Цусимские aльтварианты, не связанные с „единственной“ АИ))
В предпоставках етого АИ-етюда стоит попытка реабилитации „неудачних“ Пересветов и посмотреть что там наиболее „неудачно“- концепция, исполнение или применение.
Можно представить себе что:
1. Часть перворанговых кораблей 1ТоЕ, после начала обстрелов внутренного рейда 280мм японскими мортирами, собрались с (духом ;углем..)) командами и 4 октября (ст.ст.) прорвались в Южнокитайское море. В отличие от прежнего етюда („1-скорость“) на етот раз привычно интернировались кто куда.
Двум из них- „Пересвет“ и „Победа“ прыть хватила до Шанхая, где интернировались рядом с месяцем ранее прибывшим „Баян“-ом (после боя у Шантунга). В етой АИ он и „Аскольд“ поменялись местами во всем- подривы на минах, „героических прорывов“ и пр.
2. Тайная российская операция по покупке „екзотических крейсеров“ (аргентинские и чилийские броненосные крейсера, бюджет 34 мил.руб.) в одним из вариантов которой предполагалось использование „нейтрального“ болгарского флага (в реале- неуспех с греческого) буксовала, в т.ч. из за отсуствия надежных гарантии для платежей через посредников- авантюристов разной величины („утром деньги, вечером-крейсера“… но деньги вперед))). Неожидано по блг. предложению она преобразовалась в безрисковую и беззатратную))- формальная „покупка“ Болгарии некоторых из русских интернированных кораблей 1ТоЕ, коих скопилось в нейтральных портах немало! Легенда прикрытия для РИФ-а- они все равно будут после войны уже (морально) устаревшими (что правда)). При етом намечалась их „продажа в кредит“ (лизинг))), посколько Болгария нужд флота имела, но не могла бы обьяснить наличие таких средств.
„С молотка“ пошли сперва „Пересвет“, „Победа“ и Баян из Шанхая, как более проблемный порт из за английского ВМ присуствия там. Потом намечались Цесаревич, Ретвизан и Аскольд из Циндао, но они пока оставались там как демонстрация „ограниченного обхвата“ покупки, без перворанговых броненосцев…
3. Предполагался перегон отряда на запад силами штатных команд , формально „перешедшие“ на болгарской службе (имелось разрешение Императора) и присоединение к 2ТоЕ на Мадагаскаре. Небольшой ремонт предполагалось делать там же, хотя их состояние требовало большего.
4. Британия, почуяв подвох (2ТоЕ была уже в путь к ДВ) воспротивилась, заявив что такая сделка не может касаться команд (остававшихся интернированными) и навязала услуги своих гражданских команд для их перегона в Болгарию, порт Кавала. Пришлось принять его, к тому же время (80 дн.) на присылку „правильних“ команд, которых еще и предстояло комплектовать, не было. И хотя в Сингапур на борд поднялись болг. офицеры, ранее следовавшие в Шанхай, все же отряду пришлось идти в Европу.
5. Лишь к 10 января ети корабли вошли в Тулон, где встали в уговоренний заранее ремонт на верфи «Форж э Шантье» в Ла-Сен сюр мер. Он настоятельно требовался как из за состояния механизмов, так и для:
а) замены в доке деревянной конструкции заплатки подводной минной пробоини Победы,
б) ремонт повреждений при обстрелов рейда 19-го сентября. Да и при побеге из Артура без некоторого „огневого воздействия“ со стороны асамоидов не обошлось. Поетому намеченое присоединение к 2ТоЕ в Мадагаскар не могло состоятся ранее мая 1905г.
в) некоторые усовершенствования, как по опыту войны, так и с оглядкой на будущее применение.
6. В таких условиях, из за неблагоприятного хода войны ГМШ отказал Рождественскому ждать дальше „русских екзотиков“ и он, вместе с присланных ему „самотопов“ 3 ТоЕ (с сомнительной боевой ценностью, в т.ч. из за расстреляных 10“стволов ББО)), пошел дальше на восток, считая что успеет:
«С имеющимися в моем распоряжении силами… пройти во Владивосток с наилучшими судами и, базируясь там, действовать на сообщения неприятеля.» (т.е. все как в реале)
___________
Состав комиссии (их качества «немножко» придуманние))
Комиссия болг. Марины во главе с командующим болг. флота кап. Пол Пишон, российского „советника“ кап. Брусилов Л.А. и назначенного командира отряда (кап. Ст. Димитриев?), составила програму для „некоторых усовершенствований“ во время ремонта. Задумали следующее- раз превратить (быстро и дешево)) „броненосцев-крейсеров“ в нормальных броненосцев было невозможно, решили наоборот- усилить, насколько ето возможно за короткого времени ремонта, их крейсерские качества- в первую очередь скорость и дальность (с какой целью- увидим потом).
Поетому сделанний ремонт Пересвета и Победы, кроме устранения корпусных повреждений включал:
1.Ремонт КМУ.
В три котельные отделения стояли по 10 котлов Бельвиль модели 1894г. Кроме замены дефектных трубок, установили и 3 економайзера, не к отдельним котлам, а общие для каждой котельной групы. Чтобы уложится в срок и не менять конструкцию котлов (т.е. быстро, дешево и качественно- выбирайте любых двух))), они состояли из двух последователно связанных трубных секций- верхная из двух спирально закрученых оребренных бесшовных труб из медного «адмиралтейского» сплава (одна спираль внутри другой), располагавшихся в нижней части дымовой трубы, и нижная- две плоские серпентины из такой же оребренной трубы закрепленой под верхней поверхности дымовых коллекторов котлов к трубе (см. схему). Питательная вода подаваемая насосом („донкой“) проходила сверху вниз (принцип противотока) по одной спирали и серпентины, после чего через колектор с арматурой разпределялась по работающим котлам группы.
схема мест установки економайзеров (фиолет. линии) и дополн. брони верхнего пояса (желтая заливка)
Кроме того установили толстую асбестовую изоляцию на внешных поверхностях котлов и дымоходов. Все ети меры превратили прежные „углепожиратели“ в весьма економичные корабли. И очень бистрые!
Паропроизводительность котлов на полную мощьность при прежнем расходе топлива возросла ок. 1,17 раза (и 1,26 раза- с нефтяной форсировкой).
2.Установка систем впрыска нефти на всех котлов. На 10 котлов третьего отделения. она расчитана обезпечивать полную их мощность. Из за установки небольших пароперегревателей прямо в топках, возможность топить етих котлов и углем утрачена. Под хранение нефти приспособили часть отсеков междонного пространства. Ето, вместе с економайзерами, позволило при прежнем максимальном водоизмещении увеличить расчетную дальность до 7000 м.миль (фактическая оказалась 6500-6600).
3.Замена подшипников машин.
Скорость Пересвета на 6ч. пробеге с полном ВИ в 13550т. достигла 19,7уз. при 125-127 об/мин винтов с новыми лопастями чуть меньшего диаметра (старые резервные остались в Артуре) При 4часовой форсировке достигли 20,4уз. Победа показала соответствено 19,6 и 20,3уз. с форсированием.
4.Верхний 102мм броневой пояс (49м) удлинили до длины главного (95м). Из за спешности заказа использовали задел готовых плит 60мм никелевой брони для вернего пояса строящегося крейсера „Адмирал Макаров“ (типа Баян). Плиты укладывались поверх тонкой (70-20мм)деревянной подкладки из вертикальных досок, задача которой- компенсировать некоторую разницу в кривизне плит и бортов.
Кормовые участки (ок.25м) и носовые (ок.22м) планировалось заканчивать новыми 60мм траверсами (внутри корпуса) поверх 178мм траверсов ГП, но из за реалий корпусных отсеков, имелось небольшое несовпадение.
Вес етой добавленой брони составил 106т (без траверсов) вместе с подкладкой.
схема мест установки дополн. брони верхнего пояса (желтая заливка)
5.Ремонт подводной минной пробоины Победы, заделаной деревом в Артуре.
В области вооружения
6.Ремонт поврежденного 10“ ствола на Пересвете. Первоначално намеревались менять ствол на взятый с Ростислава, но потом обошлись ремонтом выбоины, путем заполнения ее металлом и установки на ствол дополнителного короткого (75см) внешнего кожуха (в нагретом состоянии).
7.Модификацировали система Гейслера для централизованного управления стрельбы.
Менялись только шкалы передающих и принимающих циферблатов- если раньше передавались порядковый номер цели и „общее направление“ на нее, тип огня и пр., то теперь „цифровыми“ циферблатами последовательно передавались две непрерывно меняющиеся числа- углы требуемой горизонтальной и вертикальной наводки. Посколько передача етих „цифр“ занимали все наличные позиции на шкале, остальная информация- тип снаряда и пр. передавалась по телефону (чтоб не менять устройства и кабелей). Для горизонтальной наводки делалась новая прецизная разметка погона башень и выверялась нулевая линия стволов.
Переход к такой системе для централизованной наводки пушек, (а не только для управления огня) обусловлен нехватки/отсуствием хорошо обученных наводчиков. К тому же они не смогли различать падение собственных снарядов и корригировать свой огонь, а ето оставалось главный емпирический способ учитывать все переменные условия стрельбы (температура воздуха и зарядов, ветер, износ стволов и т.д.)
Теперь башенная или орудийная команда отвечала лишь за перезарядку пушек, наведение ее согласно поступающими цифрами и при готовности включала размыкатель, разрешающий выстрел. Все остальное- определение дальности, выработка корекции к таблицам… как и сам момент залпа, ложилось на екип главного артиллериста, получающего данные о дальности и курсового угла с трех дальномерных и одного визирного поста. Расчеты велись при помощи спец. планшета, при етом ВИР и ВИП не исползовался. Разполагался он в кормовой рубке Пересвета, а на Победе- пока вместе со всеми в боевой рубке. На намеченого строительства ее второго яруса не осталось времени, использовали «боевые» марсы с противооскол. крышей и бортов. Горизонтальная наводка по опт. прицелов пушек оставалась как резервная для башень и основная для казематных шестидюймовок.
8.Сняли почти все 47мм пушек, проявившие уже свою безполезность и…. продали их! (с скидкой конечно) французам, те упорно продолжали ставить таких на свои корабли, вплоть до ера дредноутов. За счет их погребов расширили вместимость для 254 мм. Новый состав вооружения насчитывал 2х2-254мм; 10х1-152мм и 13х75мм.
9. Установили мощные радиостанции системы Маркони.
10.Боекомплект:
254мм. К наличным на кораблям снарядам (242шт., ок.30 на ствол) доставили еще 640 из запасов российской береговой обороны (стальные фугасные). Т.е в общем по 110/ствол (усиленный боекомплект). Из за нехватки пироксилина в России, пустые снаряды снаряжались уже во Франции… меллинитом (но с другим взрывателем).
Аналогично пополнили боекомплект 152мм. А вот с 75мм случился облом- в России таких не оказалось достаточно. К тому же часть таких пушек остались в Артуре. Переразпределив наличные пушки и снаряды, получили по 13 шт. на Пересветов (13-я занимала место погонной шестидюймовкой) и 12 на Баян. На батарейной палубе 75мм не остались вообще, их порты (8шт.) заделали наглухо, а наличные 38мм противоосколочные перегородки развернули на 90гр. и закрепили с внутренней стороны борта…
Пересвет в камуфлаже и Победа до ремонта
Баян.
Из за хорошего состояния корпуса ему сделали только ремонт силовой установке, нацеленой на увеличение дальности. Аналогично Пересветам, ему установили форсунки для нефтяной форсировке котлов, а те в последнем (четвертом) котельном перевели только на нефть (из за установки пароперегревателей в топках). Кроме часть междонных отсеков, под нефть пригодили и бившые угольные ямы вокруг него. Ето подняло также и макс. скорость (немного))
Самое существеное усовершенствование по части артиллерии- изменение углов ВН у 203мм пушек башень с 5/+18 до -2/+21 гр. Также установили еще 4 шестидюймовки в центральном каземате на место снятых 8- 75мм пушек. Для етого переставили некоторые 60мм бортовые плиты с орудийными портами для 75мм пушек (увеличив их в размерах), также переработали погреба. Новый состав вооружения насчитывал 2х1-203мм; 12х1-152мм и 12х75мм.
Теперь самое интересное- команды! Посколько болг. флот столько кадров не имел (да и ето вообще не планировалось) то собрали „с миру по нитке“)) Тем не менее квалификация команд была высокая.
а) Офицеры и старшины. Помимо (болг.?) командующего и несколько других чинов, костяк состоял из офицеров Черноморского флота, „перешедшие на болг. службе“ согласно (раз)решения Императора. Имелись и волнонаемние французские и немецкие авантюристы- одних (артиллеристов) привлекла возможность опробовать/применить свои идеи на практике, других (как молодой Франсуа Дарлан, будущий адмирал)- желание „понюхать пороха“, приобрести боевой опыт. И конечно роль денег…
б) нижные чины (матросы)- ок. 25% болгарские, 65% русские, 10% других (чехов в машинном…)
В машинных команд было немало „австровенгров“ (чехов и несколько хорват)
Башенные команды были русские из ЧФ.
Вне зависимости успеет ли отряд догнать 2ТоЕ или будет самостоятельно прорываться в Владивосток, его готовили для крейсерской войны вокруг Японии и особенно на комуникациях в Желтом море к Манджурии. При етом планировалось использование нейтральных немецких и голландских бункеровщиков (танкеров и угольщиков) базировавшихся в Циндао и возможно в Шанхай.
Посколько такой разнородный личный состав трудно объединить вокруг понятия „долг“; „служба“(отечеству) и пр., а также из за не особо большого размера жалованья (а различия для призваных и „волнонаемников“ нельзя допускать), то учредили ОСОБЫЙ СТАТУС ОТРЯДА, в сущности что то вроде каперских договоров прошлого (!))- о процентов от стоимости „добычи“ полагающаяся екипажам и выплачиваемая каждому члену в зависимости от его доли. В качестве „добычи“ выступали:
- Прямые выплаты „сообщества“ из военного бюджета- здесь входили как суммы жалованья чинам, так и спец. премии; за участие в сражения, а особенно большие- за потопленний вражеский боевой корабль.
- Процент от стоимости призов, потопленных (меньшая сумма, из бюджета) или захваченных и приведеных в русский или нейтральный порт для продажи (боольшая, из продажной цены). В качестве последного намечался Циндао, где разместили морской суд, но не исключался и Шанхай (бриты тоже знают что деньги не пахнут, да и все ето- совсем законно))
Расчеты должны вестись на основе иззятых документов, свидетельских показании нейтралов, а также ФОТОСНИМКОВ. Из за чего располагаем сейчас столь богатым фотоархивом той войны)))
И вот, приняв 10 апреля корабли, только что устранившие замечания с поспешных испытаний, и не теряя время на учения и сплаваность екипажей (надеясь на ето во время пути), 14-го апреля (н.ст.) Особый отряд взял курс на восток. Заранее вперед были засланы четыре… нет, не угольщиков а танкеров, посколько весь путь планировалось идти на нефти на скорости 12-12,5 узлов с тремя бункеровками в открытом море на ходу (9уз.) Запас угля берегли лишь для полного хода.
Один из них- „Murex“ фирмы Шелл транспорт анд трейдинг.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (когда то))