то время, что лейтенант Шиди осваивал ориентирование по Солнцу, на его родном авианосце успело произойти много чего важного и интересного. Его командир звена, мичман Том Чик использовал немного более продвинутые средства навигации, поэтому неудивительно, что он вернулся на авианосец почти на 40 минут раньше. Хотя, с учётом того, что 10 истребителей с «Хорнета» в тот день были потеряны из-за проблем с навигацией даже при наличии у них компасов и приёмников сигнала радиомаяка (система радиопривода «YE-ZB»), слово «неудивительно» тут, пожалуй, лишнее. Подлетев к «Йорктауну» мичман увидел над ним массу нарезающих круги самолётов: 17 «Донтлессов» 3-й бомбардировочной – капитан 3-го ранга Лэнс Мэсси привёл назад свою эскадрилью без единой потери, ещё 2 пикировщика с «Энтерпрайза», 6 готовящихся к посадке «Уайлдкэтов» воздушного охранения, а самое главное – три истребителя с номерами 23, 20 и 6. Это был капитан 3-го ранга Джон Тач сотоварищи, к которым Чик радостно пристроился на свободное место ведомого второго звена.
Самолёты кружили над авианосцем, и во время одного из проходов мичману показалось, что сигнальный прожектор поста управления авиацией направлен на них и что-то передаёт. Переполняемый эмоциями, Том Чик достал свою «лампу Олдиса», ручную версию сигнального фонаря, и несколько раз передал на корабль: «Три АВ горят». Наконец, пришла их очередь на посадку, Чик привычно провёл «три выпуска» – «Wheels down, flaps down, hook down» – однако если с шасси и закрылками всё прошло нормально, то последний элемент повёл себя нештатно: после того, как пилот локтем расфиксировал рычаг тяги выпуска посадочного гака, тот не пошёл вперёд под весом гака, как это обычно бывало, а остался на месте. Чику пришлось не без усилия самому двинуть этот рычаг вперёд и зафиксировать его в положении «гак выпущен». На всякий случай он жестами привлёк внимание летевшего рядом старшего лейтенант Макомбера – тот глянул на его самолёт и показал большой палец в знак того, что с посадочной конфигурацией всё нормально, всё что надо – выпущено. Посадочный сигнальщик также не махал своими «ракетками» у палубы в знак того, что гак не вышел, и успокоенный Том Чик пошёл на посадку.
Левая сторона кокпита F4F «Уайлдкэт», красным обведён рычаг выпуска посадочного гака. Также видна ведущая к гаку тяга.
Самолёт пролетел мимо посадочного сигнальщика, получив от него сигнал «ракеткой по горлу» – «cut throttle». Пилот убрал газ, колёса коснулись палубы, и в этот момент он понял, что «что-то пошло не так» – не было ни привычного рывка троса аэрофинишёра, ни даже просто стука от ударов посадочного гака о палубу. Скорей всего, несколько попаданий в хвостовую часть «Уайлдкэта» не прошли даром, гак хоть и вышел, но не повис свободно на шарнире, а заклинил под углом, не доставая до палубы и тросов. Самолёт же продолжал катиться в направлении аварийного барьера. Том Чик ещё ни разу не садился «в барьер», однако ещё до того, как стать пилотом, видел достаточно скапотировавших на барьере самолётов, включая случаи с серьёзными травмами и даже фатальным для пилотов исходом. Повторять это не хотелось, но ещё меньше хотелось стать причиной инцидента вроде того, что несколько дней назад привёл к гибели заместителя командира эскадрильи капитана 3-го ранга Дональда Лавлейса в результате перелёта самолёта через аварийный барьер. Поэтому Чик максимально отжал ручку управления от себя и постарался «сделаться шариком» – как можно сильней пригнулся к коленям, чтобы голова оказалась ниже борта кокпита. «Уайлдкэт» с номером 16 налетел винтом на тросы аварийного барьера, клюнул носом и перевернулся через него колёсами кверху.
А за эти кадры, как впрочем и за все остальные известные фотографии и кинокадры с борта «Йорктауна» времён Кораллового моря и Мидуэя (включая кадры гибели корабля) мы должны сказать спасибо старшине 2-й статьи, помощнику фотографа Уильяму Дж. Рою, который не только смог снять многие важные моменты, но и затем спасти отснятый материал, хотя ему, как и прочим членам экипажа корабля, пришлось немало времени провести в покрытой мазутом воде, в ожидании спасателей с эсминцев эскорта. Он также входил в спасательную партию, пытавшуюся реанимировать «Йорктаун». Так что в результате ему пришлось уже во второй раз эвакуироваться с гибнущего корабля.
Повисший на поясном привязном ремне пилот разогнул спину и упёрся макушкой в палубу. В этом месте он оценил советы старших товарищей, порекомендовавших ему не использовать плечевые привязные ремни, в случае которых он был бы уже мёртвой тушкой со сломанным шейным отделом позвоночника (до конца своей лётной карьеры Том Чик плечевые ремни игнорировал). Но была ещё одна проблема – если чего молодой пилот и боялся больше, чем сломать что-нибудь при посадке «в барьер», так это сгореть заживо. Особенно с учётом того, что сейчас главный бак его истребителя находился прямо над ним. Он судорожно кинулся отключать электропитание всех систем, но не находил тумблеров – из-за потери пространственной ориентации он пытался нащупать их с другой стороны кокпита. Чик повернул голову посмотреть где же эти тумблеры и уткнулся взглядом в чей-то нос, оказавшийся у него прямо перед глазами. Тут нервы пилота уже не выдержали, и он заорал: «Уберите, на хрен, это отсюда!» Наглый нос из поля зрения исчез, а снаружи раздалось громкое: «С ним всё в порядке!»
Матросы палубной команды приподняли хвост «Уайлдкэта» и помогли пилоту выбраться из перевёрнутого истребителя. Он ещё не совсем пришёл в себя, когда обнаружил рядом с собой командира эскадрильи, капитана 3-го ранга Тача, задавшего короткий вопрос «Сколько?» – «Один сбил точно, ещё один или два – вероятно…» – «Я не об этом, что ты там сигналил?» – «Определённо видел три горящих авианосца.» Командир эскадрильи хлопнул его по плечу и побежал в сторону люка в надстройку, докладывать, а Чик пошёл в санчасть, где его осмотрели, признали годным к пилотированию и отправили в помещение для инструктажа 3-й истребительной. Там его встретил уже вернувшийся от начальства Тач, который выдал всем троим уцелевшим членам эскортной группы бланки для отчётов, с приказом по горячим следам изложить ход событий. Мичман Том Чик честно пытался собрать свои впечатления в кучку и перенести их на бумагу, когда средства громкого оповещения «Йорктауна» начали транслировать сигнал воздушной тревоги.
Уже знакомый нам «Уайлдкэт» Тома Чика с тактическим номером 16. Под кокпитом видна специальная тележка, с помощью которой перевёрнутую машину закатили на самолётоподъёмник и убрали в ангар. Кроме того видны тросы, которыми самолёт нештатно принайтован к палубе, а также торчащий вверх заклинивший посадочный гак. Ангарная палуба АВ «Йорктаун», 4 июня 1942 г.
Все, кто читал «Сражение при Мидуэе» («Midway: The Battle That Doomed Japan») за авторством Мицуо Футида и Масатакэ Окумия (как, впрочем, и многие другие книги и статьи, в которых действия японской стороны описываются на базе информации из данной работы) несомненно помнят достойную древнегреческих трагедий душераздирающую историю о «пяти роковых минутах». Каковая в первоисточнике излагалась следующим образом: «Все самолеты на „Акаги“ были выстроены на полётной палубе и прогревали двигатели. Огромный корабль начал разворачиваться на ветер. Через пять минут самолеты должны были начать взлёт. Пять минут! Кто бы мог подумать, что ход битвы может полностью измениться за такой короткий промежуток времени?» Однако в нашей суровой реальности, первая ударная группа единственного оставшегося неповреждённым авианосца Первого Мобильного соединения смогла начать взлёт не через пять, а более чем через тридцать минут после начала атаки пикировщиков «Йорктауна» и «Энтерпрайза», выведших из строя три остальных японских авианосца.
В 10.54 авианосец «Хирю» отвернул на ветер и начал подъём ударной группы, состоявшей из эскадрильи пикирующих бомбардировщиков – 18 «Аити» D3A1 «Вэл» – во главе с её командиром, капитан-лейтенантом Митио Кобаяси, и эскорта из 6 «Зеро» под командованием заместителя командира эскадрильи, капитан-лейтенанта Ясухиро Сигемацу. Пока самолёты готовились к вылету, пилотов собрали у надстройки где к ним обратился сам командир авианосца, капитан 1-го ранга Томео Каку. Со всем положенным в таких случаях пафосом он объяснил лётчикам важность их задачи, с учётом сложившейся обстановки, а также напомнил пилотам пикировщиков, что на данный момент их эскадрилья – это, ни много ни мало, две трети всех оставшихся у Первого Мобильного соединения ударных машин. И поэтому задача вернуть обратно как можно больше из них для последующих действий не менее важна, чем собственно результативная атака вражеского авианосца. Как показали дальнейшие события, вторую половину его речи дисциплинированные японские пилоты благополучно пропустили мимо ушей.
К 10.58 все 24 машины поднялись воздух, где построились и, набирая высоту, взяли курс на восток-северо-восток, пеленг 070°. До единственного обнаруженного на тот момент американского авианосца, текущие координаты которого постоянно передавал поплавковый гидросамолёт-разведчик «Аити» Е13А «Джейк» №5 с тяжёлого «авианесущего» крейсера «Тикума», на тот момент было около 90 миль [167 км]. Спустя полчаса бомбардировщики всё ещё летели к цели на эшелоне 3000 метров, истребители над ними. Американское соединение должно было показаться на горизонте с минуты на минуту. В 11.32 командир разведчика №5 с «Тикумы», что уже больше часа ухитрялся прятаться в облаках как от радаров, так и от истребителей боевого охранения американского 17-го оперативного соединения (как до этого ещё большее время ухитрялся прятаться и передавать координаты пресловутый разведчик №4 c тяжёлого крейсера «Тонэ») передал ударной группе сообщение «принимайте наведение по радио». И примерно в это время командир эскорта заметил далеко внизу, над самой водой, шесть серо-голубых самолётов с белыми звёздами на плоскостях, летевших тем же курсом и явно возвращающихся на свой авианосец.
Капитан-лейтенант Сигемацу не придумал ничего лучше, кроме как обратиться к командиру ударной группы с просьбой разрешить его истребителям «ненадолго отлучиться» дабы немножко отомстить за горящие авианосцы, ну и заодно пополнить свои боевые счета. А капитан-лейтенант Кобаяси, командир тех самых двух третей оставшихся ударных машин Первого Мобильного соединения, от которых сейчас во многом зависел исход грандиозного сражения, не придумал ничего умней, кроме как данную эскападу разрешить, хотя речь шла о самолётах, не представляющих никакой угрозы ни его бомбардировщикам, ни японским кораблям. Правда, лично у меня есть серьёзные сомнения, что дело обстояло именно так. Мне почему-то кажется, что «разрешение» командира эскадрильи пикировщиков было придумано задним числом, дабы «не порочить светлую память» погибшего командира истребителей эскорта, который, на самом деле, в лучшем случае лишь поставил в известность о своих намерениях командира эскортируемого подразделения, а затем поступил так же, как привык действовать в небе над Китаем, где, ввиду отсутствия серьёзного истребительного противодействия противника, и возникла практика кансэцу энго, «непрямого эскорта», когда японские истребители считали своей главной задачей не прикрывать эскортируемые бомбардировщики, а без затей валить всё, что летает в пределах видимости, вне зависимости от степени их угрозы основной задаче.
Шестёрка «Зеро» спикировала на американские «торпедоносцы», которые оказались шестью пикировщиками SBD-3 «Донтлесс» с «Энтерпрайза». Казалось бы, невелика разница, однако, кроме более прочной конструкции, эти самолёты были и вооружены несколько серьёзней «Девастейторов». В результате, ожидаемой «охоты на сидячих уток» не получилось, сомкнувшие строй бомбардировщики встречали атакующие «Зеро» из 12 стволов спаренных турельных 7,62-мм пулемётов стрелков-радистов и при любой возможности провожали их из того же количества стволов уже 12,7-мм синхронных «Браунингов». К тому моменту, когда до капитан-лейтенанта Сигемацу окончательно дошло, что «что-то пошло не так», все шесть «Донтлессов» хоть и получили попадания, но продолжали лететь, держать строй и отстреливаться, в то время как два «Зеро» получили такие повреждения, что ни о каком продолжении выполнения ими боевой задачи речи уже не шло и их пришлось отправить обратно на авианосец. Причём если один из этих истребителей дотянул до «Хирю» и смог на него сесть, окончательно разбив при этом самолёт, то второй даже не стал пытаться и сел на воду поблизости от первого попавшегося эсминца внешнего охранения соединения. Однако это было не самой главной проблемой – как показала группа Джона Тача, даже четыре истребителя могут серьёзно осложнить жизнь воздушному охранению вражеского соединения – но теперь оставшейся четвёрке надо было опять набирирать 3000 м высоты, плюс догонять летевшие всё это время на крейсерской скорости 300 км/ч «Вэлы». С учётом скорости и скороподъёмности «Зеро», им на это требовались не более 10 минут. Но оказалось, что этих минут у них в запасе уже не было.
В 11.52 оператор радара «Йорктауна» мичман Вэйн Беннетт доложил об обнаружении очередной цели. Эта засечка была далеко не первой, весь предыдущий час в журналах диспетчеров ПВО обоих американских оперативных соединений уже был заполнен многочисленными приказами истребителям воздушного охранения проверить очередной радарный «призрак», но все они оказывались возвращающимися небольшими группами или поодиночке американскими самолётами. Однако на этот раз засечка на дальности в 32 мили [59,3 км] и пеленгу 255° была явно групповой, скоростной и, судя по всему, – высотной (как мы помним, РЛС типа CXAM-1 высоту определять не умели, и она вычислялась косвенными методами), поэтому командир авиагруппы «Йорктауна» капитан 3-го ранга Оскар Педерсон, в очередной раз задействованный в качестве диспетчера истребителей ПВО 17-го ОС, отправил на её проверку и перехват сразу половину воздушного охранения.
Но, как это обычно и бывает, произошло это всё в самый неподходящий момент – 12 «Уайлдкэтов» 2-го и 4-го дивизионов 3-й истребительной только что поднялись в воздух и не успели не только набрать высоту, но даже хотя бы распределиться по звеньям и дивизионам. Спустя 2 минуты, так и не дождавшийся сбора своих подчинённых командир 4-го дивизиона старший лейтенант Артур Брассфилд доложил об этом диспетчеру, после чего кинулся вдогонку за этими подчинёнными (и непонятно как примкнувшим к оным старшим лейтенантом Скоттом МакКаски вообще из другого дивизиона), которые неорганизованной толпой уже летели на перехват противника, кто звеньями, а кто вообще поодиночке. Диспетчер ПВО капитан 3-го ранга Педерсон целых пять минут честно пытался как-то победить этот бардак, после чего, на всякий пожарный, отправил по пеленгу 255° оставшиеся 5 истребителей уже из 2-го дивизиона.
Продолжение следует, а желающие поддержать трудовым рублём, баксом или шекелем 🙂 – могут сделать это здесь.
Использованные документы и литература:
- 1. Commander, Fighting Squadron Three, Action with enemy report, 4 June, 1942.
- 2. Commander, Task Force SEVENTEEN, Report of action. Enlosure C: Transcript of fighter director circuit, 4 June, 1942.
- 3. Commanding Officer, U.S.S. Hornet (CV-8), Report of Damage to Ship's Structure by Machine Gun Fire, 12 June 1942.
- 4. Commanding Officer, U.S.S. Hornet (CV-8), Report of Action — 4-6 June 1942, 13 June 1942.
- 5. Commander-in-Chief, First Air Fleet, Detailed Battle Report No.6, 15 June, 1942.
- 6. Fuchida Mitsuo, Okumiya Masatake, “Midway: The Battle That Doomed Japan”, 1957.
- 7. U.S. Naval Institute, “The Reminiscences of Admiral John S. Thach, U.S. Navy (Retired)”, 1977.
- 8. John B. Lundstrom, “The First Team: Pacific Naval Air Combat from Pearl Harbor to Midway”, 1984.
- 9. Tom Cheek, “A Ring of Coral”, 2002.
- 10. Steve Ewing, “Thach Weave: The Life of Jimmie Thach”, 2004.
- 11. Jonathan B. Parshall, Anthony B. Tully “Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway”, 2005.
источник: