Планеры Breguet 900. Франция
Содержание:
Планер Br 900-01
В 1946-47 годах план работ компании Breguet был разбалансированным. Так, в частности, в компании существовала хорошая команда столяров, которые не очень хорошо знали, что им делать. Одним из решений загрузки деревообрабатывающих мощностей было лицензионное производство швейцарского планера Moswey. Конструкторское бюро компании Breguet и его глава г-н Ришар предпочли разработать и построить планер, который позднее получил обозначение Breguet 900.
Проектные работы велись в Тулузе в глубокой тайне от руководства компании Breguet (Луи Бреге, Брокар [Brocard] и др.). Внимание руководства на данный проект был обращен только тогда, когда работы по нему зашли очень далеко и после чего данный проект был утвержден.
Когда планер Br 900 дошел стадию сборки и ожидалась поставка полотна для его обшивки, в компании Breguet решили поинтересоваться мнением очень компетентного человека: знаменитого летчика-планериста Поля Лепанса (Paul Lepanse). Он сделал ряд критических замечаний, в частности, о чрезмерном весе машины и слишком большом мидель-шпангоуте. Из-за отсутствия опыта планер был буквально «нарисован» вокруг человека, обычно сидевшего в кабине пилота (в данном случае вокруг самого г-на Ришара). В результате была предложена
«технологическая оптимизация».
Работы по почти завершенному планеру были остановлены, и он был заменен новым безмоторным летательным аппаратом, которому было присвоено обозначение Breguet 900-01. Новый планер получил удлиненный фюзеляж и уменьшенный мидель-шпангоут. Однолонжеронное крыло имело классическую конструкцию (деревянный силовой набор и полотняная обшивка) с аэродинамическим профилем Breguet L 14. Крыло нового планера было не таким оригинальным, как в 1942 году, поскольку его удлинение не превышало 16. Помимо уменьшения удлинения крыла конструкция нового планера была на получение большой прочности. На верхних и нижних поверхностях крыла были установлены воздушные тормоза. Киль самолета составлял единое целое с фюзеляжем. Одноколесное шасси (компании Messier) было размещено под фюзеляжем; перед колесом был установлен фиксированный полоз.
После неудачной попытки взлета, которая могла закончиться катастрофически и которая вызвала лишь небольшую поломку [1], планер Br 900-01 совершил свой первый полет 17 июня 1948 года под управлением Поля Лепанса. Представленный в центр летных испытаний (Centre d’Essais en Vol – CEV), планер подвергся серьезной критике, а его летные качества были названы посредственными. Карьера этого планера была недолгой, и в компании Breguet сконцентрировали свои усилия на втором прототипе, который был модифицирован с учетом критики экспертов CEV.
Планер Br 900-01, который официально был признан неприемлемым и который страдал от отсутствия устойчивости, получил прозвище «constructeur» и продолжил летать. Позднее сменив прозвище на «thermique» показал себя замечательной машиной с высокими характеристиками.
Карьера планера была долгой. Он получил от своих пользователей ласковое прозвище «Louisette». В конце карьеры было предложено установить закрылки.
Планеры Br 900-02 и Br 900 S
От своего предшественника Br 900-02 унаследовал прочность (коэффициент прочности 12, что соответствовало акробатическим самолетам), аэродинамический профиль и общий внешний вид. Тем не менее, в соответствии с критикой экспертов CEV и концепциями Поля Лепанса, официально ставшего техническим советником компании Breguet, был изменен в деталях конструкции. В частности, он получил закрылки.
Новый планер (номер гражданской регистрации F-WFKC) был создан в начале 1949 года и громко заявил себя в мире планеризма. Еще не начались официальные испытания, а Поль Лепанс совершил ослепительную серию демонстрационных полетов и установил новый рекорд Франции: полет дальностью 470 километров (Бейн [Beynes]– Уртен [Hourtin]). На этот раз эксперты CEV выдали положительное заключение, и его отчет заканчивался следующими словами:
«… определенно, это самая лучшая машина данной категории из числа испытывавшихся в CEV!»
Служба легкой и спортивной авиации (Service de l’Aviation Légère et Sportive – SALS) заказала 5 планеров такого типа, которые получили обозначение Br 900 S и были изготовлены заводом компании Breguet в Биарритц-Англет. Проекты крупномасштабного производства были отвергнуты в пользу разработки совершенно нового планера того же класса. В этом планере разработчики надеялись исправить основные недостатки, за которые планеристы критиковали Br 900:
- • слишком высокая удельная нагрузка на крыло;
- • закрылки «авиационного» типа, позволявшие выполнять очень короткие посадки и не очень приспособленные к планированию;
- • устаревший профиль, ограничивающий диапазон использования (диапазон скоростей);
- • усложненность или отсутствие своевременного обслуживания и реализации (сборка, разборка и т.д.).
Эксплуатация планеров Br 900-01 и Br 900-02 и Br 900 S выявила серьезные расхождения в суждениях официальных представителей CEV и людей, летавших на этих машинах: планер с посредственный характеристиками для одних был очень хорошим летательным аппаратом для других; в OdV мнения также разделились – для одних они были замечательными, тогда как для других в лучшем случае средними. Недостатки серийных планеров Br 900 S не очень долго были скрыты высокими характеристиками, полеченными на прототипе лучшим пилотом-планеристом своего времени.
Три дополнительных экземпляра этой превосходной машины должны были быть заказаны SALS и доставлены в 1951-1952 годах до выпуска Br 901. В 1952 году Br 900 (n°5) принял участие в проходившем в Испании чемпионате мира по планерному спорту. Полученные результаты были весьма незначительными.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Breguet 900 S
Назначение: спортивный планер
Статус: малосерийное производство
Экипаж: 1 чел.
Размеры:
размах крыла 14,35 м
относительное удлинение крыла 15,85
длина: 6,47 м
площадь крыла: 12,9 м²
Масса:
пустого 211 кг
общая 306 кг
удельная нагрузка на крыло 23,8 кг/м²
Летные характеристики:
максимальное аэродинамическое качество на скорости 78 км/ч – 27
скорость вертикального спуска
• на скорости 73 км/ч – 0,75 м/с
• на скорости 165 км/ч – 5 м/с
максимальная приборная скорость в спокойной атмосфере 180 км/ч
скорость срыва потока при отклоненных на 35° закрылках 40 км/ч
разрешены выполнение акробатических полетов и полеты в облаках
[1] ошибки при монтаже системы управления элеронами, из-за которых они отклонялись в направлениях, противоположных требуемым
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.107-109