Планирующая авиационная бомба конструкции Алессандро Гуидони
Данный материал был найден уважаемым коллегой фонцеппелином и выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Воздушная атака Скапа-Флоу, 1915».
Это гениальное и великое изобретение Алессандро Гуидони в 1918 году было доведено до совершенства в сотрудничестве с генералом Крокко (Crocco) и стало предшественником того вида оружия, которое в те годы интересовало всех изучавших войну в воздухе, особенно после опытов с электрическими волнами для дистанционного управления.
Планирующая бомба конструкции Гуидони во время войны могла оказать оказать неоценимую помощь. Однако установлено, что в своем исследовании Гуидони с самого начала уловил и гражданское применение этого устройства, которое можно рассматривать в качестве предшественника «автопилотов».
Удары с самолетов по движущимся или неподвижным наземным целям применяются до сих пор при помощи бомб, падающих вертикально под действием силы тяжести.
Данный метод вынуждает пилота находиться над целью и рисковать попасть под удар как зенитной артиллерии противника, так и его истребителей-перехватчиков, которые имеют большую скорость набора высоты.
Если объект поражения имеет важное значение (арсенал, лагерь войск противника, город), то полезным применение планирующих бомб, которые (при условии нахождения самолета на достаточной высоте) могло бы позволить выполнить сброс на расстоянии и тем самым не входить в зону действия артиллерийского огня и получить большие шансы избежать преследования со стороны истребителей-перехватчиков, взлят которых произошел бы позднее.
ОПИСАНИЕ
Планирующая бомба является оружием, которое сбрасывается с определенной высоты и почти сразу начинает движение с равномерной скоростью по прямолинейной траектории, расположенной к горизонту под углом 1/6 или 1/7. По достижении заданной высоты траектория становится почти вертикальной, и бомба взрывается при ударе о землю или водную поверхность.
планирующая авиационная бомба конструкции Алессандро Гуидони, вид сбоку
Бомба может быть размещена на любом летательном аппарате: дирижабле, гидросамолете, самолете и не требует большой грузоподъемности, поскольку ее вес составляет 85 кг.
Сброс бомбы не будет нарушать центровки летательного аппарата при условии выбора удобного расположения мест их присоединения.
Учет наклона траектории и высоты перехода в вертикальное падение требуют определения высоты, с которой должен быть осуществлен сброс бомбы.
Так, например, если высота падения бомбы должна быть 200 метров, а расстояние по горизонтали от цели до летательного аппарата составляет 12 км, то сброс бомбы должен быть осуществлен с высоты 200 м + 1/6 × 12000 м = 2200 м.
Планирующая бомба состоит из веретенообразного фюзеляжа, тандемных крыльев, фиксированного крестообразного хвостового оперения с установленным вертикально рулем направления.
Внутри веретенообразного фюзеляжа размещен заряд тринитротоуола весом 40 кг; для обеспечения балансировки заряд размещен в средней части фюзеляжа. Гироскоп размещается в кормовой части фюзеляжа и служит для управления вертикального руля направления.
В носовой части фюзеляжа предусмотрен перемещаемый колпачок, перфорированная для прохождения прикрепленных к крыльям стержней.
Как уже было сказано, несущие поверхности были образованы двумя тандемно установленными крыльями, которые были лишены внешних расчалок. Профили и углы атаки крыльев пообраны таким образом, чтобы обеспечить продольную автоматическую балансировку, что также связано со стреловилностью заднего крыла и его гибкими изогнутыми законцовками, способными подниматься вверх.
Также для поддержания поперечной устойчивости оба крыла имеют поперечное V.
Вертикальное оперение соразмерное и обеспечивает устройству устойчивость к боковому ветру, чему также смособствует вертикальное смещение основного крыла.
УРАВНОВЕШИВАНИЕ ВООРУЖЕНИЯ
Для определения подъемной силы, силы сопротивления и центра давления на модели, выполненной в масштабе 1:2, вес распределялся таким образом, что центр тяжести по отношению к центру давления располагался таким образом, чтобы обеспечивать устойчивость на всей траектории планирования. Компенсация небольших отклонений и обеспечения устойчивости по тангажу выполняется при помощи весовых компенсаторов и деформацией крайних частей крыльев по крену. Весовые компенсаторы могут перемещаться в продольном направлении на расстоянии 400 мм, что обусловлено несовершенством их конструкции. Модель, подвешенная относительно своей вертикальной оси, проходящей через центр тяжести, была подвергнута воздействию ветра скоростью 30 м/с и было приведено в соответствие вертикальное оперение, которое не позволяло выполнять колебания ни по высоте, ни по курсу.
ДЕТАЛИ КОНСТРУКЦИИ
Корпус заряда изготавливается из стального листа толщиной 2 мм. Задняя часть веретенообразного фюзеляжа изготовлена из двух 2,5-мм слоев кедра, усиленных фанерными кольцами.
Расположенный в косовой части колпачок изготовлен из нержавеющей стали; на колпачок нанесены прорези, через которые проходят прикрепленные к крыльям стержни.
Силовой набор крыльев состоит из алюминиевых лонжеронов толщиной 0,5 мм и нервюр, изготовленных из тополя; полотняная обшивка крыльев нанесена таким образом, чтобы не деформировать их.
Силовой набор хвостового оперения изготавливался из штампованного алюминия толщиной 0,5 мм. Руль направления преддставляет собой алюминиевую пластину.
Подвесное кольц изготовлено из стали и заканчивается сверху крюком, который вставляется в торце предназначенного для сброса рычага; другой конец рычага находится в кабине летательного аппарата.
ВЕСОВАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ
Заряд и взрыватель 40 кг
Корпус 10 кг
Крылья 8 кг
Рули 2 кг
Противовес 5 кг
Гироскоп 15 кг
Резерв на случай непредвиденных обстоятельств 5 кг
Итого 85 кг
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ)
Веретенообразный фюзеляж:
длина 2000 мм
диаметр 300 мм
переднее крыло
размах 2500 мм
ширина 400 мм
поперечное V 10°
площадь 1 м²
заднее крыло
размах 3000 мм
ширина 600 мм
площадь 1,7 м²
поперечное V 18°
стреловидность 6°
хвостовое оперение
вертикальное 0,06 м²
горизотнальное 0,075 м²
вертикальный руль высоты 0,020 м²
планирующая авиационная бомба конструкции Алессандро Гуидони, виды спереди и сверху
Заряд тринитротолуола весом 40 кг содержится в стальном кожухе толщиной 2 мм, образующем переднюю часть веретенообразного фюзеляжа. Первый взрыватель заряда ударного действия и по конструкции схож со взрывателем гранаты. Второй взрыватель оснащен часовым механизмом и в заданный момент времени производит отключение крепления крыльев. В результате устройство лишается подъемной силы и начинает падать на цель. Для этого пороховой заряд (подрывается временным взрывателем) вызывает продвижение расположенного в носу металлического колпачка, перерезающего прикрепленные к лонжеронам крыльев стержни.
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВООРУЖЕНИЯ
Бомба удерживается под летательный аппарат при помощи кольца с крюком, ось которого параллельна в продольной ось летательного аппарата (но в то же время наклонена по отношению к летательному аппарату).
Таким образом, во время полета часть веса бомбы компенсируется подъемной силой его крыльев, в то время как другая ее часть соединена с летательным аппаратом при помощи крюка.
После отцепления бомба автоматически переходит в планирование по траектории с наклоном около 1/7 (более точное значение зависит от относительного расположения центра подвеса и центра тяжести).
Форма и расположение крыльев выбраны таким образом, чтобы автоматически корректировать могущие возникнуть вертикальные отклонения, в то время как вертикальный руль удержит траекторию в вертикальной плоскости.
По достижении окончания времени полета временной взрыватель производит разъединение крыльев планирующей бомбы, которая после этого начинает полет по параболе. По достижении цели происходит срабатывание ударного взрывателя.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПИЛОТА И НАБЛЮДАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Пилот должен определить направление и скорость ветра и после некоторого выравнивания курса должен приближаться к цели либо по ветру, либо против ветра, после чего достичь высоты сброса.
Наблюдатель с помощью дальномера должны ценить расстояние до цели и когда сочтет, что пришло время старта, предупреждает пилота о моменте сброса отпускает крюк, соединявший бомбу и летательным аппаратом.
Как уже упоминалось, не может быть никакого беспокойства относительно балансировки летательного аппарата, поскольку часть веса бомбы воспринималась крюком. Можно согласиться, что фактически сброс выполняется пилотом и существенно отличается от обычныого сброса, во время которого он не утомлен ожиданием. Как следствие, работа наблюдателя будет заключаться в оценке расстояния и предупреждении пилота о моменте сброса.
В случае необходимости сброс также можно выполнять и при ветре, дующем в перпендикулярном направлении, при этом нужно выбрать курс, учитывающий смещение бомбы.
Поправки, вносимые ветром будут приведены в таблицах, из которых наблюдатель, используя данные о направление и скорость ветра, сможет легко определить высоту запуска, маршрут и расстояние от цели.
Специя, октябрь 1915 года